Рекрутчина в Гдовском уезде 12 глава




 

Перепечатано по распоряжению Императорского Русского Географического Общества из XXI т. «Известий» Общ.

 

Типография А.С. Суворина. Эртелев пер., д. 11 – 2[105].

 


 

Историко-статистические сведения

о С.-Петербургской епархии

 

И.Г. Покровский

Гдовский уезд

Общий очерк

 

Гдовский уезд, отделенный с запада Чудским озером и вытекающею из него рекою Наровой от губернии Лифляндской и Эстляндской, на севере граничит с Ямбургским, на востоке с Лугским уездами С.-Петербургской губернии и на юге с Псковскою губерниею.

При образовании Русского Государства, пространство, занимаемое ныне Гдовским уездом (7774 кв. версты), было покрыто непроходимыми лесами и болотами. По берегам Чудского озера и реки Наровы жили бедные финские племена Чудь и Нарова; восточная часть уезда была населена одноплеменною с ними Водью, обитавшею преимущественно по реке Луге[106], а южная – Изборскими Кривичами, народом славянского племени[107]. Тогда как финны поддерживали свое существование преимущественно ловлею рыбы и зверей, Кривичи занимались земледелием и, на берегу Пейпуса, на холме, имели свое городище[108].

По преданию, свято хранимому жителями Гдовского уезда, уезд этот, в просторечии до ныне чаще называемый вдовским, принадлежал к уделу вдовствовавшей княгини св. Ольги, и был посещен ею; при чем она, после отдохновения на камне, на берегу Наровы, водрузила крест с молитвою, чтобы и здесь славилось имя распятого на нем Богочеловека. – Предание это подтверждается тем, что, в 45 верстах от Нарвы, на р. Нарове существуете погост, издавна известный под именем Ольгина креста с часовнею, устроенною над камнем. Во всяком случае, если нельзя несомненно утверждать, что первою благовестницею св. веры в пределах Гдовского уезда была св. Ольга, то можно сказать наверно, что свет Христов, озаривший при св. Владимире землю русскую, в скором времени показался и в этом уголке ее, постепенно разгоняя собою тьму Богоневедения[109].

Два знаменитых в летописях нашего Отечества города Новгород и Псков рано овладели смежным с ними пространством нынешнего Гдовского уезда. Здесь находили они и естественную границу своих владений, и важный торговый водяной путь. Поэтому во все время своей независимости они старались отстоять этот край от соседних нападений, населить его и укрепить. Поселения псковичей раскинулись по берегам Чудского озера и Наровы, а новгородцев – по берегам Луги и Плюсы. Пришельцы сближались с туземцами и много содействовали распространению здесь православной веры. Исторически известно, что в XII в. псковские священники ходили с проповедью к наровской чуди.

Судьба православного населения здешнего была далеко неутешительна. Кроме внутренней борьбы – борьбы с туземным язычеством – ему предлежала ожесточенная борьба внешняя. Находясь на рубеже Руси, Гдовский край постоянно подвергался нападениям своих неприязненных соседей. Враги православия не щадили ни храмов Божиих, ни их служителей, так что одни церкви были разрушаемы, другие долгое время «стояли без пенья». В свою очередь правители Новгорода и Пскова не раз проходили Гдовский уезд из края в край со своими победоносными дружинами. Таким образом война здесь почти не прекращалась до самого начала XVIII века; доказательством чего, между прочим, служат рассыпанные по всему Гдовскому уезду могильные насыпи и курганы[110].

В соседстве уезда явился в самом начале XIII столетия опасный враг – латинский орден меченосцев, избравший своим центром г. Ригу, основанный епископом Альбертом Букгсгевденом в 1202 году.

С 1216 г. ливонский орден, руководимый Римом, ведет постоянную религиозную войну с Псковом и Новгородом, опустошая пограничный Гдовский край. Вот несколько эпизодов из этой войны.

В 1222 году, меченосцы, собрав порабощенных ими ливь и латышей, обошли Псков и дошли до Новгорода, опустошив на пути все и самые храмы Божии. Князь новгородский Ярослав, отражая врагов, опустошил Эстляндию и тем возбудил против себя новых врагов – датчан, прибывших в Эстляндию в 1217 году, под предводительством короля Вольдемара, для крещения туземцев – язычников и основавших здесь города Ревель (Колывань) и Нарву (Ругодив). Общая вражда к русским примирила немцев и датчан, доселе враждовавших между собой. Между тем ливонский орден соединился с тевтонским, господствовавшим в Литве и Пруссии.

В 1240 г. стотысячное ополчение соединенных рыцарей, датчан и чуди, взяв Псков, разорило построенный новгородцами на Нарове городок Тесов, шелонскую и вотскую пятины и обложила жителей данью. После знаменитого побоища на льду Чудского озера (1242 г.) орден должен был возвратить свои завоевания. По смерти виновника успеха св. Александра Невского, в 1268 г. немцы вновь напали на земли около Пейпуса и Наровы; после знаменитой битвы под Везенбергом, оба берега Наровы отошли во владение русских. В 1294 г. датчане из Ревеля пытались было поставить город на русской стороне Наровы, но новгородцы пожгли его, а рыцари, не смотря на мир, заключенный с Псковом, в 1323 году побили псковских купцов на озере и ловцов на Нарове и опустошили Череметскую волость (близ Гдова по р. Черме). Кн. Давид псковский разбил немцев и доставил Пскову 18-летний мир с рыцарями.

В 1341 г. отряд рыцарей из-за Наровы опустошил псковские прибрежные села. Пятьдесят молодцов псковичей, под предводительством Карпа Даниловича, отправившись «воевать Занаровье», встретились с рыцарями на болоте при Кушельском озере, у села Кушелы, и сразились: 20 немцев пало в битве, прочие обратились в бегство[111]. В том же году Илья, посадник псковский, ходил в лодках на немцев и опустошил их волости около озера и по Нарове, где и теперь на высоком холме возвышается каменный крест, и самый холм называется Ильиной горой (могила Ильи богатыря, близ Ольгина креста). Зимою того же года немцы напали на Ремду (псковское село близ озера), но посадник Володиса прогнал их за Нарову. В 1349 г. рыцари, усилившиеся вследствие приобретения Эстонии (король Вольдемар III продал им ее за 18000 марок серебра), разорили псковские селения около озера и поставили на устье Наровы, против исада псковского, городок Нейшлос или Сыренец; псковичи «подъемше всю свою область» предали его пламени. В 1362 году немцы разбойничали по р. Лудве в Сороковом бору, а в 1406 г. опустошили псковские волости за Наровой... Мир на Нарове (1420 г.) постановил границы по старине: средину Пейпуса и стержень р. Наровы до моря. Псковичи, зная по опыту, как непрочен мир с немцами, для ограждения от их нападений своих поселений, построили в 1424 г. близ озера, на р. Гдове, при древнем посаде, крепость и город Гдов, оградив его со стороны реки каменною и с другой стороны деревянною стеною[112].

В 1460 г. кн. Александр Чарторыйский построил церковь во имя св. архистратига Михаила, у Желатского озера, на Озолице, но немцы в том же году сожгли ее и с нею 9 человек, а утварь и иконы увезли в Оденпе; в Березовской же волости (Доможирского и Павловского приходов) они сожгли 42 двора. Тогда псковичи, в свою очередь, повоевали землю немецкую на 70 верст, выжгли много погостов и великую божницу, с которой сняли крест и 4 колокола... В 1460 же году был заключен мир: немцы обязались возвратить награбленные ими иконы и утварь. В 1462 году псковичи заложили город Кобылу или Кобылинск, на обидном месте, у Великого озера, и в нем церковь св. архистратига Михаила. – На следующий год немцы уже напали на Кобылий и начали разорять псковские исады, но, услышав, что псковичи идут на помощь Кобылью, бежали, сделав мимоходом нападения на Гдов и берега Наровы. Псковичи, прогнав их за Нарову, заключили с ними перемирие, взяв с них обязательство не обижать русские церкви.

В то время, когда псковичи отстаивали Гдовский край от немцев, новгородцы, обезопасив от их нападений свои гдовские владения устройством двух городов с крепостями: одного на р. Плюсе, развалины которого видны доныне близ погоста Крапивна, и другого, известного под именем Нового, построенного (1429 г.) на берегу Наровы, вместо древнего Тесова, отражали нападения на Гдовский край шведов. Так, когда в 1447 году шведский наместник из Выборга напал на берега Наровы и опустошил новгородские владения, новгородцы опустошили немецкий берег Наровы от Пейпуса до Нарвы и под Нарвой одержали победу над шведами, соединившимися с рыцарями. Но дни независимости и свободы новгородской были уже сочтены. В 1478 г. Иоанн III, великий князь московский, присоединил Новгород к московскому государству. Перед своим падением Новгород со славою выдержал нападение своего младшего брата – Пскова. Псковичи, по требованию государя московского, напали на пограничные поселения новгородские, но были разбиты на голову за р. Лютой, притоком Плюсы (в Лосицком приходе). Но недолго и услужливый Псков наслаждался своей свободой. Иоанн III уже принял его под свое покровительство. Борьба с ливонскими немцами и шведами, как бы по наследству, перешла к московскому государству. Когда в 1479 г. немцы напали на Гдов, то уже московский воевода Ногтев заставил их отступить от Гдова, а когда они, в следующем году, снова осадили Гдов, выжгли в нем псковские пристани и обратили в пепел Кобылий, Иоанн заставил орден трепетать за свое существование. Скоро (1503 г.) был заключен мир. Чрез 7 лет Псков вошел в состав государства московского; Гдовский край стал теперь пограничным краем этого государства. В Гдов был назначен староста из бояр московских, а волости гдовские были розданы московским служилым людям. В 1557 году были присланы в Гдов, по повелению Иоанна Грозного писцы для описания всех земель и угодий, которые были обложены тяжелыми налогами. Казалось бы, под сенью могущественного государства московского, Гдовский край должен бы был успокоиться, но на деле видим не то. Война продолжала полтора столетия терзать этот несчастный край. В 1558 г. запылала война Иоанна IV с орденом, который тогда принял лютеранство. Теснимый московскими войсками, он признал своим государем польского короля; Эстляндией же овладели шведы (1561 г.). Поляки и шведы сделались теперь врагами края. В 1581 году Стефан Баторий, король польский, осаждая безуспешно Псков, вымещал свою досаду на Гдовском крае. Его отряды взяли Кобылинск и Гдов, выжигая погосты, лежащие на пути. Одновременно с ними, шведы разоряли селения на Нарове и в Сомре, выжгли Сыренск и взяли Нарву. Мир 1582 г., заключенный с поляками и со шведами, прекратил войну, но ненадолго. В 1591 г. шведы уже явились близ Гдова и разбили русский отряд. В 1595 году был заключен вечный мир в деревне Тесове.

В эпоху самозванцев, в 1611 г., в Новгороде появился московский диакон Исидор, выдававший себя за царевича Димитрия. Не принятый здесь, он бежал в Псковскую область. Обманув жителей Ивангорода, Копорья и Ямбурга, найдя себе сочувствие и у гдовского населения, он двинулся в Псков, взял этот город и привел жителей к присяге себе. Между тем шведы воспользовались удобным случаем нарушить вечный мир: идя по следам Исидора, они заняли все города от Кексгольма до Гдова. Исидор выступил против них из Пскова и отнял Гдов и Ивангород, но шведы снова завладели ими. В это время шведы занимали и оставляли Гдов три раза. Слух об избрании на царство Михаила Феодоровича ободрил гдовцев, но озлобленный тем шведский военачальник Делагардий опустошил всю Новгородскую область, разорив до 70 монастырей и до 1500 церквей: не было дома и церкви во всем уезде, который спасся бы от алчности врага, Колокола, утварь, даже иконы, вместе с другими награбленными сокровищами, были отправлены в Швецию; церкви обращались в конюшни, иконы употреблялись вместо походных кроватей; враги не щадили ни пола, ни возраста; многие сами лишали себя жизни. Не стерпя таких жестокостей, в 1614 г. один из псковичей, торговый человек Федор Федулов, собравши охотников – ратных людей, нечаянно напал на Гдов и отнял его от шведов. Шведы, собравшись в числе 700 человек, подступили к городу, но подошедшие из Пскова свежие войска разбили их. Густав Адольф, король шведский, явившись в русских пределах осенью 1614 г., после двух приступов, овладел Гдовом и в 1615 и 1616 годах шведы из Гдова безуспешно нападали на Псков. В 1617 г. был заключен столбовский мир, но шведы оставили Гдов и Сумерскую волость лишь в 1618 году. Но и после столбовского договора не прекратилась борьба с Швецией.

В 1700 году выступили к Нарве московские войска: они проходили через Гдовский край, чрез Сомерскую волость. В 1705 году Гдов встречал победителя шведов – Петра I. С покорением Ливонии и Эстонии Гдовский край успокоился от нападений внешних врагов. Гдовский край, войдя в состав государства московского, вследствие войн его со шведами и поляками, был отягчен разными налогами, содержанием войска и проч.; одно время (1627 – 1632 гг.) обложены были податью даже монастырские и церковные земли. Этими налогами главным образом объясняется участие «гдовцев и солдат Сумерской волости» в бунте, поднятом в 1650 г. псковичами. Митрополит новгородский Никон, прося царя Алексея Михайловича принять меры к подавлению мятежа, писал: «Твоя вотчина около Пскова и в Новгородском уезде, в шелонской и вотской пятинах... разорится, многие люди, дворяне и дети боярские, их жены и дети посечены и животы их пограблены, села и деревни пожжены, и иные всяких чинов люди под Псковом по дорогам побиты». Бунт был усмирен посланным из Москвы кн. Хованским.

Но помимо непрерывной войны и налогов, население много страдало и от физических бедствий. В начале XV в., вследствие мора и голода, множество народу погибло по волостям Псковской и Новгородской области. В 1456 и 1457 гг. опять свирепствовал страшный мор в Псковской области и в пятинах новгородских. В 1533 г. от сильной засухи и жаров горели болота и леса; солнца не было видно от нагару; рыбы умирали в реках, птицы и звери задыхались от дыму; народу было тяжело. В 1566 году было моровое поветрие в шелонской пятине: многие города и деревни опустели, а церкви остались без иереев. В 1592 году опять был сильный мор в Псковской области. Сильное поветрие и мор 1710 года опустошили Псков, Гдов, берега Плюсы. При церквах не было священников: псковский архипастырь просил их тогда у новгородского владыки.

В дальнейшей истории Гдовского уезда можно отметить следующие события. С разделением в 1708 году России на 8 губерний, Гдовский край и города, с которыми он некогда был тесно связан, Новгород и Псков были причислены к губернии Ингерманландской. Затем он был причислен, по табели губерний 1719 г., к губернии С.-Петербургской. В росписях губерний 1745 и 1766 годов Гдовский уезд отнесен к губернии Новгородской, а по табели 1785 года он уже значится в наместничестве С.-Петербургском переименованном, по повелению императора Павла I, в губернию[113].

В 1780 году императрица Екатерина II прибыла 14 мая во Гдов и в Афанасьевской церкви слушала литургию. В 1782 году великий князь Павел Петрович с супругой, проездом чрез Гдов в чужие края, слушал в той же церкви литургию и пожертвовал 100 рублей империалами[114].

В 1826 г. многие крестьяне Гдовского уезда взбунтовались, требуя от помещиков воли; для усмирения мятежа посланы были воинские команды[115]. Один из священников привел крестьян к присяге – стоять за волю, но другой священник, благоразумно действовавший в этом случае, 1826 г. 16 июля удостоен высочайшей награды – ордена св. Владимира 4-й степени.

В церковно-административном отношении, до учреждения патриаршества, псковская и новгородская половина Гдовского уезда входили в состав одной епархии и управлялись одним архиереем, который именовался сперва епископом великоновгородским, потом архиепископом великоновгородским и псковским и, имея кафедру в Новгороде, управлял духовенством Псковской области чрез своего наместника – архимандрита. Во Пскове была соборная поповская изба. Псковичи не мало тяготились зависимостью от новгородского владыки, но лишь с 1589 г. Псков получил особого епископа. С этого времени новгородская половина Гдовского уезда управлялась митрополитом новгородским, а псковская – епископами псковскими.

В 1781 году, января 11 дня, именным указом императрицы Екатерины II, весь Гдовский уезд причислен к губернии и след. епархии с.-петербургской. Вот этот указ: «Уважая наместное положение, выгодность сообщения и другие обстоятельства, Мы признали полезным от Новгородского наместничества область Олонецкую и уезд Новоладожский, а от Псковского округа – Гдовский и Лугский уезды присоединить к С.-Петербургской губернии, составя сим оную в двух областях: С.-Петербургской и Олонецкой, из коих к первой принадлежать будут прежде учрежденные в сей губернии уезды да вновь причисляемые Гдовский, Лугский и Новоладожский, а вторая останется в своем настоящем положении». Указ этот был разослан святейшим синодом в том же году в подведомственные ему учреждения[116]. Во исполнение сего указа к с.-петербургской епархии были причислены от псковской епархии следующие церкви:

1) Гдовская соборная Дмитриевская; 2) гдовская Афанасьевская; 3) гдовская Пятницкая; 4) Ветвеницкая Петропавловская; 5) Петропавловская Куневского погоста; 6) Петропавловская погоста Рудницы; 7) Моцкая Георгиевская; 8) Озерская Покровская; 9) Ремядская Николаевская; 10) Кобыльегородищенская Архангельская; 11) Полновская Николаевская; 12) Гвозднинская Космодамиановская; 13) Мельницкая Архангельская; 14) Мыслогостицкая Николаевская; 15) Бельская Рождественская; 16) Кяровская Покровская; 17) Каменская Николаевская; 18) Павловская Воскресенская; 19) Доможирская Троицкая; 20) Ольгинская Николаевская; 21) Польская Николаевская; 22) Черновская Троицкая; 23) Сиженская Архангельская; 24) Руднинская Георгиевская; и 25) Вейнская Воскресенская. От новгородской же епархии отошли следующие церкви: 1) Быстреевская Николаевская; 2) Лосицкая Успенская; 3) Лядская Преображенская; 4) Прибужская Преображенская; 5) Щепецкая Михаилоархангельская; 6) Осьминская Георгиевская; 7) Доложская Архангельская; 8) Песейская Воскресенская; 9) Рельская Николаевская; 10) Ложголовская Георгиевская; 11) Пенинская Рождественская; 12) Старопольская Ильинская; 13) Дубягская Введенская; 14) Заянская Николаевская; 15) Ктинская Димитриевская; и 16) Бобровская Троицкая.

В Гдовском уезде существовали следующие обители:

1) Мужской монастырь св. Николая Чудотворца, в пригороде Гдова, основанный одновременно с городом (1424 г.). 2) Ивановский женский, с церковью св. Афанасия Великого, основанный во Гдове псковским посадником Иваном Сидоровичем в 1434 году. 3) Покровский озерский мужской монастырь, основанный (около 1470 г.) преп. Илларионом, на Желчи реке. В 1695 г. был приписан к псковскому архиерейскому дому. 4) Николаевский мужеский, в Заборовье, Кобылинского уезда, в Мыслогостицкой губе, приписан был 1685 г. к Снетогорскому монастырю. Все эти обители известными штатами 1764 г. обращены в приходские церкви.

Вот церковно-исторические сведения о Гдовском уезде, собранные с.-петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом в 1865 году.

В уезде было 45 приходов и 48 церквей, из них 3 приписанные; 2 – к гдовскому Димитриевскому собору (Никольская и Успенская) и 1 (Мариинская кладбищенская) – к гдовской Пятницкой церкви; часовен – 340; священников – 54, диаконов – 23, причетников – 88, просфирен – 33, заштатных и сирот духовенства – 184. Прихожан в Гдовском уезде было около ста тысяч; из них муж. пола 48 т., жен. пола около 52 т., военных и статских было около 3500 ч., купцов и мещан около 2000 ч., остальные – крестьяне. Мыз, усадьбищ, сел и деревень – около 1200, дворов – около 13500, раскольников – 102 (16 в Полновском и 86 в Бельском приходе); число лиц римско-католического и лютеранского вероисповеданий в уезде не простиралось свыше 100.

По сведениям, собранным преосв. Гермогеном, епископом ладожским, из клировых ведомостей за 1876 г., и помещенных в «Церковном Вестнике» за означенный год (№№ 28-36), значится: в Гдове 6 церквей. Духовенство: а) штатное: 3 священника, 1 диакон и 5 причетников (всего 9 членов причта). Жен их – 7, детей их – 18; б) заштатного духовенства нет; в) вдов и сирот – 12; г) прихожан: 2166 муж. пола и 2308 жен. п. – 4474 души обоего пола. На каждого священника средним числом – 1491 душа обоего пола.

В уезде 45 приходов и Творожковская женская община. В приходах 52 церкви и в общине 1; из них 46 самостоятельных и 7 принадлежащих к самостоятельным. В приходах 24 школы и 24 попечительства. Духовенство: а) штатное: 50 священников (кроме того 4 свящ. вакансий не были замещены), 13 диаконов, 63 причетника (2 вакансии не были заняты). Всего 126 членов причта. Жен их – 116, детей их – 349 д. об. пола; б) заштатное: 3 священника, 4 диакона и 6 причетников; жен их – 5, детей их – 8; в) вдовы и сироты: вдов – 68, сирот – 137 д. (55 муж. п. и 82 жен. п.). Просфирен – 26. Духовенство состоит в ведении 3 благочинных. Прихожан: 50065 муж. п. и 55291 жен. п. – 105356 душ обоего пола (они живут в 1032 деревнях). На каждого священника средним числом – около 1,951 д. обоего пола. Раскольников – 174: д. обоего пола[117].

 

Второй благочиннический округ[118]

 

16) Церковь в погосте Рудном

 

Погост Рудный находится у речки Рудной в 190 верстах от Петербурга, в 50-ти от Нарвы и в 40 — от Гдова. В одном старом Синодике он назван «Погост на Рудной». Чрез погост проходит проселочная дорога из Лугского уезда в Нарву. Подле церкви — кладбище; другое кладбище, новое, находится за речкой, на пригорке.

Древнейший здешний храм, как видно из Синодика, существовал в 1696 г. Он был деревянный и построен крестьянами и помещиками, каковы напр. Богдан Иоанович Коновницын, Тихон Атенев, Акилина Васильева и пр. В 1793 г. храм сгорел и от него сохранился только колокол. После пожара построена нынешняя церковь, одна из древнейших в Гдовском уезде. По народному преданию, когда проходила «Литва», то Господь ослепил ей очи и она прошла по полю, мимо погоста.

Храм в Рудне, во имя Великомученика Георгия, холодный, с теплым приделом Рождества Предтечи. Высота храма, с колокольнею 14 саж., ширина 6 саж. Снаружи храм обшит тесом, выкрашен желтой краской; внутри обтянут холстом и выкрашен светло-голубой краской. Антиминс главного престола освящен митр. Исидором 1865 г., сентября 19; в приделе освящен митр. Антонием 1844 г., мая 28 дня. За иконостас главного престола отдано художнику Чернышеву 800 р. с. Он в четыре яруса. Иконостас придела, старый, в 2 яруса.

Из предметов утвари замечателен старый чугунный колокол ныне не употребляемый. На нем надпись: Sol Deo Gloria anno 1681. Из книг замечателен Синодик, писанный в 7204 году от сотворения мира и принадлежавший псковскому помещику Богдану Иоанновичу Коновницыну. На нем, между прочим, читаем: «Сия книга спасенная суть (?) и душеполезна, внейже написашася хотящий своим душам спасения... страшный великий день грозного трепетного и Христова суда... и сими книгами избавися муки вечные и причтися влике избранных угождших Христу, потрудившихся царства ради небесного и своего ради спасения, его же ради восприяша венцы нетленные и царствию небесному наследницы быша. Иже кто имеет род, или сердоболя, или чада, да тем оставят память творити по себе... Се же пишем вам, пастырем стада Христова, рекше игуменом и учителем. Иже кто от них паствы вашею нищетою духовною живя, и представися от жития сего и глаголете, яко не дал ухлада, не пишем его в синодике, то уже несть пастыри, но наемницы и мздоимцы, како дерзнете рещи пред Богом во страшной день: се аз и дети мои». Далее в Синодике помещены: 1) Притча Макария Александрийского о поминовении в 3, 9 и 40-й день; 2) указ, како подобает пети «парастас», т. е. панихиду. Здесь на вел. ектении говорится: о великом короли нашем N и благочестивых Государях, князех и панех наших, и о всей палате; 3) порядок всенощного бдения, бываемого о умерших; 4) чин благословений икон Богородицы и разных святых.

При церкви хранятся: планы и межевые книги 1836 года, метрические с 1804 г.

Причт сперва состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1818 году, по просьбе старого священника Афанасия Иоаннова, в помощь ему, посвящен во священника родственник его, Иоанн Саввин, местный диакон. Так как в это время помещик Зубатов подарил церкви пустошь в 185 десятин, то была возможность увеличить причт. Из прежних священников известны: Иоанн Васильев, умерший в 1809 г., 70 лет от роду; Савва Иоаннов, сын его, посвященный из диаконов и умерший в 1816 году; Афанасий Иоаннов, зять предшественника, также из диаконов; Иоанн Саввин, служивший сперва с о. Афанасием, потом переведенный в погост Сижно; Александр Иоаннов Сретенский, зять о. Афанасия V 1867 г.; Стефан Павлов, посвященный вместо Иоанна Саввина; Михаил Вифанский, из диаконов Песейской церкви; Евфимий Иоаннов Положенский, зять Сретенского. В настоящее время старшим священником служит о. Михаил Вифанский, а вторым Алексей Иоаннов Солнцев.

До штатов, причт содержался доходами и осеньчиной, состоявшей из четверика ржи с дома. С 1843 г. причт отнесен ко 2-му классу и стал получать жалованье за вычетом 132 р. с. за подаренную пустошь, в размере 528 р. с. Из этой суммы священники получали по 160р. с. в год, диакон — 80 р., дьячок 56 р. с., пономарь — 48 р. и просвирня — 24 р.; с 1878 г. настоятель получает 200 р. Помощник его — 120 р., псаломщики — по 70, а просвирня — 24 р. Капитал в пользу причта состоит из 200 р. Церковного доходу на долю священника приходится до 250 руб. в год. На долю всего причта до 900 руб. сер.

Земли церковной 24 десятины и 2,009 саж. Из них — пахотной земли 12 дес. 2,381 саж.; кустарника 140 саж.; покосу 8 дес. 1745 саж.; под церковью и кладбищем 1,800 саж.; под дорогами и речками 1,633 саж. Пустошь, подаренная Зубатовым, находится в Тигонце, в 10 верстах от церкви. Она отдается в аренду за 37 р. в год; но за нее жалованье уменьшено на 132 р.

Причт помещается в домах, перешедших от предков.

Церковь Рудного погоста, до 1589 года, была вотчиною Гдовского Николаевского монастыря, приписанного к Псковскому Троицкому собору. Причт ее, наравне с прихожанами, платил подати и повинности.

Епископ псковский Геннадий выпросил у Феодора Иоанновича тарханную грамоту, по которой светским властям запрещалось вмешиваться в дела церковные. Грамота сия сгорела в Троицком соборе, и в 1616 году, по просьбе архиепископа псковского Иоакима, выдана новая.

Соседние приходы: Выскатский, Сиженский и Веинский. В нем 5 усадеб и 33 деревни. Они разделены на две части по священникам.

К первой части принадлежат деревни: Завражье — с часовнею пр. Илии; Гверездно — с часовнею св. Анастасии; Лычно, Луг, Новосельско, Кислино — с часовнею Великомученика Георгия, построенною около 1743 года, в память скотского падежа; Ждоваи — с часовнею Георгия; Засторонье — с часовнею св. Николая; Воронино — с ветхою часовнею; Великое Село, Наволок — с часовнею св. Николая; Климотино — с часовнею Покрова; Малышева Гора — с часовнею Покрова; Косыгин Лог — с часовнею Покрова; мыза Завастье, прежде князя Дондукова-Корсакова, а потом — Коновницына. Тут была прежде церковь разоренная Литвою; часовня, бывшая на месте церкви, перенесена в 1830 году в Косыгин Лог и наконец — деревня Пустынька.

Во второй части прихода находятся деревни: Дубок, Филатово, Гусева Гора, Лог, Новая Нива, Рудно (прежде наз. Новокупровщипа). Крестьяне деревни Рудно отличаются способностью к мастерствам, чинят музыкальные инструменты, часы: между ними есть мастера самоучки, изобретатели моделей. Но за то нравственность этих крестьян не особенно высока: они не чужды плутовства, пьянства и привычки красть чужое. Остальные деревни: Рожки, Новинка, Плавнино, Мельница, Гояншина, Пантелейково, Пищалкино, Заберезье, Заборошна, Кушела, Рсбельско, Ухово, Родина и Рыжиково. При двух последних деревнях есть часовни во имя св. Николая. Всех прихожан м. п. 1756 душ, женского 1886.

В приходе есть озера: Рыжиковское, Кушельское и Завастинское; реки Руя и Руденка.

В приходе есть Финны.

Прихожане торгуют рыбою, обделывают кожу, делают горшки, изразцы и кирпичи; иные курят вино.

Школ в приходе три. Одна в Рудне и две в 7-ми вер. от погоста. В них учится 150 детей обоего пола.

Школами заведует Волостное правление; священник учит Закону Божию.

В воскресные дни, в церкви бывает не более 100 чел. Многие в праздничный день делают несколько поклонов в деревенской часовне. Из праздников особенно уважаются дни Пророка Илии, Ильинской Пятницы и 9-й Пятницы по Пасхе. Крестные ходы бывают: 24 июня в Кушелу, 26 и 29 июня в Косыгин Лог, Климотино и Засторонье — в память падежа скота; 30 августа в Завражье — в память 4 апреля.

При свадебных обычаях особенности следующие: при вводе молодых в церковь, на них кладут «Клинный» пояс, символ крепкого союза. По прибытии от венца, их сажают за стол и кормят только кашей. В полночь, после венчания, мать молодой жены будит новобрачных и угощает их молоком и кашей. На другой день молодых ставят на шубу и поздравляют. Каждого поздравителя дружка вызывает прибаутками и ударом кнута об балку. Поздравитель дает монету, а от молодых получает подарок.

При поминках, по выходе из за стола, хозяин, взяв решето с лепешками, становится пред иконами, подымает и опускает решето и провозглашает вечную память умершему. Это называется «подымать на темьян»..

Кроме церковного кладбища, есть кладбище при деревне Родинах, называемое «Донско». У деревни Новоселье есть следы старого кладбища и, по преданию, тут была когда-то церковь.

Из часовен замечательна часовня в деревне Кушеле, при Иванском ручье, устроенная там, где, по народному преданию, псковской посадник Карп Данилович Колека победил немцев, в 1340 г. Тут есть курган, под которым, будто бы, погребены убитые немцы. Победа произошла на 24-е июня и потому здесь долго бывали на этот день, игрища с кулачными боями. Игрища в 18 в. были запрещены, образ Иоанна Крестителя, написанный, будто бы, самим посадником, перенесен в Гдовский Николаевский монастырь, а в погосте Рудне устроен придел в честь Иоанна Предтечи. Чрез несколько времени образ снова явился в Кушельской часовне и, по воле псковского и нарвского архиепископа Симона, снова перенесен во Гдов. По упразднении монастыря, образ, протоиереем Несвицким, перенесен в Гдовский Дмитриевский собор, где находится и ныне. О победе посадника над немцами есть надпись на образе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: