Причины возникновения кризисов. Управление ими.




Кризисы в социально- экономическом развитии.

Кризис – это закономерный процесс, если он не навязан из внешней среды, с которым сталкивается любое развивающееся и функционирующие предприятие или любая социально- экономическая система. Они представляют собой состояние неустойчивости, порождаемое внешними и внутренними факторами, угрожающие жизнестойкости системы в окружающей среде.

 

По области возникновения кризисы подразделяются на:

Экономические

Отражают острые противоречия в экономическом состоянии организации и/или макросистемы (кризис перепроизводства, сбыта, неплатежа, конкуренция).

Социальные

Возникают в результате столкновения интересов и обострения противоречащие различным социальным группам.

Организационные

Жестом проявления которых являются деловые конфликты, безответственность, сложность процедуры контроля, регламентации деятельности.

Психологические

Выражаются в нарушении всего психологического климата в коллективе, проявляются в виде стрессов, возникновения чувства неуверенности, паники, страха.

Технологические

Провоцируют недостаток технологических идей в состоянии их выраженной потребности.

 

Кризисы подразделяются на следующие типы:

  • По охвату (границы)
    1. общие
    2. локальные
  • по масштабу проблем, охваченных кризисом:
    1. макрокризисы
    2. микрокризисы
  • по скрытости протекания:
    1. латентные (скрытые)
    2. явные
  • по сроку протекания:
    1. кратковременные
    2. затяжные
  • по степени протекания:
    1. легкие (мягкие)
    2. глубокие (острые)
  • по периодичности:
    1. неожиданные
    2. предсказуемые
  • по управляемости:
    1. управляемые
    2. неуправляемые
  • по силе воздействия:
    1. болезненные
    2. разрушительные
    3. катастрофические

Все перечисленные виды и типы классифицированы по уровням экономического обобщения. Уровни экономического обобщения:

  1. Мегауровень мирового хозяйства, включает национальные хозяйства стран мира в большей или меньшей степени интегрированы в мировой рынок. Кризисы этого уровня решаются средствами мировой экономики.
  2. Макроуровень народного хозяйства, представляет всю совокупность предприятий и организаций в стране в качестве единого структурного организма. Возникающие кризисы решаются средствами национальной экономики, включая внешние заимствования.
  3. Мезоуровень межотраслевых хозяйственных связей предприятий и организаций различных сфер и видов деятельности. Кризисы решаются средствами региона, муниципалитета, вливаниями из федерального бюджета.
  4. Микроуровень отдельного предприятия или организации. Кризисы решаются исключительно средствами хозяйственных организаций.

 

Причины возникновения кризисов. Управление ими.

Независимо от группы, типа и вида кризис можно разбить на фазы развития и спада.

Фазы развития кризиса можно представить так:

  1. кризис стратегии (отсутствие целей/ вариантов достижения целей)
  2. кризис результатов деятельности
  3. кризис ликвидности

 

Фактор кризиса – это событие, либо зафиксированное состояние, либо установленная тенденция, свидетельствующие о наступлении кризиса.

Пример, изменение в бухгалтерской отчетности коэффициенты ниже нормативных значений.

Симптомы – это внешнее проявление кризисных явлений в виде наличия отрицательных тенденций (деловые конфликты, финансовые проблемы).

Причины кризисы – это источники возникновения кризиса, события или явления вследствие которых наступил кризис (финансово- экономические просчеты, общее положение экономики, низкая квалификация профессии).

 

Причины кризиса могут быть:

1. внешние

Связанные с тенденциями и стратегией макроэкономического развития и/или развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуации в стране.

2. внутренние

могут быть вызваны рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенным управлением, просчетами, научно- техническим процессом и другими факторами.

 

Причины кризиса подразделяются на:

  1. объективные, связанные с циклическим потреблением в модернизации и реструктуризации.
  2. субъективные, отражающие ошибки в управлении.
  3. природные

 

Распознавание кризиса – это обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, установление его принадлежности к одной из групп кризиса, определение его свойств и характера.

В практической деятельности различают:

1. превентивное – это комплекс мероприятий по отслеживанию как внутренних факторов, так и внешних.

2. реагирующие, включает:

  • получение ответов на вопросы «что происходит», «почему», «кто виноват» и «насколько это опасно».
  • Подготовку плана мероприятий по преодолению кризиса.
  • Назначение ответственного руководителя и исполнение текущего плана
  • Контроль и корректировка плана мероприятий.

 

К первоочередным мероприятиям по управлению и локализации кризиса относятся:

1. создание специальной кризисной команды из специалистов различных областей

2. изучение всех обстоятельств, которые привели к кризису

3. оценку потенциальных возможностей, открывшихся благодаря обострившийся ситуации

4. изменение последовательных ожиданий событий

5. срочное принятие решений по предотвращению кризиса, а также снижению степени кризиса и его возможного последующего проявления.

 

Экономические кризисы являются порождением рыночных отношений. Они неизбежны в условиях свободной конкуренции и являются следствием шоковых ситуаций и нарушений в равновесии системы, порождающих экономику в разные периоды и имеющие различные последствия.

Разновидность экономического кризиса является финансовый кризис, характеризующий противоречивостью между доходами и расходами и проявляющийся в форме различных видов неплатежей.

 

Экономические циклы

Функционирование экономических систем макро- и микроуровня как комплексных организаций предполагает их периодическое отклонение от разноместного режима которые имеют определенную цикличность.

В общем виде процесс общественного воспроизводства состоит из 4 наиболее выраженных фаз:

· Производство

· распределение

· Обмен

· Потребление

 

В цикле деловой активности макросистем выделяют 4 фазы:

1. спад (кризис) – длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Не страд. прод. пит.

В ходе его происходит сокращение производства, падение цен, сокращение занятости, рост числа банкротств, затоваривание, снижение з/п.
2. Депрессия (стагнация). Она длится от одного до трех лет и представляет собой процесс приобретения равновесия на новом, более низком уровне (по объему и срокам) общественного воспроизводства. В этой фазе менеджмент осуществляет маломасштабные, порой противоречивые действия. Инвестор занял выжидающую позицию, норма процента падает.
3. Оживление. Для этой фазы характерны: повышение деловой активности, прирост инвестиций, рост цен, расширение производства и занятости. Повышаются процентные ставки. Создаются новые предприятия. Эта фаза завершается достижением докризисного уровня.
4. Подъем (бум). Для этой фазы характерно значительное расширение производства, рост инвестиций. Возникает множества новых предприятий, внедряются новые технологии. Растут курсы акций, цены, зарплаты, процентные ставки. Растет малый бизнес.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: