Тема: «Определение моделей организационного поведения»




При проведении данной самостоятельной работы студенты получают раздаточный материал, содержащий 2 или 3 задания. Одно из них предполагает определение модели организационного поведения описанного в задании примера. Второе задание представляет собой описание конкретной ситуации, которая требует разрешения путем смены или коррекции модели организационного поведения. Студент должен ответить, как именно он разрешил бы данную ситуацию. Третье задание – это вопрос о модели ОП вуза, в котором учатся студенты или организации, в которой они работают (работали, проходили практику и проч.).

Примеры заданий:

Задание № 1

1.В рамках, какой модели ОП могут реализовываться указанные далее программы? Так, некий паевой фонд предоставляет своим сотрудникам возможности бесплатно заниматься физкультурой, предоставляет услуги по лечебному массажу, проводит психологические семинары, предоставляет отпуска родителям, выделяет время по уходу за иждивенцами и детьми. В результате показатель текучести кадров снижается на 30%, сокращается объем средств, направляемых на оплату больничных листов, уменьшаются затраты на набор и обучение кадров. Очевидно, что работники такого фонда вряд ли горят желанием сменить работодателя.

2. Какая модель ОП описана в следующем примере?

В ответ на сокращение объемов продаж компьютеров компании А, ее исполнительный директор издал приказ о том, что работники некоторых подразделений должны использовать 2 дня отпуска в месяц без сохранения зарплаты, что позволило бы избежать остановки производства. Но многие сотрудники приходили на работу и в те дни, за которые они не получали зарплаты. Более того, менеджеры прибыльных подразделений в знак солидарности со служащими компании выступили с инициативой о сокращении своей зарплаты на 10%. Возможно, применение поддерживающего подхода в благополучный период предоставляет собой форму инвестиций, дивиденды на которые выплачиваются в трудные для компании времена.

3. Определите модель организационного поведения вашего учебного заведения (организации, где вы работаете или работали, проходили практику и т.д.).

Задание № 2

1. Какая модель ОП, на Ваш взгляд, более подходит для исследовательских лабораторий и организаций, деятельность которых определялась творческим отношением сотрудников к рабочим обязанностям, так как она была бы наиболее адекватна условиям интеллектуального труда, значительной свободы действий сотрудников? Чем, на Ваш взгляд, ограничено применение такой модели в традиционном (конвейерном) производстве?

2. Ответьте на следующий вопрос.

Стремящиеся к сокращению издержек фирмы некоторых стран широко используют практику передислокации сборочных производств в менее развитые страны (например, в Мексику), в которых работники получают относительно более низкую зарплату. Это позволяет компаниям удержать (укрепить) конкурентные позиции по издержкам, и в то же время данная практика поднимает некоторые интересные поведенческие проблемы. Целесообразно ли распространение используемой организацией в своей стране модели ОП (например, опекунской)? Ответ аргументируйте.

Задание № 3

1. Какая модель организационного поведения могла бы вызвать следующий инцидент?

2. Менеджеры одного деревообрабатывающего завода жестоко обращались с рабочими. Иногда применяли физическое воздействие. Рабочие не могли открыто выразить свое недовольство, т.к. боялись потерять работу, но они нашли другой путь: мастер был символически вырезан из листов фанеры, которые производил завод. Его изображение было сделано на всех листах высококачественной фанеры.

3. Ответьте на следующий вопрос.

Некоторые фирмы, стремящиеся к сокращению издержек, широко используют практику передислокации сборочных производств в менее развитые страны, в которых работники получают относительно более низкую зарплату. Это позволяет компаниям удержать (укрепить) конкурентные позиции по издержкам, и в то же время данная практика поднимает некоторые интересные поведенческие проблемы. Например, оправдано ли изменение модели организационного поведения в соответствии с экономической ситуацией (перевод предприятия в развивающуюся страну приводит к сокращению рабочих мест на предприятиях своей страны)? Рабочие бастуют, боязнь работников в своей стране потерять безопасность в работе принимает угрожающие размеры, что создает предпосылки к возвращению к старым авторитарным методам работы и соответствующей модели ОП. Приведите свои аргументы.

Деловые игры

Методические указания:

Деловые игры (и тренинги) могут применяться для обучения, диагностики индивидуальных особенностей их участников, организации процесса принятия решений, в исследовательских целях. Метод деловых игр синтезирует в себе преимущества экспериментального и аналитического методов. Преимущества такого подхода обучения перед традиционными обнаруживается в нескольких пунктах:

1. Их цели в большей степени согласуются с практическими потребностями обучающихся;

2. Данная форма организации учебного процесса снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности, системным характером используемых знаний и их принадлежностью разным дисциплинам;

3. Позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления;

4. Игровая форма соответствует логике деятельности, включающей момент социального взаимодействия, готовность к профессиональному общению;

5. Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых в процесс обучения;

6. Деловые игры и тренинги взаимосвязаны, причем они более содержательны по сравнению с применяемыми традиционными методами;

7. В играх формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка;

8. Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляет себя вся личность,

9. Данные методы провоцируют включение рефлексивных процессов, представляют возможность интерпретировать осмысление полученных результатов.

Проблема измерения эффективности игр и тренингов, как и других групповых методов, достаточно остра. Оперируя данными самоотчетов можно утверждать, что в результате их проведения снижаются эгоцентрические тенденции в поведении и мышлении, обостряется социальная чувствительность, уменьшается самоконтроль, формируется установка на восприятие новой информации, снижается порог принятия точки зрения другого, растворяются стереотипы, актуализируется творческий потенциал. Игры позволяют увеличить масштаб охвата действительности, наглядно представляют последствия принятия решений, дают возможность проверить альтернативные решения, что бывает практически невозможно в реальной жизни, в этом их ни с чем несравнимая роль.

Тематика деловых игр

1. Деловая игра «Выборы руководителя».

2. Деловая игра «Групповое взаимодействие. Формирование команды».

3. Деловая игра «Невербальные средства общения».

4. Деловая игра «Марафон менеджера».

5. Деловая игра «Контакт с руководителем».

6. Деловая игра «Социально – психологический климат в коллективе».

7. Деловая игра «В коллектив пришел новичок»

8. Деловая игра «Индивидуальная беседа с подчиненным».

9. Деловая игра «Особенности организационного поведения с учетом национального аспекта».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: