ИСТОРИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ




Основные характеристики философского знания.

Философия, будучи особой системой знаний, призвана решать ряд взаимосвязанных проблем. Речь здесь пойдёт о проблемах, возникающих в историческом и естественнонаучном познании, а также в ежедневной политической и производственной деятельности.

Основными характеристиками философского знанияназывают:

1. Синтез знаний и стремление к созданию единой картины мира, которая соответствует текущей стадии развития науки и культуры.

2. Выработка общей методологии деятельности человека и изучения окружающего мира.

3. Анализ, обоснование и оправдание мировоззрений.

Выделяют следующие функции философии:

1. Гуманистическая. Направляет личность к истине, добру, красоте.

2. Мировоззренческая. Формирует в личности определенные позиции, убеждения, идеалы.

3. Методологическая. Занимается оценкой эффективности методов познания окружающего мира, устанавливает новые принципы и нормы.

Важно заметить, что ни одна наука, за исключением философии, не занимается анализом всеобщих и универсальных категорий, таких как, например, «случайность» или «необходимость». Универсальные категории отражают всеобщие связи между явлениями, условия их взаимодействия и существования некоторых вещей. Однако эти категории и используются специальными науками в некоторых областях.

На протяжении развития философского знания взгляды на предмет её изучения изменялись. И если Сократ определял философию как «искусство самопознания», то уже Платон считал, что философия познаёт «истинно существующее бытие», которой он называл «мир идей» и противопоставлял «миру вещей». Для Аристотеля же философия представала уже как «наука наук».

Несмотря на многообразие, все философские проблемы можно разбить на 5 основных групп:

• Аксиологическую — философское учение о ценностях;

• Онтологическую — философское учение о сущем и о бытии;

• Антропологическую — философское учение о человеке;

• Гносеологическую — философское учение о познании;

• Праксеологическую— философское учение о действии.

Проблемы из этих 5 групп формируют структуру философского знания. Эти проблемы создают ядро философского знания. Но в структуре философии существуют также области исследования, относящиеся к отдельным элементам духовной культуры или к формам общественного сознания. К этим областям обычно относят такие области как философия науки, философия истории, философия религии, философия политики, философия искусства, философия мифологии и т.д.

Однако каждый из перечисленных элементов опирается на те идеи, которые были сформулированы в «ядре» структуры философии.

Функции философии

Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования мировоззрения. В процессе реализации мировоззренческой функции философии у человека складывается концепция бытия, человека, общества.

Сама мировоззренческая функция включает в себя комплекс подфункций: онтологическую, гносеологическую, социально-историческую. Последняя, строго говоря, может быть включена в две предыдущие, но выделение ее в отдельную подфункцию целесообразно. Это связано со спецификой социальной действительности и ее познания как частного случая бытия и познания вообще; но этот частный случай имеет исключительное значение для человека. Именно эта подфункция нацеливает на осмысление проблем общественной жизни, перспектив развития общества.

Методологическая функция философии показывает ее возможности для получения нового знания или достижения практических целей. В каждой сфере человеческой деятельности: хозяйственной, политической, научной, педагогической и т. д. есть свои специфические методологические установки. Но кроме специфических есть и общие. Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных сферах деятельности.

Если в своей мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания, то в своей методологической функции философия ориентирует на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности.

К методологической функции философии иногда относят как подфункцию так называемую аксиологическую (иногда ее выделяют в особую функцию наряду с мировоззренческой и методологической). Аксиологическая подфункция (от греч. акеие – ценность) связана с формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и соответствующих методологических установок на их реализацию.

Из сказанного видно, что изучение философии, особенно молодым человеком, имеет большое значение в процессе становления личности, формирования ее мировоззрения. И нужно не только изучать проблемы философии, но и размышлять над ними, анализируя предлагаемые решения, вырабатывая свою точку зрения на решение этих проблем, выдвигая свои проблемные догадки и т. д. Философия (помимо других своих немаловажных функций) развивает интеллект, способность теоретического мышления.

 

ИСТОРИЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

 

Система философского знания начала зарождаться еще в период античности. В IV в. до н. э. стоики разработали схему, которая с некоторыми коррективами актуальна и на сегодняшний день:философия берет свое начало из логики, далее следует физика как учение о природе, затем –этика как учение о человеке, путях достижения мудрой и осмысленной жизни.

 

В XVII в. повышенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании того века данная наука была шире логики, поскольку рассматривала наряду с абстрактно-теоретическим и чувственный уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Обособленно от физики возникает онтология, а сам термин «физика» приобретает совершенно другой смысл в связи с образованием специально-научного, опытного знания.

 

В Новое время происходит существенная перестройка структуры философского знания. И. Кант в «Критике способности суждения» выделяет три части философии и соотносит их с тремя «способностями души», а именно с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической способностями, которые присущи человеку с самого рождения. Таким образом Кант представляет философию как учение о единстве истины, добра и красоты, что значительно расширяет трактовку философии только как теории и методологии научного познания.

 

В свою очередь Гегель определяет свою систему философии в виде «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:

 

- логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;

- философию природы;

- философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве,религии и непосредственно философии).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: