Сходство и различие курсовых и дипломных работ




БыМинистерство образования Оренбургской области

ГОУ СПО «Педколледж г. Бузулука»

 

 

Положение и методические рекомендации

По написанию курсовых и выпускных квалификационных работ

В педагогическом колледже

 

для студентов и преподавателей

 

Бузулук 2011

 

Оглавление

Введение................................................................................3

 

Общие положения............................................................................ 4

 

Рекомендации по выполнению и защите курсовой работы

(проекта)...............................................................................8

 

Рекомендации по выполнению ВКР………….......................................................................13

Правила оформления курсовых работ и ВКР…………….19

ВВЕДЕНИЕ

 

Эффективность деятельности современного педагога зависит от его педагогической культуры. Педагогическая культура складывается из следующих компонентов:

n общекультурной подготовки

n психолого-педагогической подготовки

n специально-предметной подготовки

n методологической подготовки

Методологическая подготовка – это, прежде всего, культура мышления. Она предполагает знание учителем, воспитателем определенных методологических норм, или правил научного познания, и умение их применять в процессе решения педагогических задач.

В методологической культуре выделяются такие умения: конструирование и проектирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия. Сформированность этих компонентов методологической культуры у будущего педагога позволяет судить о его готовности осуществлять педагогическую деятельность творчески, самостоятельно.

Знакомству с логикой и методами педагогического исследования, овладению основными исследовательскими подходами и служит написание курсовых и дипломных работ в педагогическом учебном заведении. Исследовательская деятельность - часть профессиональной подготовки. В процессе такой подготовки студенты приобретают умения, необходимые им для решения исследовательских и практических задач:

* видеть проблему и соотносить с ней фактический материал;

* выдвинуть гипотезу и осуществить мысленный эксперимент;

* анализировать ход поиска решения задач.

Нормативными документами по организации выполнения и защиты курсовых и дипломных работ являются «Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы (проекта) по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования» (Письмо Минобразования России от 05.04. 1999г. № 16-52-55 ин\16-13) и «Методические рекомендации по организации итоговой государственной аттестации выпускников по специальностям среднего педагогического образования» (Письмо МО РФ от 05.04.99 № 16-51-56 ин \ 16-13).

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая и дипломная работы включают научный аппарат, который и составляет введение:

* проблема и ее актуальность (что надо изучать из того, что ранее не было изучено или изучено недостаточно, почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?), по объему обоснование актуальности занимает примерно 1-1,5 страницы в курсовой работе, 1-5-2 - в ВКР;

* тема (название); тема грамотно сформулирована в том случае, если в ней явно просматриваются объект и предмет.

* объект исследования (что рассматривается, какой процесс?);

* предмет исследования (как рассматривается объект, аспект его рассмотрения, какие новые отношения, свойства, функции раскрывает данное исследование?).

Рассмотрим на примере темы «Коррекционные занятия как средство развития речи детей подготовительной группы в дошкольном образовательном учреждении ».

Объектом исследования будет являться развитие речи детей дошкольников, предметом - коррекционные занятия в ДОУ.

Это методологическое положение относится к исследовательской работе в любой области педагогики и частных методик.

* цель (какой результат исследователь намерен получить?);

* задачи ( что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?). Задачи легко формулируются, поскольку соответствуют плану (оглавлению) работы;

* гипотеза и защищаемые положения (что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?). Вот как может звучать гипотеза на примере той же темы:

в курсовой работе (гипотеза носит описательный характер):

Развитие речи детей дошкольного возраста будет более успешным, если в ДОУ создана и осуществляется система занятий, направленных на ее коррекцию и развитие.

в ВКР (гипотеза носит объяснительный характер):

 

Развитие речи детей дошкольного возраста будет более успешным, если: 1) система работы по ее развитию и коррекции строится на основе учета индивидуальных особенностей детей; 2) занятия по коррекции и развитию речи носят систематический характер; 3) имеет место единство действий воспитателей и родителей по решению этой проблемы.

По содержанию между курсовой и дипломной работой, как правило, должна существовать органическая связь. Выпускная квалификационная работа способна стать логическим продолжением курсовой работы, реализуя ее идеи и выводы на более высоком теоретическом и практическом уровне, обогащая новыми фактами, результатами дополнительных наблюдений и опытов. В этом случае курсовая работа может быть использована в качестве главы или раздела выпускной квалификационной работы.

Анализ сходства и различия курсовых и дипломных работ сделан Е.В. Бережновой.

 

Сходство и различие курсовых и дипломных работ

 

Количественные и качественные различия Курсовые Дипломные
Объем 20 стр. печ. текста или 25-30 стр. рукописного Не менее 30 стр. печ. текста
План Простой: выделение пунктов Сложный: выделение глав, параграфов
Опытно-экспериментальная работа Констатирующий эксперимент (наблюдение, описание, анализ и выводы) или фрагмент формирующего эксперимента Констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент
Анализ теоретических источников по теме исследования Не менее 20 (анализ общепед., дидактической, методической литературы) Более 20 (анализ общепед., дидак., методич. литер. и педагогич. опыта; анализ литер. по истории педагогики. психологии)
Изучение проблемы Общие подходы к ее изучению Характеристика общих подходов и разработка конкретного пути ее разрешения
Выдвижение гипотезы Описательная Объяснительная
Характер опытно-экспериментальной работы Добывание фактов для доказательства гипотезы на эмпирическом уровне Добывание фактов для доказательства гипотезы на теоретическом уровне
Уровень обобщения Обобщаются результаты непродолжительного наблюдения. Обобщения носят эмпирический характер. Обобщаются результаты достаточно длительных наблюдений за детьми, учителями-мастерами, результаты собственного опыта. Обобщения более широкого, теоретического характера.

 

Более всего затрудняются студенты в определении объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования как в курсовых, так и в дипломных работах. Поэтому приведем еще один пример.

Тема курсовой работы: «Особенности психолого-педагогической адаптации младших школьников ».

Объект - феномен психолого-педагогической адаптации.

Предмет - особенности психолого-педагогической адаптации младших школьников.

Цель - изучить, уточнить и описать психолого-педагогические аспекты адаптации (в том числе и причины дезадаптации) младших школьников в процессе обучения

Задачи - уточнить понятия адаптации и дезадаптации на основе изучения психолого-педагогической литературы; определить, в каких условиях успешно проходит процесс адаптации; провести апробацию методик, позволяющих выявить, насколько успешно проходит процесс адаптации.

Гипотеза исследования - при целенаправленном выполнении требований, реализации психолого-педагогических условий, грамотном использовании методик, при всесторонней поддержке семьи и учителя, гуманном и индивидуально-личностном подходе к ребенку процесс адаптации младшего школьника проходит наиболее безболезненно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: