Основные положения Федерального закона «Об охране окружающей среды»





Вянваре 2002 г. вступил в действие новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Он заменил Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12.91 № 2060-1. Все законодательство в области охраны окружающей среды, природо­пользования и обеспечения экологической безопасности было по­строено в соответствии с основными положениями этого закона. Рассмотрим их в сопоставлении с законом 1991 г.

Структура Федерального закона «Об охране окружающей сре­ды» практически повторяет структуру Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (табл. 1.1), однако его содержание принципиально новое.

В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» в ст. 1 даны основные понятия для всех вопросов в сфере нормирования, государственного экологического мониторинга, экологического ауди­та, наилучшей существующей технологии, экологического риска, экологической безопасности. Изменения коснулись всех определе­ний в области нормирования качества окружающей среды. Дано принципиально новое определение государственного экологического мониторинга. Также впервые даны определения экологическому ауди­ту, наилучшей существующей технологии и экологической без­опасности.

Основные принципы охраны окружающей среды, сформули­рованные в ст. 3, допускают воздействие хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в облас­ти охраны окружающей среды. При этом снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности должно дости­гаться на основе использования наилучших существующих техно­логий с учетом экономических и социальных факторов. Закон тре­бует обеспечить сочетание интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельно­сти.

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» полно­стью изменены полномочия субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, включая:

разработку и утверждение нормативов, ГОСТов и иных норма­тивных документов в области охраны окружающей среды, содер­жащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне;


ющей среды в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной де­ятельности (в том числе экологического страхования), направлен­ной на охрану окружающей среды.

Законом ликвидирована система экологических фондов, но со­хранены штрафы за негативное воздействие на окружающую среду. Определено, что предпринимательская деятельность, осуществ­ляемая в целях ее охраны, поддерживается государством посред­ством установления налоговых и иных льгот. Ликвидирован меха­низм добровольного экологического страхования.

В соответствии с требованиями нового закона в России будет полностью изменена система нормирования в области охраны окру­жающей среды.

Законом определено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов ка­чества окружающей среды, допустимого воздействия на нее, а также ГОСТов и иных документов. Нормирование осуществляет-ся.в порядке, установленном Правительством Российской Феде­рации.

К нормативам качества окружающей среды законом отнесены нормативы, установленные в соответствии с химическими, физи­ческими и биологическими показателями ее состояния. В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физиче­ских лиц устанавливаются следующие нормативы:

допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

допустимого изъятия компонентов природной среды;

допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Законом вводится добровольная и обязательная экологическая сертификация как один из элементов осуществления экологиче­ски безопасной хозяйственной деятельности.

Принципиально изменен раздел, посвященный государствен­ной экологической экспертизе (ГЭЭ). В него в качестве самосто­ятельной статьи включена оценка воздействия на окружающую среду, проводимая в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвен­ное воздействие на окружающую среду. Она осуществляется при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе предынвестиционной, и проектной документации с уча­стием общественных объединений. Впервые введена норма пра­ва о том, что порядок проведения экологической экспертизы устанавливается Федеральным законом «Об экологической экс­пертизе».


Окончание табл. 1.1

 

 

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» Федеральный закон «Об охране окружающей среды»
Раздел XI. Экологическое воспита­ние, образование, научные исследования Глава XII. Научные исследования в области охраны окружающей среды
Глава XIII. Основы формирования экологической культуры
Раздел XII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды Раздел XIII. Ответственность за экологические правонарушения Глава XIV. Ответственность за на­рушение законодательства в об -ласти охраны окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды
Раздел XIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением "
Раздел XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды Глава XV. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Глава XVI. Заключительные положения

организацию и осуществление в порядке, установленном зако­нодательством Российской Федерации, государственного эколо­гического мониторинга, формирование и обеспечение функцио­нирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды;

государственный экологический контроль за объектами хозяй­ственной и иной деятельности независимо от форм собственно­сти, находящимися на территориях субъектов Российской Феде­рации, за исключением подлежащих федеральному государствен­ному экологическому контролю.

Существенные изменения претерпел раздел, посвященный ме­тодам экономического регулирования.

К основным методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды Федеральным законом «Об охране окру­жающей среды» отнесено:

разработка государственных прогнозов социально-экономиче- < ского развития на основе экологических прогнозов;

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилуч­ших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработки отходов, а так­же при осуществлении иных эффективных мер по охране окружа-


1.2.3. Основные положения Федерального закона «Об экологической экспертизе»

В современных условиях перехода России к рыночным отноше­ниям экологическая экспертиза становится основным элементом принятия решений на любом уровне управления. В первую оче­редь, это связано с переходом от административных методов регу­лирования экономики к рыночным, что предусматривает разви­тие независимой экологической экспертизы как одного из важ­нейших инструментов в процессе принятия решений.

Существовавшая в прошлом практика осуществлять хозяйствен­ную деятельность без учета существующего и прогнозируемого со­стояния природной среды, без оценки последствий от хозяйствен­ной деятельности привела к ухудшению экологической обстанов­ки и образованию очагов социальной напряженности в местах рас­положения экологически неблагополучных предприятий. В целях предотвращения принятия экологически непродуманных решений на стадии разработки предпроектной и проектной документации в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» впер­вые были сформулированы основы проведения экологической эк­спертизы в Российской Федерации. Во исполнение этих принци­пов был разработан и в 1995 г. принят Федеральный закон «Об экологической экспертизе».

Он регулирует все отношения в области экологической экспер­тизы. Законом определено, что: «Экологическая экспертиза — ус­тановление соответствия намечаемой хозяйственной и иной дея­тельности экологическим требованиям и определение допустимо­сти реализации объекта экологической экспертизы в целях пре­дупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой дея­тельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объек­та экологической экспертизы». В соответствии с законом на терри­тории Российской Федерации осуществляются ГЭЭ и обществен­ная экологическая экспертиза (ОЭЭ).

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» построен следующим образом:

1) принципы экологической экспертизы;

2) полномочия в области экологической экспертизы федераль­ных органов государственной власти, субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправления;

3) порядок проведения ГЭЭ, включая:

объекты ГЭЭ федерального уровня и уровня субъектов Рос­сийской Федерации;

порядок формирования экспертной комиссии ГЭЭ; права и обязанности эксперта и руководителя; принятие заключения ГЭЭ;


В новый закон включена гл. VIII «Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной де­ятельности». Она содержит принципиально новые статьи:

«Требования в области охраны окружающей среды при произ- i водстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств»;

«Требования в области охраны окружающей среды при разме­щении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в , эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих про­изводств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки»;

«Требования в области охраны окружающей среды при прива­тизации и национализации имущества».

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» изме­нен порядок государственного экологического контроля. Если в соответствии со старым законом на территории Российской Феде­рации осуществлялся государственный, производственный и об­щественный контроль, то новый закон добавляет к ним и муни­ципальный контроль. Изменен и порядок осуществления государ­ственного экологического контроля. Теперь его проводят специ­ально уполномоченные федеральные органы исполнительной вла­сти и органы исполнительной власти субъектов Российской Феде- ) рации, а не только органы государственной власти в области охра­ны окружающей среды (в структуре бывшей Госкомэкологии Рос­сии). При этом перечень объектов, подлежащих федеральному го­сударственному экологическому контролю, определяется Прави­тельством Российской Федерации.

Новым законом внесен ряд изменений в ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Так, субъектам хозяйственной деятельности вменена обязанность \ полного возмещения вреда окружающей среде, в том числе и по проектам, которые имеют положительное заключение ГЭЭ. Вред ; возмещается в соответствии с утвержденными в установленномл порядке таксами и методиками, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат, с учетом понесенных убытков, в том числе4 упущенной выгоды. Иски о компенсации вреда окружающей среде, I причиненного нарушением законодательства в области охраны ок­ружающей среды, могут быть предъявлены в течение 20-ти лет.

Также изменен порядок ограничения, приостановления или! прекращения деятельности юридических и физических лиц, осу­ществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Если раньше надзорные органы своими пред-1 писаниями могли приостановить или прекратить деятельность хо-^ зяйствующих объектов, то теперь требования об ограничении, приостановлении или прекращении этой деятельности должны рас­сматриваться судом или арбитражным судом.


ветствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов федерации.

Образованную в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации систему законодательных и нормативно-правовых актов в области охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности и рационального при­родопользования показывает табл. 1.2.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Феде­рации не могут противоречить федеральным законам.

В целях унификации банков данных правовой информации и обеспечения автоматизированного обмена ею между федераль­ными органами государственной власти, органами государствен­ной власти субъектов Российской Федерации, органами проку­ратуры Российской Федерации и местного самоуправления Ука­зом Президента Российской Федерации «О Классификаторе пра­вовых актов» от 15.03.2000 № 511 была положена основа система­тизации правовых актов в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической информации.

Таблица 1.2





Читайте также:
Виды функций и их графики: Зависимость одной переменной у от другой х, при которой каждому значению...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Перечень актов освидетельствования скрытых работ и ответственных конструкций по видам работ: При освидетельствовании подготовительных работ оформляются следующие акты...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.025 с.