Технология изготовления.




Введение.

Латинское слово "антиквус", что в переводе означает "древний", дало название одной из самых замечательных эпох в истории человечества - Античность, эпохе, длившейся почти 15 столетий, вобравшей в себя становление, расцвет и упадок грандиозных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима. Величайшие достижения античного Средиземноморья впервые открыли последующим поколениям многие формы культуры: театр, философию, диалектику, математику, спортивные состязания, мифологию, ордерную систему в архитектуре и многое-многое другое.

Несмотря на то, что ни географические характеристики, ни социально-политическая система Древней Греции не представляли собой единства, сама греческая культура была удивительно целостной.

Историю развития культуры Древней Греции принято делить на периоды:
1. Гомеровская Греция (XI-VIII вв. до н. э.).
2. Архаика (VII-VI вв. до н. э.).
3. Классика (V и три четверти IV в. до н. э.).
4. Эллинистический период (последняя треть IV-I в. до н. э.).
Каждый из периодов характеризуется удивительными открытиями в области духовной, материальной и художественной культуры.
Архаический период в истории Древней Греции охватывает всего три столетия - с VIII по VI вв. до н. э. За этот относительно небольшой промежуток времени Греция значительно обогнала в своем развитии соседние страны, в том числе и идущие в то время в авангарде культурного прогресса человечества страны древнего Востока, о чем говорит и небывалый взрыв творческой деятельности. В этот период в Греции возрождается архитектура, монументальная скульптура, живопись, создаются поэмы и лирические стихи, появляются первые философы в лице Фалеса, Анаксимена и Анаксимандра.
К VIII веку до н.э. влияние дорийских племен в Древней Греции заметно ослабло, что привело к восстановлению государственного устройства: архаический период характеризуется так называемой городской революцией - быстрым ростом городов-государств (полисов), ставших основной общественной и политической единицей эллинистического мира, которые стали так же центром расцвета ремесла и искусства.

Благодаря Великой греческой колонизации эллинская полисная государственность получила широкое распространение, помимо Эгейского региона, на побережье Средиземного и Черного морей (Евксинского Понта), что способствовало развитию товарно-денежных отношений во всех уголках античного мира. Все это в совокупности, безусловно, отразилось, на развитии древнегреческого общества в целом и в особенности на экономической сфере. Более того, развитие ремесел в скором времени привело к установлению тесных экономических связей с метрополией и с городами Малой Азии, а также содействовало активному развитию торговых отношений с местным населением, которое с удовольствием приобретало у греческих ремесленников их изделия. Помимо этого, автохтоны покупали у торговцев из Греции и продукты сельского хозяйства (вино, оливковое масло). В свою очередь, из колоний в Грецию поставлялось зерно, а также сырье - как, например, лес и металл.

 

Греческие вазы

Античное искусство оказало огромное влияние на развитие всей мировой художественной культуры. На своем пути это искусство прошло несколько этапов: геометрику, архаику, классику (раннюю, высокую и позднюю) и эпоху эллинизма.

Греческая архитектура дала человечеству великолепные храмы, статуи, представляющие образ идеально гармоничного, совершенного человека.

В архаический период (VI—V вв. до н.э.) живопись представлена вазопи­сью. Сосуды были самых разнообразных форм и названий: в амфорах хра­нили вино или масло, в широкогорлых кратерах смешивали вино с водой, даже женские украшения хранились в специальных сосудах.

Крупным центром производства ваз в VII веке был торговый город Коринф, на культуру и искусство которого сильно воздействовал Восток. В его мастерских создавались красочные росписи, нередко изготовлялись сосуды причудливой формы в виде головы человека, морды зверя, фигурки животного. Коринфские вазы часто шли на экспорт. Много гончарных изделий в VII веке поставляли Афины. Росписи протоаттических ваз отличаются от протокоринфских меньшей декоративностью, большим развитием сюжета.

Известны коринфские вазы, которые делались из глины приятного светло-коричневого цвета. Такая ваза была словно опоясана широкой лентой, на которой в движении изображались фигуры грациозных животных: пан­тер или львов. Фигуры сначала процарапывались на глине, а потом зали­вались красно-фиолетовой природной краской — пурпуром.

 

Чернофигурная фазопись

Когда центром эллинского мира стали Афины, изменения затронули все области жизни и искусства — в том числе и вазопись. Популярными стал чернофигурный стиль — на светлом фоне располагались уже не красные, а черные фигуры. Большую роль при этом сыграли важные технические усовершенствования, введенные афинскими гончарами. Они стали использовать прекрасного качества густой черный лак и слегка подкрашивали естественный цвет глины охрой, чтобы после обжига она приобрела ровный оранжево-красный тон.

На таком фоне, свободном от орнаментальных узоров, четко выделялись блестящие, подобно металлу, силуэты людей и животных. Чернофигурный стиль вытеснил контурную технику, унаследовав от нее приемы подчеркивания деталей процарапанными линиями, а также белой и пурпурной краской.

Расписывались не все вазы, а только определенные участки в самом широком месте, которые получили названия «клейм». Сюжеты росписи необычайно обогатились. На клеймах представлены пиры с гетера­ми, играющими на музыкальных инструментах, сцены спортивных состяза­ний и любовных игр, мифологические сюжеты. Фигуры написаны довольно условно, согласно определенным канонам. Художник не старается передать объем изображаемого, пренебрегает законами перспективы: главные персо­нажи представлены более крупными, второстепенные — меньшими по раз­меру. Однако композиция продумана настолько точно, что любой сюжет прочитывается как увлекательный рассказ с мельчайшими подробностями.

Из афинских мастерских VI века до н. э. выходили самые разнообразные вазы: амфоры, чаши для вина — килики, кратеры и сосуды для чистой воды — гидрии. Керамика Афин, так же как традиционные продукты афинского экспорта — оливковое масло и виноградное вино, пользовалась широким спросом и расходилась по всему греческому миру. В течение столетия, с середины VI по середину V века до н. э., афинские вазы вытеснили с рынков гончарные изделия других городов. В самих Афинах существовал целый ремесленный квартал — Керамик, где работали гончары. Среди них были и свободные граждане полиса, и метеки — выходцы из других эллинских центров, и даже, видимо, рабы. Наряду с мастерами, которые одновременно формовали и расписывали свои изделия, работали особые художники-вазописцы, украшавшие сделанные гончарами сосуды.

В одной из ранних чернофигурных коринфских росписей, где показана сцена отправления царя Амфиарая в гибельный для него поход против Фив, заметна большая графическая выразительность. Силуэты фигур раскрывают драматизм ситуации и характер персонажей: Амфиарай кажется мужественным, жена его Ерифила - зловещей, сидящий рядом мудрец - скорбящим. Расположенные между основными фигурами мелкие, но тщательные изображения птиц, ящериц, змей, ежика заставляют вспомнить заполнительный орнамент сосудов VII века.

Росписи ваз Южной Греции отличаются от коринфских своей манерой. Военные темы звучат суровее, жестче. В сцене, где показаны воины, несущие с битвы павших товарищей, декоративность отодвинута на второй план сюжетом, силуэтность фигур не смягчена белой краской, процарапанные, обозначающие мышцы линии не гибкие, как на коринфских вазах, а жесткие. Гоплиты подобны куросам в архаической скульптуре. У них такие же широкие плечи и толстые мышцы ног, тонкие талии и узкие щиколотки.

Несомненным свидетельством высокой оценки керамического искусства является распространенный в Афинах обычай писать на вазе имя ее создателя — гончара или живописца. Такие подписи знакомят нас с десятками талантливых художников. Крупнейшим мастером чернофигурного стиля был Эксекий, чье творчество относится к третьей четверти VI века до н. э. Свои вазы он обычно подписывал словами: «Эксекий сделал». Венцом творчества Экзекия является изображение на дне килика бога вина Диониса, возлежащего в ладье. Один из древних гомеровских гимнов повествует о превращении Дионисом в дельфинов пленивших его морских пиратов:

Экзекий показывает вокруг корабля упругие тела гибких дельфинов, уподобленных легким гребешкам волн, мачту, обвитую виноградными лозами с тяжелыми гроздьями плодов, белый парус, наполненный ветром. Ощущение движения ладьи по морю создается не только изображением огромного паруса - большинство дельфинов плывут в том же направлении, и виноградных кистей, две из которых слегка отклонились вправо, больше на той стороне, куда скользит ладья. Композиционное мастерство Экзекия достигает здесь вершины, когда нельзя ничего ни убрать, ни прибавить.

Также история донесла до нас и другие значительные имена — например, Евфрония и Евтемида.

 

Технология изготовления.

Для вазописи большое значение имеет форма сосуда, на который наносится изображение. Популярность керамических форм варьировала со временем: некоторые сосуды использовались только в определённый период времени, другие выходили из употребления, а третьи претерпевали со временем значительные изменения. Однако общим являлся принцип нанесения росписи. Созданные гончаром вазы сначала высушивались. Далее подсохшие до состояния сырца сосуды ещё до обжига расписывалась вазописцами — в своём большинстве рабами либо нанятыми ремесленниками, которые по сравнению с гончарами занимали более низкое положение в обществе. В технике чернофигурной вазописи изображаемый сюжет наносился на вазу глиняным шликером (глянцевой глиной, ранее ошибочно считавшейся лаком). Таким образом, это не было росписью в обычном понимании этого слова. Сначала рисунок наносился на вазу инструментом типа кисти. Детали внутри изображения прорисовывались с помощью насечек на шликере. Для проработки деталей часто применялись минеральные краски — красная и белая для орнаментов, элементов одежды, волос, гривы животных, деталей оружия и другого. Белая краска также использовалась для изображения женского тела. Оценить конечный результат росписи можно было только после сложного трёхкратного обжига. В процессе обжига глина сосуда приобретала красноватый оттенок, а шликер становился чёрным.

 

Заключение

Эллинистическая скульптура и живопись явились одними из важных слагаемых в создании древнеримского искусства, а впоследствии — в формировании средневекового искусства в Византии и странах Ближнего Востока. Эллинистическое искусство, и вазопись в том числе, было одной из важных ступеней в развитии реализма; лучшие произведения этой эпохи являются памятниками, сохраняющими непреходящую художественную ценность.


 

Список использованной литературы:

1. М.А. Хаткина. Изобразительное искусство, Москва 2003.

2. Сайт «Грекомания, путеводитель по истории Греции», URL: https://www.grekomania.ru/

3. Сайт «Античное искусство», URL: https://www.antica.lt/

4. Сайт «Википедия. Свободная энциклопедия», URL: https://ru.wikipedia.org

5. Сайт «Древняя Греция», URL: https://anc-greece.narod.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: