Рассказы, беседы об экосистемах.




Игровое методическое пособие

«Путешествие Эко-колобка»

редакторы: Г.В.Сарапулова, З.Ф. Парнева

Цель. Познакомить с климатическими условиями, животными и растительным миром экосистем: лес, море, пустыня, горы. Углублять и систематизировать понимание того, что для сохранения природы её нужно беречь; развивать познавательный интерес, любознательность, воображение; воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её.

 

Методические приемы работы с пособием: беседы, рассматривание, загадывание и отгадывание загадок, слушание рассказа воспитателя о путешествии Эко-колобка, рассказов о климате, животном и растительном мире экосистем, дидактические игры «Разложи картинки с животными по нужным кармашкам», «Узнай и назови» и др.

 

Рассказы, беседы об экосистемах.

Пустыни.

 

Это очень сухие территории, где выпадает очень-очень мало дождя в год. Самая большая и жаркая пустыня планеты – Сахара – находится на севере Африки (показать на глобусе). Растительность пустыни бедна. Растения не образуют сплошного покрова. Они растут пучками, редкими кустиками. Между которыми видна растрескавшаяся глина или сухой песок. Встречаются отдельные участки, на которых нет никакой растительности. Лето в пустыне жаркое, мало выпадает осадков, поэтому здесь растут такие растения, которые могут переносить длительную засуху. У них корни глубоко уходят в землю, т. к. только там, в глубоких слоях почвы, они могут найти влагу. У отдельных растений вместо листьев колючки.

Растения пустыни необычные.

Кактус имеет мягкий, как губка, ствол, который толстеет полный воды после дождя. Он не имеет листьев. Кактус накапливает воду в зелёных стволах.

Белый и чёрный саксаул – корни глубоко уходят в землю; вместо листьев – чешуйки.

Растут ещё верблюжья колючка и полынь, цветут лилии и красные маки.

Поверхность пустыни холмистая. Часто встречаются большие холмы из мелкого песка. Это барханы.

В пустыне часто возникает смерч. Это огромный столб песка, поднятый ветром. С ним невозможно бороться. Он всё сметает на своём пути.

Животный мир пустыни тоже своеобразен. Животные нетребовательны к пище и воде. Окраска их под цвет выжженной солнцем поверхности – жёлто-серая. Они приспособились к сильной жаре. Многие из них прячутся в густых, тенистых местах во время жаркой части дня, в норках, появляясь в сумерках или ночью, чтобы поохотиться или попастись.

Ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает.

Черепахи (в длину примерно 20см) могут весить 1.5-2кг; питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми.

В пустыне обитают совы, змеи, жуки-скарабеи, антилопы-джейран, жабы, дикие ослы, насекомые: саранча, тарантулы, скорпионы, жуки. Ящерица-варан – самая крупная. Длина серого варана – 1.5м. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом.

В пустыне живёт одно из интереснейших животных – верблюд. Верблюд – это не только транспортное средство. Он легко проходит по сыпучим пескам, потому что «пескоступы» у него мягкие и широкие. Питается горьковато-солёной травой, саксаулом, полыньёй, верблюжьей колючкой. Верблюд может жить без воды 2-3 недели, питаясь содержащими воду растениями. Десятки литров воды может потерять в жаркую погоду и не умирает от жажды, а лишь высыхает, теряет вес. Зато потом, восполняя его, выпивает 13 ведёр воды за 10 минут. Вода и пища хранится в двух горбах. Верблюда называют «кораблём пустыни». Как вы, ребята, думаете, почему? (потому что они перевозят соль, сахар, лес, хлопок, зерно, муку). Для пустыни – это самый дешёвый и удобный транспорт. Почему? (не нужно дорогое топливо, различные прицепы, таскающие груз, они неприхотливы в еде).

Почти везде есть подземные воды, зажатые в твёрдых породах, но есть немногочисленные места, где твёрдые породы – скалы – выходят на поверхность. Эти места в пустынях называют оазисами. Такие растения, как финиковые пальмы, растут только вблизи оазисов, т. к. там их корни могут добраться до воды. Многие пустынные птицы, такие как песчаная куропатка, и более крупные животные, такие как лисы, регулярно посещают оазисы, чтобы напиться воды.

2. Вопросы по теме:

- Как называется самая большая пустыня планеты?

- Назовите животных, которые живут здесь.

- Какие растения растут в пустыне?

- Почему в пустыне всегда идёт сильный дождь?

- Что такое «барханы»?

- Какие места в пустыне называют оазисами?

- Какое животное называют «кораблём пустыни», почему?

- Почему у растений длинные корни?

3. Опыт с песком и водой.

(показать детям, как быстро вода просачивается, не задерживаясь, сквозь песок).

Горы.

Это участки земной поверхности, сильно возвышающиеся над окружающей местностью.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем нужны горы? (Они нас спасают от ветров и ураганов).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)

- Земная кора ни минуты не находится в покое. Она то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины и возвышенности. Конечно, на это уходит очень много времени - несколько десятков миллионов лет.

Иногда горы рождаются в результате извержения вулканов. Из жерла вулкана вырывается магма, летят камни, пепел. Все это падает на землю. Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.

В горах очень холодно, даже летом на вершинах гор лежит снег. Как вы думаете, почему там холодно? Тепловое излучение, идущее от Земли, способно прогреть воздух примерно до высоты 15 километров. Чем дальше от поверхности земли, тем температура воздуха ниже.

Воспитатель: А вы знаете из чего состоят горы? (ответы детей)

Ребята, по камням ученые (геологи ) могут многое узнать о горах: из чего состоят горы, когда будет извержение вулкана, когда образовались горы и что их разрушает.

Воспитатель: А вы знаете, что разрушает горы? (Дождь, ветер).

Воспитатель: Ребята, а вы можете назвать животных и птиц, которые живут в горах? (Бараны, козлы, орел, ястреб).

-Молодцы, а что растет в горах? (Мох, кустарники, деревья). А еще в горах есть чистейшие озера и реки.

Горы не прощают человеку невнимательность и неосторожность. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, а то может быть обвал и засыплет камнями; внимательно смотреть, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить; не мусорить).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: