Вероубеждения Ахлю ас-Сунна




اعتقاد أئمة الحديث

للحافظ أبي بكر أحمد بن إبراهيم الإسماعيلي

Имам, Абу Бакр Ахмад ибн Ибрагим аль-Исмаили аш-Шафии

(277-371 г.)

 

 

Перевод: Абу Абдурахман ад-Дагестани

 

2010 - 1431

 

Коротко об авторе:

 

Пишет Имам аз-Захаби,да смилуется над ним Аллах, в своей книге "ас-Сияр", в биографии Имама Абу-Бакра аль-Исмаили: "Имам, Хафиз, Худжа, Факъих, Шейх аль-Ислам, Абу-Бакр, Ахмад ибн Ибрагим ибн Исмаил ибн Аббас, аль-Джурджани, аль-Исмаили, аш-Шафии. Автор книги “Сахих мустахрадж аля Сахих аль-Бухари”. Он являлся Шейхом шафиитов, родился 277 г., начал изучение хадисов еще в детстве и писал их своей рукою. Был автором многих работ, которые свидетельствуют ему о достоинстве и главенстве в Фикхе и Хадисе.

Сказал аль-Хаким: "аль-Исмаили был уникальным (ученым) своего времени. Шейх мухаддисов и факихов, самый достойнейший из них. Никто не разногласил о нем среди ученых. Умер в 371 г."".

Приводит Тажуд-дин ас-Субки, да смилуется над ним Аллах: " Абу-Бакр, Ахмад ибн Ибрагим ибн Исмаил ибн Аббас, аль-Джурджани, аль-Исмаили. Имам в местности Джурджан. К нему все обращались за знаниями в Фикъхе и Хадисе. Он брал знания от Захида, Усмана аль-Макабири аль-Джурджани, Ибрахима ибн Зубейра аль-Хальвани, Ахмада ибн Мухаммада ибн Масрукъа, Мухаммада ибн Яхьи аль-Марувази, Яхьи ибн Мухаммада аль-Джинани, АбдуЛлаха аль-Фирьйяби, Мухаммда ибн АбдуЛлаха аль-Хадрами, Мухаммада ибн Усмана Ибн Абу Шейбы, и многих других Ученных, Багдада, Куфы, Басры, Моувсула, аль-Анбара.

Его учениками были аль-Хаким, Абу-Бакр аль-Баркъани, Хамза ас-Сахми, Абу Хазим аль-Абдари, Хафиз Абу-Бакр, Мухаммад ибн Идрис аль-Джурджани и др.

Сказал Хамза: "Я слышал, как Имам ад-Даракъутни говорил: "Сколько раз я намеревался отправиться к Абу-Бакру аль-Исмаили, но, к сожалению так и не смог"". См. "Табакъат аш-Шафиийя аль-Кубра" 3 том, стр. 7-8.

 

Его книги:

1- "Мустахрадж аля Сахих аль-Бухари".

2- "Мадхаль аля Сахих аль-Бухари".

3- "аль-Муснад аль-Кабир".

4- "аль-Фауваид".

5- "Муъджам ас-Сахаба"

6- "Рисаля фи аль-акъида иля ахль аль-Джилян", о ней упоминают в своих работах Имам ас-Сабуни аш-Шафии (умер в 448 г.) и Шейх аль-Ислям Ибн Теймийя.

7- "Китабун фи-ль-Фикъх".

8- "Иътикъад Ахли ас-Сунна". Эта книга.

 

Иснад [1] этой работы Имама Абу-Бакра аль-Исмаили:

Эту работу с иснадом приводит Имам Ибн Къудама аль-Макдиси (541-620), да смилуется над ним Аллах, в своей книге “Зам ат-Таъвиль”: от Масуда аль-Хашими от Хафиза Абу аль-Аля от Али аль-Джурджани от Хамзы ас-Сахми от Абу-Бакра, Ахмада аль-Имаили.

Имам аз-Захаби (673-748), да смилуется над ним Аллах, приводит эту работу с иснадом Ибн Къудамы, через Исмаиля ибн аль-Фарра от Ибн Къудамы аль-Макдиси. Имам аз-Захаби говорит в своей книге “аль-Арбаин”, подтверждая достоверность цепочки передатчиков этой работы от Имама аль-Исмаили: “Эти убеждения мы слышали по достоверной цепочке передатчиков до него (аль-Исмаили)”. Стр. 118.

В дополнение к этому, известно, что такие выдающиеся Имамы науки Хадисов, как Шейх аль-Ислам Ибн Теймийя[2], Ибн Хаджар Аскалани[3], и Ибн Раджаб аль-Ханбали[4], да смилуется над ними всеми Аллах, в своих трудах цитировали Имама Абу-Бакра аль-Исмаили в вопросах вероубеждений по этой книге "Вероубеждения Ахлю-Сунны".

 

بسم الله الرحمن الرحيم

 

Знайте, да смилуется над нами и вами Аллах, что мазхабом "Ахль аль-Хадис" - Ахли-Сунны ва аль-Джамаа, является:

1- Вера в Аллаха, в Его ангелов, книги и посланников.

2- Принятие того, что изложено в Книге Аллаха Всевышнего и что достоверно пришло от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Нельзя уклониться от того, что пришло в них, и нет пути для отрицания этого, потому что нам приказано следовать Книге и Сунне, и абсолютно гарантированно, что в них верное руководство, а так же дано свидетельство, что Пророк наш, да благословит его Аллах и приветствует, наставляет на верный путь[5]. Нам послано предостережение, что в противоречии ему, да благословит его Аллах и приветствует, нас ждет смута и страшное наказание[6].

3- Они убеждены, что Аллах Всевышний, имеет прекрасные Имена, Качества и Атрибуты, которыми Он Сам Себя описал и которыми описал Его, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

4- Он сотворил Адама Рукой Своей.

5- "Его обе Руки простерты, и Он расходует, как пожелает" [7],- без убеждения "кейфа"[8].

6- То, что Он: "Вознесся над Троном" [9], без "кейфа". Поистине Аллах сообщил то, что Он: "Вознесся над Троном", но не сообщил, каким образом Его Вознесение.

7- То, что Он Владыка Своих творений. Он создал их, не из-за того что нуждался в том, что сотворил. Он совершает то, что пожелает и вершит то, что хочет, "Его не спросят за то, что Он совершает", однако творения все ответственны за свои дела[10].

8- Он имеет прекрасные Имена, Качества и Атрибуты, которыми Он Сам Себя описал и которыми описал Его, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

9- Нет ничего, что было бы не под силу Ему на небесах и на земле.

10- Его нельзя описывать тем, что имеет недостаток и изъян, Он превыше всего этого.

11- Он сотворил Адама, мир ему, Своей Рукой.

12- Обе Его Руки распростерты, и Он расходует, как пожелает. Все это без убеждения, каким образом Его Руки, т.к. Книга Аллаха не изложила о форме и образе этого.

13- Тут не следует иметь убеждение о частях тела или органах, длине или ширине, твердости или мягкости и т.п. из описаний в творениях. Поистине "нет ничего подобного Ему" [11], Пресвят Лик Господа нашего, обладающий почетом и величием.

14- Они не говорят, что: Имена Аллаха, не есть Аллах, как говорят муътазилиты[12], хаувариджи[13] и различные заблудшие секты из приверженцев собственных страстей.

15- Они подтверждают Ему: Лик, Слух, Зрение, Знание, Мощь, Силу, Величие, Речь, не так как это говорят приверженцы заблуждений из муътазилитов и других сект, а так, как это сказал Всевышний: "Вечен лишь Лик Господа твоего". Коран 55:27. Сказал Аллах: "Он ниспослал это по Своему знанию". Коран 4:166. Сказал Аллах: "Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает". Коран 2:255. Сказал Аллах: "Ведь могущество целиком принадлежит Аллаху". Коран 35:10. Сказал Аллах: "Мы воздвигли небо благодаря могуществу". Коран 51:47. Сказал Аллах: "Неужели они не видели, что Аллах, Который сотворил их, превосходит их силой"? Коран 41:15. Сказал Аллах: "Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом". Коран 51:58.

16- Он Всевышний, Обладатель Знания, Мощи, Силы, Слуха, Зрения и Речи, как сказал: "…и тебя взрастили у Меня на Глазах". Коран 20:39. Сказал Аллах: "Воздвигни ковчег у Нас на Глазах и по откровению Нашему". Коран 11:37. Сказал Аллах: "…то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха". Коран 9:6. Сказал Аллах: "Аллах вел беседу с Мусой". Коран 4:164. Сказал Аллах: "Когда Мы хотим чего-либо, то стоит Нам сказать: «Будь!» – как это сбывается". Коран 16:40.

17- Они говорят то, что говорят все мусульмане: Что пожелает Аллах, то происходит, а что Он не пожелает, то никогда не произойдет, как сказал Аллах: "Но вы не пожелаете этого, если не пожелает Аллах". Коран 76:30.

18- Они говорят: Никто не сможет скрыться от Знания Аллаха и одержать верх над Его Действием и Волей, или изменить Его Знание. Поистине Он Знающий и не подвержен невежеству и забывчивости, Он Могущественный, Которого нельзя победить.

19- Они говорят, что Коран – Речь Аллаха не сотворенная. Как бы Коран не проявлялся: чтением чтеца и его произношением, заучиванием наизусть в сердцах, чтением языками, написанием на листах,- он не сотворенный. Тот, кто сказал, что произношение Корана сотворенное, желая указать на Коран, тот сказал о сотворенности Корана[14].

20- Они говорят, что нет творца в истинном значении кроме Аллаха, Свят Он и Велик. Поистине всё совершаемое рабами, является творением Аллаха, воистину Он ведет по прямому пути, кого пожелает и вводит в заблуждение кого пожелает. Для тех, кого Аллах ввел в заблуждение, нет никакого довода или оправдания, как сказал Аллах: "Скажи: "У Аллаха есть убедительное доказательство. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас"". Коран 6:149. Аллах сказал: "Он сотворил вас изначально, и так же вы будете возвращены. Он одних наставил на прямой путь, а другим заслуженно предписал заблуждение [15] ". Коран 7:29-30. Аллах сказал: "Мы сотворили для Геенны много джиннов и людей". Коран 7:179. Аллах сказал: "Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его". Коран 57:22. Аллах сказал об обитателях Рая: "Они скажут: "Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас"". Коран 7:43. Аллах сказал: "Разве верующие еще не знают, что если бы Аллах захотел, то наставил бы всех людей на прямой путь"? Коран 13:31. Аллах сказал: "Если бы твой Господь захотел, то Он сделал бы человечество единой общиной верующих. Однако они не перестают вступать в противоречия, за исключением тех, над кем смилостивился твой Господь". Коран 11:118-119.

21- Они говорят, что зло и благо, приятное и горькое, всё по предопределению Аллаха, Свят Он и Велик, Он это предначертал. Творения не владеют для себя ни тем, чтоб принести себе зло, ни тем, чтоб привлечь блага, кроме как в том, что пожелает Аллах.

22- Поистине они постоянно нуждаются в Аллахе[16].

23- Они говорят, что поистине Он нисходит на ближайшее небо, так как известно из достоверного хадиса от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, без убеждения, каким это образом[17].

24- Они убеждены, что богобоязненные рабы, смогут видеть Аллаха в Судный день, в отличие от такой возможности в этой жизни. Так же они утверждают, что обязательно Его увидят те, для кого Он сделал это вознаграждением в будущей жизни. Как Он сказал: "Одни лица в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа". Коран 75:22-23.

25- Аллах сказал о неверующих: "В тот день они будут ограждены от своего Господа завесой". Коран 83:15. Если бы все верующие и неверующие не имели бы возможность видеть Его, то о них всех можно было бы сказать, что он будут ограждены.

26- Это все без, убеждения телесности для Аллаха и ограничения Его. Однако они будут видеть Его своими глазами, как Он Сам пожелает, без задавания вопроса "как?".

27- Они говорят что вера,- это слово, дело и знание. Она увеличивается с подчинением Аллаху и уменьшается с ослушанием Его. Тот, кто больше других подчиняется Аллаху, вера его больше чем у того, кто меньше него в подчинении Ему.

28- Они говорят, что если кто-то из приверженцев Единобожия и совершающих молитву в сторону мусульманской къиблы, совершит один или множество больших и малых грехов, будучи при этом единобожником, подтверждающим и принимающим все то, чего следует придерживаться (в знании) об Аллахе, тот не становится неверующим, и они желают для него прощения. "Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает". Коран 4:148.

29- Они разногласили по поводу того, кто намеренно и без уважительной причины, оставляет обязательную молитву, упуская установленное для неё время. Одна группа ученых объявляли его неверующим, опираясь на передачи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказавшего: "Между рабом и неверием - оставление молитвы" [18]. Так же его, да благословит его Аллах и приветствует, слова: "Кто оставит молитву, тот впал в неверие" [19]. "Кто оставит молитву, того покинет защита Аллаха" [20].

30- Другая группа ученых толковала эти хадисы так, что в них речь идет о тех, кто оставил молитву, отрекаясь от неё. Как применил этот термин Юсуф, мир ему: "Воистину, я оставил (отрекаясь) от религии людей, которые не веруют в Аллаха". Коран 12:37. Т.е. под «оставлением» (религии куфра) речь идет об отречении[21].

31- Многие из них говорили: Вера (Иман),- это слово и дело. Ислам,- это дела, которые человек должен обязательно совершать. Если каждое из этих понятий упоминается по отдельности, то каждое из них содержит оба понятия. Если сказано: верующие и мусульмане, то в каждом выражении указывается на смысл, отличный от другого. Но если упоминается одно из них, то оно заключает в себе смысл другого.

32- Многие из них сказали: Ислам и Иман (вера),- едины. Сказал Аллах: "От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято". Коран 3:85. Если бы Иман (вера), было бы чем-то иным, то это бы не принялось. Сказал Аллах: "Мы вывели оттуда всех уверовавших, но нашли там только один дом с мусульманами". Коран 51:35-36.

33- Из них были те, кто сказал, что Ислам характеризован подчинением Аллаху, покорностью Ему и исполнением Его постановлений, в том, во что он верует. Как сказал Аллах: "Бедуины сказали: "Мы уверовали". Скажи: "Вы не уверовали. Посему говорите: “Мы стали мусульманами”. Вера еще не вошла в ваши сердца"". Коран 49:14. Сказал Аллах: "Они попрекают тебя тем, что обратились в ислам. Скажи: "Не попрекайте меня вашим обращением в ислам. Это Аллах оказал вам милость тем, что привел вас к вере, если вы вообще говорите правду"". Коран 49:17. (Хотя) это тоже, является доказательством для тех, кто сказал что Иман и Ислам,- едины[22].

34- Они говорят, что Аллах выведет из Огня людей из приверженцев Единобожия, по заступничеству ходатайствующих и по Милости Своей.

35- Что ходатайство – "Шафаат",- истина.

36- Что "водоём"[23],- истина.

37- Что весы[24],- истина.

38- Что отчёт,- истина.

39- Они не утверждают ни для кого из этой Уммы, что он из обитателей ада или рая, потому что знание об этом скрыто для них. Они не знают, как он умрет, в Исламе или неверии. Однако они говорят, что тот, кто умер в Исламе, сторонясь больших грехов, страстей и ослушаний, тот окажется из обитателей рая, потому что Аллах сказал: "Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из тварей", – не оговаривая, что они грешили,- "Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно". Коран 98:7-8.

40- А тому, кому обещан рай Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, и это пришло в достоверной передаче, тому они свидетельствуют этим же, следуя за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, доверяя его словам.

41- Они говорят: Мучения в могиле это истина. Аллах, если пожелает, подвергает этим мучениям того, кто заслуживает, а если пожелает, то избавит его от этого. Аллах сказал: "Огонь, в который их ввергают утром и после полудня. А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям"! Коран 40:46. В этих аятах указание на то, что они подвергаются мучениям в этом мире[25] утром и после полудня, а когда придет судный день, то их ввергнут в страшные мучения, которые никогда не уменьшатся и не прекратятся, как это было до этого. Аллах сказал: "А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь",- т.е. до исчезновения этого бренного мира. Дальше Он сказал: "…в День воскресения Мы воскресим его слепым". Коран 20:124. Он указал, что тяжкая жизнь будет до наступления судного дня. А так как жизнь многих иудеев, христиан и многобожников протекает в достатке и роскоши, то мы понимает, что в аяте не имеется в виду тяжесть жизни, в смысле нужды и недостатке в пропитании. Здесь идет речь о том, что будет после смерти и до дня воскрешения[26].

42- Они верят в то, что известно о Мункаре и Накире[27], из достоверных хадисов от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и Словах Аллаха: "Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А беззаконников Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает". Коран 14:27. А так же в то, что пришло в толковании этого аята от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

43- Они считают необходимым оставлять споры и прения[28] о Коране и в чем-либо другом. Так как Аллах сказал: "О аятах Аллаха спорят только неверные". Коран 40:4. Т.е спорят в них, оспаривая их и не веруя в них. А Аллаху об этом ведомо лучше.

44- Они подтверждают право правления Абу-Бакра, да будет доволен им Аллах, после Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, по избранию его на этот пост сподвижниками[29], да будет доволен ими всеми Аллах.

45- Затем правление Умара, да будет доволен им Аллах, после Абу-Бакра, да будет доволен им Аллах, по его указу на это[30].

46- Затем правление Усмана, да будет доволен им Аллах, которое определилось по единогласному решению членов Совета и мусульман, который был создан по указанию Умара, да будет доволен им Аллах.

47- Затем правление Али ибн Абу Толиба, да будет доволен им Аллах, после присяги ему сподвижников, участвовавших в сражении при Бадре: Аммаром ибн Ясиром, Сахлем ибн Ханифом и др. Это вдобавок к тому, что он был достойнейшим для этого.

48- Они убеждены в превосходстве сподвижников, которыми доволен Аллах, как Он сказал: "Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худейбии". Коран 48:18.

49- А так же в Словах Его: "Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними". Коран 9:100.

50- Тот, кем был доволен Аллах, от него уже не будет исходить то, что вызовет гнев Аллаха, Свят Он и Велик, подобным же образом с последовавшими за ними. Однако, это с условием их искреннего и полного следования за сподвижниками. Если же этого искреннего следования не будет, то нет для них пути вхождения под указание этого аята.

51- Тот же, кто раздражен этим их высоким положением перед Аллахом, тот находится в опасном положении, страшнее которого нет,- т.е. неверие. Так как Аллах сказал: "Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих ". Коран 48:29.

52- Они сказали о законности их правления в соответствии со Словами Аллаха: "Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния",- обращение словами "тем из вас", к тем, кто был с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на его религии, когда снизошли эти аяты. Затем Аллах сказал: "… что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность. Они поклоняются Мне и не приобщают сотоварищей ко Мне". Коран 24:55.

53- Аллах укрепил правлением Абу-Бакра, Умара и Усмана эту религию,- обещание Аллаха,- они пребывали в безопасности, совершали военные походы, и никто не совершал подобные походы против них. Они устрашали врагов, и никто из врагов не устрашал их.

54- Сказал Аллах Всевышний, людям, которые не вышли в военный поход[31] со своим Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в который Он приказал выйти Своими Словами: "Если Аллах возвратит тебя к некоторым из них, и они попросят у тебя дозволения отправиться в поход, то скажи: «Вы никогда не отправитесь со мной в поход и никогда не будете сражаться вместе со мной против врага. Вы были довольны тем, что отсиделись в первый раз. Посему отсиживайтесь вместе с теми, кто остается»". Коран 9:83. Когда они, встретив Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стали просить его позволения выйти вместе с ним в поход, и получили отказ, Аллах ниспослал: "Когда вы отправитесь за трофеями, чтобы взять их, оставшиеся позади скажут: «Дайте нам последовать за вами». Они хотят изменить Слово Аллаха. Скажи: «Вы не последуете за нами. Так сказал Аллах прежде». Тогда они скажут: «Нет, вы завидуете нам». Но они мало что смыслят". Затем Аллах сказал: "Скажи бедуинам, оставшимся позади: «Вас еще призовут воевать против людей, обладающих суровой мощью. Вы сразитесь с ними, или же они обратятся в ислам. Если вы подчинитесь, то Аллах дарует вам прекрасную награду. Если же вы отвернетесь, как отвернулись прежде, то Аллах причинит вам мучительные страдания»". Коран 48:15-16.

55- Эти Слова были обращены во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к отсиживающимся, которые не вышли с ним, да благословит его Аллах и приветствует. Во время же правления Абу-Бакра, Умара и Усмана, многие из них еще оставались живы. Аллах гарантировал оставшимся из них, что если они подчинятся правителям, Он даст им великую награду, а если ослушаются, то накажет мучительными страданиями. Это было извещение от Аллаха об их, да будет доволен ими Аллах, правлении. Он освободил наши сердца от неприязни к кому-то из них. Таким образом, если подтвердилось право правления одного из них, правление всех четырех становится законным.

56- Они считают обязательным совершение пятничной и других молитв позади каждого имама (правителя) мусульманина, будь он праведным или грешным. Поистине, Аллах обязал нас выполнению пятничной молитвы, приказав совершать её, Своим абсолютным приказом. Он знал, что возглавлять её могут грешники и праведники, и при этом, не исключил для этого какое-то определенной время или определенный призыв на пятничную молитву[32].

57- Они считают необходимым вести джихад вместе с ними против неверующих, даже если они являются несправедливыми.

58- Они считают необходимым возносить за них мольбы, для исправления их и склонения к справедливости.

59- Они не дозволяют выходить против них с мечом[33].

60- А так же сражаться во время смут.

61- Они считают необходимым сражаться против бунтарей вместе со справедливым правителем. Если таковой имеется в соответствии с их условиями к этому.

62- Они считаю землю,- в отличие от муътазилитов - землёй Ислама, покуда на ней звучит призыв на молитву и она выстаивается открыто и народ ее совершающий, может это делать в безопасности[34].

63- Они считают, что никто не заслуживает рая,- какие бы дела он не совершал,- кроме как по Милости Аллаха и из-за чести оказанной Им, которые Он являет тем, кому пожелает. Поистине его благие дела и подчинение, были с дозволения Аллаха. Если бы Он не оказал такую честь, то ни для кого не было бы перед Аллахом права, как Он сказал: "И если бы не милосердие и милость Аллаха к вам, то никто из вас никогда не очистился бы. Однако Аллах очищает того, кого пожелает". Коран 24:21. "Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном". Коран 4:83. "Он избирает для Своей милости, кого пожелает". Коран 3:74.

64- Они говорят, что для каждого Своего творения Аллах определили срок, к которому они идут: "Когда же наступит их срок, они не смогут отдалить или приблизить его даже на час". Коран 16:61.

65- И если кто-то умер или был убит, то это произошло в конце предписанного ему срока, как сказал Аллах Всевышний: "Скажи: "Даже если бы вы остались в своих домах, то те, кому была предначертана гибель, непременно вышли бы к месту, где им суждено было полечь"". Коран 3:154.

66- Аллах Всевышний наделяет пропитанием каждое живое творение в той мере, которая достаточна ему для жизни. Это пропитание, которое Аллах гарантирует для живущих созданий, это пропитание из дозволенного и запретного, а так же удел богатства, превосходящий прожиточный минимум.

67- Они убеждены, что Аллах Всевышний создал шайтанов, которые наущают потомков Адама, обольщают и обманывают их.

68- И в том, что шайтан входит в человека[35].

69- И в том, что в мире есть колдовство и колдуны. Заниматься колдовством есть неверие со стороны совершающего это, и убежденного, что оно приносит вред и пользу, без Воли Аллаха на это.

70- Они считают необходимым сторониться новшеств и грехов, славы, высокомерия и самодовольства, измен и порчи, доносов и предательских убийств.

71- Они считают необходимым удержание от причинения вреда и распространения сплетен (гъиба), кроме как в отношении тех, кто выявляет новшество и страсти и призывает к этому. Слова о нём не считаются сплетнями, по их мнению.[36]

72- Они считают необходимым обучение знаниям и требование их от тех, кто ими обладает.[37] Проявления старания в изучении Корана, его наук и толкования. Изучение хадисов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собрание их и углубление в их понимании. Так же, они считают необходимым, изучение наследия от сподвижников Пророка, и удержание от осуждения кого-либо из них[38] и оставление того что произошло между ними на Аллаха.

73- Вместе с этим придерживаться Джамаата[39].

74- Проявление скромности в еде, питье и одежде.

75- Стремление и старательность в совершении благих дел.

76- Побуждение к одобряемому и удержание от порицаемого, а так же отстранение от невежд, пока их не обучат и не пояснят для них Истину, после чего порицание и исполнение наказания в отношении них. Все это после пояснения для них Истины, и рассмотрения возможности оправдания между ними.

- Это есть основа религии и их мазхаба,- убеждения "Ахль аль-Хадис", которых не коснулось новшество и не привела в замешательство смута, подталкивающая к чему то порицаемому в религии.

- Они все вместе, крепко держались за вервь Аллаха и не разделялись.

- Знайте же: Что Аллах Всевышний, сделал обязательными Свою Любовь и Прощение для последовавших за Его пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Он сделал их "спасшейся группой", последовавшей общиной. Сказал Аллах: "Скажи: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи"". Коран 3:31.

- Да наделит нас и вас Аллах благом, посредством Знания. Да убережет Он нас всех от заблуждений и отклонений, посредством богобоязненности, по Милости Своей.


[1] Цепочка передачи.

[2] См. его книгу "Даръ ат-Тааруд" 1\168.

[3] Он в сокращении, ссылаясь на Имама Абу-Бакра аль-Исмаили, цитирует его слова о вере (имане). См. "Фатх аль-Бари" 1\105.

[4] См. его книгу "Джами аль-улум ва аль-хикам" стр. 27.

[5] Наставление в напутствии, указании и пояснении верного пути. "Воистину, ты наставляешь на прямой путь". Коран 42:52.

[6] Как сказал Аллах: "Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигли их мучительные страдания". Коран 24:63

[7] Коран 5:64

[8] Без представления и старания познать форму-образ этого. Без задавания вопроса "как"?

Сказал Имам Абу Усман ас-Сабуни аш-Шафии (умер в 448 г.): "Спас Аллах приверженцев Ахлю ас-Сунны, от изменения, уподобления и от того, чтоб задаться вопросом "как?", и даровал им познание и понимание, так, что они проложили путь Единобожия - “тавхида” и очищения - “танзиха”, и оставили путь опустошения и уподобления, последовав Слову Аллаха: "Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий". Сура Шура 11 аят. И таким же образом, говорят они обо всех Качествах и Атрибутах, которые пришли в Коране и достоверной Сунне, такие как; Слух, Зрение, Глаз, Лик, Знание, Сила, Мощь, Величие, Воля, Желание, Слово, Речь, Довольство, Гнев, Любовь, Ненависть, Радость, Смех и другие. Они говорят о них без уподобления чего-либо из этих Качеств и Атрибутов, качествам и атрибутам созданий. Нет же, они останавливаются в них на том, что сказал Аллах и Его посланник, без добавления к ним чего-либо или преувеличения, без постижения формы-образа этого, задаваясь вопросом "как?" и без уподобления, без изменения и подмены, и без удаления от “лафза” [произношения], той вести, которую понимают арабы, накладывая на неё ложную метафору - “маджаз”. Они проходят их на внешнем смысле, оставляя знание этого Аллаху Всевышнему". См. его книгу "Акыда ас-Салаф ва Асхаб аль-Хадис" стр. 4.

 

[9] Коран 7:54

[10] "Его не спросят за то, что Он совершает, а они будут спрошены". Коран 21:23

[11] "Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий". Коран 42:44.

[12] Муътазилиты ("обособившиеся", "отделившиеся") – представители первого крупного направления в каламе, которое появилось между 105 и 110 г.х. Муътазилиты получили свое наименование в связи с обособлением от кружка аль-Хасана аль-Басри его учеников Василя ибн Ата и Амра ибн Убейда. Воззрения этого толка были окончательно сформированы во времена муътазилита Абу аль-Хузейла аль-Аллафа и сводятся к следующим пяти положениям. Первое – справедливость (аль-адль). Они считают, что божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Аллаха творить только добро и недопустимость нарушения Аллахом установленного порядка вещей. Это положение опирается на кадаритские представления о божественном предопределении. Второе – единобожие (ат-таухид). Муътазилиты отрицают не только политеизм и антропоморфизм, но и реальность и извечность божественных качеств. Они также отрицают речь Аллаха и считают Коран сотворенным. Это положение сближает муътазилитов с джахмитами. Третье – обещание и угроза (аль-ваад ва аль-ваид). Они считают, что если Аллах обещал ввести покорных рабов в Рай, а ослушников – в Ад, то ни заступничество Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ни милосердие Аллаха не в состоянии изменить характер воздаяния за совершенные человеком деяния. Четвертое – промежуточное состояние (аль-манзила бейна аль-манзилатейн). Иногда это положение, которое послужило причиной обособления муътазилитов от кружка аль-Хасана аль-Басри, называют вопросом наименования и суждения (масалат аль-асма ва аль-ахкам). Муътазилиты считают, что если мусульманин совершает тяжкие грехи, то он выходит из числа верующих, но не становится неверующим. Они называют его грешником (фасик) и считают, что в Последней жизни его навсегда ввергнут в Ад. Эти воззрения отличают муътазилитов от мурджиитов, хариджитов и салафитов. Пятое – повеление одобряемого и запрещение порицаемого (аль-амр би аль-маруф ва ан-нахьй ан аль-мункар). Приверженцы Сунны и единой мусульманской общины также признают необходимость повеления одобряемого и запрещения порицаемого, однако их взгляды отличаются от муътазилитских убеждений. Во-первых, муътазилиты считают дозволенным открыто выступать против несправедливого правителя, даже если он является мусульманином. Во-вторых, они считают дозволенным воевать с оружием в руках против мусульман, которые не разделяют их взглядов. Муътазилиты считают своими последователями только тех, кто признает эти пять основоположений, на основании которых они отрицают возвышенность Аллаха над творениями. Некоторые из них считают, что Аллах находится повсеместно благодаря Своей власти. Такого мнения придерживались Абу аль-Хузейл, аль-Искафи, Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб аль-Джуббаи. Муътазилиты единодушны в том, что вознесение Аллаха на Трон следует трактовать как овладение Троном. Они также считают, что праведники не увидят Аллаха в Последней жизни. Рационалистические установки и ряд теолого-философских построений муътазилитов стали достоянием возникших впоследствии направлений калама – ашаризма и матуридизма.

[13] Хаувариджи или хариджиты (вышедшие) – это первая секта в Исламе. Одним из ее самых главных признаков является то, что они всегда выступают против правителя мусульман либо словами (порицая правителя за спиной), либо же выходят против него с оружием. Некоторые из них начали называть неверными мусульман и считать их убийство дозволенным. Среди тех, кого они обвинили в неверии и убили, был также повелитель правоверных /амир аль-му‘минин/ ‘Али ибн Абу Талиб, да смилуется над ним Аллах. О них Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Поистине, появится среди вас народ, который будет настолько усердным в поклонении, что удивит людей и даже самих себя. Но они вылетят из религии так же, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!" Абу Я‘ля, 3/107. Хадис достоверный.

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о них: "Будут сражаться с обладателями веры / иман / и оставят поклоняющихся идолам". аль-Бухари, 3344.

Абу Са‘ид аль-Худри рассказывал, что когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разделил среди людей золотой самородок, который ему прислал ‘Али, один человек с впавшими глазами, широкими скулами, выпуклым лбом, густой бородой и бритой головой, на котором был высоко подобранный изар (одежда, прикрывающая нижнюю часть тела), поднялся со своего места и воскликнул: “О посланник Аллаха, побойся Аллаха!” На это Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Горе тебе, а разве из всех живущих на земле не подобает именно мне бояться Аллаха больше всего?!" Тогда этот человек ушёл, а Халид ибн аль-Уалид сказал: “О посланник Аллаха, не отрубить ли ему голову?” Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Нет, ибо возможно, что он относится к числу совершающих молитвы". Халид воскликнул: “А сколь много молящихся, на языке у которых совсем не то, что на сердце!” В ответ ему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Поистине, мне не было велено ни проникать в сердца людей, ни рассекать их утробы!" А потом Пророк, мир ему и благословение Аллаха, посмотрел вслед этому человеку и сказал: "Поистине, среди потомков этого человека появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха мягкими голосами, но ниже их глоток их чтение не пройдет (т. е. не дойдет до сердца), и они выйдут из религии подобно тому, как стрела вылетает из насквозь пробитой мишени!" аль-Бухари, 4351.

Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал о них: "Хариджиты - собаки из числа обитателей Огня!" Ахмад, 4/382. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

[14] Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил: "Коран – это слова Аллаха, и он не является созданным. И не бойся сказать, что Коран не является созданным. И поистине, слова Аллаха не являются чем-то отдельным от Него, и в них нет ничего такого, что являлось бы созданным. И остерегайся вступать в споры с теми, кто вводит нововведения в этом вопросе, и с теми, кто говорит о «произношении»/ляфз/, и тому подобном. И с теми, кто говорит: «Я не знаю, создан Коран или не создан, но поистине, он является словом Аллаха». Такой человек является приверженцем нововведений, подобно тому, кто говорит, что Коран является созданным. Однако поистине, Коран – это слова Аллаха, и он не является созданным". См. "Усуль ас-Сунна" стр. 9.

[15] Всевышний Аллах Справедлив, и никогда не введет в заблуждение того, кто желал истины и руководства! Однако вводит Аллах в заблуждение лишь тех, кто противится истине, оставляя их без Своего руководства, как сказал Аллах: "Я отвращу от Моих знамений тех, которые возгордились на земле безо всякого права



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: