Роль человеческой личности в деле спасения человека




ТРИ СЛОВА В ЗАЩИТУ ОТКАЗАВШИХСЯ ОТ ИНН

(индивидуальных идентификационных номеров)

Опыт богословского анализа

Виктор Владимирович Манжар, представитель Союза православных братств Украины во Львовской обл., бакалавр богословских наук, кандидат физико-математических наук

Введение

Специальные исследования штрих-кода системы EAN-13/UPC, проведенные в Греции, России и Украине, установили наличие в нем числа имени антихриста 666. Было установлено также, что индивидуальный (или идентификационный) налоговый номер (ИНН) является именем человека в системе государственного учета. Но имя тесно связано с человеческой личностью. Поэтому правильное богословское понимание того, что происходит с личностью христианина при принятии ИНН, возможно только на основе православного учения о человеческой личности.

Но, как признается известный русский богослов Владимир Лосский, он «до сих пор не встречал в святоотеческом богословии того, что можно было бы назвать разработанным учением о личности человеческой, тогда как учение о Лицах или Ипостасях Божественных изложено чрезвычайно четко» (1).

Цель данной работы как раз и состоит в том, чтобы развить мысли Святых Отцов о личности человека применительно к сегодняшней ситуации, когда христианину наряду с христианским именем лукаво предлагают принять еще и числовое имя «ИНН», уверяя при этом, что с его личностью ничего страшного не происходит.

С точки зрения полученных положений о личности человека делается вывод о ложности заключения Богословской комиссии 19-20 февраля 2001 года о безвредности принятия ИНН для души христианина. В работе показано, что принятие ИНН является вопросом нашей христианской веры и напрямую относится к нашему спасению.

Слово первое. О лжепророке и антихристе

Предпосылкой к неправильному пониманию влияния ИНН на личность человека многими представителями нашего священноначалия послужило принятие ими на веру ложного утверждения о том, что то начертание, о котором идет речь в Откр. 13. 16-17, будет ставить сам антихрист. К сожалению, это ложное мнение и сегодня широко присутствует среди православных христиан и, увы, оно поддерживается некоторыми недобросовестными богословами вроде диакона Андрея Кураева.

Правильное понимание в этом вопросе связано с правильным толкованием четырех звериных образов книги «Апокалипсис» («Откровение»): змия; зверя, выходящего из бездны; зверя, выходящего из моря, и зверя, выходящего из земли. Сегодня, основываясь на самой книге «Откровения» и толковании ее святым Андреем Кесарийским, можно однозначно утверждать следующее: змий - это сатана (Откр. 12. 3), он же зверь, выходящий из бездны (Откр. 11. 7); зверь, выходящий из моря, есть антихрист (Откр. 13. 1), а зверь, выходящий из земли, - лжепророк (Откр. 13. 11).
Таким образом, начертание на чело или на правую руку будет ставить не антихрист, как неправильно сегодня считают многие верующие, а лжепророк, который будет по времени предшествовать антихристу.

Слово второе. Почему нельзя принимать ИНН

Роль человеческой личности в деле спасения человека

Человек сотворен по образу Божию, и в нем заложена Богом возможность уподобляться Богу.
Образ Божий связан с человеческой природой, о чем пишет святитель Григорий Нисский: «Единый образ Сущего составляет вся человеческая природа» (2). Другими словами, образ Божий в человеке есть человеческая природа, а прообразом этой природы является Божественное естество.

Подобие Божие в человеке напрямую относится к человеческой личности. В отличие от животных, у которых личностного начала нет, и ангелов, у которых личностное начало тождественно их природе, у человека личностное начало возвышается над природой и к ней не сводится, по крайней мере, не должно сводиться. Как следствие Божественного происхождения, личность человека индивидуальна, уникальна и неповторима. Не было, нет и не будет двух абсолютно одинаковых человеческих личностей.
Задача Адама в раю состояла в достижении богоподобия. Он ее не выполнил. Сегодня спасение человека состоит в уподоблении своей личности Божественной Личности Спасителя, о чем пишет святой апостол Павел: «Молю же вас, подобни мне бывайте, якоже аз Христу» (1 Кор. 4. 16). О том, как происходит уподобление Сыну Божию, пишет преподобный Симеон Новый Богослов: «Царство Божие приемлет только тех, которые подобны Сыну Божию. Подобие сие водворяется через исполнение заповедей Божиих; исполнение заповедей бывает от любви к Христу…» (3). Таким образом, подобными Христу могут стать только существа, имеющие личностное начало.

После грехопадения, согласно православному учению, человек исказил в себе образ Божий и сделался неспособным сам устроить свое спасение. «Но, - пишет протоиерей Митрофан Зноско-Боровский, - он сохранил (выд. автором. - В.М.) способность принять его» (4). Сохранение способности принять спасение означает сохранение личностного начала в человеке после грехопадения. А это, в свою очередь, делает возможным его возвращение к Богу через принятие искупительной жертвы Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. Каким образом?

По учению преподобного Максима Исповедника, после грехопадения у человека произошел разрыв между личностным началом и природой. В результате у него появилось две воли: естественная и личностная. Первая постоянно соблазняет его ко греху, как пишет святой апостол Павел: «Не еже бо хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, сие содеваю» (Рим. 7. 19). Поэтому спасение человека состоит в противопоставлении своей личностной воли худой воле естества. Тем самым личностная воля будет согласовываться с Божественной волей, а личность человека будет уподобляться Божественной Личности Спасителя.

В ответ на это действие человека Бог посылает свои Божественные энергии (благодать) в худое естество человека, и оно врачуется, то есть происходит обожение и человеческого естества. Это и есть синергия Бога и человека в деле спасения человека.

Следовательно, спасение человека без личностного начала в принципе невозможно. И диавол это знает. Поэтому в последние времена основной удар диавольских сил будет нанесен именно по личности человека как последнему оплоту его души.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: