Планирование как функция управления занимает важное место в управленческой деятельности руководителя, в том числе и классного.
Планирование – система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
План работы классного руководителя - это план жизни классного коллектива, его перспектива, «радость завтрашнего дня».
Основой плана является сотрудничество педагога, детского коллектива и родителей учащихся. Планирование должно быть увлекательным для школьников и реализовываться в разных формах - «разведка полезных дел», «мозговой штурм», «защита проектов плана», «аукцион полезных дел». Родительский коллектив, участвуя в планировании, продумывает совместные дела, которые можно подготовить и провести с детьми, работу микрокружков, клубов, секций, которые могут вести родители. Классный руководитель определяет содержание, формы работы в соответствии с традициями школы и классного коллектива, календарём знаменательных дат.
Критерии создания плана:
1. План должен быть составлен на четверть, полугодие, год
2. План разрабатывается вместе с воспитанниками и родителями
3. Планирование начинается «сверху» (от плана школы)
4. Класс должен принимать участие во всех общешкольных делах
5. В конце учебного года проводится анализ жизнедеятельности классного коллектива
6. План должен быть «открытым» (ЧП, конфликты, события в течении года)
7. Цель плана – создание оптимальных условий жизнедеятельности коллектива
Структура плана:
1. Анализ жизнедеятельности класса за прошлый учебный год (противоречия, проблемы, пути реализации)
2. Характеристика класса как коллектива, межличностных отношений, связей и отдельных учащихся
3. Анализ социальной среды
4. Цель и задачи (2-4) классного руководителя на текущий учебный год
5. Организация школьной воспитательной деятельности и общения (мероприятия с датой проведения, фамилии ответственных, задачи, результат)
6. Организация внеурочной воспитательной деятельности и дополнительного образования детей (клубная, кружковая, внешкольная деятельность)
7. План работы с родителями (протоколы родительских собраний)
8. Достигнутые результаты коллектива и отдельных учащихся (грамоты, благодарности и т.д)
Оформление плана:
1. Планирование по ключевым делам (В.А. Караковский)
2. Календарное планирование
3. План – сетка
4. Планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова)
При желании педагог может разработать свой вариант оформления плана воспитательной работы. (Приложение №1)
Требования к содержанию плана:
1. Целенаправленность плана
2. Учёт возрастных особенностей учащихся
3. Преемственность, систематичность, последовательность запланированных дел
4. Реальность
5. Разнообразие форм и методов
6. Творческий характер планирования
Продуманный неформальный план воспитательной работы окажет несомненную помощь в организации воспитывающей деятельности в классе, координации усилий педагогов, родителей, детей в создании условий для развития и коллектива, и личности каждого школьника.
Направления
Воспитательной работы
Умственное (интеллектуальное, познавательное) воспитание – целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных способностей, навыков и привычек самообразования) (Например, викторина, аукцион знаний, заседание клуба любознательных, конкурс проектов, деловые игры, турнир ораторов, читательская конференция, устный журнал, НОУ)
Гражданское (правовое) воспитание - формирование гражданских качеств личности (патриотизм, ответственность, защита Родины, социальная активность) (Например, беседа, экскурсия, парад, встреча, концерт и т.д.)
Нравственное (толерантное) воспитание – процесс целенаправленного формирования моральных качеств и черт характера личности (гуманность, честность, принципиальность, внимание, ответственность, совесть, деловитость) (Например, круглый стол, пресс-конференция, устный журнал, диспут, вечер вопросов и ответов, беседа, тренинг, телемост, акция милосердия, поисковая деятельность)
Половое воспитание – область воспитания, связанная с подготовкой молодёжи к сексуальной и семейной жизни на уровне современной культуры
Трудовое воспитание – целенаправленное формирование интереса, уважения к труду и трудолюбия, выработка привычки к труду, культуры труда и стремление к его высокой продуктивности. (Например, субботники, трудовые акции, тимуровское движение, самообслуживание, дежурство, работа на пришкольном участке, трудовой лагерь и т.д.)
Физическое воспитание – целенаправленное формирование физических качеств человека (крепкого здоровья, выносливости, необходимых двигательных навыков), а также его убеждений, мотивов поведения и привычек, способствующих физическому самосовершенствованию. (Например, соревнования, эстафеты, походы, встречи, беседы и гигиене, здоровье)
Экологическое воспитание – область воспитания, связанная с формированием бережного культурного отношения к природе.
Экономическое воспитание – область воспитания, связанная с формированием экономности, бережливости, хозяйственной расчётливости и др. экономических качеств
личности.
Эстетическое воспитание – воспитание способности к восприятию и пониманию прекрасного в действительности и в искусстве, развитие эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и способности создавать прекрасное в жизни и в искусстве. (например, литературно-музыкальные композиции, экскурсии, прогулки, беседы, праздники искусств, обзор журналов)
Самовоспитание – целенаправленное влияние человека на развитие и формирование собственной личности (самоубеждение, упражнение, самоконтроль, самостимулирование)
Формы
Воспитательной работы
Формы воспитания – организованные воспитателем дела, в которых участвуют его воспитанники.
Организатору классных дел необходимо научиться конструировать новые формы работы из давно существующих:
1. Мероприятие – событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемые педагогом или ещё кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них
2. Дело – общая работа, важное событие, осуществляемое и организуемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе
3. Игра – деятельность с воображаемыми объектами (доступна, легка, увлекательна, романтична, интересна)
4. Б еседа – деятельность специально организованная и подготовленная педагогом
5. Диспут - специально организованное представление в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому либо вопросу или проблеме
6. Дискуссия - специально организованный обмен мнениями по какому либо вопросу или проблеме для получения информационного продукта в виде решения
7. Защита - деятельность, в ходе которой участники или группы демонстрируют и защищают проекты по определенной проблеме
8. Эстафета – совместная деятельность группы школьников, совершаемая в последовательности определяемой сюжетом, сценарием или правилами
9. Соревнование - представление предполагающее демонстрацию зрителям соревнования между участниками, в чем либо
10. Бой – соревнования между группами, с использование взаимообмена заданий
11. Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия
12. Концерт - представление, предполагающее демонстрацию выступающими зрителям художественных номеров (танец, песня, миниатюра, пантомима и т.д)
13. Хеппинг - одновременное взаимозависимое действие школьников без родителей (Новый год, карнавал, ярмарка)
14. Ярмарка – деятельность, в основе которой лежит торг идей, изобретений, продуктов деятельности, сопровождаемая увеселениями и развлечениями
15. Парад-шествие – торжественное прохождение
16. Прогулка – поездка для развлечения, отдыха на открытом воздухе
17. Поход – организованное путешествие с какой-либо определённой целью
18. Экскурсия (экспедиция) – коллективная поездка куда-нибудь с познавательной целью
19. Линейка – ритуальное представление, предполагающее построение участников на какой-либо площадке
20. Просмотр кино-видео-телефильма или спектакля - представление, в ходе которого участникам демонстрируется зрелище, подготовленное профессионалами.
В соответствии со своей деятельности классный руководитель выбирает формы работы:
1. По количеству участников:
*Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказания индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и т.д.)
*Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.)
*Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слёты, соревнования и др.)
2. По показателю времени:
*Кратковременные (10мин – 45 мин)
*Продолжительные (1ч – 2 ч)
*Традиционные (многодневные – коммунарский сбор, треннинг, …)
3. По результату деятельности:
*Обмен информацией
*Выработка общего решения
*Общественно-значимый продукт