Описание товара или услуги.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО

 

Кафедра «Экономики и управления народным хозяйством»

Контрольная работа

По дисциплине: «Теория антикризисного управления»

 

На тему: «Бизнес-планирование в антикризисном управлении»

 

 

Выполнил:

Студент 4 курса

Заочной формы обучения

Направление подготовки: Экономики бизнеса и права

Специальность:080503 ПФО

шифр зачетной книжки: 5095Эа09

Родина Галина Александровна

Научный руководитель:

Юткина Ольга Владимировна

 

Москва – 2013 г.

Оглавление

Введение. 2

Понятие бизнес – плана. Его цели и задачи. 4

Цель разработки бизнес-плана. 5

Задачи бизнес-плана. 6

Бизнес-план в антикризисном управлении. 9

Банкротство. 13

Заключение. 16

Список литературы.. 17

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной работы заключается в том, что для того, что бы выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции, предприятие должно максимально мело и быстро реагировать на все изменения, которые происходят на рынке и внутри самого предприятия.

Это возможно только тогда, когда руководство и менеджмент фирмы правильно используют бизнес-планирование для разработки сратегии развития предприятия, умело определяют стратегические и текущие цели фирмы, строго контролируют выполнение всеми структурными подразделениями каждого шага бизнес-плана для достижения приоритетных целей.

Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения.

Цель бизнес - плана, в конечном счете, дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска?

В своей работе я хочу изучить: понятие бизнес - плана, его цели и задачи и какая его роль в антикризисном управление.

 

Понятие бизнес – плана. Его цели и задачи

«Бизнес-план» переводится с английского как план предпринимательской деятельности, предпринимательства и предполагает по крайней мере два слагаемых: бизнес и план.

Бизнес-план - это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее - в годовом разрезе.[1]

Бизнес-план составляется как для действующего предприятия, так и для нового вида деятельности или продукции, нового предприятия или предпринимателя.

Бизнес-план необходим:

· для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

· для выполнения функции планирования;

· для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;

· для привлечения денежных средств;

· для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

В жестких условиях рыночной конкуренции бизнес-план позволяет быстро реагировать на изменения, происходящие как на самом предприятии, так и за его пределами.

Цель разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.

На практике можно выделить пять основных целей бизнес плана:

Первая цель бизнес плана - это использование его для разработки стратегии бизнеса, что является жизненно необходимым в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая цель - планирование. Планирование позволяет оценить возможности развития направления деятельности, а также - контролировать процессы внутри компании.

Третьей целью бизнес плана является привлечение денежных средств - ссуды, кредиты. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается в развившейся практике невозвращения кредитов. Большинство финансовых учреждений сегодня уже не довольствуются балансом и расчетом прибылей и убытков, как это было раньше. Они ориентируются на перспективу экономического успеха предприятий на рынках сбыта. В частности, если речь идет о крупных инвестиционных проектах (инвестиции по приобретению или продаже промышленного оборудования, созданию пилотных установок на основе патентов и т. д.), требующих структурированного финансирования без предварительного представления просчетов, невозможно получить подтверждения на предоставление капитала.

Четвертая цель. Привлечение потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии плана бизнеса, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая цель бизнес плана - это инструмент контроля и управления, с помощью которого возможно оценить фактическиерезультаты деятельности за определенный период.[2]

Задачи бизнес-плана:

· определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

· выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;

· оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;

· обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жест-кой конкуренции;

· добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

· оценить материальное и финансовое положение фирмы.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана - адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т. д.

Разделы бизнес плана

Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:

· резюме;

· описание продукта (услуги);

· анализ рынка сбыта;

· оценка конкурентов;

· стратегия маркетинга;

· план производства;

· сырье и материалы

· финансовый план.

Резюме.

Содержит краткое описание проекта и общие выводы из всех последующих разделов. Это один из самых важных разделов в структуре бизнес-плана и к его написанию нужно подходить очень серьезно, потому что, если резюме не будет для инвестора достаточно "заманчивым", то скорее всего дальше Ваш бизнес-план он читать не станет. Не смотря на то, что резюме - это первый раздел бизнес-плана, писать его нужно в самом конце, когда все другие главы уже закончены.

Описание товара или услуги.

Опрелетяет какие товары и услуги будет предоставлять предприятие, чем они будут отличаться от других товаров и услуг на рынке.

Анализ рынок сбыта.

Характеризует предполагаемых потребителей - их пол, возраст, уровень достатка. В этом разделе бизнес-плана также оценивается объем сбыта.

Оценка конкурентов.

Необходимо объективно оценивать конкурентов. Не бояться, а указывать те пробелы в их стратегии или качественных характеристиках оказываемых услуг, которые открывают для вас реальный шанс добиться успеха.

Сделайте обзор сильных и слабых сторон ваших конкурентов и определите долю рынка каждого, их объем услуг, методы оказываемых услуг, оснащенность фирмы. Сравните конкурирующие и замещающие услуги с точки зрения доли рынка, качества, цены, характеристик, надежности. В чем ваше конкурентное преимущество?

Попытайтесь сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности конкурента.

Далее можно приступить к следующему этапу планирования - разработке организационной структуры предприятия. Определитесь, какие специалисты вам необходимы, как они должны взаимодействовать в рамках вашего предприятия, каковы будут их должностные обязанности, какая должна быть у них квалификация.

Стратегия маркетинга.

Описывает какие меры будут предприниматься, для стимулирования сбыта, а также требуемые ни них расходы и предполагаемую прибыль от продаж.

Сырье и материалы.

Раздел бизнес-плана обосновывает выбор технологии производства, потребность в ресурсах, выбор места расположения.

7. Финансовый план.

Содержит все финансовые расчеты: описание и обоснование источников финансирования, себестоимость продукции, показатели рентабельности:

- срок окупаемости

- простая ставка дохода

- чистая дисконтированная стоимость

- внутренняя ставка дохода

Бизнес-план в антикризисном управлении

Бизнес — план является важным элементом антикризисного управления.

Антикризисное управление — это процесс применения форм, методов и процедур, направленных на социально-экономическое оздоровление финансово — хозяйственной деятельности индивидуального бизнесмена, предприятия, отрасли, создание и развитие условий для выхода из кризисного состояния экономики региона или страны в целом.

Основными кризисами, которым подвержена финансово — хозяйственная деятельность субъектов экономики, считаются стратегический кризис, тактический кризис и кризис платежеспособности. Кризис на уровне региона или государства может проявляться в виде утраты способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, потери финансовой устойчивости, неэффективного государственного регулирования экономических процессов, ухудшения уровня и качества жизни населения.[3]

Система антикризисного управления представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, принципов, функций, критериев, организационно-правовых и финансово-экономических средств. Исходный пункт для формирования системы антикризисного управления — определение и структуризация целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования.

Главная задача создания и приведения в действие системы антикризисного управления на предприятии — осуществление структурной перестройки предприятия в соответствии с потребностями рынка.

Для решения этой основной задачи реализуется определенная последовательность подзадач, таких как:

· предотвращение банкротства предприятия и его социальных последствий;

· проведение санационных мероприятий;

· ликвидация неперспективного и не обладающего реальными возможностями для восстановления платежеспособности предприятия.

Система антикризисного управления является составным элементом управления предприятием и включает обеспечивающую и функциональную части. Обеспечивающая часть управления состоит из подсистем организационного, методического и нормативно-правового обеспечения. Функциональная часть управления объединяет функции управления кризисными ситуациями. Она представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих диагностику финансового состояния предприятия, контроль и своевременное предотвращение приближающихся кризисных ситуаций, финансовое оздоровление и преодоление состояния неплатежеспособности.

Основные задачи процессадиагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства:

· анализ финансового состояния предприятия и прогноз его состояния на предстоящий период;

· своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций;

· мониторинг внешней и внутренней среды предприятия и прогноз ее развития;

· обнаружение ранее незаметных признаков грядущего неблагополучия предприятия.

Мировая практика показывает, что задачи антикризисного управления могут быть решены при соблюдении следующих условий:

· установления стабильных единых и надежных для всех хозяйствующих субъектов коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности предприятия;

· предоставления должникам, выполняющим свои обязательства, возможности возобновления деятельности;

· введения мер безопасности при банкротстве и экономическом спаде;

· создания системы мер возрождения бизнеса;

· создания для должников, выполняющих свои обязательства, механизма регулирования финансовых дел с целью оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;

· создания правовой и коммерческой систем для поощрения работы надежных партнеров и формирования приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

· ограждения правовой и административных структур от возможностей ускорения процесса развала предприятий, насаждения споров и тяжб;

· сохранения перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности, в тех случаях, когда это возможно и экономически целесообразно;

· создания таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы антикризисного управления в случае ликвидации обанкротившихся предприятий и позволять справедливо распределить активы должника.

Таким образом, система антикризисного управления носит оберегающий характер и нацелена на поддержку предприятия, которое имеет хотя бы какие-нибудь шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

Отечественный и зарубежный опыт преодоления кризисных ситуаций на предприятии позволяет выделить целый набор мероприятий, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию.

По характеру указанных мероприятий можно выделить две тактики выхода из кризиса:

· защитную

· наступательную.

Первая тактика, защитная, базируется на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение расходов, связанных с деятельностью предприятия, таких как сокращение персонала, производства, расходов, закрытие подразделений. Данная тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств. Обычно защитная тактика оказывается эффективной для отдельных предприятий, ожидающих активизации деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры. Массовое же ее применение может привести к еще большему финансовому спаду и к усугублению кризиса национальной экономики.

Защитная тактика ограничивается, как правило, применением оперативных тактических мероприятий, к которым относятся:

· устранение убытков;

· выявление резервов;

· привлечение специалистов;

· кадровые изменения;

· отсрочка платежей;

· кредиты;

· укрепление дисциплины и т. д.

Вторая тактика, наступательная, является более эффективной при выходе из кризисного состояния. Она базируется на активном маркетинге и высоких ценах, модернизации производства и совершенствовании управления. Для нее характерно применение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. К ним относятся:

· анализ и оценка потенциала, производственных программ, доходов и инноваций;

· разработка финансовой, маркетинговой, технической, управленческой и инвестиционной концепций оздоровления.

При проведении наступательной тактики меняется или укрепляется руководство предприятия, осуществляется комплексный анализ и оценка ситуации, а также корректируется философия фирмы, основные принципы деятельности предприятия, его стратегия. В соответствии с новой стратегией пересматриваются производственные программы, маркетинговая концепция в большей степени нацеливается на укрепление старых рынков и завоевание новых сегментов рынка. Обновляется номенклатура выпускаемой продукции или расширяется спектр предоставляемых услуг.

Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления, в соответствии с которой разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют найти путь к финансовому благополучию предприятия.

Основной сводный документ финансового оздоровления предприятия — бизнес-план, в котором анализируются процессы изменения предприятия, оцениваются возможности преодоления кризиса, намечаются конкретные мероприятия преодоления банкротства.

Банкротство

Банкротство – несостоятельность должника (физического или юридического лица), т. е. признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или обеспечить уплату обязательных платежей.[4]

Внешний признак банкротства предприятия — неисполнение требований по уплате вышеуказанных сумм в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Факторы банкротства:

1. Внешние факторы банкротства — экономическое положение страны, уровень культуры, политическая стабильность, научно-технический прогресс, демографическое положение.

2. Внутренние факторы банкротства — философия фирмы, производственный, кадровый и инновационный потенциалы, организация управления финансами, управление инвестициями, производительность труда.

Банкротство представляет собой финансовую несостоятельность предприятия и может прогнозироваться с помощью финансового анализа.

По результатам анализа финансового состояния предприятия должны быть разработана программа и составлен бизнес-план его финансового оздоровления с целью недопущения банкротства и вывода из опасной зоны путем комплексного использования внутренних и внешних резервов.

Задачи, решаемые с помощью бизнес плана:

При выходе предприятия из банкротства первая задача, решаемая с помощью бизнес-плана, – обоснование правильности выбора цели, связанной с реализацией изменений в структуре производства и номенклатуре производимой продукции. Эти изменения позволят предприятию не только выйти из кризисной ситуации, но и достичь стабильного места на рынке и более эффективной работы.

Вторая задача, стоящая перед разработчиками бизнес-планов, – привлечение инвесторов. Необходимо убедить инвестора принять участие в финансировании предлагаемого проекта выхода из кризиса. Именно для внешнего инвестора, которым может быть коммерческий банк, государство, любое юридическое или физическое лицо, и составляется бизнес-план в случае, когда финансовое состояние предприятия оставляет желать лучшего.

В связи с этим следует отметить: бизнес-план выхода предприятия из состояния банкротства должен быть еще более профессиональным, более убедительным, чем при функционировании предприятия в обычных условиях.

 

 

Заключение

В бизнес – плане содержится укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.

Бизнес-план является объектом интеллектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите.

Необходимость разработки бизнес – плана связана с тем, что бизнес-планирование позволяет раскрыть все аспекты хозяйственной деятельности предприятия.

Бизнес – план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне её. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях изменяющейся коньюктуры рынка и используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно – правовой структуры фирмы, при поиске инвесторов: новых акционеров, кредиторов, спонсорских вложений и.т.д.

 

Список литературы

1. Антикризисное управление. Учебник. 2-е издание. Коротков Э. М. Издат: Инфра-М. 2012г.

2. Коршунова Е.М. Бизнес-план инвестиционного проекта: учебное пособие / Е.М. Коршунова, Н.А. Малинина, К.В. Малинина, СПб гос. архит.-строит. ун-т. - СПб., 2011 г

3. Бизнес-план фирмы: теория и практика: учебное пособие. В. П. Буров, А. Л. Ломакин, В. А. Морошкин. Издат: ИНФРА-М. 2013г

4. Скляренко, В. К., Прудников, В. М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Бизнес-план. Игорь Ушаков. Издат: Питер. 2009г.

6. Бизнес-планирование. Учебное пособие. Волков А. С., Марченко А. А. Издат: РИОРГ 2011г.

7. https://www.financial-lawyer.ru/topicbox/business_plan/141-237.html / Бизнес план. Составление бизнес-плана.

8. https://www.topknowledge.ru/index.php?option=com_content&id=3395:2012-01-27-16-03-02&Itemid=23 / Что такое бизнес-план? Какова его структура?

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%E7%ED%E5%F1-%EF%EB%E0%ED%E8%F0%EE%E2%E0%ED%E8%E5#cite_note-2 / Википедия / Бизнес - планирование.

10. https://aku-metod.ru/page/celi-i-zadachi-biznes-plana#cut – Цели и задачи бизнес плана.

 


[1] «Экономика предприятия». Гринчуцкий В.И. 2010 г. Стр. 91-92.

[2] https://alpina.kiev.ua/celi-business-plana/ Цели бизнес плана.

[3] https://forexaw.com/ Антикризисное управление (Crisis management)

[4] Энциклопедия юриста. 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: