Как использовать объекты экологической тропы




1. Стенд-план. Отправной пункт – стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. Он помогает дошкольникам ориентироваться на территории ДОО, формирует представление о богатстве окружающего мира. Старшие дошкольники воспринимают местность в виде модели. Дети делятся на подгруппы и определяют свое местонахождение на плане.

2.«Старый пень» – первая встреча. Согласно плану дети подходят к первому игровому объекту экологической тропы – старому пню. Около него они находят подсказку, куда идти дальше. Этот момент мотивирует их на дальнейшую деятельность. Объект интересен и прост. Если на участке срубили засохшее дерево, не спешите выкорчевывать пень – превратите его в сказочного героя.

3. «Рябиновая роща». В течение года дети наблюдают за изменениями, происходящими в природе. На объекте «Рябиновая роща» педагог обращает их внимание на то, как меняются листья, ствол, ветки. Дети сравнивают рябину с другими деревьями.

С младшими дошкольниками можно провести игру «Кто быстрей найдет такой же листочек, какой я покажу». Педагог рассказывает о том, что о деревьях необходимо заботиться, тогда на них вырастет много плодов. Спрашивает дошкольников: «Кто питается плодами рябины?» Дети исследуют листья и ягоды и узнают, почему ягоды рябины красные. Вместе с педагогом воспитанники собирают опавшие ветки в рябиновой роще.

4. «Лекарственные травы». Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами. С младшими дошкольниками педагог проводит беседу «Почему этот цветок так называют?», дыхательную гимнастику «Как пахнет цветочек?». Со старшими-организует игровые упражнения: «Назови растение и расскажи о нем», «Найди растение по целебным свойствам», «Остановись у отгадки», «Каких растений здесь не может быть» и др. Они формируют правильное экоповедение: дошкольники приходят к выводу, что с незнакомыми травами нужно обращаться осторожно. Вместе с воспитателем дети поливают растения.

5. «Лиственничный лес». Лиственница – полезное растение на территории ДОО.В жаркую погоду дети могут укрыться под тенью, подышать хвойным воздухом.

Дошкольники вместе с воспитателем собирают опавшие ветки и шишки для поделок. Педагог рассказывает им, кто живет в лиственничном лесу, проводит подвижную игру «Ловишки», предлагает отгадать загадки на тему «Что есть в лесу?». Затем в группе дети рисуют пейзаж «Красивое дерево лиственница.

6. «Скворечник». Наблюдения в течение года за этим объектом формируют целостную картину мира: дети узнают о богатстве животного и растительного мира летом и о том, как «засыпает» природа зимой.

Педагог рассказывает, что скворечники нужны птицам, чтобы укрыться от дождя, устроить гнездо, вывести птенцов. Дошкольники наблюдают, как ведут себя птицы у кормушки, узнают, чем они питаются. Воспитатель разыгрывает с детьми ситуацию «Птичья семья», проводит игру «Птицы и птенчики». Дети приходят к выводу, что птенцов трогать нельзя, потому что их мама будет переживать. Дошкольники подкармливают птиц.

Воспитатель читает им стихотворения, сказки, рассказы о птицах, загадывает загадки. Дети обсуждают, какие бывают птицы, как нужно о них заботиться. Затем в группе лепят для них угощения и строят домики. Общение с пернатыми всегда вызывает у дошкольников положительные эмоции.

7. «Муравейник». Данный объект похож на предыдущий. Дети узнают, для чего и как муравьи строят муравейник, почему нельзя его разорять, рассматривают его схемы. Воспитатель рассказывает, чем питаются муравьи. Проводит игры, в ходе которых дети понимают, что у муравьев есть семья и обижать их нельзя.

8. «Березовая роща». На этом объекте у дошкольников появляется возможность проявить заботу о природе – собрать упавшие ветки, очистить рощу, чтобы трава лучше росла и в ней жили насекомые. Дети наблюдают за березами разного возраста, толщины, рассматривают наросты на стволах.

С младшими дошкольниками воспитатель беседует о строении дерева, проводит подвижную игру «Кто быстрей добежит до березки». Дошкольники рассматривают насекомых в березовой роще.

Со старшими дошкольниками педагог организует сюжетно-ролевую игру «Прогулка в лес с семьей». Дети участвуют в экологической акции «Помоги природе».

9. «Место посиделок». Это не просто место для отдыха детей. Здесь дошкольники играют в познавательные игры. Воспитатель проводит досуги на экологические темы, сюжетно-ролевые игры («Прогулка в лес с семьей» и др.), беседует с детьми («Как вести себя на природе», «Можно ли рвать цветы и ветки без надобности?» и др.), читает экологические сказки (Д. Мамин-Сибиряк «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост» и др.). Дошкольники выполняют упражнения на расслабление.

10. «Лесное озеро». Дети любят этот объект. На озере они знакомятся со свойствами воды, его обитателями – уточками, наблюдают за водомерками, очищают берега от веток и опавших листьев.

11. «Сад и огород». Данный объект представляет собой огород на открытом, хорошо освещенном пространстве. Каждая посадка обозначена табличкой: «Огурцы», «Кабачки», «Укроп», «Лук», «Клубника». Дети старших групп сажают для детей младших групп морковь, лук, укроп, салат, петрушку. Их можно употреблять в пищу весной и осенью.

Чтобы вызвать у дошкольников интерес к труду и исследованиям, решить эстетические задачи, педагоги отказались от традиционных грядок и оформили сюжетный огород в виде солнышка. Дети узнают на нем, как ухаживать за растениями, чем полезны овощи и фрукты, с удовольствием рыхлят землю возле рассады, поливают ее.

С младшими дошкольниками воспитатель проводит наблюдение «Кто трудится на огороде», беседу на тему «Что можно приготовить из овощей?», задает детям вопрос «Что растет в огороде?»

Со старшими дошкольниками организует сюжетно-ролевую игру «Овощной магазин», свободное общение на тему «Инструменты садовника», подвижную игру-эстафету «Кто быстрее соберет овощи на грядке».

12. «Цветник». Дети не только ухаживают за цветами. Они наблюдают за насекомыми, которые прилетают собирать нектар, и жучками, которые ползают рядом. Воспитатель обсуждает с ними, чем питаются насекомые и для чего они собирают нектар.

Младшим дошкольникам воспитатель читает рассказ С. Григорьева «Бабушкин садик» и предлагает составить рассказ «Расскажи про любимый цветок», зарисовать цветы на клумбе.

Со старшими дошкольниками педагог проводит дыхательную гимнастику «Понюхай цветок», предлагает отгадать загадки о цветах, организует сюжетно-ролевую игру «Цветовод».

13. «Фитоогород». На солнечной стороне детского сада находится фитоогород. Его территория огорожена низким заборчиком. Здесь воспитатели старшей и подготовительной групп знакомят детей с фитотравами. Воспитанники изучают, из каких частей состоят растения, сравнивают по запаху чабрец, мяту, шалфей и др.

Педагоги организуют наблюдение за растениями, рассказывают об их полезных свойствах, предлагают дошкольникам освободить растения от сорняков, разрыхлить землю, убрать сухую траву. Когда фитотравы вырастают, воспитатели организуют фитогостиную, где дети перебирают травы. Затем педагог заваривает отобранные растения и организует в группе чаепитие.

14. «Знаки». С помощью знаков педагоги учат дошкольников общаться с природой по правилам. Правила эти просты. Их легко понять, глядя на знаки у каждого объекта экологической тропы.

Пара знаков предлагает сделать выбор: например, «Сорви цветок» или «Понюхай, как вкусно пахнут цветы». Дети у объекта «Знаки» размышляют, обсуждают и демонстрируют взрослым свой выбор. Так в детском саду педагоги воспитывают у дошкольников осознанное, бережное отношение к природе.

Также читайте в № 7, 2015 статью «Проект „Лето играет, лето развивает“ по созданию развивающей площадки для детей»

 

15. «Старый пень» – вторая встреча. В конце пути педагоги используют сюрпризный момент. Дошкольники возвращаются к «старому пню». Он рассказывает им интересную историю на экологическую тему, делает «лесной» подарок: шишки, листья, семена растений.

Приложение

>> скачать в формате pdf

 

План работы на экологической тропе
с детьми старшего дошкольного возраста

Объект Вид деятельности Содержание деятельности Июнь Июль Август
«Старый пень» Игровая Мотивация детей к познавательной деятельности: встреча со сказочным персонажем  
«Рябиновая роща» Познавательно- исследовательская, коммуникативная Наблюдения за рябиной Рассматривание листьев рябины и сравнение их с листьями других деревьев Исследование ягод рябины на вкус  
Восприятие художественной литературы, коммуникативная Чтение стихотворений о рябине (на выбор) - -  
Изобразительная - - Рисование рябины  
Двигательная, игровая Пальчиковая игра «Деревья» Народная игра «У медведя во бору…» Подвижная игра «Через ручеек»  
Элементарный бытовой труд - Сбор опавших веток в рябиновой роще -  
«Лекарственные растения» Познавательно- исследовательская, коммуникативная Наблюдения за лекарственным растением – одуванчиком Экспериментирование: одуванчики закрываются днем перед дождем Наблюдения за лекарственным растением – ромашкой  
Восприятие художественной литературы, коммуникативная Чтение сказки про одуванчик - Чтение сказки про ромашку  
Изобразительная - - Рисование ромашки  
Двигательная, игровая Подвижная игра «Ловишки» Подвижная игра «Найди знакомое растение» Подвижная игра «Ловишки»  
«Лиственничный лес» Познавательно- исследовательская, коммуникативная Наблюдения за лиственницей Сравнение листьев лиственницы с листьями других деревьев -  
Восприятие художественной литературы, коммуникативная - Чтение стихотворения В. Броницкого «Лиственница» -  
Изобразительная - - Рисование на тему «Красивое дерево лиственница»  
Двигательная, игровая Подвижная игра «Платочек» Пальчиковая гимнастика «Ежик» -  
Элементарный бытовой труд - - Сбор шишек для поделок  
«Скворечник» Познавательно- исследовательская, коммуникативная Наблюдения за обитателями скворечника Сравнивание разных видов птиц Исследование: что едят птицы  
Восприятие художественной литературы, коммуникативная Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит?» Отгадывание загадок о птицах Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко»  
Изобразительная - Лепка «Воробушки» -  
Конструирование - - Конструирование домика для птиц  
Двигательная, игровая Подвижная игра «Птичка и кошка» Пальчиковая гимнастика «Воробей» Подвижная игра «Найди, где спряталась птичка»  
Игровая, коммуникативная Игра «Воробьиха и воробушки» - -  
«Цветник» Познавательно- исследовательская, коммуникативная Рассматривание схемы строения растений (у цветка есть корень, стебель, листочки) Исследование: что будет, если долго не поливать цветы (листочки увянут, цветки опадут) Наблюдения за цветником  
Восприятие художественной литературы, коммуникативная Чтение рассказа С. Григорьева «Бабушкин садик» Отгадывание загадок о цветах Составление рассказа по модели (перфокартам) «Расскажи про любимый цветок»  
Изобразительная - - Рисование на тему «Цветы на клумбе»  
Двигательная, игровая Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок» Подвижная игра «Где спрятался цветок» Пальчиковая гимнастика «Распускаются цветы…»  
Игровая, коммуникативная Сюжетно-ролевая игра «Цветочный магазин» Сюжетно-ролевая игра «Цветовод» Сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов»  
Элементарный бытовой труд Поливка посаженной рассады Уход за цветами (рыхлим почву, чтоб дышали корешки цветов) -  
«Сад, огород» Познавательно- исследовательская, коммуникативная Рассматривание схемы строения растений (корень, стебель, листочки) Наблюдения за растениями (на месте цветка появились плоды) Наблюдения за ростом овощей на грядке  
  Восприятие художественной литературы, коммуникативная Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Свободное общение на тему «Инструменты садовника» Отгадывание загадок об овощах  
Двигательная, игровая Подвижная игра «Найди себе пару» Пальчиковая гимнастика «У Лариски две редиски» Подвижная игра-эстафета «Кто быстрее соберет овощи на грядке»  
Игровая, коммуникативная Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин» - -  
Элементарный бытовой труд Поливка посаженной рассады Уход за посадками (рыхлим землю, чтобы дышали корешки) «Маленькие огородники» (знакомство с правилами ухода за овощами, посаженными на грядке)  
«Березовая роща» Познавательно- исследовательская, коммуникативная Наблюдения за березой Наблюдения за насекомыми, которые живут в березовой роще: муравьем, бабочкой, божьей коровкой Сравнивание березы с другими деревьями (елкой, сосной, кленом)  
Восприятие художественной литературы, коммуникативная Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» -  
Изобразительная - - Коллективная работа: коллаж из сухих листьев березы  
Двигательная, игровая Пальчиковая игра «Деревья» Пальчиковая игра «Пошли пальцы по грибы» Народные хороводы «Белая березонька»  
Игровая, коммуникативная Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес с семьей» - -  
«Место посиделок» Восприятие художественной литературы, коммуникативная Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост» Чтение сказки Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим» Отгадывание загадок о фруктах, овощах, растениях. Чтение сказки Т. Эгнер «Приключения в лесу Елки-на-Горке»  
Изобразительная Рисование «Что я увидел в березовой роще» Рисование «Красивая полянка» Коллективная работа «Как мы ходили на прогулку в лес»  
  Игровая, коммуникативная Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес с семьей» Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»  
Элементарный бытовой труд Сбор опавших веток - Акция «Помоги природе»  
«Лесное озеро» Познавательно- исследовательская, коммуникативная Наблюдения за водомеркой Экспериментирование: можно ли менять форму камня и глины Экспериментирование «Прозрачная вода»  
Восприятие художественной литературы, коммуникативная - Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка» -  
Двигательная, игровая Подвижная игра «Лягушки» Пальчиковая гимнастика «Рыбка» Подвижная игра «Ручеек»  
Игровая, коммуникативная Сюжетно-ролевая игра «Прогулка к озеру» - -  
Элементарный бытовой труд - - Акция «Чистое озеро»  
«Старый пень» - Подарок от Мудрого пня: корзина с яблоками; букет цветов, шишки, сухие листья для поделок; конверт со сказкой; Красная книга растений и т. д.  

 

 

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: