Характеристика машиностроительного комплекса и технологического уровня его рабочих мест




Глава 2: Анализ создания и движения высокотехнологичных рабочих мест в машиностроительном комплексе свердловской области

Характеристика машиностроительного комплекса и технологического уровня его рабочих мест

В настоящее время машиностроение России представляет собой комплекс отраслей промышленности, а также интеллектуальный потенциал работников машиностроительной отрасли, изготавливающих средства производства, транспорт, предметы потребления, оборонную технику.

Роль и значение машиностроения определяется, прежде всего, тем, что это базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики и обеспечивающая их устойчивое функционирование, наполнение потребительского рынка, и являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.

От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении - около 4 млн. человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности. Таким образом, степень подготовленности и уровень квалификации работников машиностроения во многом определяет кадровый потенциал промышленности России.

Машиностроение в советской экономике относилось к тяжелой промышленности, так называемой, группе «А» - «производства средств производства» и его развитию придавалось приоритетное значение. Доля машиностроительного производства находилась на уровне развитых стран и составляла более 40%. По состоянию на 1990 год машиностроение включало 11 крупных комплексных отраслей и около 100 специализированных. По общему объему выпуска продукции машиностроения СССР занимал второе место в мире после США, а по производству отдельных видов машин и оборудования, например, тракторов по суммарной мощности двигателей - первое место в мире. Опережающими темпами росло производство станкостроительной и инструментальной промышленности, создающей предпосылки для технического прогресса во всех отраслях машиностроения.

В 90-е годы, в период спада экономики объем производства машиностроительной продукции снизился в несколько раз, причем удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства сократился до 16%. Наибольший спад произошел в самых передовых отраслях машиностроительного комплекса, таких как: станко - авиа- и приборостроении, электронной и электротехнической промышленности и др.

Причины кризиса машиностроения во многом схожи с причинами кризиса других отраслей народного хозяйства. Во-первых, промышленность была построена по отраслевому принципу с высоким уровнем специализации и низким уровнем межотраслевого и внутриотраслевого обмена. Во-вторых, разрушилось единое экономическое пространство СССР и стран СЭВ. В-третьих, российская экономика во многом зависела от сырьевых цен и импорта капитала. В-четвертых, в нашей стране искусственно сдерживалась инфляция, приведшая к кризису в августе 1998 года.

Однако ряд специфических особенностей, присущих только машиностроительным предприятиям, сделали кризис машиностроения наиболее глубоким и болезненным. К числу этих особенностей следует отнести: относительно низкий уровень рентабельности производства, высокий уровень накладных расходов, энергоемкости и металлоемкости технологий, длительный производственный цикл и, как следствие, длительный период возвратности инвестиций. Машиностроительное предприятие имеет также относительно низкий уровень фондоотдачи, высокий уровень специализации и милитаризации, потребность в дорогостоящем высокотехнологичном оборудовании и, безусловно, в высококвалифицированных инженерно-технических и рабочих кадрах. Кроме этого, на машиностроительное предприятие влияет наличие объемной и разветвленной социальной инфраструктуры, а также неудовлетворительное соотношение площадей, непосредственно используемых в основном производстве, и общей площади, занимаемой предприятием.

В настоящее время в структуре машиностроительного комплекса объединено более 7,5 тысячи крупных и средних предприятий девяти бывших отраслевых министерств. Из них 3,3 тысячи предприятий, наиболее значимых для промышленности, курируются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Основная часть предприятий приватизирована (90%), причем более 80% из них выкуплены полностью. Основная доля государственной собственности сконцентрирована в научных учреждениях и проектных организациях.

В зависимости от того, на какой рынок ориентирована продукция, выпускаемая предприятиями, их условно можно объединить в 5 групп:

группа отраслей инвестиционного машиностроения (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное машиностроение), развитие которых определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;

группа предприятий тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности, зависящих от платежеспособности сельхозпроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, а также частично от спроса населения;

группа наукоемких отраслей - станкостроение, электротехника, в том числе и бытовая, приборостроение, так называемые комплектующие отрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех других отраслей промышленности, включая и само машиностроение;

автомобильная промышленность, выпуск продукции которой ориентирован на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребность предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов);

группа предприятий оборонных отраслей, производящих продукцию для Минобороны России и других государственных нужд (в том числе, по двойным технологиям), а также экспортных поставок через Рособоронэкспорт для других потребителей.

В русле неоиндустриализационных настроений последних лет все больше внимания уделяется вопросу о развитии машиностроения в Свердловской области как материальной базы экономической и национальной безопасности.

Для машиностроения Свердловской области характерно комплексное развитие, однако в его структуре наблюдается перекос в сторону преобладания производств базовых отраслей - тяжелого и общего машиностроения. Такая структура определяет высокую металлоемкость и энергоемкость отрасли в целом.

Наибольший вес в объеме производства приходится на производство бронетанковой техники и боеприпасов, тяжелое, энергетическое и горное машиностроение, транспортное машиностроение, нефтегазовое и химическое машиностроение, электротехническую промышленность и приборостроение. За последние годы доля машиностроения в структуре промышленного производства области увеличивалась и составляет около 20%, уступая лишь металлургическому производству.

В области сформировались три центра машиностроения - так называемый североуральский «куст» городов, нижнетагильский «куст» городов и екатеринбургское промышленное кольцо, концентрирующее наиболее наукоемкие и «тяжелые» производства. Специализация на производстве «тяжелой» продукции обусловливает преобладание в структуре отрасли производств устаревших технологических укладов. Инновационные производства сконцентрированы в основном на предприятиях ВПК и составляют около 6%.

В отрасли сложилась ситуация несоответствия структуры производства и сопутствующих инфраструктур запросам рыночной экономики. На территории области только формируются элементы инновационной инфраструктуры - технопарки, специализированные производственные кластеры, особые экономические зоны, бизнес - инкубаторы, способные стать точками роста.

Дефицит собственных металлических руд, воды и энергии усиливают зависимость отрасли от внешних факторов. Последние два десятилетия в отрасли наблюдается процесс разрушения сложившихся межотраслевых связей. Сегодня он усугубляется ситуацией на Украине.

Общей чертой машиностроения области является высокий износ основных производственных фондов, техническое и технологическое отставание.

На промышленных предприятиях наиболее изношенными являются оборудование и машины (коэффициент износа 70,3 %), производственные сооружения (66,1 %), инструменты и инвентарь (82,1 %). Доля рабочих и силовых машин с возрастом свыше 15 лет составляет более 60% в общем их количестве, недостаточен удельный вес прогрессивных видов оборудования, медленно внедряются гибкие производственные модули, промышленные роботы.

Возрастные и структурные диспропорции парка оборудования в промышленном комплексе обусловливают низкий уровень использования оборудования. В настоящее время на многих промышленных предприятиях имеет место односменный режим работы, значительна доля незагруженного оборудования по всем производственным переделам:

· литейное производство - 63%;

· кузнечнопрессовое производство - 49,8%;

· сварочное производство - 51,2%;

· механообработка - 48,6%;

· гальваника - 54,8%;

· термообработка - 56,7%;

· механосборка - 55,3%.

Продукция отрасли характеризуется ограниченностью номенклатуры. Отрасль испытывает дефицит квалифицированных кадров. Старение трудовых ресурсов и общее падение их качества усугубляется сохранением невысокого уровня заработной платы в отрасли. Разрушение региональной системы профессионального образования вынуждает предприятия увеличивать расходы на подготовку кадров. Темпы роста машиностроения в регионе последние годы были достаточно высокими, даже с поправкой на кризисные явления 2008-2009 гг. В настоящее время идет процесс послекризисного восстановления отрасли. Положительная динамика темпов роста наблюдается по всем отраслям машиностроения, растет производство основных видов промышленной продукции - генераторов и электродвигателей переменного тока, доменного, сталеплавильного и прокатного оборудования, машин и оборудования для строительства и содержания дорог, грузовых вагонов, медицинской техники, и др. Однако рост зачастую экстенсивен и носит восстановительный характер - по некоторым видам продукции машиностроение области до сих пор не вышло на уровень 1989 г., а потому можно говорить о несоответствии темпов роста машиностроения стратегическим целям, определенным Стратегии социальон-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года.

В регионе сложилась неэффективная структура экспорта и импорта. Доля машиностроительной продукции в структуре экспорта региона составляет около 19% и носит первичный характер. В структуре импорта доля машиностроительной продукции составляет практически 60%, причем преобладает продукция с высоким уровнем переработки. Доля продукции регионального машиностроения на мировых рынках составляет менее 1%, стремительно уменьшается на отечественном рынке. В отрасли наблюдается значительное увеличение объемов финансирования, основная доля которого приходится на гособоронзаказ. В целом же низкая доходность предприятий обусловливает недофинансированность отрасли в целом. Представляется вероятным, что при сохранении существующих тенденций роль машиностроения в экономике Свердловской области будет неуклонно снижаться, уступая место металлургии и первичному переделу металлов. При отсутствии мощных импульсов к развитию извне, существующая структура отрасли не позволит быстро и качественно переориентировать производство на выпуск современной (не говоря уже об инновационной) продукции с высокой добавленной стоимостью. С настороженностью следует относиться и к вступлению России в ВТО, поскольку региональное машиностроение, лишенное государственной поддержки, не сможет конкурировать на равных с зарубежными производителями.

Тем не менее, повышение интереса региональной власти к проблемам отрасли, появление отраслевых стратегических и прогнозных документов, Программы «Развитие промышленности Свердловской области и повышение ее конкурентоспособности», интенсификация работы по изменению сложившейся ситуации позволяют говорить и о том, что кампания по третьей индустриализации Урала в целом и Свердловской области в частности может и должна увенчаться успехом, а роль и доля машиностроения региона будет расти не только в стране, но и в мире.

Характеристика проведена на основе мониторинга основных показателей на 22 машиностроительных предприятиях Свердловской области, из них 10 предприятий г.Екатеринбурга. Охват мониторингом предприятий по итогам 2015 года остался примерно таким же, как за 1 полугодие 2015 года, когда в мониторинге приняло участие 19 предприятий, в то же время ниже, чем по итогам 2014 года, когда принимало участие 26 предприятий.

Сравнительные оценки по основным показателям 2015 года к 2014 году даны по совокупности предприятий, по которым имеются показатели как 2015, так и 2014 года. Между тем, оценки дебиторской и кредиторской задолженности за предыдущий период у некоторых предприятий отсутствовали. Также сложно оценить динамику изменения балансовой прибыли, поскольку показатель темпы изменения прибыли в случае изменения знака может интерпретироваться неоднозначно.

Тем не менее в результате анализа выявлены следующие тенденции.

В отличие от первой половины 2015 года, когда в целом по обследуемым предприятиям объем отгруженной продукции составил лишь 72,8% к аналогичному периоду 2014 года, по итогам года данный показатель составил 102,1%, что не может говорить о выправлении сложного положения, в котором находятся машиностроительные предприятия области. В то же время выправляется ситуация с выпуском продукции весьма неравномерно. Так, на машиностроительных предприятиях г.Екатеринбурга, участвующих в мониторинге, объем отгруженной продукции в 2015 году упал по сравнению с 2014 годом на 4,1%, а на машиностроительных предприятиях малых городов вырос на 29,7%.

Наибольшее падение объемов производства в 2015 году по сравнению с 2014 годом отмечено на следующих предприятиях: ПАО «Уральский завод тяжелого машиностроения» - 78,3%, ЗАО «Лесмаш» - 81%, ОАО «Косулинский абразивный завод» - 85,4%, ООО «Арсенал-НТ» - 87%, ЗАО «Уральский турбинный завод» - 93%. Причем падение в ООО «Арсенал-НТ» произошло на фоне роста в первом полугодии, составившим 106,5% по сравнению с первым полугодием 2014 года.

В то же время на большинстве предприятий отмечен рост производства. Так, объем отгруженной продукции в 2015 году по сравнению с 2014 годом составил: ОАО «Артемовский завод «Вентпром» - 217,9%, ЗАО «Региональный центр лазерных технологий» - 173,2%, ЗАО «Уралэлектромаш» (г.Каменск-Уральский) - 145%, ООО «Режевское предприятие «Элтиз» - 130,7%, ООО НПО «Экспериментальный завод» (г.Реж) - 128%, ОАО «Артинский завод» - 124%, ОАО «Уралбурмаш» (п.В.Серьги) – 123,8%, ООО «ИМЗ» (г.Невьянск) – 116%, ООО «СИЗ» - 115,4%, ООО «Пумори» - 112,7%. Как видим, большинство предприятий, на которых зафиксирован рост производства находится на территории периферийных муниципальных образований. Отметим, что на ООО «С ИЗ» по итогам полугодия объем отгруженной продукции по сравнению с первым полугодием 2014 года составлял всего лишь 60,15%,

Сравнительная оценка по предприятиям, участвующим в мониторинге 2015 года, показывает, что среднесписочная численность работающих на машиностроительных предприятиях сократилась и составила на 1.01.2016 г. 86,9% к численности за 1.01.2015 г.

Столь существенное сокращение вызвано, по-видимому, определенной сменой кадровой политики ряда машиностроительных предприятий области. В условиях продолжающегося в стране экономического кризиса и финансовых затруднений руководители предприятий машиностроения все чаще прибегают к политике сокращения кадров, без которых они могут, как они считают, обойтись. Так, если в первом полугодии 2015 г. большое падение численности работающих отмечалось лишь на ПАО «Уральский завод тяжелого машиностроения» - 684 человека, или на 21,2%, то во втором полугодии значительные сокращения произошли на ОАО «Уралхиммаш», ЗАО «Уральский турбинный завод», ряде других предприятий. В целом по итогам года, наибольшее снижение численности в сравнении с 1.01.2015 произошло на: ОАО «Уралхиммаш» - 66%, ПАО «УЗТМ» - 80,3%, ОАО «Уралбурмаш» - 80,4%, ЗАО «Уральский турбинный завод» - 81,8%, ОАО «Косулинский абразивный завод» - 82,2%, ОАО «Красногвардейский крановый завод» - 82,2%, по итогам 2015 года.

В то же время отмечаем, что по решимости сокращать численность работающих, впереди всех идут предприятия г.Екатеринбурга, численность которых сократилась в 2015 году на 16,5%, в то время как на предприятиях малых городов только на 6,7%. Численность работающих на машиностроительных предприятиях средних городов даже увеличилась на 9,9%, но делать из этого закономерность не следует, поскольку в выборке представлено всего 2 предприятия.

Тем не менее отметим их и некоторые другие, где зафиксирован рост численности занятых в 2015 году по сравнению с 1.01.2015 г.: ООО «Свердловский инструментальный завод» - 120,6%, ООО «Арсенал-НТ» - 111,6%, ЗАО «Уралэлектромаш» - 109,2%, ООО «Пумори» - 107,1%,

В 2015 году в условиях отсутствия серьезного роста объемов производства и некоторого сокращения численности работающих, произошло повышение производительности труда на машиностроительных предприятиях области.

В целом по обследуемым предприятиям она составила в 2015 году

117,4 % к уровню 2014 года. Но основной причиной является все таки не повышение технического уровня, а банальное сокращение. Но есть исключения. Так, на ряде предприятий наблюдалось снижение объемов производства при сохранении численности работающих и даже их увеличении. В результате производительность труда в 2015 году составила от уровня 2014 года на ЗАО «Лесмаш» - 81,9%, ООО «Арсенал-НТ» - 78%.

В то же время предприятия в 2015 году продолжали осуществлять мероприятия по увеличению инвестиций в основной капитал. В целом по обследуемым предприятиям уровень инвестиций вырос по сравнению с 2014 годом на 8% и составил 5228,4 млн.руб, и в этом основной вклад внесли предприятия г.Екатеринбурга – 5050,5 млн. руб., или 96,6%. Серьезное увеличение инвестиций произошло на ЗАО «Региональный центр лазерных технологий (186,4% от инвестиций в 2014 году), ОАО «Уральский компрессорный завод» (450%), ПАО «УЗТМ» (131%), ООО «НТЭАЗ Электрик» (153,3%), ОАО «Косулинский абразивный завод» (242,8%), ОАО «Красногвардейский крановый завод» (1348,7%). Впрочем, столь существенное увеличение инвестиций на последнем, во-многом, связано с низким уровнем инвестиций на нем в 2014 году.

Отметим также предприятия, на которых уровень инвестиций сократился больше всего. Это, прежде всего, ОАО «Свердловский завод трансформаторов тока», инвестиции на котором, в 2015 году составили от 2014 года 46,4%, ЗАО «Уральский турбинный завод» - 62%, ООО «Арсенал-НТ» - 11%, ОАО «Карпинский электромашиностроительный завод» - 41,4%, ОАО «Артинский завод» - 40%, а также ОАО «Уралбурмаш», на котором инвестиций в 2015 г., можно отметить, практически вообще не было..

Несмотря на то, что роста объемов производства на машиностроительных предприятиях Свердловской области практически не было, уровень средней заработной платы продолжал расти, хотя темпы роста существенно снизились и были меньше темпа роста инфляции. Так, в 2015 году уровень средней заработной платы на обследуемых машиностроительных предприятиях Свердловской области достиг 34876,3 рубля в месяц, что на 6,8% больше, чем в 2014 году.

Необходимо отметить, что наряду с предприятиями, где наблюдался значительный рост заработной платы: ООО «ИМЗ» на 26,3%, Красногвардейский крановый завод – на 19,5%, ЗАО «Уралэлектромаш» - на 23,8%, ЗАО «Региональный центр лазерных технологий» - на 12,6%, ООО «Пумори» - 14,3%, ООО «НТЭАЗ Электрик» - на 18,9%, есть предприятие, где заработная плата существенно снизилась – ООО НПО «Экспериментальный завод» на 7,8%.

По-прежнему, наблюдается тенденция значительной дифференциации заработной платы. Наряду с предприятиями, где она составила в 2015 году более 40 тыс. рублей в месяц, таких как ЗАО «Уралэлектромаш» - 54885, ООО «Арсенал-НТ» - 44100, ЗАО «Уральский турбинный завод» - 46479, ОАО «Уралхиммаш» - 45522, ООО «Пумори» - 40000, есть значительное количество машиностроительных предприятий, особенно на периферии, где средняя зарплата составляет менее 22000 рублей в месяц, что не позволяет обеспечить достойный уровень жизни работников: ОАО «Карпинский электромашиностроительный завод» - 18504, ООО «Режевское предприятие «Элтиз» - 13713, Красногвардейский крановый завод – 17872,7, ООО «Артинский завод» - 13169, ОАО «Уралбурмаш» 19646.

Экономический кризис отразился на финансовое положение машиностроительного комплекса Свердловской области в 2015 году. Так, суммарная прибыль обследуемых предприятий оказалась отрицательной и составила: - 2465,5 млн. рублей, впрочем основная роль данного принадлежит двум предприятиям: ПАО «УЗТМ» - 2640 млн. руб. убытков, ОАО «Уралхиммаш» - 453 млн.руб. убытков.

Большая часть остальных предприятий завершила 2015 год с прибылью, но назвать ее значительной нет оснований.

Можно отметить стабильную финансовую ситуацию на ООО «Пумори», ОАО «Карпинский электромашиностроительный завод».

Сокращение прибыльности обусловливает осторожную финансовую политику предприятий. Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности в 2015 году осталось положительным (дебиторская задолженность составила 127,4% от кредиторской в отличие от 117,3% по итогам 1 полугодия 2015 года). В то же время абсолютные размеры кредиторской задолженности растут быстрыми темпами – на 81,7% в течение 2015 года по сопоставимой базе предприятий.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий машиностроительного комплекса Свердловской области в 2015 году в сравнении с 2014 годом приведены в приложении 1.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: