КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ТЕКСТ




Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи ребенка. Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного текста. Это не передача текста наизусть, не механическое заучивание, в нем должны присутствовать элементы творчества.

Для детей, пересказ – это наиболее легкий тип речевой деятельности, так как ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой.

Чем полезен пересказ?

Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуется структура речи и произношения, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.

Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильма. Но пересказывая, они часто путают факты и их последовательность, не всегда удерживают логику событий. Поэтому пересказывать надо ребенка научить.

Шаг 1. Выбор текста для пересказа

Главный объект пересказа – это текст. По жанру это должно быть прозаическое произведение: сказка или рассказ. От правильности выбора текста во многом зависит успех обучения. Он должен обладать такими характеристиками:

o соответствие возрасту ребенка;

o небольшой объем;

o простота языка;

o занимательность сюжета;

o четкая структура;

o хронологическая последовательность событий;

o яркие характеры персонажей;

o наличие иллюстраций.

На начальном этапе работы используются небольшие тексты (5-7предложений), в дальнейшем их объем увеличивается по мере возрастания речевой возможности ребенка. Например, для начала подойдут «Рассказы для маленьких» Л. Толстого («Хотела галка пить», «Лев и мышь» и др.). Затем можно пересказывать рассказы о животных Чарушина («Волчишко», «Томка») и переходить к небольшим новеллам Носова («Живая шляпа» и др.).

Шаг 2. Акцентированное прочтение текста

Перед прочтением текста нужно обязательно дать ребенку установку на то, что этот рассказ он должен будет пересказать, поэтому слушать нужно внимательно. Затем медленно и выразительно начинайте читать текст от начала и до конца, делая нужные акценты там, где содержатся существенные для пересказа слова и фразы. Обсудите текст с ребенком, все ли ему понятно, объясняете непонятные слова. Спросите: понял ли ребенок, кто главный герой? Почему рассказ назвали именно так? Далее ребенок должен рассказать, что ему больше всего понравилось в рассказе.

Шаг 3. Беседа по содержанию

Спросите, понравился ли ребенку рассказ, все ли он понял. Затем последовательно, по тексту, задавайте конкретные вопросы, на которые ему будет легко отвечать. Таким образом, мы выстраиваем вместе с малышом алгоритм анализа текста. Ему становится очевидной последовательность событий, которую самостоятельно, без предварительной работы он уловить и воспроизвести не может из-за несовершенства функций анализа и синтеза.

Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжит. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека.

На начальных этапах обучения пересказу можно добавить рассматривание сюжетных и предметных картинок. Они помогут ребенку создать внутренний речевой план высказывания, позволят последовательно и легко передать содержание услышанного.

Сюжетные картинки выкладываются после прочтения текста в произвольном порядке. Ребенок должен разобраться в последовательности событий и выложить картинки по порядку. Затем он пересказывает текст, смотря на картинки. Работа с сюжетными картинками научит ребенка выделять основные моменты рассказа.

На более поздних этапах могут применяться разнообразные методические приемы: работа с деформированным текстом, преднамеренно допущенные взрослым неточности смыслового характера, опора на серию предметных картинок. Эти приемы способствуют осмысленно-эмоциональному восприятию детьми литературного материала и обеспечивают анализ и оценку речевой деятельности детей


Использованная литература:

  1. Как научить ребенка пересказывать текст. Школа моей мечты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://shkolabuduschego.ru/shkola/pereskaz-teksta.html#hcq=SrTZoup
  2. Формирование навыков подробного пересказа текста у дошкольников с общим недоразвитием речи. Фестиваль педагогических идей «открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://festival.1september.ru/articles/591856


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: