К главе третьей книги второй




 

1 Рукописный сборник Парижской библиотеки: в конце; LIX, 226.

2 Tresor des Charles, J. 890. Помещено в Bibl. de 1'Ecole des Ch. 1 s.; I, 389 etc.

3 Из архивов у Lafon. Midi; III, 51.

4 Delisle. Fragments de 1'hist. de Gonesse. cm.: Bibl. de 1Ecole des Charles. 4 s.; V, 116.

5 Докум. 1254 г. в Preuves; VI, 495. Ord. des reformateurs envoyes par Alfonse etc. Посланная для ознакомления со страной, комиссия дала наставления относительно еретиков и администрации.

6 Подобная гуманность проявилась и при дворе английского короля. У Matth. Par. под 1258 г. читаем: «В эти дни от короля было разослано бреве в каждое графство, к четырем рыцарям, которые были избраны в каждом графстве. Эти рыцари должны были основательно разыскать, сколько притеснений и какие именно вымогательства делали сильные над простыми людьми, сделать тщательное дознание о всех жалобах, предъявленных кем бы то ни было с самых ранних лет, и все результаты своих исканий, скрепленные печатями, представить в указанный срок баронам». Это послужило началом участия рыцарей в парламентских собраниях, так что грамота 1264 г. подтвердила уже готовый факт.

7 Рукопись Нац. библ. fond latin, Ns 9019, f. 15, 18, 24 (дела в Пуату в Вознесение 1259 г.); там же, Г. 22 (в Сентонже 1261). В госуд. архиве I, 192, № 52 (Пуату 1237 г.) и Suppl.. I, 1034.

8 Рук. Нац. Библ.; Г. 1, №10918, Г. 14.

9 Doat; XXXII, Г. 4-13, а. 1267.

10 Doat; XXXI, 250.

11 Suppl. du Tr. des Ch.,.1. 1024, № 7.

12 См. обо всех этих фактах: Doat; XXXI, 171 — в июне 1251 г.; XXXII, 57- январь 1269 года, а также 237, 254, 281, 292.

13 См. Doat; XXXII, 46, 53-60, 64-69, 72-85.

14 Там же; 67.

15 Doat; XXXI, 256.

16 Arch, de la Fr. apud Boutaric; 456.

17 Liber sent. inq. Tol. apud Limborch; 246.

18 Док. Нац. библ. № 9019, посвященный «Господину Годфриду де Кароль», уплатившему 20 ливров. Также в 1268 г. вместо доказательств на дворянство уплачено 200 ливров (Г. 34).

19 Этого ордонанса св. Людовика не сохранилось, но намек на него в Olim; I, 626.

20 Сессия тулузского парламента 1270 г. в архиве 1. 1131, № 11 — «Насчет петиции баронов Аженуа...».

21 Из красной книги монтобанского городского архива у Mary-Lafon; II, 320.

22 Mary-Lafon; II, 322.

23 Ms. de 1'Arsenal — «Oimais viuron Praensals a dolor» apud Diez. Leben und Werke; 443 и Mary-Lafon; III, 43.

24 «A la Gleiza falh non saber», также с рук. Аре. Там же; 44.

24 B. Sicard: «Ab greu cossire», — Rayn.; IV, 191.

25 Durand de Paernas, apud Millot (Hist litt. des troub.; II, 226) — из разных сирвент. Он не надолго пережил падение независимости.

26 Paulet de Marseille из манускрипта Национальной библиотеки. К сожалению, оригинал не полон. См. Lafon; III, 46—47 и Diez; 584. Кроме того, 7 сирвент. Такая же ненависть к французскому владычеству дышит в протоколах инквизиции. См. Doat; XXV, 38.

27 Arnaud Daniel (de Bibeyraci; II, 370). Он был замечательнейшим певцом любви; ему удивлялся Данте (Baret; 90, 169).

28 Raynouard. Choix des poesies; IV, 335. Sismondi. Litt. du Midi de 1'Europe.

29 P. Cardinal. Choix; IV, 357, 439.

30 См.: Fauriel. Hist, de la poesie prov.; II, 217.

31 Fauriel; II, 219. Rayn. Choix.; V, 306. «Mas jacopi».

32 Rayn.; IV, 309.

33 Его звали Пердийон из Лесперона; он был вассалом графа тулузского. О нем Fauriel; II, 218.

34 Guil. dc Pod. Laur.; c. 51. Praecl. Franc, fac.; a. 1271.

35 Caffari. Ann. genuenses; I. IX (Muratori. Scrp.; VI, 553).

36 Mary-Lafon; III, 61.

37 Акт принятия владений с поименным перечнем присягавших вассалов и городов: «Registrum dc saisimento civitatis Tholosae et Comitatus» etc., помещен в приложении к первому тому Lafaille (Annales dc Toulouse). De juramento notariorum, p. 50.

38 Guil. dc Pod. Laur.; с. 52. Этим фактом кончается его летопись; автор доволен французским владычеством и королем, что показывает, как французы успели повлиять на национальное чувство провансальцев. Даже у поэтов граф де Фуа не нашел сочувствия. В ответ на его попытку раздались стихи: «Король наш, который по храбрости не имеет равного себе, скоро распустит свою хоругвь. Теперь, на земле и на море, мы увидим развевающиеся лилии, а это так приятно мне».

39 Этим открываются дела в Фуа: Doat; XXV, 2. Подобные же мысли другой раз высказали монахи того же ордена: там же; Г. 241.

40 Doat, XXV, 15-7; там же, jul. 1273.

41 Doat; XXV, 20.

42 Doat; XXV, 27, 24. Так проповедовал Р. Виталь.

43 Особенно полно исповедание одного сучильщика, там же, 54—61. Он ясно сознавал все, чему учили его; в его устах был весь альбигойский кодекс.

44 Doat; XXV, 38-54.

45 Там же, 62; там же, 3, febr. 1273. К счастью для нее, это оказалось вымыслом (срв.: Г. 164); доносчица, допрошенная 14 июня, отперлась от своих показаний и признала все клеветой. Но тем не менее и такой пустой факт остановил на себе подозрительность трибунала.

46 Там же; 216.

47 Такое показание относится к 1275 г. Там же; XXV, 225.

48 В 1276 г. по доносу одного священника на Понса де Гарда, Г. 226. Это первый положительный факт, имеющий прямую связь с историей новой Реформации.

49 См.: Doat; XXXII, 134, 136-139, 141, 254, 164-240.

50 Chron. Parmense, apud Muratori

51 Doat; XXXII, 266-270, scrp. IX.

52 Preuves de Phist. de Lang.; t. VI, p. 648, nq CCXI.

53 Preuves; VI, 649.

54 Percin; р. 67.

55 Для всех подробностей о Бернаре и о состоянии инквизиции в Лангедоке в 1319г. сохранился большой процесс в 307 листов т 4, в Нац. библ. Г. I. № 4270: Processus insignis contra fratrem Bernardum Delitiosj ordinis minorum qui contra inq. officium, inq. ipsos et fr. praed.etc.Он передан из Каркассона и представляет собой позднейшую копию, засвидетельствованную нотариусом.

56 Doat; XXXIV, 21.

57 О путешествии короля см.: Ргос.; I. 13, 137, 158, 166, 269, 278.

58 Processus ins.; f. 21, 139.

59 Proc. ins.; f. 112. 611 Proc. ins.; f. 26.

61 Doat; XXXIV, 12.

62 Proc. ins.; f. 81.

63 Р. Гайтальди; дело в марте 1284 г. Doat; XXVI, 80.

64 Там же; XXVI, 217.

65 In Sexto Decretalium; tit. XII, c. 3.

66 Wadding. Ann. franc, а. 1302.

67 Протокол осмотра и следствия от 13 мая 1306 г. Ооа1; XXXIV, 45 е1с.

68 См. для Дольчино католические источники у Muratori. Scrip, rer.ital.; IX, 425-460.

69 Hist. Dulcini haeresiarchae. См.: Muratori; IX, 440—442.

70 Clementin; I. V, Ш. II.

71 См.: Doat; XXXVII, 6.

72 Baluzius. Vitae pap. Avign.; II, 342.

73 Doat; XXXVII, 76.

74 Proc. ins.; f. 167, 188, 262. cm.: Baluz. Vitae; II, 248.

75 Proc. ins.; f. 35.

76 Lafaille. Annales de Toulouse; I, 49. Preuvcs des Annalcs; 61.

77 Proc. ins.; f. II, 51, 86, 60.

78 Позднейшие бегины также постоянно обвинялись в чтении и почитании Оливы, который для них «свеча и свет, коими Бог изъявляет жалость...» (Doat; XXX, 252). Его сочинения были переведены на провансальский язык.

79 Baluzius. Vitae pap. Av.; I, 324.

80 Guil. de Nangiaco. Continuatio.

81 Liber sent. inq. Thol.; 208—268. Имена прочих подсудимых и привлеченных вместе с ними от 1307—23 года там же в приложении на стр. 397, где содержится общий список еретиков разных учений. После крупных дел можно поименовать процессы Эмония, его брата Гелия, Гильома де Боско и его сына Раймонда, Гильома де Бессьена (из Монтобана), Стефана де Виньи и его жены: Иоганны, супруги Петра Арагонца, Пейронеллы, жены Гелия Гарини, и ее мужа; П. Р. Доминика и его жены; Арнольда Изарна из Вельмура (из еретической фамилии), П. де Гандоне, П. Эмония и его жены; Стефана Гарини и его жены и пр. Далее попадается много бургундцев, судимых как вальденсы. Бегины судились преимущественно в 1322 и 1323 гг.: П. Домитлик из Нарбонны и Гильом Руф из Мирепуа. Последним решением Гвидона было схватить барона Бернарда де Мафери, который был отлучен за бегинство в 1322 г. и уличен вторично.

82 См.: Doat; XXX, 238, 242, 253, 257.

83 Он помещен в Archivio storico italiano b 1865 r. serie terza, t. 1, parte 1—2 под редакцией С. Аглай.

84 Это сознавал сам инквизитор. В начале протокола говорится: «Сподвигнемся против всех еретиков... Вальденсов, бедняков из Луджано или остальных еретиков...» Arch. st. it.; I. 16.

85 См.: Processus; I, 18, 21, 23.

86 См.: там же; I, 23, 28-29, 38.

87 См.: Processus; II, 4, 9.

88 Чистое альбигойство продолжает проявляться во второй части документов процесса: 12—14, 15, 17; видоизмененное под влиянием бегинов в деле 21 июня. Processus; II, 30.

89 Processus; II, 51-52, 59-60.

911 Processus; II, 57. Все это место вообще темно; видимо, следствие приобрело смутные сведения; сомнительно, чтобы посвящавший мог пользоваться собственностью, когда он сам был из числа confessores. Показаниями Иакова Бека, данными в туринском доминиканском монастыре, кончается следственное дело 1387 г. Участь этого главного подсудимого неизвестна.

91 Петранович. Богомили Црькви Босаньска и крестяни (1867, Задер); стр. 135—168. Упомянем о прекрасном труде Рачки, посвященном истории богомильства, помещ. в издаваемом им jugosl. Ak., извлечение из которого составил L. Leger (Revue des questions histor. 1870, april).

92 Еретиками считались епископы Мирослав, Радингост, Радослав, Радомир, Милоэ (1446). Петранович, 167.

93 Такова была участь Нинослава, который в первой четверти XIII века колебался между католиками и богомилами, а также из Котроманичей Стефана (1310—58 гг.) и последних королей: Твердко Твердковича, Томаша и Стефана Томашевича (1463).

94 Crespin. Hist, des Martyrs. Gen. 1570, f. 42.

95 См.: Leger. Hist, des Egl. de Piemonte; II, 332.

96 Местная летопись Petit Thalamus, изд. археол. общ. Монпелье в 1840г., которой мы обязаны сообщением содержания учения Екатерины (р. 463), умалчивает о подробностях следствия и казни. Отрывки из нее, касающиеся описываемого дела, приведены в статье Жермена.

97 Показания двух доминиканцев о его смерти мы нашли у Doat,; XXXV, 10-18.

98 Raynaldi. Annales, а. 1322, п. 53. — Суд 1321 г. над неизвестным нарбоннским бегином; а также процесс Петра Еглейзы, нарбоннского священника, в мае 1324 г. у Doat; XXVIII, 96, в котором участвовало до 20 гражданских лиц и докторов прав.

99 См.: Doat; XXXV, 182-187.

100 Hеrzog. Real-Encycl. fur protest. Theologic und Kirchc; III, 839. Duldung von Jacobson.

101 Булла целиком приведена у Leger. Hist, des Egl. valdoises; II, 8-21.

102 Doat; XXXV, 204.

 

Приложение

 

Из «Руководства инквизитора» за 1323 год

 

«Что представляют собой колдуны, прорицатели и заклинатели демонов? Зло и греховные заблуждения колдунов, прорицателей и заклинателей демонов принимают в различных провинциях и областях многочисленные и разнообразные формы, будучи связаны с бесчисленными вымыслами и ложными, пустыми фантазиями суеверных людей, верящих духам заблуждения и демоническим учениям.

Каким должен быть допрос колдунов, прорицателей и заклинателей демонов? Подвергнутого обвинению колдуна, прорицателя и заклинателя демонов следует допросить о том, сколько и какого рода ему известно способов колдовства, гадания и вызывания духов и кто его им обучил.

Так же следует углубиться в подробности, учитывая личность и положение допрашиваемого, ибо допрос не должен быть одинаковым для всех. Одним будет допрос мужчины, другим — женщины. Обвиняемому могут быть заданы следующие вопросы: что он знает, чему он научился, какие он приемы применил в отношении детей, чтобы снять насланную на них порчу?

Так же в отношении пропавших и проклятых душ. То же в отношении воров, подлежащих заключению под стражу; так же для достижения согласия или несогласия между супругами; так же для избавления от бесплодия; так же в отношении снадобий, которые колдуны дают принимать внутрь; то же в отношении фей, приносящих счастье или, как говорят, исчезающих ночью; то же в отношении чар и заклинаний с помощью заговоров, плодов, растений, веревок и тому подобное. Далее: кого он этому научил? От кого наследовал? Кто учил его самого?

Так же, что он знает об исцелении больных с помощью заговоров и заклинаний? Что ему известно о собирании трав на коленях, с лицом, обращенным на восток, и с воскресной молитвой на устах?

Далее, что это за паломничества, мессы, приношение свечей и раздача милостыни по указанию колдунов?

Так же каким образом они обнаруживают украденное и узнают покрытое тайной?

Далее дознание перейдет к действиям, отдающим каким-либо суеверием, к несоблюдению и оскорблению таинств Церкви, в особенности таинства Святого Причастия, а также почитания Бога и святых мест...

Далее — об обычае крестить фигуры из воска или другого материала. Надобно расспросить о том, как производится крещение, для чего используются эти фигуры и какую пользу они приносят.

Так же задержанного следует спросить о фигурах из свинца, которые делают колдуны, о способе изготовления и использовании...

Так же верил ли он в реальность того, чему его учили другие? Какие благодеяния, подарки, награды он получал за свои услуги?..»

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1]Примечания автора имеют сквозную нумерацию в пределах главы и приведены в конце тома.

 

[2]См. Деяния апостолов V, 1 — 10. Анания и жена его Сапфира, вступая в первоначальную христианскую общину, утаили часть денег от проданного имущества. Обличенные ап. Петром, оба они в тот же миг умерли.

 

[3]См. том 1, глава 3.

 

[4]Разделение направлений внутри ордена началось уже в 30-х годах XIII столетия. Спиритуалы и босоногие призывали к отказу от какого-либо имущества, конвентуалы считали, что данное положение необходимо смягчить. Орден капуцинов (название — от латинского слова cappucio, «капюшон») основан в 1525 году как ветвь францисканцев и наряду с конвентуалами и миноритами. Первоначально основной их целью была антиреформаторская проповедь.

 

[5]Одной из ветвей кельтского племени вольков.

 

[6]Нуманция — кельтиберийский город на реке Дуэро, который сопротивлялся римлянам в течение десяти лет (143—133 гг. до н. э.).

 

[7]Герои «Песни о Роланде»— Роланд, граф бретонский, и его друг граф Оливье. См. строки 1723—1737, где Оливье обвиняет Роланда в том, что его гордость погубила французов.

 

[8]Евангелие от Матфея XIX, 12.

 

[9]Имеется в виду орден меченосцев, официально именовавшийся «Братьями Христова воинства», основанный еще в 1202 году и освященный Гонорием именем Доминика (что, впрочем, особенно не отразилось на его истории).

 

[10]В это время Филипп воевал с Генрихом III, за несколько лет перед этим одолевшим, как мы помним, его сына Людовика.

 

[11]Титулярным, то есть номинальным, иерусалимским королем во время составления завещания был Жан де Бриенн.

 

[12]До настоящего момента все короли из династии Капетингов обязазательно (пусть чисто формально) избирались на престол высшими феодалами государства.

 

[13]Районов, все еще занятых англичанами.

 

[14]Ибо земли на другом берегу Роны входили во владения германских императоров.

 

[15]То есть высших светских, духовных феодалов и мэров городов. В отличие от Штатов, его участники не избирались, но приглашались самим королем.

 

[16]На самом деле Авиньонское пленение пап продолжалось 68 лет: с марта 1309 года по январь 1377 года.

 

[17]Регентша до 1236 года. В последние годы жизни управляла Францией, пока ее сын Людовик IX участвовал в VII крестовом походе (1248—1252 гг.). Умерла в ноябре 1252 г.

 

[18]Людовик IX был канонизирован как святой в 1297 г.

 

[19]После сражения при Бувине, где они были его врагами.

 

[20]Пантеон (букв. — «храм всех богов») — храм, в котором осуществлялось поклонение божествам рода Юлиев. После перестройки его Адрианом включал в себя изображения большинства богов империи. Поклониться идолу Пантеона— в данном случае означает выражение почтения по отношению к божественному императору.

 

[21]См. «Анналы», книга XV, 44.

 

[22]Константин Великий.

 

[23]Имеется в виду правление Юлиана Отступника (361—363 гг.).

 

[24]В реальности настоящие гонения против православных происходили при короле Гундерихе (477—484 гг.). При последующих королях вандалы ищут компромиссы с православными.

 

[25]См. Евангелие от Луки XIV, 23.

 

[26]Хильдерику III (743-751 гг.).

 

[27]В 1143 году в Риме была установлена республика неимущих. В 1145 году во время междоусобной брани был убит папа Луций II. В период правления Евгения III (1145—1153) и Анастасия IV (1153-1154) Рим был фактически независим, управляясь нововыбранным сенатом, находившимся под влиянием Арнольда. В 1154 году новый папа Адриан IV был изгнан и вернулся в Вечный город вместе с войсками Фридриха Барбароссы.

 

[28]Это происходило при папе Александре III (1159—1181). В то время патаренов и гибеллинов (сторонников императорской власти) действительно часто отождествляли ввиду их оппозиции Риму.

 

[29]В 1226 году, после переговоров в Сан-Джермано, Фридрих II обязался следующим летом отплыть в Сирию. Однако, когда летом 1227 года в Бриндизи собралось несколько десятков тысяч крестоносцев, флот был готов еще не полностью и к тому же открылась чума. Заболел и сам Фридрих, вынужденный покинуть лагерь.

 

[30]Христианам был возвращен Иерусалим с выходом к морю.

 

[31]Штедингеры (букв, «береговые жители») — фризские свободные крестьяне, жившие в нижнем течении реки Везер и в начале XIII столетия вышедшие из-под власти феодалов (в частности — бременского епископа, которого они разбили в 1229 году). Имели собственную организацию— «Сообщество штедингов»; возможно, склонялись к учению, подобному учениям вальденсов. В 1230 году Григорий IX объявил их еретиками и призвал к крестовому походу. Поход начался в 1232 году и лишь спустя два года сопротивление фризов было сломлено.

 

[32]«Бугр» то есть «болгарин» стало позорным прозвищем как синоним имени «богомил». См. I том, глава 2.

 

[33]Имеется в виду император Латинской империи Балдуин II (1238-1261).

 

[34]Конрад умер в 1254 году, однако его брат Манфред, король Сицилийского королевства, продолжал борьбу с папой до 1266 года (когда был побежден Карлом Анжуйским и взят в плен). Конрадин — внук Фридриха II.

 

[35]Преемник Иннокентия IV.

 

[36]При Тальякоццо в 1268 году Карл подавил последнее сопротивление Гогенштауфенов. В 1282 году на Сицилии поднялось восстание против власти Карла, и этот остров отошел под власть Арагона.

 

[37]Во время VII крестового походя (1249—1250 гг.).

 

[38]Так называемую «боснийскую церковь».

 

[39]Во время последнего, VIII крестового похода в 1270 г.

 

[40]То есть розгу.

 

[41]Автор называет твердыни французских гугенотов, за стенами которых они укрывались от католических войск.

 

[42]Английского короля Генриха III.

 

[43]Вместе с Людовиком Святым он участвовал в VI крестовом походе.

 

[44]В 1216 году, когда Людовик VIII, как мы видели, претендовал на английскую корону.

 

[45]После смерти Людовика Святого во время крестового похода в Тунисе престол перешел к Филиппу III (Смелому).

 

[46]Людовик X действительно пошел навстречу желанию сословий вернуть свои вольности. Однако он правил очень недолго (1314-1316 годы).

 

[47]Речь идет о походе Карла Анжуйского против Манфреда Гогенштауфена в 1266 году, о котором мы уже упоминали.

 

[48]Будущий король Эдуард I.

 

[49]Эдуард участвовал в защите последних крепостей, принадлежавших крестоносцам в Палестине, и в войне отца против коалиции баронов, возглавляемых, как мы видели, Симоном Лейчестером, сыном Монфора.

 

[50]Столетняя война.

 

[51]Арманьяки и бургиньоны — противоборствующие группировки во Франции начала XV столетия, во время правления безумного Карла VI. Арманьяки — сторонники герцога орлеанского (названы по титулу графа Бернара, владыки графства Арманьяк). Бургиньоны — сторонники бургундских герцогов Иоанна Бесстрашного и Филиппа Доброго. Во время новой вспышки англо-французской войны бургиньоны пошли на соглашение с англичанами, арманьяки же отстаивали суверенитет Франции.

 

[52]Карл V Мудрый уже в конце своего правления (1364-1380) должен был подавлять народные движения в городских центрах Севера и Юга королевства.

 

[53]Литературный перевод данного произведения, воспроизводящим сложную систему рифм и строфики см. на стр. 444.

 

[54]Имеется в виду Иоанн Безземельный.

 

[55]Имеется в виду захват крестоносцами Константинополя.

 

[56]В 1219 году крестоносцы взяли Дамиетту — город в дельте Нила. Однако папский легат кардинал Пелагий рассорился со многими вождями крестоносцев и к тому же отклонил выгодные предложения египетского султана, готового обменять Дамиетту на Иерусалим, что вскоре привело к катастроф.

 

[57]Доминиканские монахи сообщали Людовику Святому, что султан Туниса аль-Мостансир готов перейти в христианство, что стало решающим основанием для выбора направления последнего крестового похода.

 

[58]Фридриху II.

 

[59]Эциелин (Аццо) VII д'Эсте (умер в 1264 году) был подестой Феррары и возглавлял североитальянских гвельфов.

 

[60]Смотри: Деяния VI, 13.

 

[61]Что, к слову, укладывается в Ветхозаветную символику.

 

[62]Над воротами вывешивали обычно головы убитых врагов, казненных преступников и тому подобное.

 

[63]Бегины — члены полумонашеских мужских общин, впервые возникших в Нидерландах, чья идеология была близка миноритам, а главным в ней была оппозиция Церкви.

 

[64]После «Сицилийской вечери» 1282 года, когда местные сицилийские бароны свергли власть анжуйских феодалов, королем Сицилии был провозглашен Педро 111. После его смерти в 1285 году его сын и преемник на Сицилии Джакомо передал остров в непосредственное владение папы. Однако в 1296 году сицилийцами был провозглашен королем брат Джакомо Федерико II, который много лет воевал против папы и анжуйского дома. Права арагонской династии (младшей ветви королей Арагона) на Сицилию были признаны папой в 1302 году.

 

[65]Папу Бонифация, как мы помним, сверг французский король Филипп Красивый.

 

[66]Смотри: Откровение от Иоанна XVI, 12: «Шестой ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы был готов путь царям от восхода солнечного...»

 

[67]Гора на границе долины реки Сезии, фактически захваченной восставшими, где Дольчино и его последователи в 1305 году выдержали осаду крестоносцев и даже нанесли им поражение. Но новый крестовый поход против них в 1307 году закончился падением общины на горе Цебелло.

 

[68]В течение двух лет, вплоть до избрания Иоанна XXII в 1316 году, папский престол был свободен.

 

[69]На монастыри «умеренных» францисканцев.

 

[70]В 1314 году.

 

[71]Людовику X (правил в 1314-16 годах).

 

[72]После 1316 года.

 

[73]Перечисляются направления внутри францисканства, в различной степени оппозиционные папству.

 

[74]Джон Уиклиф (1320-1384)— профессор Оксфордского университета, доктор богословия, плодовитый автор, переводчик Библии на английский язык. Реформаторское учение Уиклифа заключалось в рассмотрении всех живущих как должностных лиц и воинов армии Бога, причем каждая из душ владеет чем-либо лишь до тех пор, пока она служит своему сюзерену— Богу. Папа — лишь духовный глава духовенства, король же имеет куда больше власти и значения. Лишь в 1382 году собор английских епископов обвинил его учение как еретическое, а на Констанцском Соборе 1415 года он был посмертно объявлен еретиком.

 

[75]После смерти в 1378 году авиньонского папы Григория XI в Риме был избран Урбан VI. Одновременно часть кардиналов избрала Климента VII, сторонника французского короля. «Двоепапство» (и даже «троенапство») продолжалось в течение сорока лет (до 1417 года).

 

[76]При Иване Асене II (середина XIII века) Болгария была самым крупным государством на Балканах, затем она постепенно начинает терять отдельные территории. В частности, к Венгрии отходит принадлежавшая ем часть Валахии, где и разворачивается деятельность францисканцев.

 

[77]В 1414 году Ян Гус был вызван на Констанцский Собор, где его вначале арестовали (несмотря на охранную грамоту императора Сигизмунда), а затем после семимесячного заключения осудили и сожгли. Тот же собор осудил на сожжение и Иеронима Пражского, друга Гуса.

 

[78]В 1415 году англичане победили французскую армию при Азенкуре. после чего их войска начали занимать территорию за территорией в северной Франции.

 

[79] Два манускрипта т 4. в библиотеках Реймса и Сен-Омера. — Летопись Петра Сернейского впервые появилась в свет во французском переводе в 1568 году. Латинский оригинал ее был издан только в 1615 г.: Hist. Albigensium etc.... Simone a Monte-Forti, dein Tolosano comite, rebus strenue gestis, auctore clarissirno Petro coenobii Vallis — Sarnensis ord. Cisterciensis monacho, cruceatae hujus militiae teste oculato. Это издание было сделано в Труа т 8. городским каноником Nicolas Camusat. Второе — N. Rouset в 1617 г. с франц. переводом в Труа 2 V. т 8. Третье — Du-Chesne в 1649 г. в «Historiae Francorum scriptores coaetanei; V, 554-665.Четвертое — В. Tissier в 1669 г. в Bibl. Cisterc.; VII, 1—72. Пятое — у Bouquet. Recueil des historiens des Gaules et de la France; XIX, 1 — 113. Шестое — Migne в 1855 г. в Patrologiae cursus completus, CCXIII, 543—712. — Кроме двух последних изданий, тексты неудовлетворительны. Мы цитируем по изданию Migne.

 

[80] Манускрипт этой поэмы — в Париже, в Bibliotheque imperiale; № 91. Он написан во второй половине XIII столетия. Отрывки поэмы были пропущены в Lexique Remain Ренуара (I. 1). Первое и образцовое во всех отношениях издание ее сделал Fauriel для Collection de Documents medils (Р. 1857, и отдельно в 1852) с французским прозаическим переводом, которым мы пользовались. Это же предисловие вошло в третий том его Hist. de la poesie prov. В 1868 г. вышел франц. вольный перевод в стихах, занявших 20 лет труда переводчика: Mary-Lafon. La croisade centre Ics Albigeois, epopee nationale. Par. in 8.

 

[81] Эта книга издавалась на русском языке: Льоренте X. А. Критическая история испанской инквизиции. В двух томах. М., 1936. Из современных изданий укажем па исследование, посвященное именно «первой инквизиции»: Dossat I. Les crises de l`inquisition toulousiane au XIII-e ciecle. Bordeaux, 1959.

 

[82]Мы можем отметить, что в качестве распространенного эпического мотива здесь могло присутствовать воспоминание о схожей смерти царя Пирра в Аргосе от рук женщины, метнувшей в него черепицу.

 

[83]Сильвестр III, Бенедикт IX, Григорий VI.

 

[84]Именно в 1240-1243 годах татаро-монгольские войска совершили поход на восточную и центральную Европу.

 

[85]«Набожный вид у такого рода злодеев следует исправлять грубой сажей», — говорил Фридрих.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: