Черты толерантной личности




Классный час «Мир Добра и Толерантности»

Для старших подростков

Цель: расширить знания подростков о толерантности.

Задачи:

1. дать возможность участникам сформулировать понятие «толерантность»;

2. показать многоаспектность понятия «толерантность»;

3. дать представление об особенностях толерантной и интолерантной личности;

4. подготовить проект эмблемы толерантности.

Материалы: лист ватмана, фломастеры, карандаши, ножницы, МФУ. Форма работы: проект в виде газеты «Мир Добра и Толерантности».

Время проведения - 1,5 часа, перерыв – 10 минут.

Ход занятия

Упражнение «Комплименты»

Ведущий предлагает участникам придумывать друг для друга комплименты, которые отражают качества человека, а не внешность. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Юля, у тебя прекрасное чувство юмора». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Упражнение «Те, кто»

Ведущий предлагает встать в круг и поменяться местами тем, кто любит уроки математики, тем, кто принимал участие в празднике, тем, у кого светлые волосы, тем, кто не любит кофе и т.д.

В том порядке, который получился после упражнения, ведущий приглашает участников сесть за круглый стол.

Ведущий сообщает тему классного часа, рассказывает о международном дне Толерантности (16 ноября). В ходе классного часа подросткам предлагается подготовить проект в виде газеты «Мир Добра и Толерантности».

Участники выбирают координатора проекта для распределения заданий и контроля времени выполнения, секретаря для записи мнений участников, редколлегию – 3-4 человека для оформления газеты, рабочая группа для поиска информации.

Мозговой штурм

Группе участников предстоит выработать в результате "мозгового штурма" определение толерантности. Каждый участник по кругу называет свое определение толерантности. Секретарь записывает все мнения. Ведущий просит участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

• Что отличает каждое определение?

• Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

• Какое определение наиболее удачно?

• Можно ли дать одно определение понятию "толерантность"?

В процессе обсуждения ведущий обращает внимание на следующие моменты:

• Понятие "толерантность" имеет множество сторон.

• Каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

После обсуждения представитель от группы сообщает выработанное определение ведущему. Определение выписывается на листе ватмана.

Ведущий знакомит участников с определением толерантности A.Г. Асмолова и Г.У. Солдатовой. На лист ватмана приклеивают определение толерантности: «толерантность - уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения». Ведущий рассказывает участникам группы о проявлениях толерантности и интолерантности (или нетерпимости), о последствиях нетерпимости. Просит участников привести примеры.

В газету помещают определения толерантности:

1. Сотрудничество дух партнерства.

2. Готовность мирится с чужим мнением.

3. Уважение человеческого достоинства.

4. Уважение прав других.

5. Принятие другого таким, какой он есть.

6. Способность поставить себя на место другого.

7. Уважение права быть иным.

8. Признание многообразия.

9. Признание равенства других.

10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.

Учащимся предстоит определить черты толерантной личности, выбрать цитаты и стихотворение о добре и толерантности. Рабочая группа занимается поиском информации, используя интернет-ресурсы.

Для газеты выбирают высказывания великих людей о добре и толерантности. Например:

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» (Л.Толстой).

«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю» (Антуан де Сент – Экзюпери).

Перерыв – 10 минут.

Упражнение "Чем мы похожи"

Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

Мозговой штурм

Участникам предлагается определить черты толерантной личности. Секретарь записывает мнения участников.

Ведущий знакомит участников с определением толерантной личности психологов Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой, О.Д. Шаровой: «толерантная личность — это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявления сочувствия, сострадания — важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека». Определение толерантной личности наклеивают на лист ватмана.

Ведущий называет черты личности и спрашивает участников, являются ли они чертами толерантной личности.

Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим

2. Снисходительность

3. Терпение

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6. Доверие

7. Альтруизм

8. Терпимость к различиям

9. Умение владеть собой

10. Доброжелательность

11. Умение не осуждать других

12. Гуманизм

13. Умение слушать

14. Любознательность

15. Способность к сопереживанию.

Вопрос участникам: какими могут быть черты интолерантной личности?

Определяют два пути развития личности: толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, ощущением нависшей угрозы. Другой путь — путь человека свободного, хорошо знающего себя и поэтому признающего других. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Упражнение "Эмблема толерантности"

Участникам предстоит создать эмблему толерантности.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая отражает тему добра и толерантности. После ознакомления с результатами творчества, участники выбирают эмблему для газеты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: