Скорбященский женский монастырь г. Нижний Тагил.




История

В 1745 году старообрядческий диакон Рябинин Андрей Иванович построил на этом месте деревянную часовню, которая сгорела через четыре года. Вскоре после этого, в 1781 году Рябинин строит на её месте большую каменную часовню с кельями для женщин-послушниц, привозит из Москвы несколько дорогих икон, в числе которых Икона Успения Божией Матери, украшенную цветными каменьями. После смерти Рябинина по его завещанию часовня перешла к старообрядцам города и стала оплотом «Нижнетагильского Свято-Троицкого общества». В первой половине XIX века у тагильских старообрядцев часовня выполняет функцию не только духовного учреждения, но и места решения мирских вопросов.

С введением единоверия в Пермской губернии появились его пропагандисты — православнее миссионеры. В мае 1829 года в Перми была учреждена противораскольническая миссия. По мере расширения Нижнетагильского горнозаводского посёлка усиливалась борьба администрации и духовенства с раскольниками. Официальное духовенство пыталось силой обратить старообрядческие часовни и молитвенные дома в единоверческие, однако встречало сильное сопротивление со стороны старообрядцев.

В мае 1837 года Урал посещал наследник царского престола Александр Николаевич, которому, несмотря на строжайшие запреты «ничего не просить у наследника », старообрядцы смогли передать «Записку о стесненном положении старообрядческого общества и принадлежащих к оному Демидовых заводов ». Раскольники просили не опечатывать часовни, не обращать Свято-Троицкую часовню в единоверческую церковь, дозволить иметь самоприходящих попов и ослабить действие православной миссии. Петицию рассматривал камергер В. В. Скрипицын по делам раскольников, специально посланный на Урал с царевичем. В сентябре 1837 года он вновь приехал в Нижний Тагил и объявил старшинам Свято-Троицкой часовни следующее: «Сообщаю вам волю Его Величества: удобнее престать солнцу от течения своего и земле дрогнуть, нежели измениться слову царскому ». Он также пояснил, что слово царское заключалось в отказе их просьб как незаконных. Старшины могут просить у епархиального правления отправления духовных треб по старопечатным книгам и древним обычаям, но только в рамках единоверия.

Деятельность православных миссионеров усиливалась, и многие старообрядцы принимали единоверие. Особенно активным в этом деле был тагильский крестьянин Фёдор Агафонович Уткин, который сплотил вокруг себя более 50 семейств тагильских старообрядцев. 4 апреля 1837 года они приняли решение принять единоверческое священство и просили подыскать им достойного священника и помочь им в овладении Свято-Троицкой часовни. Священником стал дьякон Градо-Шадринской Николаевской церкви Иоанн Стефанович Пырьев. 25 мая 1837 года сторонники Уткина подают прошение в Нижнетагильское заводоуправление о передаче им часовни по предписанию главного начальника Уральских горных заводов (от 20 февраля 1835 г.), позволявшего строить церкви и обращать в единоверие часовни. 20 февраля 1840 года Николай I разрешает передать Свято-Троицкую часовню единоверцам, а 30 марта началась сама передача её комиссией в составе управляющих заводов Д. В. Белова, П. Д. Данилова, Ф. И. Швецова, жандармского подполковника Жадовского, судьи Соболева, начальника полицейского отделения Нижнего Тагила П. Ф. Львова и священника И. С. Пырьева с понятыми. Полицейские оцепили ограду часовни. Узнав о передаче часовни единоверцам, старообрядцы-раскольники разогнали стражу и поставили стеречь свою святыню. «Начались смута и беспорядок ». Афторитетный и уважаемый житель Нижнего Тагила Ф. И. Швецов пытался убедить раскольников в правомерности принятого решения. Однако староверы не унимались и твердили, что не желают повиноваться и ни за что не пустят попа в часовню. Тогда губернатор Огарёв срочно посылает с нарочным министру внутренних дел Российской Империи сообщение о том, что творится в Тагиле, и просит санкционировать радикальные меры по пресечению неповиновения раскольников. Когда об этом инциденте доложили императору, тот вынес краткое и категоричное решение: «Очистить часовню от мятежников, оставя её в распоряжении священника ».

12 мая пермский губернатор сам лично приезжает в Тагил и сообщает раскольникам, что им объявлена монаршья воля, однако все убеждения оказываются напрасными, и те отказываются выходить наружу. 15 мая начался штурм часовни с применением физической силы. Подогнали пожарные машины и на бунтарей стали лить воду. Большую часть людей удалось вытеснить из часовни. В тот же день штурм был завершён взятием часовни, а 18 мая на ней установили православный крест.

27 декабря 1841 года по указу Святейшего Синода Свято-Троицкая часовня обращена в церковь в «древнем стиле », как того просили единоверцы, а 4 июня 1842 году она была освящена в единоверческую церковь. В том же году Пырьев получил грамоту на освящение места под алтарь. На месте часовни начинается строительство каменной церкви. Главный Троицкий престол освящен о. Нафанаилом в 1885 году. Позднее освящены и приделы: южный — Святого Николая Угодника в 1886 году и северный — Рождества Пресвятой Богородицы в 1887 году. В 1894 году все три престола из-за их ветхости были заменены на новые. На колокольне, считавшейся одной из самых высоких в Нижнем Тагиле, висел большой колокол. Рядом стояли два двухэтажных дома: в одном жили священник и дьякон, в другом размещалась церковно-приходская школа.

В начале 1930-х годов Свято-Троицкая церковь была закрыта. С церкви были сняты кресты, с колокольни — сброшен колокол; иконостасы, клиросы, притвор тоже были разрушены. Вместе со штукатуркой со стен, потолка и купола была стёрта роспись. В годы Великой Отечественной войны здание храма использовали под склады, слесарные мастерские, а позднее — под автогараж Высокогорского рудоуправления. Во дворе в 1970-е годы работало производство брусчатки для мощения дорог.

В 1991 году храм был передан Екатеринбургской епархии. Благочинный протоиерей Геннадий Ведерников по благословению владыки архиепископа Мелхиседека направил на восстановление храма священника отца Александра Хоружного. С 1993 года в храме работали профессиональные художники из Екатеринбурга Михаил Оборин и Виталий Игнатьев. Они разработали проекты трёх иконостасов, включая их построения и отделку. Было выполнено несколько праздничных икон и алтарный образ северного придела. Весной 1993 года первые колокола были подняты на колокольню, а к лету того же года на колокольне появился и большой колокол весом около 6 т — подарок архиепископа Свердловского и Курганского Мелхиседека. Совместными усилиями храм удалось восстанавливаться и в нём появился приход. Первая Божественная Литургия была совершена в храме на Пасху 1992 года. В 1998 году храму присвоен статус Архиерейского подвория. 22-26 сентября 2000 года состоялся первый в истории визит на Урал предстоятеля Русской Православной церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Визит в Нижний Тагил начался с посещения Его Святейшеством Свято-Троицкого Архиерейского подворья. 19 марта 2012 года, в связи с образованием Нижнетагильской епархии, епископом Иннокентием храм был утверждён в статусе кафедрального собора.

Архитектура храма

Свято-Троицкая церковь

Здание собора представляет собой типичную для Русско-византийского стиля архитектуры трёхглавую церковь с высокой колокольней при входе, массивным куполом посередине и небольшой главкой-маковкой над алтарём. Основной купол храма стоит на восьмигранном основании, которое возвышается над прямоугольным корпусом, на куполе располагается главка. Главка над алтарём стоит на примыкающей к основному массиву апсиде. С запада над притвором возвышается четырёхъярусная колокольня. Интерьер храма довольно разнообразен: углы образуют двойные пилястры, проёмы окон прорезаны круглой и арочной формы, на фасаде здания имеются использования декоративных кокошников и наличников с килевидным завершением и лжеокна круглой формы. Ранее храм был бежевого цвета, но последние 15 лет он окрашен в зелёный с белыми полосами на карнизах, выступах и декоративных элементах. Купола золотые с золотыми маковками и золотыми крестами; кровли на крыше и карнизах и навес над входом тёмно-зелёные.

Описание

Храм расположен в малозаселённой городской местности среди промышленных фирм и частного сектора вблизи Черноисточинского шоссе, проходящего в ста метрах к востоку от него. С севера территория храма соседствует с торговыми фирмами; с юга находится фирма «Тагилэнерго»; с запада расположен старый карьер. Территория окружена металлическим забором с единственным выходом с калиткой и воротами для въезда автомобилей. На территории храма есть ещё два здания: в здании слева от входа на территорию и слева от входа в храм находятся воскресная (приходская) школа и библиотека; здание возле входа на территорию занимают помещение охраны и трапезная (столовая).

Скорбященский женский монастырь г. Нижний Тагил.

Началом формирования территории будущего монастыря считается 1864 год, когда была построена Скорбященская кладбищенская церковь.

Деньги на ее строительство пожертвовал купец из крестьян И. И. Сергеев, исполнив волю своего покойного отца. Уже в 1911 году ограда

Монастыря простиралась от двухэтажного кирпичного здания, у речки Малая Кушва, где располагалась школа и жил священник (современная ул. Красногвардейская, 50) – до кладбища за алтарями монастырских храмов: Скорбященского и Вознесенского, тогда еще не достроенного. Также монастырю принадлежала территория в районе Корабельного мыса, где был кирпичный завод. Еще обитель владела угодьями на реке Ольховке, переданными из казны, и землями под селом Петрокаменским, пожертвованными заводовладельцем Яковлевым.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: