ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПРОБЛЕМА УМСТВЕННОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ




Тысячи и тысячи детей в разных странах мира обнаруживают задержку в своем интеллектуаль­ном развитии, хотя во всех других отношениях они су­щественно не отличаются от своих сверстников. Это дети, которые проявляют неспособность обучаться до­статочно успешно и достаточными темпами в условиях, признаваемых нормальными. Когда же эти дети ста­вятся в подходящие для них условия и когда по отно­шению к ним применяются специальные методы обуче­ния, то, как показывает опыт, во многих случаях им удается достичь значительных успехов и иногда даже полностью ликвидировать свое отставание.

Последние случаи должны особенно привлечь к себе наше внимание. Каждый такой случай заставляет ду­мать о тех, кто остался в категории недостаточно ум­ственно развитых, о тех, кто оказался «за порогом».

Были ли эти дети действительно обречены или их судьбу определило воздействие условий и случайно­стей — условий, которые можно было бы изменить, слу­чайностей, которые могли быть устранены с пути их раз­вития?

При этом возникает еще один вопрос: какую цену

имеет вмешательство в проблему умственной недоста­точности со стороны психологов и врачей, их диагнозы, прогнозы и методы отбора — к какому конечному ре­зультату они приводят? Ведут ли они к уменьшению числа детей, остающихся интеллектуально недоразвиты­ми, или, может быть, они иногда дают противоположный результат?

Этот вопрос может показаться преувеличивающим опасность и ничем не оправданным. Его постановка имеет, однако, свое основание. Я имею в виду факты, свидетельствующие о том, что применение широко рас­пространенных во многих странах психологических тес­тов для отбора детей по их интеллектуальной одарен­ности закрывает возможность получить полноценное образование не только перед теми, которые действитель­но не могут достаточно успешно учиться в силу имею­щихся у них органических дефектов, но иногда и перед теми, которые хотя и не смогли преодолеть первых трудностей, но которые могут это сделать. При этом было бы неправильно сводить все только к техническому несовершенству методов диагностики и отбора. Причи­на, порождающая факты, о которых идет речь, является более глубокой. Она заключается в неудовлетворитель­ном понимании самой природы «субнормальности», ко­торое в свою очередь зависит от теоретических взглядов на процесс умственного развития ребенка.

Речь идет о таком понимании умственной недоста­точности, которое исходит из представления о психиче­ском развитии детей как о процессе, детерминированном действием факторов двоякого рода: с одной стороны, факторов эндогенных, биологических, и прежде всего наследственности, а с другой — факторов экзогенных, факторов среды.

Это представление о развитии широко распростране­но, и кажется, что оно просто констатирует очевидные факты. Поэтому дискуссии чаще всего идут лишь о том, какое значение имеют эндогенные факторы и какое зна­чение имеют факторы экзогенные, какова роль в ум­ственном развитии биологических особенностей ребенка и какова роль социальной среды. Один авторы придают решающее значение биологическим факторам, другие— социальным, третьи стоят на точке зрения конвергенции или конциденции этих факторов. Различные концепции,

которые выдвигаются в рамках этого общего представ­ления, достаточно хорошо известны, и я не буду на них останавливаться.

Хотя в теоретическом отношении концепции эти и отличаются друг от друга, но вопрос об основе умствен­ной недостаточности они решают принципиально оди­наково. Это происходит потому, что если применить ука­занный выше критерий умственной недостаточности, а именно проявляемую ребенком задержку развития по сравнению со средним уровнем, достигаемым детьми того же возраста в сходных внешних условиях, и вместе с тем исходить из «факторной» теории развития, то ссылка на роль факторов среды делается невозможной. Если при этом у ребенка с задержанным интеллектуаль­ным развитием не удается, как это часто бывает, вы­явить каких-либо ясных патологических особенностей, то делается допущение о влиянии такого внутреннего фактора, как общая одаренность. Отсюда и возникает практика применения тестов, измеряющих так называе­мый интеллектуальный коэффициент.

Результаты измерений, получаемых при помощи та­ких тестов, даже в лучшем случае дают лишь самую поверхностную ориентировку в уровне развития. Они ни­чего, разумеется, не открывают в природе умственной недостаточности и ничего не могут объяснить. Они со­здают лишь иллюзию объяснения того, почему данный ребенок отстает в своем интеллектуальном развитии. Поэтому они не могут дать никаких оснований для вы­водов о том, какие методы должны быть применены по отношению к тому или иному ребенку или группе детей, чтобы преодолеть их интеллектуальную недостаточность. Скорее наоборот, претендуя на то, что они изучают некий якобы устойчиво действующий фактор и что их показания имеют решающее прогностическое значение, они внушают мысль о фатальности умственной недоста­точности и этим тормозят развитие активных научно обоснованных и дифференцированных методов педаго­гической работы с отстающими детьми.

Особенно же большое беспокойство должно вызывать то обстоятельство, что в зависимости от найденного «интеллектуального коэффициента» ребенка иногда ре­шается его судьба. И это делается вопреки тому, что изменяемость этого коэффициента доказана не только



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: