Факторы, влияющие на прибыль




ТЕМА 6

ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Экономическое содержание, функции и порядок формирования прибыли

В настоящее время в Отчете о финансовых результатах выделены следующие виды прибыли.

1. Валовая прибыль – это разность между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. В себестоимость продажи при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль есть валовой доход предприятия, свидетельствующий об эффективности собственного производства (строительства, торговли т.п.).

2. Прибыль (убыток) от продаж – это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов, т.е. это финансовый результат от основной деятельности предприятия. Тем самым прибыль от продаж свидетельствует об эффективности основной деятельности предприятия, т.е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

3. Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) – это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов за вычетом соответствующих расходов. Показатель прибыли (убытка) до налогообложения – это финансовый результат от обычных видов деятельности, а также прочих доходов и расходов и, следовательно, показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

4. Чистая прибыль (убыток) отчетного периода – это конечный финансовый результат организации, выявленный за отчетный период, за вычетом причитающихся за счет бухгалтерской прибыли установленных в соответствии с законодательством налогов и иных аналогичных обязательств. Это та часть прибыли, которая предназначена исключительно для использования на цели, определяемые самой организацией. Она является единственным источником для выплаты дивидендов в акционерных обществах, а также распределения доходов между участниками обществ с ограниченной ответственностью пропорционально их долям в уставном капитале. Кроме того, в соответствии с учредительными документами часть чистой прибыли направляется на формирование резервного фонда, капитализацию прибыли, а в акционерных обществах – и на формирование специального фонда средств для выплаты дивидендов по привилегированным акциям

5. Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода. Смысл данного показателя заключается в аккумулировании невыплаченной в форме дивидендов (доходов), или нераспределенной, прибыли, которая остается в обороте у организации в качестве внутреннего источника финансирования долгосрочного характера, т.е. это, по сути, реинвестированная прибыль.

Следует отметить, что обособление тех или иных видов прибыли осуществляется исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию (организации). Так, для собственников основным показателем является чистая прибыль. Для физических и юридических лиц, ссужающих деньги предприятию на долгосрочной основе и получающих долю в виде процентов по ссудам и займам, наибольший интерес представляет прибыль до вычета процентов и налогов (операционная прибыль). С позиций интересов государства основной финансовый показатель – прибыль до вычета налогов и обязательных платежей (прибыль до налогообложения).

 

 

2. Методы планирования прибыли

Планирование прибыли – составная часть финансового планиро­вания. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности пред­приятия. Раздельное планирование обусловлено различиями в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты от принятия различных управленческих решений.

В планировании прибыли используются следующие методы: метод прямого счёта; аналитический метод; метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага; метод на основе бюджетирования.

1. Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах и полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов.

Расчет ведется по формуле:

П = Nвыпед. – Сед.),

где П - плановая прибыль; Nвып. - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в нату­ральном выражении; Цед. - цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); Сед. - полная себестоимость единицы продукции.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен. Однако он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при большой номенклатуре выпускаемой продукции очень трудоемок.

2. Аналитический метод планирования прибыли применя­ется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет опреде­лить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпус­каемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих последовательных этапов:

1. С помощью базовой рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости.

2. Рассчитывается изменение (+, -) себестоимости продукции в планируемом году.

3. Определяется влияние изменения ассортимента, качества, сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качестве, сортности.

4. После обоснования цены на готовую продукцию планируемого года определяется влияние роста (или снижения) цен.

5. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли, исчисленной на этапе 1, и последующих этапов.

6. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

3. Метод, основанный на эффекте производственного (операционного) рычага (СVР-анализ). Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на постоянные и переменные.

Для коммерческих организаций (предприятий) очень важно определить порог окупаемости затрат, после которого они начнут получать прибыль. Используя этот метод, можно установить точку безубыточности – объем выручки, при котором организация (предприятие) полностью покроет свои затраты, не получая ни прибыли, ни убытка.

 

Рис. 4. Определение точки безубыточности

 

Увеличение объема продаж сверх критического объема реализации приносит предприятию прибыль, а объем реализации ниже критического – убытки. С помощью теории «точки безубыточности» рассчитывают эффект операционного рычага — изменение прибыли при изменении объема реализации, т.е. любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается.

4. Метод на основе бюджетирования. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования, в котором осуществляется взаимосвязь организационного, производственного и финансового планирования.

Рассмотрим алгоритм поэтапного проектирования прибыли на основе бюджетирования.

1-й этапорганизационный. На этом этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта продукции. Процесс начинается с изучения платежеспособного спроса, и одновременно проводится оценка производственных мощностей предприятия, т.е. оценивается производственный потенциал и возможности производства продукции. Из двух полученных величин — объема платежеспособного спроса и объема производственных мощностей — выбирается наименьшая, и планируется объем продаж в натуральных измерителях. Одновременно формируется бюджет продаж, на основе которого заключаются договора поставки и формируется портфель заказов.

2-й этаппроизводственное планирование. Цель этого этапа — разработка производственной программы, в которой определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, сроки изготовления, комплектация. На объем производства оказывают влияние остатки готовой продукции на складе, в товарах отгруженных и на ответственном хранении у третьих лиц. Если планируется снизить остатки готовой продукции на конец года, то объем производства будет меньше объема продаж. Если же необходимо увеличить переходящие остатки готовой продукции на конец года, то объем производства планируется в большем объеме, чем планируется продать продукции.

3-й этап связан со вторым, он включает в себя планирование издержек производства (производственной себестоимости). Они складываются из прямых материальных и трудовых затрат, а также производственных накладных расходов, рассчитываемых в форме бюджетов. На производственную себестоимость влияют изменения в остатках по счетам незавершенного производства, расходов будущих периодов и предстоящих расходов. Эти остатки оказывают влияние и на производственную себестоимость следующих плановых периодов.

4-й этаппланирование прибыли от реализации продукции, определяемой как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции, в состав которой входят производственная себестоимость, административные и коммерческие расходы. Административные расходы определяются на основе сметы и включают в себя затраты на управление и обеспечение производственного процесса. Коммерческие расходы связаны с процессом реализации продукции. Это затраты на маркировку, упаковку, сертификацию продукции, рекламные, транспортные и другие расходы, связанные с продвижением продукции от продавца к покупателю. На эти расходы также составляется смета.

5-й этаппроектирование прибыли организации. Под прибылью организации понимается финансовый результат от всех видов деятельности предприятия (основной, инвестиционной и финансовой). Совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов. Инвестиционная деятельность организации (предприятия) обусловлена приобретением, строительством и продажей основных средств и других внеоборотных активов. В результате такого рода операционных доходов и расходов образуется разница, которая увеличивает или уменьшает прибыль. В свою очередь, финансовая деятельность также приводит к появлению операционных и внереализационных доходов и расходов (доходы от размещения свободных денежных средств на депозитных счетах банков, расходы на выплату дивидендов акционерам и т.п.). Разница между полученными в результате финансовой деятельности доходами и осуществленными расходами также приводит к увеличению или уменьшению прибыли.

Результаты прогнозных расчетов переносятся в проект «Отчета о прибылях и убытках», на основе которого может формироваться прогнозный баланс и финансовый план.

 

 

Факторы, влияющие на прибыль

Факторы, определяющие изменение прибыли, делятся на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

1) рыночно-конъюнктурные (диверсификация деятельности организации, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг), организация эффективной рекламы новых видов продукции, уровень развития внешнеэкономических связей, изменение тарифов и цен на поставляемые продукцию и услуги в результате инфляции);

2) хозяйственно-правовые и административные факторы (налогообложение, правовые акты, постановления и положения, регламентирующие деятельность организации, государственное регулирование тарифов и цен).

Внутренними факторами являются:

1) материально-технические (использование прогрессивных и экономичных предметов труда, производительного технологического оборудования, проведение модернизации и реконструкции материально-технической базы производства);

2) организационно-управленческие (освоение новых, более совершенных видов продукции и услуг, разработка стратегии и тактики деятельности и развития организации, информационное обеспечение процессов принятия решения);

3) экономические (финансовое планирование деятельности организации, анализ и поиск внутренних резервов роста прибыли, экономическое стимулирование производства, налоговое планирование);

4) социальные (повышение квалификации работников, улучшение условий труда, организация оздоровления и отдыха работников).

Количественную оценку перечисленных факторов проводят с помощью ряда параметров, основными из которых являются:

- изменение отпускных цен на реализованную продукцию;

- изменение объемов продукции (по базовой себестоимости);

- изменение в структуре реализации продукции;

- экономия от снижения себестоимости продукции;

- изменение цен на 1 рубль продукции.

В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивается за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничивают возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора.

На очередь приходит метод снижения затрат. В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т. п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет свой предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет и продукция реализовываться не будет.

На величину прибыли воздействует также эффект производственного и финансового рычага. Эффект производственного (операционного) рычага показывает, во сколько раз изменение прибыли опережает темпы прироста объема реализации. Увеличение прибыли происходит за счет эффекта масштаба производства. При этом, чем выше доля постоянных расходов в общей сумме издержек, тем больше эффект производственного рычага.

Эффект финансового рычага характеризует изменение прибыли при рациональном использовании заемных средств. Увеличение доли заемного капитала позволяет, при определенных условиях, снизить налогооблагаемую прибыль и налог на прибыль. Однако финансовый риск деятельности организации при этом возрастает.

Кроме абсолютного размера прибыли, показателем эффективности предприятия выступает также рентабельность, определяемая отношением прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым была получена эта прибыль. Для доказательства эффективности принимаемых решений используют следующие показатели рентабельности:

1. Рентабельность продукции характеризует прибыль в процессе реализации продукции на единицу издержек в основной деятельности организации:

.

2. Рентабельность продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия, и используется для контроля над взаимосвязью цены, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции:

.

3. Рентабельность активов служит для определения эффективности использования капиталов, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе:

.

4. Рентабельность текущих активов характеризует прибыль, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы:

.

 

5. Рентабельность собственного капитала занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, т.е. прибыль, остающуюся в распоряжении организации (предприятия), полученную на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды:

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: