Особенности подготовки, оформления и защиты дипломной работы.




Дипломная работа, по определению В.К. Лукашевича, «это вид учебно-исследовательской деятельности, ориентированной на развитие учения самостоятельно выполнять научный анализ вопросов, связанных со спецификой осваиваемой профессии» (2, с. 76). Дипломная работа является заключительным периодом обучения в высшей школе, так как она выполняется на выпускном курсе под руководством научного руководителя. Целью дипломной работы является: 1) не только систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, но практическое применение их при решении конкретных библиотечно-библиографических задач; 2) приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы; 3) овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала.

Для сбора необходимых материалов, изучения литературы, ее систематизации и т.д. отводится последний выпускной учебный год, однако студент не освобождается от учебного процесса. Поэтому требуется конкретный план самостоятельной работы, который включает:

― поиск научной и производственной литературы по теме дипломной работы;

― самостоятельное изучение и обобщение выявленной литературы, выписка необходимых идей, положений, фактов, цитат по типе исследования;

― проведение социологических исследований, экспериментов, расчетов;

― подготовка, оформление и предоставления на кафедру дипломной работы.

В дипломной работе студент должен показать:

― прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

― умение изучать и обобщать литературные источники, материалы (документы) библиотек; решать практические задачи, делать выводы и предложения;

― навыки проведения анализа и синтеза, владения современными информационными технологиями;

― умения грамотного применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий (2, с. 25).

Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе написания курсовых и научных работ.

Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающими кафедрами и доводится до сведения студентов. Им предоставляется право выбора темы дипломной работы, или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. После выбора темы и ее утверждения студент вместе с научным руководителем составляет задание на выполнение дипломной работы. Оно подписывается студентом, преподавателем (руководителем дипломной работы) и утверждается заведующим кафедрой. Задание составляется в двух экземплярах, один из которых выдается студенту, а другой остается на кафедре и вместе с дипломной работой представляется к защите.

Структурными элементами дипломной работы являются: титульный лист, задание на выполнение дипломной работы, содержание (оглавление), введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, приложение (при необходимости).

На титульном листе дипломной работы указывается университет и кафедра, где выполняется работа, название темы дипломной работы, исполнитель-студент, научный руководитель, допуск к защите заведующего кафедрой, место (город) и год выполнения.

Содержание отражает структуру дипломной работы с указанием страниц каждого ее элемента (главы, параграфа).

Во введении определяются: актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи исследования, используемые научные методы, указывается объем и дается аналитический обзор литературы, свидетельствующий о разработанности темы ранее и новизну автора диплома.

Основная часть дипломной работы имеет две или три главы, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на 2-3 параграфа. Первая глава посвящается теоретическим вопросам. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается, как правило, сущность, свойства, функции, принципы изучаемого объекта, различные подходы к его изучению, их оценка и излагается собственная позиция студента. Материалы этой главы служат в дальнейшем для обоснования методологии и методики конкретного анализа практической деятельности по определенному вопросу библиотечно-библиографической деятельности библиотек в определенных условиях. Вторая глава, следовательно, может быть посвящена характеристике конкретного направления (процесса) работы библиотеки. При этом студент не должен ограничиваться только констатацией фактов, форм, методов работы, используемых той или иной библиотекой, а вскрывать тенденции развития, недостатки и причины, их обусловившие, намечать пути их возможного устранения. Анализ работы библиотеки необходимо проводить на основании отчетов и библиотечной статистики, формуляров читателей, выполненных справок и т.д. и т.п. Если в дипломной работе только две главы, то во второй необходимо разработать предложения по улучшению организации, технологии и содержания деятельности библиотеки. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер и соответствовать возможностям (условиям) работы библиотеки (кадровым, экономическим). При наличии в структуре дипломной работы третьей главы – последняя может быть проектной. Обязательным для дипломной работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной идеи (цели) на протяжении всей работы. Каждая глава должна завершаться краткими выводами, связанными с их содержанием (например, состоянием теоретической разработки вопросов темы, состоянием практики, прогнозом на будущее развитие).

В заключении последовательно излагаются выводы и предложения о решении определенного вопроса (проблемы) в целом, на основании обобщения (сопоставления) теоретических материалов и анализа практики деятельности определенного вида библиотек. Они должны быть четкими и краткими. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы, как по теории, так и по практике изучаемого вопроса.

При необходимости к дипломной работе могут быть приложения, в которых содержатся таблицы, графики, диаграммы, инструкции, методика, заполненные формы отчетности и другие документы.

Библиографическое описание использованной в дипломе работе литературы должно соответствовать ГОСТу 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Таким образом, учебно-научные работы, наряду с общими методологическими требованиями к научным исследованиям, имеют некоторую специфику, однако она в большинстве случаев связана с организационными вопросами, а не с содержанием самих работ.

 

Ключевые слова: реферат, контрольная работа, курсовая работа, дипломная работа, объект исследования, предмет, цель, задачи, научные методы, систематизация, интерпретация.

Вопросы для повторения.

1. Что означает реферат в учебном процессе?

2. Чем отличается контрольная работа от реферата?

3. Что означает понятие «курсовая работа»?

4. Что вкладывается в содержание понятия «дипломная работа»?

5. Что означает репродуктивная переработка текста источника информации?

6. Что означает продуктивная (творческая) переработка знаний?

7. Что предполагает систематизация и обобщение использованной литературы?

 

Литература:

Основная

1. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки и оформления; учеб.–метод. пособие. 3 изд., перераб. и допол. / И.Н. Кузнецов. – М., 2006. – С. 5–39.

2. Лукашевич, В.К. Основы методологии научных исследований: учеб. пособие / В.К. Лукашевич. – Мн.: Элайда, 2002. – С. 75–76.

 

Дополнительная

3. Научные работы: Методика подготовки и оформления / сост. И.Н. Кузнецов. – Мн.: Амалфея, 1998. – С. 51–70.

4. Зубра, А.С. Культура умственного труда: учеб. пособие / А.С. Зубра. – Мн.: РИПО, 1997. – С. 197–206.

 

 

Тема 6. Логические основы доказательства (аргументациЯ)

 

Вопросы:

1. Логический метод как обязательный в каждом научном исследовании. Логические законы и правила (требования) формальной логики.

2. Доказательство и опровержение, и их структурные элементы.

3. Общая характеристика аргументации и ее классификация.

 

Основной целью изучения этой темы является овладение студентами правилами применения логических законов и требований в конкретных исследованиях, приобретение первоначальных умений доказывать с помощью аргументов выдвинутые положения (тезисы), критиковать (опровергать) недостоверные тезисы, аргументы или умозаключения (демонстрации).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: