В настоящее время в России начался период активного возрождения домашних хозяйств, а вместе с ним и домашней экономики.




С необходимостью «вертеться» сталкиваются практически все современные хозяйки. В России доля семей находящихся за чертой бедности очень высока. В целом экономика домашнего хозяйства включает в себя следующее: питание, одежда, утварь, обмены и дарение, сети знакомств и пр.

Охарактеризуем теперь домашнюю экономику в пространственном аспекте.

По каналам родственных и дружеских сетей курсируют трудовые, материально-вещественные, денежные и информационные ресурсы. От территориальной близости семей одной сетевой коммуникации зависят их возможности взаимопомощи. Это может быть материальная или моральная поддержка, помощь трудом и др. Связано это с тем, что часть ресурсов может быть передана только непосредственно из рук в руки, и к тому же помощь действенна постольку, поскольку своевременна. Таким образом, ресурсный потенциал семьи включает временно свободные ресурсы всей сети. Понятно, что игнорировать эту возможность могут только ресурсоизбыточные семьи. Соответственно территориальная близость к родственным и дружеским сетям поддержки является одной из важных характеристик жилищных предпочтений тех, кто решают проблему выживания.

На другом социальном полюсе - успешные представители крупнейших экономических центров. Их жилищные предпочтения основаны на иных принципах. Престижные адреса в настоящий момент могут быть условно поделены на две группы: старые и новые. К старым относятся квартиры в исторических центрах городов, заселяемые в прошлом представителями элит советского периода. Такие квартиры при всех стараниях новых владельцев отстают от современных строений по уровню комфортности и надежности коммунального хозяйства, но сохраняют привлекательность в силу «богемности» или «элитности» прежних и нынешних жильцов. Новые престижные адреса – это многоквартирные дома повышенной комфортности и коттеджные поселки. Представители этих двух групп, являясь друг другу социально чуждым окружением, стремятся дистанцироваться и территориально локализоваться по имущественному признаку [2].

В Советский период были созданы уникальные условия для культивирования домашнего хозяйства. Изменение стереотипов потребительского поведения явилось результатом адаптации российских домохозяйств к рыночной экономике. Дефицит потребительских товаров, т.е. превышение спроса над предложением в условиях фиксированных цен – один из основных факторов, определявших поведение потребителей в советской экономике [6]. В домашнем хозяйстве, как в зеркале отражалось многообразие жизненных миров его членов, так, доступ к необходимым ресурсам зависел от места семьи в стратифицированном социальном пространстве, а также от структуры дружеских коммуникативных практик (блат).
В этой связи рывок России к рынку как символу изобилия и свободы мог бы означать снижение значимости домашней экономики. Но практика показала обратное. Домашняя экономика не просто не утратила своей значимости, но, к тому же, стала одним из основных плацдармов борьбы за выживание в изменившихся условиях.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Есть деятельность, которая не регулируется законом и при этом ничего не нарушает, потому что закон не вторгается в это поле. Речь идет об экономиках домашней и реципрокной (обмен дарами). Люди моют, стирают, гладят, готовят, шьют, то есть производят колоссально разнообразный ассортимент благ и услуг. Это огромная экономика называется домашней, нацеленной исключительно на внутреннее потребление членов семьи.

Признаками домашней экономики являются: производительный характер, отсутствие учета, официальной регламентации, непротивоправный характер, отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

Неустранимость домашней экономики заложена во внутренних (имманентных) свойствах формальных макросистем: плановому регулированию экономики сопутствует дефицит, резким общественным трансформациям свойственна массовость низкодоходных групп, а отход от массового производства и стандартизированных услуг повышает их стоимость, и это актуализирует домашнее производство.

Экономический кризис 2008 – 2009 г.г. ухудшил материальное положение большинства семей в России, что, в свою очередь, привело к росту пессимизма относительно будущих изменений экономической ситуации в России [9], но не «сломал» семью, а «преподнес» урок, - сейчас успешность домашней экономики в большинства домохозяйств зависит от правильного ведения своих домашних дел, от того как правильно планируется домашний бюджет.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: учебное пособие; Гос. Ун-т –

2. Барсукова С. Ю. Неформальная экономика и сетевая организация пространства в России // Мир России, 2000. - №1

3. Барсукова С.Ю., Радаев В.В. Легенда о гендере. Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье // Мир России.– 2000.– №4

4. Градосельская Г.В, Маринова М.А. Домохозяйства: экономические и социологические подходы к изучению. Издательство российского университета дружбы народов..М. 2006. 122 с.

5. Кормишкина Л. А. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Л. А. Кормишкина, О. М. Лизина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2009. – 136 с

6. Крючкова, П.В. Привыкание домохозяйств к рынку [Электронный ресурс] // Образовательный портал по экономике, менеджменту и социологию – Режим доступа: https://www.economics.edu.ru.

7. Парсонс Т. «Социологические элементы в экономической теории» (1934— 1935), «Некоторые размышления о природе и значении экономики» (1934), статьи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sbiblio.com



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: