Вянваре 2002 г. вступил в действие новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Он заменил Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060-1. Все законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности было построено в соответствии с основными положениями этого закона. Рассмотрим их в сопоставлении с законом 1991 г.
Структура Федерального закона «Об охране окружающей среды» практически повторяет структуру Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (табл. 1.1), однако его содержание принципиально новое.
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 1 даны основные понятия для всех вопросов в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического аудита, наилучшей существующей технологии, экологического риска, экологической безопасности. Изменения коснулись всех определений в области нормирования качества окружающей среды. Дано принципиально новое определение государственного экологического мониторинга. Также впервые даны определения экологическому аудиту, наилучшей существующей технологии и экологической безопасности.
Основные принципы охраны окружающей среды, сформулированные в ст. 3, допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности должно достигаться на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Закон требует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности.
|
|
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» полностью изменены полномочия субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, включая:
разработку и утверждение нормативов, ГОСТов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;
ющей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды.
Законом ликвидирована система экологических фондов, но сохранены штрафы за негативное воздействие на окружающую среду. Определено, что предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях ее охраны, поддерживается государством посредством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован механизм добровольного экологического страхования.
В соответствии с требованиями нового закона в России будет полностью изменена система нормирования в области охраны окружающей среды.
Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, а также ГОСТов и иных документов. Нормирование осуществляет-ся.в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
|
|
К нормативам качества окружающей среды законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физическими и биологическими показателями ее состояния. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц устанавливаются следующие нормативы:
допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
допустимого изъятия компонентов природной среды;
допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация как один из элементов осуществления экологически безопасной хозяйственной деятельности.
Принципиально изменен раздел, посвященный государственной экологической экспертизе (ГЭЭ). В него в качестве самостоятельной статьи включена оценка воздействия на окружающую среду, проводимая в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Она осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной, и проектной документации с участием общественных объединений. Впервые введена норма права о том, что порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
|
|
Окончание табл. 1.1
Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» | Федеральный закон «Об охране окружающей среды» |
Раздел XI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования | Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды |
Глава XIII. Основы формирования экологической культуры | |
Раздел XII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды Раздел XIII. Ответственность за экологические правонарушения | Глава XIV. Ответственность за нарушение законодательства в об -ласти охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды |
Раздел XIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением | " |
Раздел XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды | Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды |
— | Глава XVI. Заключительные положения |
организацию и осуществление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственного экологического мониторинга, формирование и обеспечение функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды;
государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Существенные изменения претерпел раздел, посвященный методам экономического регулирования.
К основным методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды Федеральным законом «Об охране окружающей среды» отнесено:
разработка государственных прогнозов социально-экономиче- < ского развития на основе экологических прогнозов;
предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружа-
1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»
В современных условиях перехода России к рыночным отношениям экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решений на любом уровне управления. В первую очередь, это связано с переходом от административных методов регулирования экономики к рыночным, что предусматривает развитие независимой экологической экспертизы как одного из важнейших инструментов в процессе принятия решений.
|
|
Существовавшая в прошлом практика осуществлять хозяйственную деятельность без учета существующего и прогнозируемого состояния природной среды, без оценки последствий от хозяйственной деятельности привела к ухудшению экологической обстановки и образованию очагов социальной напряженности в местах расположения экологически неблагополучных предприятий. В целях предотвращения принятия экологически непродуманных решений на стадии разработки предпроектной и проектной документации в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» впервые были сформулированы основы проведения экологической экспертизы в Российской Федерации. Во исполнение этих принципов был разработан и в 1995 г. принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе».
Он регулирует все отношения в области экологической экспертизы. Законом определено, что: «Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы». В соответствии с законом на территории Российской Федерации осуществляются ГЭЭ и общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ).
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» построен следующим образом:
1) принципы экологической экспертизы;
2) полномочия в области экологической экспертизы федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) порядок проведения ГЭЭ, включая:
объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации;
порядок формирования экспертной комиссии ГЭЭ; права и обязанности эксперта и руководителя; принятие заключения ГЭЭ;
В новый закон включена гл. VIII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности». Она содержит принципиально новые статьи:
«Требования в области охраны окружающей среды при произ- i водстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств»;
«Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в , эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки»;
«Требования в области охраны окружающей среды при приватизации и национализации имущества».
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» изменен порядок государственного экологического контроля. Если в соответствии со старым законом на территории Российской Федерации осуществлялся государственный, производственный и общественный контроль, то новый закон добавляет к ним и муниципальный контроль. Изменен и порядок осуществления государственного экологического контроля. Теперь его проводят специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Феде- ) рации, а не только органы государственной власти в области охраны окружающей среды (в структуре бывшей Госкомэкологии России). При этом перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, определяется Правительством Российской Федерации.
Новым законом внесен ряд изменений в ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Так, субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность \ полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и по проектам, которые имеют положительное заключение ГЭЭ. Вред ; возмещается в соответствии с утвержденными в установленномл порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе4 упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, I причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20-ти лет.
Также изменен порядок ограничения, приостановления или! прекращения деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими пред-1 писаниями могли приостановить или прекратить деятельность хо-^ зяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, приостановлении или прекращении этой деятельности должны рассматриваться судом или арбитражным судом.
ветствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов федерации.
Образованную в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации систему законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования показывает табл. 1.2.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В целях унификации банков данных правовой информации и обеспечения автоматизированного обмена ею между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации и местного самоуправления Указом Президента Российской Федерации «О Классификаторе правовых актов» от 15.03.2000 № 511 была положена основа систематизации правовых актов в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической информации.
Таблица 1.2