Библиографический список 1 глава




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»

Кафедра социально-гуманитарных наук

В. А. Смоляков

ПОЛИТОЛОГИЯ ОТ «А» ДО «Я»:

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Рекомендовано Дальневосточным региональным

Учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ) в качестве

Учебного пособия для студентов всех направлений

подготовки вузов региона

Хабаровск 2012

ББК Ф

Х 12

 

Политология от А до Я: ключевые понятия: учеб. пособие / В. А. Смоляков. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2012. – 228 с.

 

 

Предлагаемое учебное пособие – удобный и надёжный путеводитель по ключевым понятиям современной политической науки. Содержит новейший справочный материал. Знакомит с ведущими теоретическими подходами. Излагаемые в алфавитном порядке статьи представляют в совокупности целостную систему политологических знаний. Оснащён пояснительными схемами и картами. Простая и эффективная система ссылок. Предназначено студентам и преподавателям высших учебных заведений, а также всем интересующимся политологией.

 

 

Рецензенты: Кафедра философии и политологии

Дальневосточной академии государственной службы;

 

В. А. Шабалин, д-р филос. наук, профессор

Дальневосточного юридического института МВД РФ

 

© Смоляков Владимир Александрович, 2012

© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2012

ВВЕДЕНИЕ

 

Политика – сфера сложная и деликатная. Великий основоположник афинской демократии Перикл в 430 году до н.э. сказал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Для того чтобы сознательно участвовать в политической жизни, необходимо овладеть знаниями, умением самостоятельно анализировать происходящее и приходить к рационально обоснованным выводам. Уровень обобщений, тонкость и точность мыслей, культура политических высказываний в значительной мере зависят от овладения категориальным аппаратом современной политической науки.

Предлагаемый вниманию словарь-справочник по политологии отличается от привычных учебных пособий. Учебная дисциплина изложена в нём в форме ключевых понятий политической науки, расположенных в алфавитном порядке. Автор стремился к простым и ясным суждениям, раскрывая суть политических терминов. Точность определений в словаре – ключ к пониманию тем. Слово «термин» в переводе с латинского означает граница, внешний предел определённого пространства. Можно сказать, что дать определение – значит ограничить установленными границами применение слова, употребив его в точном соответствии с его истинным значением. Одно и то же слово может иметь разный смысл, поскольку может использоваться для обозначения разнопорядковых явлений. Поэтому в ходе работы над словарём потребовалось теоретическое уточнение некоторых понятий для решения главной дидактической задачи – передачи знаний. Автор использовал при подготовке настоящего учебного пособия десятки монографий, учебников, статей, опубликованных как у нас в России, так и за рубежом.

Настоящий словарь-справочник ни в коем случае не претендует на всеохватность. Наоборот, количество понятий сведено к минимуму, но зато эти понятия раскрыты с достаточной полнотой и глубиной. Цель данного издания – помочь студентам, всем, интересующимся политологией, овладеть категориальным аппаратом и, не тратя время на прочтение всего курса, найти нужные для подготовки к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам темы. Важно подчеркнуть, что учебное пособие написано в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами. Автор принципиально избегал категоричности суждений и оценок, предоставляя самому читателю делать выводы, принимая в полном согласии с духом плюрализма ту или иную теоретическую точку зрения.

Несмотря на то что уже опубликовано несколько словарей по политологии, всё ещё остаются недостаточно разработанные понятия и темы. К тому же каждый автор имеет право на собственное видение проблем и на несогласие с рядом положений, которые излагаются в изданных учебниках и словарях. Этот словарь отличается ещё и справочным характером, поскольку содержит фактический материал (дополненный данными, цифрами, историческими фактами) по ряду излагаемых тем.

В тексте словаря-справочника используется система выделения курсивом тех терминов и понятий, которые раскрываются в других статьях. Благодаря этому можно более глубоко изучать взаимно перекрещивающиеся основные темы единого курса политологии. В отдельных случаях излагается этимология слов, что помогает глубже понять их смысл. Во многих статьях словаря-справочника даются сведения о генезисе теорий, для этого называются имена авторов политических концепций или категорий с указанием в скобках года, когда впервые эти идеи были опубликованы или изложены.

Для удобства поиска терминов в конце словаря даётся индекс всех понятий – статей в алфавитном порядке. Их объём предопределяется значимостью проблемы в рамках курса политологии. Отсюда некоторая асимметрия материала словаря-справочника. В словаре используется система сокращения ключевых понятий, стоящих в заглавии статей, которые в тексте обозначаются начальными заглавными буквами, например, «массовизация политики» – М. П. Слова приводятся в единственном числе. Политологические понятия, если они состоят из прилагательного и существительного, начинаются обычно с имени существительного, например «власть военная». Исключениями являются такие слова, где прилагательные помогают подчеркнуть специфику понятия, например, «внешняя политика», «внутренняя политика».

Автор ставил перед собой задачу – не ограничиваясь понятийным уровнем анализа, отразить в статьях реальные жизненные проблемы, в особенности российские политические реалии. Особое внимание уделено вопросам, относящимся к проблеме взаимосвязи экономики и политики.

Правильно назвать явление – значит понять его суть. Многие, взявшиеся за изучение политической науки, испытывают терминологические трудности, не могут свободно оперировать категориями. Настоящий словарь-справочник призван помочь овладеть языком современной политологии, без которого не может быть концептуально оснащённого политического мышления.

 

 

АВТОРИТАРИЗМ – (лат. auctoritas власть, влияние). 1. В широком смысле слова – общераспространённая форма социального контроля и управления, характеризующаяся строгим подчинением личности власти руководителя организации (военного подразделения, фирмы, завода, департамента и т.д.). 2. В специфически политологическом смысле – один из наиболее распространённых типов политических режимов, занимающий промежуточное место между тоталитаризмом и демократией. А. – это неподотчётная народу монопольная власть какой-то одной партии, группировки, лица или социального института (например церкви), вытесняющая оппозицию из легальной политической жизни.

В крайнем своём выражении А. осуществляется неконституционными, насильственными методами. В отличие от тоталитаризма авторитарный режим допускает культурный и социально-экономический плюрализм на уровне гражданского общества и не покушается на автономию личности в неполитических сферах. «Автортаризмы» различаются между собой по степени репрессивности. В условиях авторитарного режима нередко допускается и поставленный в определенные рамки политический плюрализм (вытесненная на обочину политической жизни оппозиционная деятельность, политическое диссидентство маргиналов-одиночек, дозируемая критика в прессе правительства, фильтруемые государственными органами при неформальном вмешательстве администраций по месту работы альтернативные выборы и т.п.). Однако авторитарный режим в любом случае стремится уберечь свою власть от риска конкурентной борьбы, контролировать которую от начала до конца невозможно (именно в этом сущность феномена авторитаризма). Для недопущения оппозиционных сил на «политический рынок» используются разнообразные, нередко весьма изощрённые средства. Авторитарному политическому режиму присущи следующие основные черты.

· Автократическая (самовластная) система правления, при которой источником власти фактически является не народ, а узкая самоназначенная группа (обычно во главе с верховным правителем) наделённых неограниченными полномочиями людей.

· Полицейский, внеправовой характер государства. Произвол при необходимости находит выражение в репрессиях против политических «врагов». Нередко используются методы внесудебной расправы с противниками режима и диссидентами (инакомыслящими). Фактическое ограничение, выхолащивание или полная отмена основополагающих политических прав и свобод – необходимое условие выживание авторитаризма.

· Монополизация политики правящей элитой, которая назначается сверху, а не выдвигается путём электоральной борьбы. А. – это, по определению Крика, «антиполитика». Стремление авторитаризма к деполитизации общества объясняется его боязнью спонтанной политической жизни.

· Неподконтрольность бюрократии и государственного аппарата в целом обществу.

· Сохранение неполитических сфер гражданского общества. Авторитарные режимы разрешают частное предпринимательство, соперничество школ и направлений в науке и искусстве, не вмешиваются в частную жизнь людей. Однако эти проявления плюрализма допускаются при условии, что они не представляют угрозы режиму.

· Авторитарный режим в отличие от тоталитаризма не нуждается в государственной идеологии А., как правило, не проводит кампании по принудительной политической мобилизации масс. Он, напротив, заинтересован в аполитичности граждан и поэтому проводит курс на деполитизацию и деидеологизацию общественной жизни. Авторитарные порядки основываются на послушании, политической пассивности, уходе людей в сферу частной жизни и эксплуатации патриотических ценностей.

Авторитарные режимы существуют в различных формах, среди которых можно выделить следующие:

· Абсолютные или дуалистические монархии (см. абсолютизм, форма правления).

· Военная диктатура (например, Мьянма (Бирма).

· Однопартийные режимы (например, Китай, Вьетнам).

· Полуавторитарные режимы – дуалистические (двойственные) политические системы, сочетающие сохранение формальных демократических институтов и некоторых политических свобод с авторитарными методами формирования и осуществления власти. (Политическая система в Исламской республике Иран, например, представляет собой сочетание черт жёстко авторитарной, почти тоталитарной власти с признаками плюралистической демократии).

· Теократический режим, при котором политическая власть принадлежит духовенству. Примеры: Иран – страна, в которой над парламентом и над президентом стоит клерикальный режим, имеющий возможность вмешиваться почти во все аспекты государственной жизни; Ватикан и Саудовская Аравия.

· Персонифицированный режим – единоличная власть принадлежит диктатору при отсутствии развитых политических институтов, служащих опорой этой власти (Туркмения, Белоруссия и др.).

АКТИВНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – готовность и способность индивида использовать наличные ресурсы для достижения определённых политических целей.

А.П. проявляется в различных формах политического участия. Социологами установлена корреляция между политической активностью и такой переменной, как социальный статус. Так, например, жители больших городов более активны по сравнению с жителями небольших посёлков и сёл. Чем выше статус (доход, образование, престижность рода занятий и пр.), тем выше А.П. Объясняется это рядом причин. Во-первых, тем, что люди, занимающие высокие социальные позиции, располагают и большим набором ресурсов и, во-вторых, они, как правило, обладают чувством собственной политической эффективности (т.е. значительности и возможностей влиять на политический процесс). А.П. – непостоянная величина, поскольку она может повышаться во времена кризисов, социально-политических потрясений и, наоборот, снижаться в периоды спокойного, нормального развития общества. А. П. зависит от степени мотивированности (заинтересованности) индивидов, а также от их информированности. Рост политической активности сопровождается политизацией масс – т. е. процессом вовлечения в политику ранее пассивных индивидов и групп. Политически активные граждане в нормальных условиях составляют меньшинство (в России политическую активность проявляют всего лишь несколько процентов взрослого населения). Однако именно активное меньшинство в истории всегда выступало движущей силой политических изменений.

АКТОР ПОЛИТИЧЕСКИЙ (от англ. аctor, т. е. актёр, действующее лицо) – субъект политики т.е. отдельный гражданин или организация. Главной характеристикой актора является обладание относительно самостоятельной политической ролью. А. участвует политическом процесе как внутри государства, так и на международной сцене. Актором может считаться любой субъект политического действия независимо от его силы и влияния (избиратель государство, международная организация и т. д.).

АНАРХИЗМ (от греческого выражения an-archos, означающего «никакой власти») – идейно-политическое течение, стремящееся к отмене всех форм господства и освобождению личности от принудительной власти государства. А. занимает место в крайне левой части идейно-политического спектра. Анархисты полагают, что реорганизация обществ может быть проведена через сеть коммун. Понятие «анархизм» было введено в политический и философский лексикон в 1840 г. «отцом анархии» Пьером Жозефом Прудоном.

Истоки учения анархистов можно найти в воззрениях античных мыслителей – софистов, киников, стоиков, которые началу «архэ» (власти) как символа необходимости существования какого-то организованного порядка, регулируемого общеобязательными нормами, противопоставляли начало «анархэ» (безвластия) как символа общественного строя, свободного от всяческого принуждения. Овидий представлял себе такое общество, названное им «золотым веком», как время, «когда люди без всяких судей сами, по собственной воле соблюдают честность и справедливость». Во времена Средневековья анархические идеи выступают в форме различных церковных ересей.

В Новое время основоположником анархических идей является английский мыслитель У. Годвин (отец писательницы Мэри Шелли – автора романа «Франкенштейн»), который в книге «Исследование политической справедливости» (1793) провозгласил идеал социального устройства. В таком обществе люди будут обходиться без государства, объединяясь в мелкие самостоятельные общины. Учение У. Годвина о союзе сознательных и добровольно соблюдающих социальные нормы людей было основано на вере в способность человека к самосовершенствованию и добродетельности. В дальнейшем почти все теоретики анархизма безоговорочно признавали Годвина своим родоначальником. Первым его последователем стал учитель гимназии Макс Штирнер (И. Шмидт), который изложил свои взгляды в 1844 году в книге «Единственный и его собственность». Штирнер является самым последовательным из всех анархистов, поскольку он довёл принцип индивидуализма до крайних выводов. Общество – это не что иное, как фикция, реальна же только отдельная личность – «Я» («Единственный»). Все общественные установления, включая государство, необходимо ниспровергнуть. Для чего нужно освободиться от навязанной обществом веры в незыблемость социальных институтов. Вместо общества, основанного на частной собственности и государственном принуждении, в результате освободительного порыва будет создан, основанный на взаимной полезности добровольный «союз эгоистов».

В XIX веке доктрина и практика анархизма развивалась благодаря выдающимся его представителям П.-Ж. Прудону (1809 – 1865), М. А. Бакунину (1814 – 1876), П. А. Кропоткину (1842 – 1921). В наши дни анархическая идеология влияет на некоторых участников антикапиталистического и антиглобалистского движений. Теоретическая несостоятельность анархизма компенсируется «решительными» и «бескомпромиссными» действиями. Свою задачу современные анархисты видят в том, чтобы «стимулировать инициативу и решительность масс» и «подталкивать» социальный протест против капиталистического общества. В целом за последние сто лет воздействие анархизма упало вместе с общим снижением влиятельности левых идей.

Основные идеи анархизма:

· свобода личности;

· уничтожение государственной власти;

· создание коммун, кооперативных объединений, автономизация местных самоуправлений;

· ликвидация всех форм социального угнетения и экономической эксплуатации;

· взаимопомощь и братские отношения между людьми;

· природное и социальное разнообразие.

БИХЕВИОРАЛИЗМ (англ. Behavior поведение) – научно-методологическое направление в политологии, сутью которого является стремление к объективному, основанному на получении количественно проверяемых данных, изучению политического поведения как на индивидуальном уровне, так и в группах, политических институтах и т.д. Предметом анализа при этом является не формально-юридический фасад институтов, а внутренние механизмы осуществления власти.После Второй мировой войны Б. стал, по существу, главным методологическим направлением в западной социологии и политологии, оттеснив на обочину институционализм и политическую философию.

Б. сформировался под влиянием двух научных направлений – философии позитивизма и бихевиоризма в психологии. Психологический бихевиоризм возник в конце XIX – начале XX вв. под влиянием идей И. Павлова и Дж. Б. Уотсона. Его сторонники требовали исключить из исследования всё субъективное (представления исследователя о желаниях, нравственных убеждениях, соображениях и взглядах изучаемых людей) и признать в качестве научно допустимых лишь выводы, полученные эмпирическим путём, т.е. опирающиеся на факты, обладающие свойствами наблюдаемости. Главное внимание, считали сторонники бихевиоризма, следует обратить на изучение поведения людей, т. е. их действия и высказывания. Применительно к политологии этипринципы были впервые применены Артуром Бентли в его работе «Процесс правления», опубликованной в 1908 г. Позднее эти идеи были развиты другими американским политологами, в том числе Чарльзом Мерриамом (1874 – 1953). Мерриам выступил в двадцатые годы за применение методов, включающих точное измерение и проверку получаемых данных и выводов, за укрепление её связи с практикой. Другой видный учёный, ставший основоположником рассматриваемого направления – Г. Лассуэлл (1902 – 1979).

Не следует путать «бихевиорализм» как методологическое направление политической науки и «бихевиоризм» как направление в психологии. Впервые в 1950-х годах указал на различие между двумя терминами, которые происходят от одного английского слова «behavior» (поведение), канадский политолог Д. Истон. Он подчёркивал, что политология никогда не была «бихевиористской», хотя оба направления сходятся в том, что методы естественных наук применимы к изучению человеческого поведения. Истон чётко определил «интеллектуальные основания» бихевиорализма.

1. Регулярности-закономерности, которые выявляются путём теоретических объяснений и обобщений повторяющихся явлений.

2. Верификация – возможность эмпирической проверки выводов, уход от исследования размытых и нечётко сформулированных проблем.

3. Техника применение экспериментов в качестве технических приёмов исследования.

4. Квантификация – использование количественных методов лишь там, где это возможно и имеет практический смысл.

5. Ценности – аналитическое разделение моральной оценки и эмпирического объяснения.

6. Систематизация – создание упорядоченного знания с помощью теории.

7. Чистая наука – дистанцирование науки от прикладных политических задач.

8. Интеграция – междисциплинарный подход, использование в исследованиях выводов других наук.

Бихевиоралистское направление окончательно сложилось после Второй мировой войны. Однако его предвестниками были А. Бентли и Ч. Мерриам. Впоследствии лидерами «бихевиоральной революции» стали Г. Лассуэлл и Д. Истон.

Биографические справки ведущих политологов-бихевиоралистов:

· Артур Бентли (1870 – 1957) – американский политолог, автор классического труда «Процесс правления» (1908), где впервые в истории политологии представил государство в качестве совокупности взаимодействующих «групп интересов», а не только суммы правовых норм.

· Чарльз Мерриам (1876 – 1953) – бихевиоралист, основатель и глава «чикагской школы политической науки», которая совершила революцию в изучении политических процессов, применив эмпирические и статистические методы исследования («Новые аспекты политики», 1925 и др.).

· Габриэль Алмонд (р. 1911 г.) – классик политической науки, один из инициаторов «бихевиоралистской революции», совместно с С. Вербой разработал проблематику политической культуры; по индексу цитируемости – один из лидеров политологии (Алмонд, Г., Верба, С. «Политические установки и демократия в пяти государствах», 1963 и др.).

· Дэвид Истон (р. 1917) – немецко-канадский политолог, первым применил системную теорию к изучению политики, принадлежит к числу лидеров «бихевиоралистской революции» 1950 – 1960-х гг. В 1969 г. призвал к критическому пересмотру бихевиоралистского подхода и положил начало новому этапу в политологии – постбихевиорализму («Политическая система», 1953 и др.).

· Гарольд Лассуэлл (1902 – 1978) – ученик Ч. Мерриама, продолжил разработку бихевиоралистского подхода в политической науке, политику трактовал как «политический рынок»; Лассуэлл отрицал, что главной функцией государства является всеобщее благо и доказывал, что борьба и взаимодействие воль создают силовое поле, в котором формируется государственная власть; он определял политологию как науку о влиянии и влиятельности («Политика: кто получает что, когда и как», 1936 и др.).

Бихевиоралистская теория видела свою задачу в том, чтобы объяснять, понимать и, насколько это представлялось возможным, предсказывать ход политического процесса. Вместе с тем Б. был несвободен от ряда недостатков, среди которых критики выделяли следующие спорные моменты.

1. Попытка дистанцироваться от политической борьбы и сохранять во что бы то ни стало нейтралитет.

2. Максимальное стремление к строгой научности процедуры и методов, в результате чего произошло сужение границ политического анализа до пределов непосредственно наблюдаемого.

3. Наивная вера в то, что Б. может быть полностью независимым от идеологического компонента.

4. Некритическое восприятие позитивистской интерпретации науки и недооценка существенных особенностей гуманитарного знания.

5. Игнорирование ценностных аспектов в политической жизни; разрыв между целями и средствами.

6. Чрезмерно узкая специализация научного знания при растущей комплексности социальных проблем.

Нарастающий вал критических выступлений привёл, по выражению Д. Истона, к « постбихевиоральной революции » (1969), которой присущи следующие характерные черты.

1. Признание значения не только тех теорий, которые имеют эмпирическую основу, но и других (при условии, что они поддаются верификации).

2. Признание значимости частичной верификации.

3. Отказ от абсолютизации технических приёмов, допущение качественных историко-сравнительных методов анализа.

4. Признание возможности оценки изучаемого явления.

«Постбихевиоальная революция» ознаменовалась возникновением некоторых новых методологических направлений, среди которых самостоятельную роль играет теория общественного выбора (или, иначе, теория рационального выбора). Другой попыткой преодолеть недостатки бихевиорализма стало развитие структурного функционализма.

БЮРОКРАТИЯ (от фр. Bureau бюро, канцелярия и гр. Kratos власть) – это иерархически организованная, специализированная для исполнения определённых функций и рационализированная система административного управления, призванная обеспечивать максимальную четкость и эффективность деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, фирм и учреждений.

Справка. В США федеральная бюрократия насчитывает 2,8 млн человек. В России – 1,5 млн государственных чиновников.

Термин Б. используется в социологии и политологии в нейтральном значении, без негативной оценки. Под бюрократией понимают также особый социальный слой – соединение чиновников, имеющее тенденцию к превращению в класс с особыми корпоративными интересами и взглядами. Существует точка зрения, что бюрократии принадлежит реальная власть в обществе наряду с публичными политическими институтами (парламентом, правительством, партиями) и профессиональными политиками.

Справка. По данным социологических опросов 76,2% россиян считают, что чиновники – это особое сословие, объединённое общими интересами и особым образом жизни. 57,1% считает деятельность российской бюрократии неэффективной.

Источник: Социс.2006. № 3. С. 4, 8.

Этимология термина. Б., если верить Этимологическому словарю французского языка, впервые прозвучал в 1759 году и означал «власть бюролистов», «власть канцелярии», «власть чиновничества». До этого словами «бюр» или «бюро» называли во Франции шерстяную ткань, которой в канцеляриях покрывали столы. В XVI веке этим словом именовали уже сам стол для письменных занятий, позднее – кабинет, канцелярию, где эти столы стояли. К концу XVII в. появилось слово «бюролист» – так назвали людей, сидевших за письменными столами в канцеляриях. Затем бюролисты были названы бюрократами. Бюрократы были во все времена во всех государствах. Однако Б. получила наибольшее развитие с образованием централизованных государств, с развёртыванием промышленной революции, с расширением функции государства. Наибольший рост бюрократии пришёлся на середину девятнадцатого века. В современном обществе большие организации не могут обойтись без бюрократических структур.

Современные научные представления о бюрократии сложились под влиянием немецкого социолога и политолога М. Вебера (1864 – 1920). Он считал бюрократию одним из достижений цивилизации на пути к большей рационализации и эффективности. Без учёта роли бюрократии, полагал М. Вебер, невозможно понять существенные аспекты современного государства и его политики. Несколько преувеличивая, он утверждал: «В современном государстве с необходимостью и неизбежностью подлинным правителем является бюрократия, поскольку власть осуществляется не через парламентские речи, не через указы монархов, а через рутину администрации». Вебер предсказал, что в двадцатом веке в государственном управлении будут доминировать профессиональные политики и профессиональные бюрократы. Он подчёркивал, что при изучении современной политики необходимо учитывать различия между бюрократами (госслужащими, функционерами-чиновниками) и политиками. В идеале назначаемая сверху бюрократия должна быть политически нейтральной. Политики – это те, кого избирают. Есть также политики второго уровня – эксперты, журналисты, «политические чиновники». Выборные должностные лица исполнительной, законодатель-ной и судебной отраслей не могут действовать эффективно, не прибегая к помощи бюрократического аппарата. Контроль над бюрократией обычно осуществляется с помощью назначения на ключевые посты в государственном аппарате (как, например, в США) профессиональных партийных политиков.

· О парламентской системе государственного управления и о взаимоотношениях политиков и бюрократов на примере Великобритании (Вестминстерской модели) публицисты Дэвид Фрост и Энтони Джей пишут (немного утрируя истинное положение вещей) следующее: «А теперь посмотрим на тех, кто берётся управлять… Соединённым королевством. Прежде всего, выбор ограничен группой депутатов от партии, пришедшей к власти. Это примерно четыреста человек… Сам подбор этих четырёхсот депутатов – печальный фарс. Им занимаются партийные комитеты избирательных округов… Бедняга кандидат достоин жалости. Назначение его кандидатом на выборах – фарс, его подготовка к государственной деятельности – комедия. Он побеждает на выборах; его партия приходит к власти. Если он попал в число шестидесяти привилегированных лиц, его сразу же возносят до ранга министра… Самому талантливому администратору, если бы его ничем не отвлекали, понадобилось бы не меньше года, чтобы разобраться, как работает министерство, обнаружить недостатки и планировать его будущее… Вся система построена так, чтобы затруднить участие министра в управлении государством. Более того, его участие просто невозможно, потому что в министерстве существует так называемый постоянный секретарь (Высшая административная должность, фактически заместитель министра. Как и все правительственные чиновники, т. е. настоящие бюрократы, постоянный секретарь не может быть членом какой-либо партии и не зависит от смены правительств – В.С.). Загнанный в тупик, новый министр убеждается, что постоянному секретарю известно буквально всё: факты и цифры, все факты преткновения, прецеденты, ошибки прошлых лет, возможности. Ему известны все нужные люди, все обходные манёвры… А если министр – по глупости – решит действовать через голову постоянного секретаря и обратится прямо к нижестоящим чиновникам, он увидит, что они отнюдь не заинтересованы в завоевание его расположения, так как министру не дано право найма и увольнения служащих. Через год или два он уйдёт, а постоянный секретарь останется на месте».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: