Характеристики жанров в фотографии




 

 

В фотографии, как и в живописи, существует множество жанров. Более того, фотография, как вид искусства, прогрессирующий стремительнее и шире живописи, изобрела уже и собственные жанры, однако почти все они уходят корнями в известные ранее.

Разговор о жанрах необходимо начинать с направлений и течений современного искусства, которые в совокупности характеризуются как «актуальное искусство» – (не тождественно «современному искусству»). Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевают новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устаревает, становясь частью истории современного искусства 20-го или 21-го столетия. Во многом участники арт-процесса в России наделяют определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).

Мы в настоящем курсе, с точки зрения практической, будем говорить лишь о некоторых жанрах фотографии, подразумевая, что имеем в виду их воплощение в «актуальном искусстве» современности.

 

ПОРТРЕТ. Самый сложный жанр именно в фотографии. Энциклопедическая трактовка понятия «портрет» гласит, что это жанр, в котором художник через изображение человека передает не только его характер и визуальные характеристики, но и собственное отношение к нему. Это понимание портрета, как изобразительного жанра делает его крайне трудным для воплощения через «светопись» или фотографию. Кажется, что фотография чересчур «правдива», документальна, и что с ее помощью не возможно «изобразить» человека – можно лишь его «запечатлеть», таким, каким он является в действительности. Благодаря этому мнению фотографию долгое время не признавали видом искусства. Но это мнение ошибочно. Изобразительные возможности фотографии, как и любого другого вида искусства, настолько глубоки и масштабны, что вряд ли когда-нибудь будут раскрыты полностью.

Но говоря о портрете, сегодня смело можно заявлять, что именно «документальность» фотографии является главным преимуществом ее в этом жанре. Достаточно посмотреть на работы современных мастеров портрета, чтобы сказать, как далеко именно в этом жанре продвинулась фотография. Достаточно оглянуться на то, как часто и широко в современной жизни используется в разных целях портрет, чтобы понять, насколько сложный и разноплановый это жанр.

 

автор: Zwir Bogdan автор: Юрий Бондер

 

Фотографический портрет развился настолько, что сегодня трудно говорить даже о каких-либо его законах, непременных к исполнению. Нельзя сказать, что лица не заключают в центр кадра, нельзя настаивать на том, чтобы непременно в кадре были как минимум две трети лица – все тривиальные истины, характерные для классической фотографии (например, для Чехословацкой фотографической школы), давно нарушены современными художниками. А учитывая наличие таких широких возможностей в графической цифровой обработке фотографий, и вовсе можно констатировать, что правила изобретаются каждый день.

Пожалуй, главное, чтобы изображаемый человек был чем-то замечателен, нескучен, непохож на остальных своей уникальностью, потрясшей его в этот миг эмоцией, своей одеждой или даже благодаря интерьеру, окружающему его.

И, конечно, главный технический аспект любого портрета – это минимальная глубина резкости. Этому правилу подчиняются все без исключения портреты. Иные художники идут на смелый эксперимент и гиперболизируют этот прием до такой степени, что в фокусе остаются только зрачки и ресницы человека, а нос и уши – глубоко за границей резкости. Можно по-разному относиться к таким экспериментам, но трудно переоценить то, насколько выразительнее становятся портреты, выполненные с учетом глубины резкости.

Однако, и сами портреты тоже бывают разными, не только одиночными или групповыми. Ясно, что в кадре может присутствовать объект, не только привлекший внимание автора, но и играющий в портрете какую-то роль, будь то руки человека, часы на стене, пепельница на столе и проч. Если же ничего примечательно вокруг нет, и человек находится в статичной позе, скорее всего, это будет портрет крупным планом – в кадре одно лицо. И в любом случае – диафрагма выделяет объект, на котором делается акцент, выводя из поля резкости если и важные, то второстепенные предметы.

 

автор: Александр Горлов автор: Юрий Бондер

 

 

АРХИТЕКТУРНАЯ СЪЕМКА. Очень интересный и не менее сложный жанр, любопытный тем, что его развитие и возникновение новых работ напрямую зависит от возникновения новых течений в архитектуре, строительстве, возведения любых новых объектов, отличающихся новизной.

Жанр интересен и тем, что в нем гораздо менее строги какие бы то ни было правила и законы. Фотографируя что-либо, художник не обязан помнить даже о том, чтобы в результате его работы какой-то объект должен стать узнаваемым. Это совершенно не обязательно, если, конечно, это не являлось самоцелью. Архитектурная съемка хороша тем, что чаще всего она проводится на открытом воздухе, а значит, напрямую сопряжена с погодными явлениями. Погода преображает здания и объекты, сообщая им настроение и тон, которые уже сами могут послужить предметом или поводом для съемки.

 

автор: Angelina автор: Валерий Бредюк

 

автор: Валерий Бредюк

 

автор: Andy Prokh

 

В архитектурной съемке действует, пожалуй, только одно правило, общее для всех панорамных видов: большая глубина резкости. Когда вам одинаково важна каждая деталь в кадре, независимо от того, как далеко или близко она от вас находится, диафрагмируйте объектив как можно больше, до значений А 11-16.

При панорамной съемке используются широкоугольные объективы с минимальным значением фокусного расстояния от 17-18 мм. Это не означает, что улицу нельзя сфотографировать объективом с б о льшим фокусным расстоянием, но при этом угол зрения будет значительно меньше. Теле- и среднеформатные объективы при архитектурной съемке чаще используют для выделения какой-то детали из объекта. Редко такую оптику применяют, чтобы сфотографировать объект целиком.

Другой момент. Как и в пейзажной съемке, очень важно следить за уровнем горизонта, который всегда должен быть ровным и максимально прямым, если уж он присутствует в кадре. Особенно осторожными нужно быть с горизонтом при использовании широкоугольной оптики.

 

 

РЕПОРТАЖ. Жанр фотографии, относящийся к документалистике и журналистике. Гораздо более прочих подчинен законам композиции и меньше подвержен художественному восприятию. Но интереснее всего, что на самом деле нет такого жанра – репортаж – в фотографии, ибо событийная фотография в конечном итоге это все равно портрет, групповой портрет или групповой портрет в сложных условиях. Отличие в данном случае заключается в большей строгости и фактическом отсутствии художественных приемов.

Как проиллюстрировать совещание, вся событийность которого – для фотографа – заключается в сидящих за столами людях, которые что-то по очереди говорят, но больше молчат и слушают? При этом низкие, громоздкие офисные столы заставлены бутылками с водой, микрофонами, флажками, помпезной и всегда мешающей атрибутикой. Выход один – фотографу придется делать портреты, групповые и одиночные, ловя на скучных лицах живые эмоции, а в отсутствие таковых – компоновать кадр так, чтобы сидящие в ряд люди не выглядели в кадре скучно. Не забывайте про глубину резкости – когда нужно вырвать одного человека из группы других. Кроме того, здесь все-таки придется учитывать правила классического портрета: ось объектива на уровне глаз респондентов, кадр удлиняется в направлении взгляда. Но при этом совершенно не важно, поместились ли в кадр уши, целиком ли в кадре голова и проч. (Существует множество «парадных» портретов первых лиц государства, на которых нет ушей). Главное – глаза и лицо, что-то выражающее. Нет нужды говорить, что лишние предметы можно просто оставить за кадром.

 

автор: Юрий Гнатюк

 

Когда фиксируемое событие происходит вне помещения – снимать намного проще. Люди ведут себя свободнее, активно жестикулируют, в кадр могут поместиться в полный рост (что всегда выигрышнее смотрится в репортаже) и всегда чем-то заняты. Используйте это максимально.

Пожалуй, можно говорить и о том, что портреты, сделанные в процессе репортажной съемки, отличаются большей остротой, выпуклостью характеров, органичностью и сюжетной неповторимостью. Иные вещи можно увидеть и зафиксировать только единожды. И от понимания этого зависит художественная ценность работы. И конечно, нельзя недооценивать в репортаже интерьер, погодные условия, время суток – все, что сообщает объекту дополнительные хар а ктерные свойства.

 

 

 

автор: Юрий Гнатюк

 

Кое-что о композиции

 

Как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды?
Для создания гармонии на снимке недостаточно просто нажать на кнопку затвора. Необходимо правильно разместить объекты на снимке.

Издано и постоянно публикуется огромное количество трудов на тему художественной композиции. На протяжении веков художники спорили о том, как правильно размещать объекты на полотне. Этот спор ведется и сегодня, и теперь в него горячо включились и фотографы. Но, как и в любой «тонкой материи», каждое мнение на этот счет интересно и имеет право на жизнь.

Но рассмотрим классические примеры. Есть разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Даже незначительное смещение положения фотокамеры может внести существенные изменения в композицию.

 

Правило третей

Делим кадр на три равные части по горизонтали и по вертикали. Получается сетка. Правило основано на том, что объекты, расположенные в местах пересечения линий, соответствуют наилучшему зрительному восприятию. Таким образом, значимо важный объект съемки следует располагать или вдоль линий или в точках пересечений этих линий:

 

 

При съемке пейзажей интереснее получаются те фотографии, на которых горизонт расположен по правилу третей. На какой из линий расположить горизонт? Это зависит от того, на чем вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. В первом случае это красивый пейзаж на земле. Во втором случае делаем акцент на выразительном небе.

 

Сотни лет для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием «золотого сечения». Есть мнение, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

 

 

 

Правило диагоналей

Согласно правилу диагоналей, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

 

 

 

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, и ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: