что бойцы за свободу сражались.»




(описание педагогического опыта в подготовительной группе)

Содержание:

1. Введение. стр. 3

2. Педагогические средства, используемые в опыте. стр. 6

3. Технология опыта. стр. 7

4. Результативность опыта. стр. 22

5. Литература. стр. 23

Введение

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

Д. С. Лихачёв.

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм ». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.

Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости, любви и уважения.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Цели: - воспитание гражданско- патриотических чувств у дошкольников, чувства гордости за подвиги своего народа в ВОВ, уважения к ветеранам;

- формирование знаний о ВОВ через различные виды деятельности;

- закрепление знаний о том, как защищали люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.

Задачи: - обобщить и расширить знания детей об истории ВОВ;

- дать представления о героях войны, о том, как народ чтит их память: в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники;

- организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств;

- развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;

- способствовать развитию речи через беседу, составление рассказов о ветеранах, обогащать словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких;

- обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель, родитель – воспитатель, родитель – ребенок.

Педагогические средства, используемые в опыте

1. Форма проведения: занятия, экскурсии, целевые прогулки, развлечения, чтение художественных произведений, встречи с интересными людьми, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.

2. Форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

3. Методы:

- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;

- наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

- практические – дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок. 4.

Технология опыта

Великая отечественная война. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником является сам человек. Время дальше отодвигает события Великой Отечественной войны, ветеранов героическом подвиге нашего народа в те годы. Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне.

Целью моей работы является создание системы работы, предметно-развивающей среды, способствующей патриотическому воспитанию, досталось очень мало. Очень важно сейчас не прервать живую нить памяти в формировании нравственных ценностей.

В рамках данной темы мною:

- был реализован проект «Отшумели бои, далеки те года, где бойцы за свободу сражались.» к празднованию 70-летия Великой Отечественной войны. Проект разработан с учетом того, что взрослый (воспитатель, родители) должен понимать: воспитание начал патриотизма и первых чувств гражданственности - это вовлечение маленького гражданина в социальную жизнь, его непосредственная связь с теми ближайшими и доступными объектами, которые его окружают. Реализация поставленных задач основывалась на системе методических приемов, выстроенных годами нашим детским садом. В своей работе я выделила три основных направления: теория, практика, творчество. В основу всех мероприятий был положен принцип сотрудничества: ребенок - воспитатель - родитель.

- Составлен перспективный план по теме «Патриотическое воспитание детей в подготовительной группе».

- Разработаны конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с историей Великой Отечественной войны.

- Разработан цикл экскурсий, которые помогают систематизировать работу по формированию у детей дошкольного возраста положительного отношения к родному краю.

- Оформлен альбом «Память» (памятные места города).

- Разработан и систематизирован консультационный материал для родителей и педагогов ДОУ.

- Оформлены выставки, фотомонтажи.

Перед тем как приступить к планированию работы, мною были проведены беседы с детьми по выявлению уровня знаний о родном крае, Великой Отечественной войне. Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний, я провела анкетирование. По результатам анкетирования я увидела необходимость в проведении родительского собрания на тему «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у детей ». Была оформлена папка – передвижка, в которой представлены материалы о нашем городе, достопримечательностях района, его природе. Приобщение детей к миру культуры и истории малой Родины не будет успешным, если родители проигнорируют свою роль и не познакомят своего ребенка с этапом становления семьи в контексте истории города, если не покажут взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. В ходе работы я привлекала родителей к сбору познавательного материала, пополнению патриотического уголка в группе, к организации фотовыставок, видеосъемке различных мероприятий, проведению совместных праздников и досугов, к участию в реализации проекта совместно с детьми, а так же к участию в экскурсиях и целевых прогулках. Результатом этой работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

В своей работе я опиралась на знания и опыт детей, двигалась от простого к сложному, учитывая их психологические особенности и эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления.

Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно». Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно». Несмотря на удивление всему прошлому, дети не воспринимают его как нечто сказочное. Они в состоянии отнестись к историческому событию как к чему-то действительно происходившему в прошлом.

Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о людях нашего края. Свои впечатления дети отражают в продуктивной деятельности.

Были проведены беседы.

Тема: «9 мая - День Победы»

Цель:

Воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине, уважение к памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

Приобщать к прошлому и настоящему через связь поколений.

Закрепить представление о празднике Дня Победы.

Звучит песня «День Победы»(Д. Тухманов).

Воспитатель. О каком празднике поют в песне?

Дети. О празднике Великой Победы.

Воспитатель. Что же это за праздник?

Дети. Это праздник людей, которые сражались за Родину с фашистами и победили их.

Воспитатель. Ровно 70 лет отделяют нас от того незабываемого дня 9 мая, когда над нашей страной прогремело долгожданное слово «Победа».

Звучит голос Левитана.

Путь к победе был очень тяжелым и продолжался пять лет. Весь наш народ поднялся на борьбу за свою землю.

Ребенок.

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, Победный Май!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь,за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Воспитатель. День Победы впервые праздновали в 1945 году. Он навсегда останется одним из наших самых светлых праздников. Вместе с нами его празднуют миллионы людей во всем мире. За победу нашей Родины боролись смелые солдаты, многие из них погибли. Тех, кто выжил в этой войне, называют ветеранами. В этот праздник их поздравляют, дарят цветы, благодарят за их участие в ВОВ.

Война началась 22 июня 1941 года. Враг неожиданно и вероломно напал на нашу страну. Немецкие самолеты бомбили города, школы, больницы, жилые дома.

Рассматривание иллюстраций.

Враги не разбирали где взрослые, где дети. И поднялся наш народ на защиту своей земли.

Ребенок.

Труден был путь к победе,

Жесток был смертельный бой.

Но просчитались фашисты,

Не сломлен народ войной!

Как с ревом рвались танки в бой,

Свистели снаряды, ракеты,

Пугали расправой мирных людей –

Нельзя нам вовек позабыть об этом!

- Кто сражался в войне?

- Кто защищал тыл фронтов? Как?

- Сколько лет длилась война?

Воспитатель. Многие народы мечтали об освобождении от захватчиков. И оно наступило! Люди обнимались на улицах, солдаты плакали от радости. Все ждали Парада Победы.

Парад принимал Маршал Советского Союза Г. К. Жуков, Маршал Победы.

(Просмотр отрывка видеозаписи «Парад Победы 1945 года)

Каждый год наша страна устраивает Парад Победы на Красной Площади в Москве.

Ребенок.

Мой прадед

Рассказывал мне о войне.

Как в танке сражались,

Горели в огне,

Теряли друзей,

Защищая страну.

Победа пришла в 45-м году!

Ребенок.

Вечернее небо,

Победы салют.

Солдаты России

Наш сон берегут.

Я вырасту –

Детям своим расскажу,

Как прадеды их

Защищали страну!

Тема: «Ордена и медали».

Цель:

Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.

Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

Дети стоя у стенда, где расположены изображения орденов и медалей.

Зори блещут в орденских лучах,

Солнышками светятся медали.

Нет, нельзя, чтоб в письменных

столах

Свет победы на год запирали.

Не для личной славы вам страна

Выдала награды, не жалея;

Доставайте чаще ордена,

Мир от них становится светлее.

Воспитатель. Как вы думаете, какой человек мог получить орден или медаль (Дети высказывают свои предположения.)

Воспитатель. В годы ВОВ людям, отличившемся в бою, командование вручало награды – ордена и медали. Они могли быть вручены за то, что боец, находясь в загоревшемся танке, продолжал выполнять боевую задачу; за то, что в бою вывел из строя не менее двух танков или трех самолетов противника; за то, что солдат первым ворвался на территорию противника и личной храбростью помог успеху общего дела; захватил в плен вражеского офицера. Среди награжденных было много разведчиков, которые в ночных походах уничтожали склады противников с военным имуществом, ценой собственной жизни добывали ценные сведения, спасая тем самым жизни многим людям. Над созданием орденов и медалей работали лучшие художники страны того времени. Они с помощью символов показывали, за что именно была вручена та или иная медаль владельцу.

Обратите внимание на эту звезду. Пятиконечная золотая с гладкими двугранными лучами на лицевой стороне звезда при помощи ушка и кольца соединена с серебряной прямоугольной колодкой. Вдоль колодки через прорези протянута шелковая лента красного цвета. Эта награда присваивается за героический подвиг и называется она «Герой Советского Союза». Золотую звезду носят на левой стороне груди над всеми орденами и медалями.

А эта награда называется «Орден Победы». Им награждались лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение боевых операций. Орден Победы – самый красивый и самый большой по размеру военный орден нашей страны. Его звезда выполнена из платины, в лучи вставлены крупные рубины, обрамленные бриллиантами. В центре звезды – голубой эмалевый круг с изображением Спасской башни, здания Сената и Мавзолея В. И. Ленина в обрамлении лавровой и дубовой ветвей. В нижней части его круга – красная эмалевая лента с надписью «Победа», в верхней – надпись «СССР». Они выполнены белыми эмалевыми буквами. Орден крепится к одежде с помощью штифта. Его носят на левой стороне груди. Лента ордена красного цвета с зелеными, синими, бордовыми, голубыми, оранжевыми и черными полосами по краям. Таких орденов было изготовлено всего 20. Обладателем знака №1 стал маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Этот орден – символ воинской доблести и полководческого искусства, проявленного на войне.

А вот медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Рассмотрите их и расскажите, как они выглядят.

(дети описывают медали).

- Как вы думаете, есть ли разница между орденами и медалями?

- Вручались ли награды только на фронте, или люди, работая в тылу, тоже совершали подвиги?

- Были ли женщины-героини среди Защитников Отечества?

(Ответы детей).

Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы ВОВ отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.

Ребенок.

Победой кончилась война,

Те годы позади.

Горят медали, ордена

У многих на груди.

Кто носит орден боевой

За подвиги в бою,

А кто – за подвиг трудовой

В своем родном краю…

(Дети исполняют танец «Казачок» под запись песни «Катюша» (муз. М. Блантера,сл. М. Исаковского) в современной обработке.)

Подобрана художественная литература: - К. Паустовский «Стальное колечко»,

- А. Митяев «Почему армия всем родная», - - Е. Благинина «Шинель»,

- Т. Маршалова «Мир детям»,

- Л. Кассиль «Обыкновенные ребята».

Кроме традиционных форм, были проведены досуги, сюжетно-ролевые игры, интегрированные занятия с использованием музыки военных лет (прил. №1, прослушивание песен: А. Александров «Священная война», Блантер «Катюша», А. Филиппенко «Вечный огонь», А. Загота «Прадедушка», Д. Тухманов «День Победы» и т. д., просмотром видеофильмов (прил. №2).

Дети с большим удовольствием посещали «Выставочный зал», находящийся недалеко от детского сада.

Разнообразные экспозиции, богатые материалы музея позволяют более полно знакомить детей с историей и культурой, людьми, природой родного края. В работе с детьми необходимо помнить следующее: дошкольники очень эмоциональны и сухие сведения их мало будут интересовать и трогать, а занятия в музее позволяют сделать конкретно-образным то, что преподносится ребенку.

В зале музея продолжаю знакомить детей с бытом людей того времени, рассказываю о том, как образовался наш город. Дети имеют возможность рассмотреть традиционную одежду. Провожу игру «Наряди казачку и казака» - девочка и мальчик одевают кукол и называют элементы казачьей одежды.

В зале музея, посвященном Великой Отечественной войне, дети узнают о беспримерном мужестве и храбрости воинов, защитивших нашу страну, знакомятся с именами и подвигами наших земляков Героев Советского Союза. Дети видят реальные вещи времен войны, письма с фронта, фотографии военных лет, слушают военные песни.

Родители дружно откликнулись на идею посещения городского митинга 9 мая в честь Победы в Великой Отечественной войне.

Игры так же, как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая детьми после просмотра фильма о ВОВ, а также под влиянием понравившегося им художественного произведения, может перерасти в длительную игру, в которой ребята применяют свои знания. Я всегда поддерживаю интерес к игре. Беседой подвожу к распределению ролей, функций между играющими. В беседе происходит и обмен мнениями о проведенной игре, которую следует продолжить. Отмечаются успехи и достижения детей.

Мною было организовано участие родителей в конкурсе «Техника военного времени». Это позволило углубить знания детей о тяжелом военном времени, привлечь внимание родителей к непростой теме войны.

Особый интерес родителей стало творческое домашнее задание: изучение материала о Великой Отечественной войне, посещение ветеранов и составление рассказа «Что такое война?». Итогом этой работы стало оформление стенгазеты «Война глазами детей».

Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием тех времен. Это беседы, чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций и фотографий, экскурсии и т. д. Но по моему мнению, одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и музыки. Посещение концерта, организованного детьми других групп нашего садика, оказало огромное эмоциональное воздействие на моих воспитанников, а это неоценимо в формировании личности.

Особое место в своей работе я отвожу созданию предметно-развивающей среды. В группе оформлены уголок патриотического воспитания. В уголке патриотического воспитания находятся фотоматериалы, иллюстрации, знакомящие с районом,городом, Волгоградской областью, карта области, символика района и области, тематические папки «Знаменитые земляки», альбомы «Память», «Природа нашего края», дидактические игры, а так же материалы для ознакомления с родной страной.

Все это оказывает эмоциональное воздействие на детей и служит основой для понимания истории родного края, помогает знакомить детей с окружающим миром. Перед детьми открываются двери в прошлое родного города, в мир великого подвига, связанного с Великой Отечественной войной, в мир традиций нашего района, истории его жителей.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к своей малой Родине. Это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству.

Результативность опыта

Результатом моей работы является то, что у детей обогащены знания об истории, жизни русского народа во время Великой Отечественной войны, культуре и природе родного края. Сформирован интерес и потребность к посещению музея. Дети узнали, что много интересного и полезного можно узнать посетив выставочный зал.

Данные проведенной диагностики показывают, что уровень знаний детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов повысился. У детей сформировано правильное понимание смысла войны. Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к прошлому родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.

Анализ проделанной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Великой Отечественной войны позволил убедиться в доступности для понимания детьми этой темы. Использование материала об истории города, его людях и достопримечательностях в педагогическом процессе позволяет воспитать чувство гордости и уважения за свою страну и город. В ходе работы установлено, что эффективное ознакомление с родным краем, его историей будет происходить при налаженной системе «воспитатель-ребенок-родители ».

Литература

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Васильченко Н. Р. Нравственно- патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / Н. Р. Васильченко. Дошкольная педагогика. 2009.- №5 (54).

3. Гладкова Ю. А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно- патриотическому воспитанию. / Ю. А. Гладкова. Ребенок в детском саду. 2008.- №2.

4. Деркач Л. Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников. / Л. Н. Деркач. Дошкольная педагогика. 2009.- №2 (51). –

5. Кондрыкинская Л. А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Л. А. Кондрыкинская. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Мини программа «Малая родина» из воспитательной системы «Маленькие россияне». Опыт работы детского сада №2 пос. Рамонь Воронежской области. – «Мозаика-Синтез», 2008.

7. Оверчук Т. И. Мой родной дом. Программа нравственно- патриотического воспитания дошкольников. /Т. И. Оверчук. - «Мозаика-Синтез», 2008.

8. Рожко Л. И., Яровая Л. В. Патриотическое воспитание дошкольников. /Л. И. Рожко. - Волгоград. Учебный год. 2008. - №4.

9. Смирнова Т. В. Дошкольникам о Москве и родной стране. / Т. В. Смирнова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.

10. Тюрикова А. Н. Сотрудничество детского сада с семьей по гражданскому образованию дошкольников. / А. Н. Тюрикова. -Волгоград. Учебный год. 2008.- №3.

11. Чумалова Т. «Живой» музей в дошкольном учреждении. / Т. Чумалова. Дошкольное воспитание. 2010 - №7

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: