Система экологического законодательства на федеральном и региональном уровнях




 

 

 

Российская Федерация Субъекты Российской Федерации |
Федеральные законы, определяю­щие правовое регулирование на территории Российской Федерации Законы субъектов Российской Федерации
Указы Президента РФ, Постановления Государственной Думы Российской Федерации, Постановления (распоряжения) Правительства Российской Федерации Постановления (распоряжения) органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Система государственных стандар -тов (ГОСТы) и строительных норм и правил (СНиП) Система региональных стандартов и нормативов, межведомственной и ведомственной нормативно-ме­тодической документации органов субъектов Российской Федерации
| Система отраслевых стандартов
Система межведомственной и ведом­ ственной нормативно-методиче­ ской документации (приказы, По­ ложения, инструкции и пр.) федеральных органов [исполнительной власти_________

£ Питулько



4) порядок проведения ОЭЭ, включая:
объекты ОЭЭ;

условия проведения ОЭЭ;

отказ в государственной регистрации заявления о проведе нии ОЭЭ;

принятие заключения ОЭЭ;

5) права и обязанности заказчиков документации, подлежа щей экологической экспертизе;

6) финансирование государственной и общественной экологи­ческой экспертизы; \

7) виды нарушений законодательства Российской Федераци-об экологической экспертизе;

8) порядок разрешения споров в области экологической экс-; пертизы между субъектами Российской Федерации и между муни­ципальными образованиями.

Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязатель-; ных условий финансирования и реализации ее объекта. Оно имеет юридическую силу в течение срока, определенного специально уполномоченным государственным органом в области экологиче­ской экспертизы.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» установ­
лена ответственность за нарушения законодательства Российской
Федерации в этой области. !

Споры в области экологической экспертизы между субъектами Российской Федерации разрешаются посредством согласования решений по предметам спора и принятия согласительных доку­ментов. В случае отсутствия таких решений эти споры разрешаются; в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации. Споры в области экологической экспертизы между муни­ципальными образованиями разрешаются в судебном порядке соответствии с процессуальным законодательством.

Система подзаконных актов в области природопользования,

Охраны окружающей среды и обеспечения экологической

Безопасности

Как уже отмечалось ранее, согласно Конституции России ской Федерации в совместном ведении Российской Федераци-и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и рас поряжения землей, недрами, водными и другими природным ресурсами; природопользование, охрана окружающей природ­ной среды и обеспечение экологической безопасности, особ охраняемые природные территории; земельное, водное, лесно законодательство, законодательство о недрах, об охране окру-1 жающей природной среды. По предметам совместного ведени должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соот-


1. Конституция Российской Федерации.

2. Международные договоры РФ, нормы и принципы междуна­родного права.

3. Федеральные законы.

4. Акты палат Федерального Собрания РФ, Указы и распоряже­ния Президента РФ.

5. Постановления Правительства РФ.

6. Нормативные правовые акты федеральных органов исполни­тельной власти (ГОСТы, ОСТы, межведомственные документы, ведомственные документы).

В том случае, когда противоречащие друг другу нормативные правовые акты равны по юридической силе, применяют норма­тивный акт, принятый позднее. Если друг другу противоречат об­щая и специальная нормы (содержащиеся в одном или нескольких правовых актов), применяется норма, имеющая более специаль­ный характер.

Официальное разъяснение нормативного правового акта осу­ществляют государственные органы, принявшие толкуемый пра­вовой акт. Особую разновидность судебного толкования составля­ют постановления пленумов Верховного суда РФ и Высшего Ар­битражного суда РФ.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76) по пред­метам совместного ведения, к которым относится охрана окружа­ющей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и прини­маемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации. Нормативно-правовая база в этой области на региональном уровне формируется на основе федеральных за­конов с учетом местных условий.

Перестройка социально-экономической системы вносит непре­рывные коррективы в законодательную и нормативно-правовую базу в области охраны окружающей природной среды, обеспече­ния экологической безопасности и рационального природополь­зования.

1.3. Нормативная база в области проектирования народно­хозяйственных объектов

Вопросы нормативно-правового обеспечения проектирования напрямую связаны с общей структурой экологического права Рос­сии, источниками которого признаются нормативно-правовые акты, регулирующие экологические отношения, в том числе по­средством норм и правил. Становление и развитие экологического права РФ относится к концу 1980-х— 1990-м гг., когда был принят широкий спектр законов, регулирующих деятельность в области


Практически все законы, регулирующие вопросы охраны окр жающей среды, природопользования и обеспечения экологич ской безопасности, являются рамочными. Их отдельные полож ния дополняются Указами Президента РФ и Постановлениями П вительства РФ. Во исполнение их, в свою очередь, разрабатывав ся и принимаются нормативно-правовые акты федеральных орг" нов исполнительной власти Российской Федерации. В результа^ возможны ситуации, когда несколько несоответствующих друг дру нормативных правовых актов одновременно регулируют один тот же предмет. Для решения подобных проблем последователь-применяются следующие правила.

Нормативный правовой акт, как правило, распространяет ев: действие на правоотношения, возникшие только после введе* его в действие. В особо установленных случаях действие акта ра4 пространяют и на правоотношения, которые возникли до введ~ ния его в силу. Однако некоторые категории нормативно-правов-актов не могут иметь обратной силы.

Законы и другие нормативные правовые акты, действовав! на территории РФ до вступления в силу Конституции Российско Федерации, применяются в части, ей не противоречащей. Соот­ветственно, нормативные акты бывшего СССР и РСФСР прим^ няются в части, не противоречащей нормативным правовым ак там, изданным после вступления в силу Конституции Российско Федерации.

Если нормативные акты противоречат друг другу, примени обладающий наибольшей юридической силой. Соотношение но; мативных актов органов государственной власти Российской Фе дерации и субъектов Российской федерации обусловливается раз граничением предметов ведения. Согласно Конституции Российс кой Федерации (ст. 76) по предметам совместного ведения, к кр торым относится охрана окружающей среды, природопользоЕ ние и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними зако, ны и иные нормативные акты субъектов Российской Федеращг Вне сферы ведения Российской Федерации и ведения, совмести го с субъектами РФ, субъекты осуществляют собственное прав вое регулирование, включая принятие законов и иных нормати ных правовых актов.

Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федер ции не могут противоречить федеральным законам. В случае про воречия действует федеральный закон. В сфере ведения субъе Российской Федерации действует нормативный правовой а субъекта РФ.

Определение юридической силы нормативного правового а на уровне федерации производится согласно иерархии правов актов.


7. Экологические требования к продукции устанавливаются на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую про­дукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду. Нормативы предельно допустимых воздействий должны быть соблюдены в процессе производства, хранения, транс­портировки и использования продукции.

8. Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую при­родную среду устанавливаются при формировании территориаль­но-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов с учетом потенциальных возможностей окружающей среды, необ­ходимости рационального использования территориальных и при­родных ресурсов.

9. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других тер­риторий от загрязнения и других вредных воздействий.

Практически во всех законах, затрагивающих вопросы эколо­гической безопасности, а также в законах ресурсного блока суще­ствуют раздел или статья, регламентирующие вопросы экологи­ческого нормирования применительно к конкретному объекту права. Существенным элементом нормативно-правового обеспечения экологического нормирования в РФ является стандартизация, т.е. разработка широкого перечня стандартов, включающих ГОСТы, ОСТы, СанПиНы, СНиПы, ПДК и т.д.

В нормативно-правовом обеспечении экологического нормиро­вания высока роль международных природоохранных актов (см. разд. 1.1). По отношению к российскому законодательству международ­ная норма является приоритетной и после ратификации Федераль­ным Собранием РФ вступает в силу взамен национальной.

Постановлением Правительства РФ от 03.08.92 № 545 «О по­рядке разработки и утверждения экологических нормативов вы­бросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природ­ную среду, лимитов использования природных ресурсов, разме­щения отходов» были установлены нормативные объемы выбро­сов и сбросов (предельно допустимые и временно согласованные), порядок определения органами МПР России лимитов на разме­щение отходов конкретным предприятиям, учреждениям и орга-низациям-природопользователям, с указанием этапов и сроков до­стижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!