Правило 5: Инкубация идей




МАСПО

дискуссионные методы • групповая дискуссия • «мозговой штурм» • кейс-метод (метод коллективного анализа ситуаций) игровые методы • ролевые игры • деловые игры • организационно-деятельностные игры и др. социально-психологический тренинг

Ø Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - метод коллективного обсуждения проблемы для выявления оптимального решения, основанный на рассмотрении большого количества идей участников, их коллективном анализе и выборе лучшего варианта.

 

Правила мозгового штурма

Правило 1: Запрещается всякая критика идей, высказываемых во время проведения мозгового штурма

Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством.

Правило 2: Свободный полет мыслей и поощрение самых «безумных» идей

Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти эффективное решение.

Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей

Самым продуктивным (успешным) мозговым штурмом является тот, при проведении которого за 20 минут предлагается 200 — 250 идей.

Правило 4: Обязательная фиксация всех идей

Обычно идеи записывают маркерами на больших листах бумаги. Развесить их лучше заранее, перед началом мозгового штурма и разместить на стенах таким образом, чтобы они были хорошо видны каждому участнику.

Правило 5: Инкубация идей

После того, как все идеи высказаны и зафиксированы, необходимо время для того, чтобы их обдумать и оценить. Зачем нужен этот этап? Дело в том, что инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением проблемы. Перерыв в трудной проблеме позволяет также забыть несоответствующие подходы к ней.

Ø Дискуссия - целенаправленный, специально организованный, групповой процесс продвижения и разрешения проблемного вопроса путем столкновения, объединения и взаимообогащения предметных позиций участников.

Правил ведения групповой дискуссии.

Задача руководителя на каждом этапе обсуждения (по М. Форвергу).

1 этап - Ориентация
Задачи Средства
По отношению к проблеме
1. Сформулировать цель и тему обсуждения 1. Объяснить что обсуждается, зачем нужна дискуссия в данной ситуации, в какой степени необходимо решить задачу (каким должен быть результат и в какой форме представлен)
2. Установить время дискуссии 2. Объявить участникам время, отведенное на дискуссию
3. Заинтересовать участников, создать необходимую мотивацию 3. Изложить проблему в виде противоречия. Указать, в чем значимость проблемы, какие результаты может дать ее решение
4. Добиться однозначного понимания проблемы всеми участниками 4. Попросить задать вопросы. Можно предложить контрольные вопросы
5. Начать обмен мнениями (по возможности без оценок) 5. Предоставить слово желающим или предложить высказываться конкретным участникам. Руководителю не рекомендуется брать слово первым
По отношению к группе
1. Познакомить участников дискуссии, если они не знакомы 1. Попросить представиться, например по кругу
2. Ориентировать на коллективное решение 2. Можно сообщить о преимуществах коллективного решения
3. Создать доброжелательную атмосферу, положительный эмоциональный фон 3. Доброжелательное отношение ко всем участникам – доброжелательные интонации, обращение, жесты
По отношению к каждому участнику
1. Добиться того, чтобы в дискуссии принимали участие все члены группы 1. Можно, например, установить порядок выступления по кругу, если возникает затруднение с включением всех участников
2. Активизировать пассивных 2. Например, обратиться с вопросом к молчащему, просьбой помочь
3. Оказывать помощь выступающим 3. Внимательно выслушивать каждого, лучше не перебивать. Порекомендовать без боязни высказывать свое мнение, поскольку важно учесть их все
II этап – Оценка.
Задачи Средства
По отношению к проблеме
1. Собрать максимум предложений. Постараться осветить все аспекты проблемы 1. Выслушать каждого, выступать со своими предложениями только после того, как выслушаны все участники
2. Провести анализ собранных предложений 2. Подводить частичные итоги, выделять основные предложения, делать предварительные выводы
3. Держаться в «русле» проблемы, не допускать отклонений от темы и поворотов 3. Тактично останавливать отклонившихся от темы, напоминать о целях и задачах дискуссии
4. Не допускать отклонений от темы 4. Спросить: «Что это дает нашему обсуждению? Ваши замечания относятся к обсуждаемому вопросу?»
5. Помогать продвигаться вперед 5. Если дискуссия топчется на месте, спросить: «Отличается ли эта мысль от той, которая была сказана только что?»
По отношению к группе
1. Поддерживать высокий уровень активности группы 1. Всем поочередно предоставлять слово. Не допускать затянувшихся диалогов и монологов, чрезмерной активности за счет других
2. Поддерживать деловую атмосферу 2. Требовать ясного изложения мыслей, уточнять неясные положения. Руководителю нужно больше спрашивать и слушать. Самому стараться говорить меньше и по существу.
3. Не допускать личной конфронтации участников 3. Устранять недоразумения между участниками дискуссии. Пресекать оценочные суждения, направленные на личные качества оппонента.
4. Поддерживать теплую, дружественную атмосферу 4. например, использовать улыбку, поощрительные высказывания типа: «Хорошо, мы продвигаемся».
По отношению к участникам
1. Уделять максимум внимания мнению каждого участника 1. Внимательно выслушивать каждого участника. Не прерывать его преждевременно
2. Требовать ясной аргументации 2. Уточнять неясные положения, просить объяснить свою точку зрения
3. Активизировать пассивных 3. Обратиться к молчуну с вопросом. Любезно попросить его высказать свою точку зрения
4. По возможности сохранять беспристрастность 4. Уделять равное внимание, оказывать поддержку всем участникам
III этап - Контроль
Задачи Средства
По отношению к проблеме
1. Четкое и внятное подведение итогов 1. Формулировка выводов, решения или спектра решений
2. Сравнить итог с поставленной целью 2. Напомнить цель и сопоставить с ней результат обсуждения
3. Если тема не исчерпана, стимулировать продолжение дискуссии 3. Предложить группе продолжить дискуссию в следующий раз
По отношению к группе
1. Принятое решение должно быть групповым 1. При подведении итогов учитывать по возможности мнения всех членов группы. Каждый должен высказать свое мнение по поводу группового решения
2. Помочь группе прийти к согласованному мнению 2. Умелая постановка вопросов, обобщение полученных результатов
3. Сохранить деловую, доброжелательную атмосферу, несмотря на возможную конфронтацию мнений 3. Подчеркнуть важность разнообразия предложений и подходов для нахождения оптимальной альтернативы
По отношению к каждому участнику
1. Добиваться того, чтобы у каждого или, по крайней мере, у большинства, осталось чувство удовлетворения от участия в дискуссии 1. Подчеркнуть вклад каждого в общий итог. Не жалеть заслуженных похвал. Поблагодарить всех членов группы за участие в дискуссии

 

Ø Кейс – метод – целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждении проблем во время открытых дискуссий и выработке навыков принятия решений.

Решение же кейса идет по следующему алгоритму:

  • на первом этапе идет знакомство с ситуацией и ее ключевыми особенностями;
  • второй этап предполагает выделение ключевой проблемы (ключевых проблем), разбор факторов и/или персоналий, которые могут оказывать реальное воздействие на ситуацию;
  • третий этап — это предложение возможных решений, с анализом последствий от принятия тех или иных решений;
  • четвертый этап - это решение кейса, т. е. предложение последовательности действий, указание на вероятные проблемы, а также на механизмы по их предотвращению.

К преимуществам МАСПО относят:

– высокий уровень активности участников;

– формирование у них новых ценностных ориентаций и установок в общении, способствующих самораскрытию и самореализации личности;

– приобретение участниками навыков работы в группе;

– развитие у них активной социально-психологической позиции, собственного отношения к проблемам или излагаемому материалу, способности производить значимые преобразования в сфере не только межличностных, но и деловых отношений;

– выработку «психологического иммунитета» к различным трудным, проблемным ситуациям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: