Пояснительная записка
К конкурсному этапу «Презентация опыта работы»
Педагога дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества №4»
Барановой Натальи Сергеевны.
«У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка".
В.А. Сухомлинский.
Уважаемые коллеги! Разрешите мне представить свой опыт работы.
Человек осознано или подсознательно, во все времена, стремился к прекрасному. «Красота спасет мир», а мы должны сохранить красоту.
Я пришла работать в Дом детского творчества №4, чтобы помочь каждому, желающему ребенку обучиться искусству танца, развить творческие способности, эстетический вкус и раскрыть личностный потенциал. И мне, как преподавателю, выпала честь обучать и видеть результат. Я являюсь руководителем хореографического коллектива эстрадного танца «Зефир» пять лет. И в своей педагогической деятельности я стараюсь сохранить в коллективе атмосферу доброжелательности, доверия, поддержки, творчества, общей эмоциональной увлеченности.
Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В них заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации, пластики исполнения, грациозности, гибкости.
Каждый день я вижу глаза своих учеников.В одних – настороженность, в других – интерес, в третьих – надежда, в чьих-то - пока равнодушие. Какие они разные! У каждого своя идея, свой особый мир, который нельзя разрушить, которому надо помочь раскрыться. Каждый день я всматриваюсь в глаза детей. Глаза ребенка – это состояние души, в которой многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце педагога должно быть не только добрым, но и зрячим. Я не боюсь лишний раз похвалить ребенка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. И моими помощниками становятся время и терпение, когда шаг за шагом я веду своих ребят к успеху. Для меня важно, чтобы ребенок поверил мне, сохранил уважение и признательность. Оправдать его доверие – большая и почетная ответственность.
Работая с детьми дошкольного возраста, столкнулась с тем, что творческий потенциал детей требует более широкого развития, углубленной работы над особенностью мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающейся потребности в движении и общении. Поэтому проблема развития творчества, посредством танца над которой, работаю, актуальна. Таким образом, пришла к выводу, что основной идеей моего опыта работы должно стать - развитие творческих способностей детей посредством танца.
Считаю что, возраст моих воспитанников (5-7 лет) благоприятен тем, что в это время легко стимулировать детскую любознательность и естественный интерес к танцевальной деятельности: танцу, легко затронуть чувства, развивать фантазию, повлиять на формирование ценностных ориентиров.
Знакомство детей с различными танцами позволяет не только расширить кругозор, но и дает возможность экспериментировать и создавать самому. Связь танцевальных композиций с музыкально-ритмической деятельностью, способствует формированию у детей более глубоких знаний, развивает воображение, музыкальность, ритмичность, помогает усвоить различные комбинации движений, рисунки танца.
Главное в моей деятельности – это совместное танцевальное творчество с детьми. Детское танцевальное творчество – это отражение впечатлений, полученных в жизни, выражение своего отношения к образному исполнению, полет мысли, сила воображения, опирающегося на опыт и знания. Творчество детей проявляется в развитии способностей к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передачи своих мыслей, переживаний, чувств.
Творческая деятельность дошкольников отличается эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать различные решения, получая от этого особые удовольствия подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. Увлёкшись поиском, дети обязательно закончат его положительным результатом.
Хореографические способности – это качества танцора, позволяющие проявить себя как исполнителя. Не углубляясь в понятия их можно условно разделить на физиологические возможности тела (строение тела, гибкость, сила, выворотность, растяжка и т.д.) и эмоционально-волевые качества личности, помогающие проявить эти возможности (выносливость, артистизм и т.д.). Хореографические способности, по Тарасову Н.И., делятся на музыкальные, танцевальные и ритмические, а также внешние и профессиональные (устойчивость, выворотность, шаг, прыжок, гибкость, подъем). Такого мнения придерживаются и ведущие профессиональные педагоги классического танца Ваганова А.Я., Базарова Н.П.. Все эти способности связаны между собой и находятся в единстве, углубляя связь музыки и танца во всех хореографических дисциплинах. Основываясь на мнениях этих великих педагогов, хореографах, в своей педагогической практике использую не только традиционные методы: наглядные, словесные, практические, но и корректирующие и нетрадиционные методы работы, такие как: синхронное и зеркальное восприятие, использование образных названий движений и комбинаций, речь опережающая событие и подтверждающая действие.
Результатом деятельности моего коллектива являются участие и победы в различных конкурсах, фестивалях, а так же участие в концертной и творческой деятельности учреждения, района и города.
У каждого из нас, свой путь, чтобы стать избранным: легкий, долгий, трудный. Иногда даже возникают мысли свернуть с этого пути, найти другой, кто-то так и поступает, не понимая, всего, что ему было дано. Этот как дар, который дан с рождения, и ты не вправе от него отказываться. А самое главное это те принципы, которых ты придерживаешься, от этого зависит и конечный итог, кем ребенок станет… Ведь семена посаженные в одну и ту же землю, дают разные плоды. Мне, кажется, чем-то душа должна походить на античный храм, она должна быть самобытна, красива, устойчива, в ней должен быть закон и порядок, или как сказали бы древние греки: «Мера, гармония, соразмерность».
На этом, дорогие друзья, я хотела бы закончить презентацию своего опыта работы словами Кристы Мак Олифф: «Я прикасаюсь к будущему. Я – педагог!».
И в заключении я хочу пожелать всем конкурсантам, педагогам дополнительного образования:
«Творите – созидая,
Горите – не сгорая,
Любите – не теряя,
Вот все, что вам желаю!»
Спасибо за внимание!