БыМинистерство образования Оренбургской области
ГОУ СПО «Педколледж г. Бузулука»
Положение и методические рекомендации
По написанию курсовых и выпускных квалификационных работ
В педагогическом колледже
для студентов и преподавателей
Бузулук 2011
Оглавление
Введение................................................................................3
Общие положения............................................................................ 4
Рекомендации по выполнению и защите курсовой работы
(проекта)...............................................................................8
Рекомендации по выполнению ВКР………….......................................................................13
Правила оформления курсовых работ и ВКР…………….19
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность деятельности современного педагога зависит от его педагогической культуры. Педагогическая культура складывается из следующих компонентов:
n общекультурной подготовки
n психолого-педагогической подготовки
n специально-предметной подготовки
n методологической подготовки
Методологическая подготовка – это, прежде всего, культура мышления. Она предполагает знание учителем, воспитателем определенных методологических норм, или правил научного познания, и умение их применять в процессе решения педагогических задач.
В методологической культуре выделяются такие умения: конструирование и проектирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия. Сформированность этих компонентов методологической культуры у будущего педагога позволяет судить о его готовности осуществлять педагогическую деятельность творчески, самостоятельно.
Знакомству с логикой и методами педагогического исследования, овладению основными исследовательскими подходами и служит написание курсовых и дипломных работ в педагогическом учебном заведении. Исследовательская деятельность - часть профессиональной подготовки. В процессе такой подготовки студенты приобретают умения, необходимые им для решения исследовательских и практических задач:
* видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;
* выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент;
* анализировать ход поиска решения задач.
Нормативными документами по организации выполнения и защиты курсовых и дипломных работ являются «Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» (Письмо Минобразования России от 05.04. 1999г. № 16-52-55 ин\16-13) и «Методические рекомендации по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования» (Письмо МО РФ от 05.04.99 № 16-51-56 ин \ 16-13).
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая и дипломная работы включают научный аппарат, который и составляет введение:
* проблема и ее актуальность (что надо изучать из того, что ранее не было изучено или изучено недостаточно, почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?), по объему обоснование актуальности занимает примерно 1-1,5 страницы в курсовой работе, 1-5-2 - в ВКР;
* тема (название); тема грамотно сформулирована в том случае, если в ней явно просматриваются объект и предмет.
* объект исследования (что рассматривается, какой процесс?);
* предмет исследования (как рассматривается объект, аспект его рассмотрения, какие новые отношения, свойства, функции раскрывает данное исследование?).
Рассмотрим на примере темы «Коррекционные занятия как средство развития речи детей подготовительной группы в дошкольном образовательном учреждении ».
Объектом исследования будет являться развитие речи детей дошкольников, предметом - коррекционные занятия в ДОУ.
Это методологическое положение относится к исследовательской работе в любой области педагогики и частных методик.
* цель (какой результат исследователь намерен получить?);
* задачи ( что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?). Задачи легко формулируются, поскольку соответствуют плану (оглавлению) работы;
* гипотеза и защищаемые положения (что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?). Вот как может звучать гипотеза на примере той же темы:
в курсовой работе (гипотеза носит описательный характер):
Развитие речи детей дошкольного возраста будет более успешным, если в ДОУ создана и осуществляется система занятий, направленных на ее коррекцию и развитие.
в ВКР (гипотеза носит объяснительный характер):
Развитие речи детей дошкольного возраста будет более успешным, если: 1) система работы по ее развитию и коррекции строится на основе учета индивидуальных особенностей детей; 2) занятия по коррекции и развитию речи носят систематический характер; 3) имеет место единство действий воспитателей и родителей по решению этой проблемы.
По содержанию между курсовой и дипломной работой, как правило, должна существовать органическая связь. Выпускная квалификационная работа способна стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве главы или раздела выпускной квалификационной работы.
Анализ сходства и различия курсовых и дипломных работ сделан Е.В. Бережновой.
Сходство и различие курсовых и дипломных работ
Количественные и качественные различия | Курсовые | Дипломные |
Объем | 20 стр. печ. текста или 25-30 стр. рукописного | Не менее 30 стр. печ. текста |
План | Простой: выделение пунктов | Сложный: выделение глав, параграфов |
Опытно-экспериментальная работа | Констатирующий эксперимент (наблюдение, описание, анализ и выводы) или фрагмент формирующего эксперимента | Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент |
Анализ теоретических источников по теме исследования | Не менее 20 (анализ общепед., дидактической, методической литературы) | Более 20 (анализ общепед., дидак., методич. литер. и педагогич. опыта; анализ литер. по истории педагогики. психологии) |
Изучение проблемы | Общие подходы к ее изучению | Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути ее разрешения |
Выдвижение гипотезы | Описательная | Объяснительная |
Характер опытно-экспериментальной работы | Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне | Добывание фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне |
Уровень обобщения | Обобщаются результаты непродолжительного наблюдения. Обобщения носят эмпирический характер. | Обобщаются результаты достаточно длительных наблюдений за детьми, учителями-мастерами, результаты собственного опыта. Обобщения более широкого, теоретического характера. |
Более всего затрудняются студенты в определении объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования как в курсовых, так и в дипломных работах. Поэтому приведем еще один пример.
Тема курсовой работы: «Особенности психолого-педагогической адаптации младших школьников ».
Объект - феномен психолого-педагогической адаптации.
Предмет - особенности психолого-педагогической адаптации младших школьников.
Цель - изучить, уточнить и описать психолого-педагогические аспекты адаптации (в том числе и причины дезадаптации) младших школьников в процессе обучения
Задачи - уточнить понятия адаптации и дезадаптации на основе изучения психолого-педагогической литературы; определить, в каких условиях успешно проходит процесс адаптации; провести апробацию методик, позволяющих выявить, насколько успешно проходит процесс адаптации.
Гипотеза исследования - при целенаправленном выполнении требований, реализации психолого-педагогических условий, грамотном использовании методик, при всесторонней поддержке семьи и учителя, гуманном и индивидуально-личностном подходе к ребенку процесс адаптации младшего школьника проходит наиболее безболезненно.