Передатчик этого хадиса Му’авия ибн Абу Суфьян




Его звали Му’авия ибн Абу Суфьян (Сахр) ибн Харб ибн Умайя ибн ‘Абд Шамс ибн ‘Абд Манаф ибн Кусайй ибн Киляб аль-Кураши аль-Умави аль-Мекки. Он носил кунью Абу ‘Абду-р-Рахман. Му’авия родился за пять лет до начала пророческой миссии. Согласно другим версиям, он родился либо за семь, либо за тринадцать лет до её начала. Однако первая версия наиболее известная.

Му’авия был высоким, светлокожим, красивым и вид его внушал благоговейный страх. Родители предполагали, что его ждёт великое будущее, ещё когда он был маленьким. Однажды Абу Суфьян, глядя на сына, сказал своей жене, матери Му’авии: «Поистине, у этого моего сына умная голова, и он будто создан, чтобы возглавить свой народ». Хинд же сказала в ответ: «Только свой народ? Да лишусь я его, если он не возглавит всех арабов!» Абан ибн ‘Усман рассказывает, что однажды Му’авия шёл вместе с матерью и оступился. Она сказала: «Вставай, да не поднимет тебя Аллах!» А один бедуин смотрел на них. Он сказал: «Почему ты говоришь ему это? Клянусь Аллахом, я думаю, что он возглавит своих соплеменников!» Хинд сказала: «Да не поднимет его Аллах, если он возглавит только своих соплеменников!» См. «Сияр».

Му’авия принял ислам вместе с отцом и братом Язидом в день покорения Мекки. См. «аль-Исаба».

Это наиболее известная версия. Однако в нашем распоряжении имеется сообщение о том, что Му’авия говорил: «Я принял ислам в год ‘умры возмещения, однако скрывал это от отца, а потом он узнал об этом и сказал мне: “Вот твой брат Язид лучше тебя, а он исповедует религию отцов!” Я же сказал: “Ну и что?” Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вошёл в Мекку для совершения ‘умры возмещения, я уже верил в него, а в год покорения Мекки я открыто объявил об этом. Я пришёл к нему, и он встретил меня радушно, и я был писарем при нём. Му’авия участвовал в битве при Хунайне вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он дал ему сто верблюдов и сорок окий серебра. См. «аль-Бидайа ва-н-нихая» Ибн Касира.

Учёные упоминают о многочисленных достоинствах Му’авии. Ниже приводятся некоторые из них.

1. Из Корана. Му’авия участвовал в битве при Хунайне, а Всевышний Аллах сказал: «Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему посланнику и верующим, ниспослал воинов, которых вы не видите, и подверг мучениям тех, кто не верует. Таково возмездие неверующим!» («ат-Тауба», 9:26).

Му’авия участвовал в битве при Хунайне и был одним из тех верующих, которым Всевышний Аллах ниспослал спокойствие вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует. И он один из тех, кому Аллах обещал благо. Всевышний Аллах сказал: «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до покорения Мекки. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее» («аль-Хадид», 57:10).

Му’авия, да будет доволен Аллах им и его отцом, относится к числу тех, кому Аллах обещал благо, поскольку он расходовал свои средства на подготовку к битве при Хунайне и взятию Таифа и сражался.

2. Из Сунны. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с мольбой за Му’авию: «О Аллах! Сделай его указующим верный путь, следующим этим путём и наставь людей на истинный путь посредством него!» Этот хадис передали аль-Бухари в «Тарих аль-Кабир» 791, Тирмизи 3842, Ибн ‘Асакир в «Тарих Димашкъ» 2/133/1, 16/243/2.

Абу ‘Иса ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис хороший, редкий/ хасан-гъариб/».

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Мишкат аль-масабих» 6235, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1969.

Анас ибн Малик рассказывает: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нередко заходил к Умм Харам бинт Мильхан, которая была женой ‘Убады ибн ас-Самита. Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл к ней, и она накормила его. После еды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задремал, а проснулся, улыбаясь, и она спросила: “Почему ты улыбаешься, о посланник Аллаха?” Он сказал: “Во сне некоторые люди из моей общины были показаны мне как участники военного похода на пути Аллаха, которые восседали посреди этого моря, как цари на тронах”».

Умм Харам сказала: «Я попросила: “О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!”»

Передатчик этого хадиса сказал: «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с такой мольбой за неё».

Умм Харам сказала: «Затем он преклонил голову, а потом проснулся, улыбаясь, и я спросила: “Почему ты улыбаешься, о посланник Аллаха?” — на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: “Во сне некоторые люди из моей общины были показаны мне как сражающиеся на пути Аллаха…”, сказав то же, что и в первый раз. Я попросила: “О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!” — и он сказал: “Ты из числа первых”». Этот хадис передал Бухари 7001, 7002.

Умм Харам приняла участие в морском военном походе Му’авии ибн Абу Суфьяна, сойдя же на берег, она упала со своего верхового животного и разбилась насмерть.

Это достоинство Му’авии, поскольку он первым предпринял морской военный поход. См. «Фатхуль-Бари».

И Му’авия был писцом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, записывая для него откровение. А это, в свою очередь, предполагает близость Му’авии к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в период с покорения Мекки до кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Это общение с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, несомненно, оказало определённое влияние на личность Му’авии и позволило ему перенимать религию непосредственно от него.

Источник

630 (صحيح)

إذا شَكَّ أحَدُكُم في الاثْنَتَيْنِ والوَاحِدَةِ فلْيَجْعَلْها واحِدَةً وإذا شَكَّ في الاثْنَتَيْنِ والثَّلاثِ فَلْيَجْعَلْها اثْنَتَيْنِ وإذا شَكَّ في الثَّلاثِ والأَرْبَعِ فَلْيَجْعَلْها ثلاثاً حَتَّى يَكُونَ الوَهْمُ في الزِّيادَةِ ثُمَّ لِيَتِمَّ ما بَقِيَ مِنْ صلاتِهِ ثُمَّ يَسْجُدْ سَجْدَتَيْنِ وَهُوَ جالِسٌ قَبْلَ أنْ يُسَلِّمَ

(حم ه ك هق) عن عبدالرحمن بن عوف.

630 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если (во время молитвы) кто-то из вас станет сомневаться (сколько рак’атов он совершил) — два или один, пусть считает это как один (рак’ат). Если же сомневается — два или три, пусть считает это как за два. Если сомневается — три или четыре, пусть считает как за три, и (поступает так), пока будет сомневаться в добавленном. Затем, пусть завершит то, что останется от его молитвы, после чего совершит два земных поклона, когда будет сидеть, до того, как произнести слова приветствия». Этот хадис передали Ахмад 1/190, Ибн Маджах 1209, аль-Хаким 1/325, аль-Байхакъи 2/332, 339 со слов ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 630.

631 (صحيح)

إذا شَكَّ أحدُكُمْ في صلاتِهِ فَلَمْ يَدْرِ اثْنَتَيْنِ صَلَّى أوْ ثلاثاً فَلْيُلْقِ الشَّكَّ ولْيَبْنِ على اليَقِينِ

(هق) عن أنس.

631 — Передают со слов Анаса о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-то из вас станет сомневаться в своей молитве и не знает сколько совершил (рак’атов) – два или три, пусть отбросит сомнения и основывается на том, в чём уверен». Этот хадис передал аль-Байхакъи 2/333.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 631.

632 (صحيح)

إذا شَكَّ أحدُكُمْ في صلاتِهِ فلمْ يَدْرِ كُمْ صَلَّى ثلاثاً أمْ أرْبعاً فَليطرح الشَّكَّ ولْيَبْنِ على ما اسْتَيْقَنَ ثُمَّ لِيَسْجُدْ سَجْدَتَيْنِ قَبْلَ أنْ يُسَلِّمَ فإِنْ كانَ صَلَّى خَمْساً شَفَعْنَ لَهُ صَلاَتَهُ وإِنْ كانَ صَلَّى إِتْماماً لأَرْبَعٍ كانَتا تَرْغِيماً لِلشَّيْطانِ

(حم م د ن ه) عن أبي سعيد.

632 — Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь из вас во время молитвы станет сомневаться в том, сколько рак’атов он совершил — три или четыре, то пусть отбросит сомнения и опирается на то число рак’атов, в которых он уверен, а затем совершит два земных поклона до произнесения слов приветствия/ таслим /. Если в результате этого он совершит пять рак’атов, то два поклона доведут его молитву до четного числа рак’атов. Если же он полноценно совершит эту молитву в четыре (рак’ата), то эти поклоны станут унижением для шайтана”». Этот хадис передали Ахмад 3/72, Муслим 571, Абу Дауд 1024, ан-Насаи 3/27, Ибн Маджах 1210, Абу ‘Авана 2/192-193, ад-Дарими 1495, Ибн Абу Шейба 4436, Ибн аль-Джаруд в «аль-Мунтакъа» 126, ад-Даракъутни 1413, аль-Байхакъи 2/131, 351. Также его передал Малик 214 а от него Абу Дауд 1026 по пути передачи от ‘Аты ибн Йасара.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 632, «Мишкат аль-масабих» 1015, «Ирвауль-гъалиль» 411.

633 (حسن)

إذا شَكَّ أحدكُمْ في صَلاتِهِ فَلْيُلْق الشَّكَّ وَلْيَبْنِ على اليَقِينِ فإِنِ اسْتَيْقَنَ التَّمامَ سَجَدَ سَجْدَتَيْنِ فإِنْ كانَتْ صلاتُهُ تامَّةً كانَتِ الرَّكْعَةُ نافِلَةً والسَّجْدتانِ نافِلَةً وإنْ كانَتْ ناقِصَةً كانَتِ الرَّكَعَةُ تَمامَ الصَّلاةِ والسَّجْدتانِ يُرْغِمانِ أنْفَ الشَّيْطانِ

(حب ك) عن أبي سعيد.

633 — Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь из вас во время молитвы станет сомневаться (сколько рак’атов он совершил) то пусть отбросит сомнения и опирается (на то число рак’атов), в которых он уверен, и когда он убедится в полноте (рак’атов), он совершит два земных поклона. Если его молитва была полной, то этот рак’ат и два земных поклона станут для него дополнительными. Если же молитва была совершена не полной, то этот рак’ат сделает молитву полноценной, а эти два земных поклона станут унижением для шайтана”». Этот хадис передали Ибн Хиббан 2664 и аль-Хаким 1/322.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 633.

634 (صحيح)

إذا شَهِدَتْ إحْداكُنَّ العِشاءَ فلا تَمَسَّ طِيباً

(حم م ن) عن زينب الثقفية.

634 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-то из вас (женщин) будет присутствовать на вечерней молитве/‘ ишаъ /, пусть не использует благовония». Этот хадис передали Ахмад 6/363, Муслим 443 и ан-Насаи 8/154 со слов Зайнаба ас-Сакъафиййа.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 634.

____________________________________________________________________

Имеется ввиду случай, когда женщина хочет отправиться на молитву. Что касается той, что уже там присутствовала и вернулась к себе домой, то ей уже не запрещено пользоваться благовониями. См. комментарий к «Сахиху» Муслима Мухаммада Фуада ‘Абдуль-Бакъи 1/328.

635 (حسن)

إذا شَهَرَ المُسْلِمُ على أخِيهِ سِلاحاً فلا تَزَالُ ملائِكَةُ الله تَلْعَنُهُ حَتَّى يَشِيمَهُ عَنْهُ

(البزار) عن أبي بكرة.

635 — Передают со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если мусульманин нацелит оружие на своего брата (мусульманина), то ангелы будут проклинать его до тех пор, пока он не отведёт его от него». Этот хадис передал аль-Баззар 3641.

Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 635.

636 (صحيح)

إذا صارَ أهْلُ الجَنَّةِ إلى الجَنَّةِ وأهْلُ النَّارِ إلى النَّارِ جِيءَ بالمَوْتِ حَتَّى يُجْعَلَ بَيْنَ الجَنَّةِ والنَّارِ ثُمَّ يُذْبَحَ ثُمَّ يُنادِي مُنادٍ: يا أهْلَ الجَنَّةِ خُلُودٌ لا موْتَ يا أهْلَ النَّارِ خُلودٌ لا مَوْتَ فَيَزْدادُ أهْلُ الجَنَّةِ فَرَحاً إلى فَرَحِهِمْ وَيَزْدَادُ أهْلُ النَّارِ حُزْناً إلى حُزْنِهِمْ

(حم ق) عن ابن عمر.

636 — Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«После того как обитатели рая окажутся в раю, а обитатели ада — в аду, приведут смерть, которая будет помещена между раем и адом. Затем её зарежут, а потом глашатай возгласит: “О обитатели рая, вы будете жить вечно, смерти (больше) нет! О обитатели огня, вы будете жить вечно, смерти (больше) нет!” — и это добавит обитателям рая радости, а обитателям огня — печали». Этот хадис передали Ахмад 2/118, аль-Бухари 6548 и Муслим 2850.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 636.

637 (صحيح)

إذا صَلَّى أحدُكُمْ إلى سُتْرَةٍ فَلْيَدْنُ مِنْها لا يَمُرُّ الشَّيْطانُ بَيْنَهُ وَبَيْنَها

(طب الضياء) عن جبير بن مطعم.

637 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь из вас будет совершать молитву (поставив перед собой что-нибудь в качестве) ограждения/ сутра /, пусть приблизится к ней, чтобы между ним и ею (сутрой) не прошёл шайтан». Этот хадис передали ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир»1588 и ад-Дыйаъ аль-Макъдиси со слов Джубайра ибн Мут’има.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 637.

638 (صحيح)

إذا صَلَّى أحدُكُمْ إلى شَيءٍ يَسْتُرُهُ مِنَ النَّاسِ فأرادَ أحدٌ أنْ يَجْتازَ بَيْنَ يَدَيْهِ فَلْيَدْفَعْهُ فإنْ أبَى فَلْيُقاتِلْهُ فإنَّما هُوَ شَيْطانٌ

(حم ق د ن) عن أبي سعيد.

638 — Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь из вас станет молиться(, обратившись лицом) к тому, что будет отделять его от людей, а кто-то захочет пройти перед ним (в это время), пусть (совершающий молитву) оттолкнёт его, и если тот откажется (подчиниться), пусть он сразится с ним[1], ибо это − шайтан[2]!». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ан-Насаи со слов Абу Са’ида аль-Худри.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 638.

____________________________________________________________

Вопросы и ответы Мухаммада ибн Салих аль-‘Усаймина
в отношении сутры
Вопрос 1: Что такое сутра?
Ответ: Нечто, используемое человеком, совершающим молитву (в виде барьера, преграды) между собой и кем-либо, который может пройти перед ним.
Вопрос 2: Каковы правила в отношении сутры?
Ответ: Она — обязательна, и кто бы ни игнорировал ее — совершает грех. Это опирается на высказывание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-либо из вас желает совершить молитву, то он должен совершить её к сутре (то есть сутра должна находиться перед ним) и приблизиться к ней». (Абу Дауд и Ибн Маджах среди многих других)
И его высказывание: «Не совершайте молитву, чтобы перед вами не было сутры». (Муслим)
И его высказывание: «Если кто-либо из вас желает совершить молитву, то пусть он установит перед собой сутру и приблизится к ней, ибо, поистине, наущатель (шайтан) проходит перед ним». (Ибн Хузайма)
И его высказывание: «Пусть каждый из вас разместит нечто подобное (по высоте) верблюжьему седлу (перед собой), а затем совершает молитву». (Ибн Джаруд)
Вопрос 3: Допустимо стоять вдали от неё (сутры)?
Ответ: Нет! И тот, кто встал дальше, чем на три локтя от неё — согрешил и поставил свою молитву в положение, когда его может испортить шайтан. Это очевидно из хадиса посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «И пусть он приблизится к ней и не позволит шайтану нарушить его молитву». (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Аль-Хаким и другие)
И хадис: «И пусть он приблизится к ней, ибо, поистине, шайтан проходит между ним и этим (сутра)». (Ибн Хиббан)
И хадис: «…и приблизится к ней, ибо, поистине, наущатель проходит перед ним». (Ибн Хузайма)
И хадис: «Между местом, на котором пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву, и стеной было расстояние пути одной овцы». (Аль-Бухари и Муслим)
И в другом хадисе упомянуто: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вошел в Каабу, он оставил промежуток в три локтя между собой и стеной, затем совершил молитву». Аль-Бухари
Вопрос 4: Каков минимальный размер сутры?
Ответ: Это — высота одного локтя[3] выше плоскости молитвы, которая равна по высоте задней спинке седла верблюда. Что касается ширины, то какого-то установленного размера — нет. Поэтому можно использовать нечто даже столь же тонкое как стрела или копье. Однако, непозволительно брать сутру высотою меньше, чем высота тыльной стороны седла. С другой стороны, если невозможно найти нечто в качестве сутры, то можно использовать то, что доступно, невзирая на размер. Это проистекает из слов Корана в суре «Взаимное обманывание» аят 16:
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей…»
И из хадиса посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если я приказываю вам сделать нечто, то делайте из этого настолько, насколько вы можете». (Муслим)
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Если кто-либо из вас поместит перед собой нечто подобное (по высоте) спинке седла верблюда, затем совершит молитву, то не беспокойтесь, что кто-либо пройдет перед этим (то есть перед сутрой)». (Муслим)
Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, также спросили, во время похода на Табук, относительно сутры человека, совершающего молитву и он сказал: «Подобно спинке седла верблюда». (Муслим)
Он также сказал: «Если перед вами есть нечто подобное спинке седла верблюда, то, кто бы ни проходит перед вами — не повредит вам[4]». (Ибн Абу Шейба, ‘Абду-р-Раззакъ и другие)
…И другие хадисы, некоторые из которых будут упомянуты ниже.
Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, иногда совершал молитву с копьем, или, в других случаях, перед ним была стрела. (Как об этом передал имам Муслим). Поэтому ширина сутры — не устанавливается, как мы упоминали выше.
Вопрос 5: Освобождается ли кто-либо от размещения сутры перед собой при совершении молитвы?
Ответ: Да, только тот, кто совершает молитву позади имама. Мы устанавливаем это из того факта, что пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, когда он возглавлял молитву, размещал перед собой сутру и никто из молившихся позади него не делал этого. (Как упомянуто во множестве хадисов у аль-Бухари и Муслима)
Вопрос 6: Каковы различные типы сутры?
Ответ: Все, что достигает в высоте локтя. Как это следует из высказывания пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: «…подобно (по высоте) спинке седла…».
Также было достоверно передано в отношении пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он совершал молитву, имея перед собой стену, копье, стрелу, верблюда, дерево, постель с женой, спящей на ней, и стену комнаты.
Однако, недопустимо совершать молитву, имея перед собой могилу, как это следует из хадиса, в котором пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предостерег от подобных действий. Он сказал: «Не совершайте молитву перед могилами и не сидите на них». (Муслим)
Кроме того, нежелательно совершать молитву перед тем, что отвлекает. Потому что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ‘Аише: «Убери свою занавеску! Ибо, поистине, ее изображения стоят передо мною во время молитвы». (аль-Бухари)
Вопрос 7: Является ли сутра предписанной в Мекке или нет?
Ответ: Сутра — предписана (ваджиб) в Мекке, также как и в другом месте. Нет никакого доказательства, указывающего на какое-либо различие между Меккой и другими местами (в этом вопросе). Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разместил копье перед собой в долине Мекки и затем совершил полуденную и послеполуденные молитвы, когда же он вступил в Каабу, то также использовал её стену, как сутру. Когда он совершал обход (таваф) вокруг Каабы, он встал позади Макъам Ибрахим (место стояния Ибрахима), затем совершил молитву. Также этого придерживались сподвижники после него.
Вопрос 8: Каково решение в отношении того, кто проходит перед человеком, совершающим молитву?[5]
Ответ: Прохождение перед человеком, совершающим молитву — из великих грехов, которые влекут за собой наказание Ада. Это суждение применяется, если человек проходит между сутрой и молящимся, или ближе, чем три локтя к тому, кто не имеет сутры перед собой. Поскольку три локтя — наибольшее расстояние, на которое можно отдаляться от сутры. Доказательство, поддерживающее это — хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, знал степень греха, который он совершил, то он предпочел бы ждать сорок (дней, месяцев или лет), чем пройти перед ним». (аль-Бухари)
Вопрос 9: Имеются ли исключения из этого суждения?
Ответ: Да, освобождается человек, проходящий сквозь ряды во время коллективной молитвы. Поскольку было передано, что Ибн ‘Аббас сказал: «Фадль и я ехали на ослице, в то время как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был в ‘Арафа. Мы прошли перед некоторыми из рядов, затем мы спешились и оставили ослицу пастись. Затем мы вступили (в молитву) с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и посланник Аллаха не сказал нам ничего (в отношении этого)». (аль-Бухари, Муслим, аль-Хумайди)
И в другой версии сообщается, что ослица прошла перед частью первого ряда. ‘Абдулла ибн ‘Амр сказал: «Мы отдыхали с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на склоне горы. Когда подошло время молитвы, он совершил молитву, стоя перед стеной в направлении къиблы, и мы были позади него. Затем пришло животное и попыталось пройти перед ним. Он удерживал его, пока он не прижался животом к стене, и животное прошло позади него». (Ахмад, Абу Дауд)
Вопрос 10: Что должен делать человек, совершающий молитву, если кто-то попытается пройти перед ним?
Ответ: Если кто-либо попытается пройти перед молящимся, то последний должен удержать первого от этого. Если он будет настойчив, то оттолкните его, а если он будет упорствовать, то бейтесь с ним, не используя оружия. Если, в результате столкновения с ним для удержания его от прохождения, он умрет, то нет греха на том, кто причинил ему смерть, и ни наказания, ни платы за крови, ни искупления не требуется от него. Вне зависимости от того, молился человек с сутрой, или без. Если они препираются друг с другом, вопрос принимается судом. Потому что человек (преднамеренно) проходящий перед молящимся — одержим злом. Доказательством в поддержку этого, является хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-либо из вас совершает молитву, то пусть никому не позволяет проходить перед собой. А если кто-то настаивает (чтобы пройти), тогда сражайтесь с ним, ибо, поистине, он одержимый (шайтаном)». (Муслим)
Абу Салих сказал: «Я видел Абу Са’ида аль-Худри, в день джум’а, совершающим молитву, позади чего-то, что он использовал как сутру. Юноша из племени бани Абу Му’айт хотел пройти перед ним, и Абу Са’ид толкнул его в грудь. Юноша посмотрел вокруг и не увидел другого места, чтобы пройти, кроме как перед Абу Са’идом. Поэтому он снова попытался пройти. Абу Са’ид, на сей раз, толкнул его сильнее. Юноша обругал Абу Са’ида и пошёл к Марвану, чтобы подать жалобу на Абу Са’ида. Тогда Абу Са’ид пошел за ним и когда он вошел, Марван спросил его: “Что ты имеешь с сыном твоего брата, о, Абу Са’ид?” Абу Са’ид сказал: “Я слышал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-либо из вас совершает молитву, с сутрой, преграждающей вас от людей, и кто-то попытается пройти перед вами, то сражайтесь с ним, ибо, поистине, он — зло (шайтана)”». (аль-Бухари)
В другой версии сказано: «…оттолкните его в шею».
И в другом повествовании сказано: «…попытайтесь остановить его дважды и, если он отказывается, тогда сражайтесь с ним».И в другой версии, добавляется: «…поистине, вы бьете шайтана». (Ибн Хузайма)
И передается много других повествований, в которых действие этого правила не обуславливается наличием сутры.
И в другой версии сказано: «…поистине, с ним — шайтан».
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также оттолкнул шайтана, когда тот хотел пройти перед ним в молитве. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также отталкивал животное, когда-то собиралось пройти перед ним, как мы упоминали выше. Поэтому человек, совершающий молитву, не должен позволять кому-либо пройти перед ним, будь это большое или малое, человек или иное. Даже если, это означает, что он должен сдвинуться с места, пока его живот не прижмется к сутре, как это достоверно передано о пророке, да благословит его Аллах и приветствует, как уже упоминалось.
Нет никакой разницы между Меккой и любым иным местом, когда приходится удерживать кого-то от прохождения перед собой. Ибн ‘Умар совершал молитву в Каабе и никогда не позволял никому проходить перед ним. Что касается того, кто проходит между рядами во время коллективной молитвы, то он — освобожден от того, что мы ранее упоминали[6].
Вопрос 11: Почему того, кто пытается пройти перед молящимся надо отталкивать и сражаться с ним?
Ответ: Тот, кто пытается пройти — должен быть остановлен и с ним надо сражаться, потому что он уменьшает благословение молитвы. Иногда, он даже уничтожает его полностью. Ибн Мас’уд сказал: «Тот из вас, кто может совершить молитву без того, чтобы кто-либо прошел перед ним, пусть делает так. Ибо, поистине, человек, проходящий перед молящимся, получает меньше благословения, чем тот, перед кем он прошел». (‘Абду-р-Раззакъ, Ибн Абу Шейба)
Это также выделяется в хадисе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он сказал: «Если перед вами есть нечто подобное спинке седла верблюда, то, кто бы ни проходит перед вами — не повредит вам[7]».
Кроме того, отталкивание человека, пытающегося пройти — есть действие по предписыванию благого и удержанию от зла. Потому что, если бы он прошел, то впал бы в тяжкий грех. Поэтому необходимо удержать его от этого.
Вопрос 12: Вы сказали, что прохождение перед молящимся, иногда нарушает молитву. Что именно нарушает молитву?
Ответ: Среди вещей, которые нарушают молитву своим прохождением:
1. шайтан
2. черная собака
3. осел
4. половозрелая женщина
Это устанавливается в хадисе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о сутре, в котором он сказал: «И пусть он приблизится к ней и не позволит шайтану нарушить его молитву».
И другой хадис, в котором он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, злонамеренный джинн набросился на меня вчера вечером, пытаясь нарушить мою молитву». (Муслим)
В другой версии сказано: «Поистине, шайтан хотел пройти передо мной, поэтому я душил его, пока не почувствовал прохладу его языка на своей руке». (Ахмад)
Поэтому удерживание шайтана от нарушения молитвы совершается посредством приближения к сутре, как упоминалось в предыдущих хадисах.
Удерживание иного, помимо шайтана, достигается отталкиванием или установлением перед собой сутры, тех типов, которые упомянуты выше. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщина, осел и собака, нарушают молитву (если проходят перед молящимся) и это предотвращается (размещением) чего-то подобного спинке верблюжьего седла (перед собой)». (Муслим)
Он также сказал: «Молитва нарушается (прохождением) черной собаки или женщиной с месячными[8]». (Ахмад и Абу Дауд)
Было передано ‘Абдуллой ибн Самит, что Абу Зарр сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-либо из вас желает совершить молитву, он поистине огражден, когда имеет перед собой нечто размера спинки верблюжьего седла, тогда (прохождение) осла, женщины или черной собаки не может нарушить его молитву».
Я сказал: «О, Абу Зарр! Что с черной собакой, в противоположность красной или желтой собаке?» Он сказал: «О, сын моего брата! Я спросил у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то же самое, что ты спрашиваешь у меня, и он сказал: «Черная собака – шайтан». (Муслим)
И в другой версии сказано: «Молитва должна быть повторена из-за прохождения (перед молящимся) осла, женщины или черной собаки». (Ибн Хузайма)
Однако, это правило не применяется, если то, о чем упомянуто выше, находится перед молящимся, но не проходит перед ним. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву, а перед ним была постель и ‘Аиша находилась на ней[9]. Кроме того, Маймуна, жена пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказала: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, молился, в то время как я спала около него во время моих периодов (месячных) и в поклоне, его одеяние касалось меня». (аль-Бухари)
Вопрос 13: Допустимо прикоснуться или отодвинуть жену во время поклона, чтобы совершить его должным образом?
Ответ: Да. Это следует из хадиса, переданного ‘Аишей: «Нехорошо, что люди сделали нас (женщин) подобными собакам и ослам. Воистину, я видела посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молящимся, в то время как я лежала между ним и къиблой, и когда он хотел пасть ниц, он толкнул мои ноги, и я подобрала их». (аль-Бухари) См. также хадис из вопроса 12.
Вопрос 14: Есть ли какая-либо разница между мужчиной и женщиной (относительно того, что упоминалось здесь)?
Ответ: Нет никакого различия между мужчиной и женщиной, относительно всего того, что мы упоминали здесь. (Таким образом, предыдущие правила относятся ко всем). Мы получаем это положение из-за отсутствия доказательства противоположного.

Шейх аль-Албани говорил: «Необходимо же совершать молитву, подойдя к преграде, чтобы никто не проходил пред ним и не прерывал его молитву. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел: “Если кто-либо из вас совершает молитву, пусть совершает ее, приблизившись к преграде, чтобы шайтан не прервал его молитву”. См. “Сахих аль-джами’ ас-сагъир” 650. В другом хадисе сказано: “Пусть приблизится к сутре тот, кто совершает молитву”.
Вы также можете увидеть и того, кого посчитаете воплощающим сунну и совершающим молитву, приблизившись к сутре. Однако он не знает о хадисе, который приводится у аль-Бухари: “Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал молитву, расстояние между ним и стеной равнялось трем локтям”. А в другом хадисе говорится: “Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал земной поклон (суджуд), между ним и между сутрой оставалось место достаточное для того, чтобы могла пройти овца”. Отсюда следует, что не нужно слишком сильно приближаться к сутре, так, чтобы при совершении земного поклона голова упиралась в нее. И является обязательным оставлять промежуток между собой и сутрой.
И вот вы видите, что совершающие молитву сегодня впали в две крайности: либо молятся посреди мечети, абсолютно не заботясь о сутре, либо же упираются в нее головой при земном поклоне. И то и другое происходит по причине невежества по отношению к Сунне”».Сл. «Сильсилятуль-худа ва нур» № 650.

[1] То есть пусть он оттолкнёт его сильнее.

[2] Имеется в виду, что поступок этого человека подобен делу шайтана, стремящегося отвлечь человека от молитвы.

[3] Локоть — примерно 40 см.

[4] То есть — не нарушит вашу молитву

[5] Эта тема более подробно раскрыта в книге автора на арабском языке «Правила, относящиеся к сутре в Мекке и в л



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: