по специальности «Психология развития и дифференциальная психология»




Вопросы государственного экзамена

По специальности «Психология развития и дифференциальная психология»

1. Теоретические и прикладные вопросы онтопсихологии.

2. Человек как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность.

3. Человек как субъект жизни. Жизненный путь личности.

4. Системный подход к проблеме исследования индивидуальности.

5. Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии.

6. Методы идеографического исследования индивидуальности.

7. Психологические аспекты переживания человеком заболевания.

8. Психосоматические расстройства: определение, классификация, возрастные особенности.

9. Детская патопсихология: предмет, объект и теории.

10. Характеристика патопсихологических расстройств у детей.

11. Психология депривационных состояний

12. Психологическая служба в кризисных центрах.

13. Методы саморегуляции психических состояний

14.. Процедуры и техники консультирования

15. Общее представление о психологическом тренинге

16. Методы и приемы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей.

17. Организация и содержание психологического сопровождения в образовательном учреждении.

18. Психологическое сопровождение детей «группы риска».

19. Теоретические основы и методологические подходы к психодиагностике детского развития.

20. Основные характеристики развития детей в отдельные периоды детства и диагностика психического развития.

21. Акмеология как отрасль современной психологической науки.

22. Психологическая характеристика периода зрелости и акмеологические основы развития взрослых.

23. Семья как культурно-исторический феномен и проблемы современной семьи.

24. Особенности семейного психологического консультирования.

25. Психическое здоровье и кризисы подросткового и юношеского возраста.


Программа государственного экзамена

по специальности «Психология развития и дифференциальная психология»

 

1. Теоретические и прикладные вопросы онтопсихологии. Онтопсихология как синтетическая наука. Онтопсихология как наука о целостном жизненном пути человека. Б.Г.Ананьев об онтопсихологии. А.Менегетти: онтопсихология как анализ антропологического бытия. Кризис наук. Э.Гуссерль о кризисе наук. Предпосылки возникновения онтопсихологии. Обращение психологии к «бытийной» составляющей существования человека.

2. Человек как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность. Б.Г.Ананьев: основные понятия комплексного описания человека. Индивидная организация и ее онтогенез (Ананьев Б.Г., Небылицын В.Д.). Типы связей в структуре индивида (Ананьев Б., Акинщикова Г.И.). Типы развития перцепции, психомоторики, мыслительной функции. Онтогенез психофизиологических функций. Возрастная динамика внутрифункциональных связей (Ананьев Б.,. Мерлин В., Степанова Е., Грановская Л.) и основные тенденции возрастной изменчивости. Понятие личности, становление и развитие личности в онтогенезе. (Выготский Л.С., Мясищев В.Н., Ломов Б.Ф., и др.) Человек как субъект деятельности, основные виды деятельности человека и формирование его свойств как субъекта деятельности. Психологическая готовность к успешной производственной деятельности. (Галыгин, Филиппов, Гребняк, Дмитриева, Елисеев, Парачев). Индивидуальность как потенциал формирования жизненного сценария.

 

3. Человек как субъект жизни. Жизненный путь личности. Общие характеристики жизненного пути человека. Виды жизненных событий. Адаптация как критерий успешности человеческого существования. Психоанализ: жизнь как компромисс. Изменение представлений о природе человеческого существования в гуманистической психологии. Экзистенциальная философия и экзистенциальная психология о подлинности и неподлинности человеческого существования. Психологические концепции исследования жизненного пути личности в работах Ананьева Б.Г., Мясищева В.Н., Ковалева А.Г. и др. Человек в жизненном пространстве. Основные методологические идеи Курта Левина о целостном описании человека в жизненном пространстве его существования.. Взаимовлияние жизненного пути и онтогенеза. Автобиографичекий метод. Основные черты и феномены взаимоотношения онтогенеза и жизненного цикла человека. Генетическая изменчивость. Временная структура индивидуального развития. Удовлетворенность индивидными и личностными характеристиками.

 

4. Системный подход к проблеме исследования индивидуальности. Понятие «системы» как общенаучной методологической категории. Этапы становления системного подхода в отечественной психологии. Принципы системного подхода к изучению индивидуальности, выдвинутые и обоснованные ведущими отечественными психологами С.Л.Рубинштейном, Ф.Б.Ломовым, Б.Г.Ананьевым, П.К.Анохиным, Мерлиным В.С. и другими.

 

5. Индивидуальность человека как объект научного исследования в психологии. Основные подходы к проблеме исследования индивидуальности. Основные концепции индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Мерлин В.С., Голубева Э.А., Базылевич Т.Ф. и др.). Методы системного исследования индивидуальных психологических особенностей человека.

 

6. Методы идеографического исследования индивидуальности. Номотетический и идеографический подходы к исследованию психологических явлений. Анализ профилей психологических черт. Биографический метод. Обобщение документальных материалов. Этологическое исслелование. Феноменологические методы оценивания индивидуальности. Интраиндивидуальная вариативность.

 

7. Психологические аспекты переживания человеком заболевания. Переживание и поведение человека во время болезни.Основные патогенные цепи причинно-следственных связей (условия внешней жизнедеятельности, роль личностных особенностей человека). Три группы заболеваний (психогенные, психосоматические и соматические). Учение о психической травме (три этапа учения о психогениях К.Ясперс, Э. Кречмер, Мясищев В.Н.). Фрустрация. Агрессия. Механизмы психологической защиты.

8. Психосоматические расстройства: определение, классификация, возрастные особенности. Определение и вопросы классификации. Конверсионные симптомы, психосоматические функциональные синдромы, органические психосоматические болезни (психосоматозы), психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения. Влияние болезни на психику человека. Соматогенное влияние болезни на психику. Психогенное влияние болезни на психику.. Возрастные особенности внутренней картины болезни.

 

9. Детская патопсихология: предмет, объект и теории. История возникновения детской патопсихологии. Научные достижения: биологические и психологические объяснения. Определение нормы и патологии. Вопросы психического и психологического здоровья детей и подростков. Теории детской патопсихологии: биологические, психологические и социальные факторы. Предмет и объект детской патопсихологии. Методы исследования патопсихологии: Исследовательские методы: измерения, сообщения, психофизиология, наблюдение. Планы исследования, качественное исследование. Оценка расстройств: клиническое интервью, психологическое тестирование.

 

10. Характеристика патопсихологических расстройств у детей. Нарушения поведения (ГРДВ, аддиктивное поведение). Расстройства настроения: тревожные расстройства, депрессия. Исследования депрессии: психодинамическая теория, теория присоеденения, бихевиористкая теория, когнитивная теория. Расстройства, связанные со здоровьем: расстройства сна, расстройства, связанные с освобождением организма, хронические детские болезни. Расстройства питания: расстройство аппетита в младенчестве и раннем возрасте, ожирение, расстройство питания в юности. Жестокое обращение с детьми: типы насилия, распространенность, процесс развития и психопатология, причины, предотвращение.

 

11. Психология депривационных состояний. Понятие «депривация»: определение, виды, история изучения. Сенсорная депривация: определение, исследования,. механизмы, последствия. Эмоциональная депривация: определение, эксперименты, последствия в жизни детей и взрослых, коррекция. Социальная депривация: понятие, формы, психологические последствия социальной депривации у взрослых и детей. Личность в условиях групповой изоляции. Проблемы реадаптации. Коррекция.

12. Психологическая служба в кризисных центрах. Цель и задачи ПСКЦ. Структура службы. Основные виды деятельности практического психолога кризисных центрах. Понятие кризиса: определение, виды. Критерии кризисного состояния. Принципы кризисной интервенции. Методы кризисной психотерапии. Стресс и травматический стресс. Методы работы с ПТСР. Семейная психотерапия в кризисных состояниях. Методы поведенческой психотерапии кризисных состояний.

 

13. Методы саморегуляции психических состояний. Проблема описания психических состояний. Сущность психической саморегуляции. Нейрофизиологические основы саморегуляции: концепции Анохина, Бернштейна. Концепции психической саморегуляции: концепции Конопкина А.О., Голикова Ю.Я. и Костина Л.Н., Прохорова А.О., Маросановой В.И.. Методы и прикладные программы психической саморегуляции функциональных состояний: целевая направленность тренингов по обучению приемам психологической саморегуляции, особенность методов психологической саморегуляции и варианты методик, формы организации обучения. Аутогенная тренировка, биологические основы саморегуляции, йога, медитация.

 

14. Процедуры и техники консультирования. Речь консультанта. Приемы ведения беседы. Специальные вопросы. Уточняющие техники. Эмоциональные техники в консультировании.

(Техники ободрения и успокоения клиента. Техника отражения чувств клиента. Техника самораскрытия консультанта. Техника молчания.)

Техники конфронтации и интерпретации в консультировании (Техники интерпретации. Применение техники конфронтации. Работа с переносом в консультировании. Работа с контрпереносом в консультировании.)

 

15. Общее представление о психологическом тренинге. Специфика тренинговой формы работы. История психологического тренинга. Основные направления развития групповых методов психологической работы. Тренинговая группа как психологическое зеркало. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе. Фазы развития тренинговой группы. Сплоченность и напряженность в тренинговой группе. Проблема лидерства в тренинговой группе.

 

16. Методы и приемы игровой коррекции расстройств поведения и эмоций у детей. Игровая терапия, ее виды: стратегическая и направленная, алгоритм оказания психологической помощи ребенку в ситуации семейного стресса, психокоррекционные программы как основной метод помощи при проблемах развития детей.

 

17. Организация и содержание психологического сопровождения в образовательном учреждении. Основные понятия (сопровождение, ситуации жизненного выбора, процесс сопровождения, метод сопровождения, служба сопровождения) и принципы сопровождения (рекомендательный характер, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность, мультидисциплинарность, стремление к автономизации). Функции процесса сопровождения – диагностика существа проблемы, информация о существе проблемы и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения. Первичная помощь на этапе реализации плана решения. Виды сопровождения – индивидуальное и системное. Основные этапы сопровождения. Организация диагностики в системе сопровождения. Организация учета катамнеза. Работа в ПМПК. Служба сопровождения.

 

18. Психологическое сопровождение детей «группы риска». Общая характеристика детей «группы риска» - соматически ослабленные дети, гиперактивные дети, агрессивные дети, дети с ОНР, ЗПР, дети с трудностями в обучении, аутичные дети, детская тревожность и страхи, одаренные дети. Методы диагностики и сопровождения детей «группы риска». Сопровождение детей «группы риска» в семье и образовательном учреждении. Сопровождение сопровождающих.

19. Теоретические основы и методологические подходы к психодиагностике детского развития. Подходы отечественных психологов относительно диагностики детского развития (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер). Принципы диагностической деятельности психолога образования. Понятие о норме развития в работе детского психолога. Процедурные особенности при индивидуальной / групповой, скрининговой, углубленной, мониторинговой, срезовой, дифференциально-уровневой, дифференциально-типологической диагностике. Психологический диагноз, прогноз, заключение.

 

20. Основные характеристики развития детей в отдельные периоды детства и диагностика психического развития. Содержательные показатели развития дошкольников (развитие видов деятельности, двигательной сферы, умственное развитие, развитие речи, социальное развитие). Роль диагностики умственного развития для решения школьных проблем. Специфика психодиагностикеского обследования детей на разных этапах онтогенеза. Типичные психолого-педагогические проблемы, в решении которых требуется проведение психодиагностического обследования.

21. Акмеология как отрасль современной психологической науки. Содержание и основные характеристики феномена акме. Научно-исторические предпосылки развития акмеологии и этапы становления акмеологии. Объект и предмет акмеологии. Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок. Место акмеологии в системе наук о человеке. Структура акмеологии (общая и прикладная акмеология). Методологические подходы в акмеологических исследованиях (комплексный, системный, субъектный, психосоциальный, антропологический, экзистенциальный, аксиологический, культурологический, синергетический, акмеологический подходы). Принципы акмеологии. Основные акмеологические понятия.

22. Психологическая характеристика периода зрелости и акмеологические основы развития взрослых. Возрастные периоды интеллектуального развития взрослых. Экспериментальное исследование динамики развития психических функций и интеллектуального развития взрослых (Б.Г.Ананьев). Характеристики акме в профессиональном развитии человека. Акмеологические ресурсы человека и карьера.

23. Семья как культурно-исторический феномен и проблемы современной семьи. Определение семьи. Функции семьи. Типологии семьи. Стадии жизненного цикла семьи. Особенности современной семьи. Ролевая структура семьи. Семейные модели. Супружеская и родительско-детская подсистемы семьи. Супружеские и семейные проблемы. Возрастная динамика отношений между детьми и родителями. Типы семейного воспитания.

24. Особенности семейного психологического консультирования. Методы социально-психологической диагностики проблем семьи. Цели и задачи семейного психологического консультирования. Напрвления и виды семейного консультирования. Структурные модели семейного консультирования (организация консультативной беседы, введение беседы, приемы консультирования). Семейно-брачное консультирование. Консультирование детско-родительских взаимоотношений.

25. Психическое здоровье и кризисы подросткового и юношеского возраста. Понятие о психическом здоровье. Сравнительный анализ психологических особенностей подростков и старшеклассников. Особенности переходного периода от младшего школьного к подростковому и от подросткового к юношескому возрасту. Проблемы современных подростков и самосознание современной молодежи. Содержание подросткового и юношеского кризиса. Социально-психологическая дезадаптация подростков. Проблемы социальной адаптации молодежи.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: