Состояние нормативной базы в области проектирования




Основополагающие нормы экологического обоснования про­ектов содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»; экологическому нормированию отведена самостоятельная глава (гл. V «Нормирование качества окружающей природной сре­ды»). В ней выделено и охарактеризовано несколько видов эколо­гических нормативов, норм и требований.

1. Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вред­ных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологи-1 ческих веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы,, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генети­ческого фонда, охраны растительного и животного мира.

2. Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и дру­гих биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощ­ностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и ины: вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей природной среде.

3. Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, виб-* рации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий! устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.

4. Нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных ве ществ в окружающей природной среде и продуктах питания, пре дельно допустимого уровня радиационного облучения населен* устанавливаются в величинах, не представляющих опасности здоровья и генетического фонда человека.

5. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих со­блюдение нормативов предельных допустимых остаточных коли­честв химических веществ в продуктах питания.

6. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств хи­мических веществ в продуктах питания устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здо* ровья человека, по каждому используемому химическому веще­ству и при их суммарном воздействии.


оценку современного экологического состояния отдельных ком­понентов природной среды и экосистем в целом, их устойчивости к техногенным воздействиям и способности к восстановлению;

разработку прогноза возможных изменений природных систем при осуществлении намечаемой деятельности.

Кроме того, изыскания должны обеспечить разработку реко­мендаций по предотвращению вредных и нежелательных послед­ствий намечаемой деятельности, организации производственно­го мониторинга, сохранению социально-экономических, исто­рических, культурных, этнических и других интересов местного населения. Таким образом, согласно СНиП 11-02-96 содержание инженерно-экологических изысканий выходит за рамки изуче­ния окружающей природной среды и прогноза воздействия на нее. В документе также устанавливается необходимость прогноза возможных неблагоприятных последствий и анализа возможных непрогнозируемых последствий строительства и эксплуатации объекта. Наконец, документ устанавливает требования к техни­ческому отчету по результатам инженерно-экологических изы­сканий.

СП 11-11-02-97. Инженерно-экологические изыскания для стро­ительства.Детализируют положения СНиП 11-02-96 применительно к инженерно-экологическим изысканиям, создавая методическую основу для проведения исследований (изысканий) в рамках про­цесса ЭО. Документ описывает содержание инженерно-экологи­ческих изыскании на разных стадиях подготовки инвестиционного проекта.

Наконец, следует упомянуть несколько организационно-мето­дических документов рекомендательного характера.

«Рекомендации по экологическому сопровождению инвестицион­но-строительных проектов»(Минстрой России, 1998). Подготовле­ны с целью предложить оптимальный порядок действий заказчика (разработчика) при планировании и проектировании намечаемой деятельности, учитывающий требования действующего законода­тельства, нормативных документов Госстроя России, Госкомэко­логии России и других ведомств. Термин «экологическое сопро­вождение», предлагаемый документом, охватывает экологическое обоснование намечаемой деятельности, а также экологический мо­ниторинг при ее осуществлении.

«Практическое пособие к СП 11-101-95 по разработке раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» при обосновании ин­вестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений»(Мин­строй России, 1998). Документ описывает примерное содержание раздела, приводит характеристики и показатели состояния ком­понентов окружающей среды, характеристики намечаемой деятель­ности, источники информации и методики расчетов, которые ре­комендуется использовать при подготовке раздела.


тивных документов, регулирующих проведение заказчиком оцен­ки воздействия на окружающую среду. Наиболее значительными из них являются документы Госстроя России (строительные нор-' мы и правила, своды правил). Эти акты определяют требования кпроектной документации, в том числе к отражению в ней эколо-, гических характеристик намечаемой деятельности.

СП 11-101-95. Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснований инвестиций в строительство предприятий, зда­ний и сооружений.Определяют требования к предпроектной доку­ментации — обоснованию инвестиций, которое отражает основ­ные параметры намечаемой деятельности. Согласно данному доку­менту в состав обоснования инвестиций входит раздел «Оценка; воздействия на окружающую среду». В СП не приведены конкрет­ные требования к этому разделу, а лишь указано, что они опреде­ляются нормативными документами специально уполномоченно­го органа в области экологической экспертизы, Минстроя (Гос­строя России) и другими актами, регулирующими природоохран­ную деятельность.

СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласова­ния, утверждения и составе проектной документации на строитель­ство предприятий, зданий и сооружений.В них разработаны Минст­роем России и сформулированы требования к проектной доку­ментации (технико-экономическому обоснованию).

Согласно этому документу проект должен содержать информа-, цию о предполагаемых выбросах и сбросах, технических решениях по их предотвращению, отходах, подлежащих размещению. В со-, став проектной документации должен входить раздел «Охрана окру­жающей среды», требования к которому также установлены до-! полнительными документами МПР России. Содержание этого раз­дела определяется «Инструкцией по экологическому обоснова­нию...».

СНиП 22-01-95. Геофизика опасных природных последствий.Регламентируют требования к составу работ по обследованию опас­ных природных явлений, в основном процессов гравитационного; ряда, установлению размеров буферных и защитных зон, исполь­зованию систем и средств наблюдений за состоянием и динами-, кой изменения экодинамических процессов.

СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения.Устанавливают общие положения и основ­ные требования к организации и порядку проведения инженерных изысканий, в том числе — инженерно-экологических. Результатом последних является информация, необходимая для экологическо­го обоснования намечаемой деятельности. Инженерно-экологиче­ские изыскания должны, в частности, обеспечивать:

комплексное изучение природных и техногенных условий тер­ритории, ее хозяйственного использования и социальной сферы;


ципы ЭО в российском нормативно-законодательном контексте. Положение касается не только оценки воздействия отдельных про­ектов, но может применяться и к объектам стратегического уров­ня (планам, программам и т.д.), а также к «непроектным» объек­там (таким, как новые технологии), т.е. ко всем видам деятельно­сти, для которых проводится ГЭЭ. В то же время конкретные тре­бования Положения практически применимы, прежде всего, для объектов проектного уровня.

Значимость Положения состоит не только в том, что оно вводит ряд принципиально новых требований к процедуре и результатам ЭО, но и в том, что оно по-новому рассматривает уже существую­щие требования в этой области. Положение впервые интерпретиру­ет как единую систему такие элементы ЭО в России, как требова­ния к ОВОС, правила подготовки инвестиционного проекта, про­цедуры ГЭЭ и ОЭЭ и правила взаимодействия с общественностью.

Существенными являются следующие принципиальные ново­введения:

оценка воздействия, проводимая заказчиком, и экологическая экспертиза рассматриваются во взаимосвязи как часть единой «на­циональной процедуры оценки воздействия»;

область применения описанной процедуры оценки воздействия распространена на все виды проектной деятельности и потенци­ально на стратегические решения, а не только на крупные проек­ты, перечисленные в приложении к Положению 1994 г.;

подробно описаны стадии оценки воздействия и установлены права и обязанности заказчика, органов государственной власти, общественности и других участников на каждой из этих стадий;

более четко установлена процедура участия общественности в оценке воздействия;

установлены требования к документации (материалам) по оцен­ке воздействия.

Важное место в российской системе экологической оценки за­нимает понятие экологического обоснования. «Инструкция по эко­логическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности» (утверждена приказом МПР России от 29.12.95 № 539) определяет его содержание и цели применительно к предпроектной и проек­тной документации в ст. 6 этого документа.

Экологическое обоснование планируемой хозяйственной и иной деятельности в предпроектной и проектной документации осуще­ствляется с целью оценки воздействия этой деятельности на окру­жающую природную среду, мероприятий для предотвращения не­гативного влияния конкретных ее объектов на экосистемы, сни­жения его до уровня, регламентированного нормативными доку­ментами по охране окружающей природной среды, а также сохра­нения природных богатств и создания благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех


«Сборник разъяснений отдельных положений и содержания пунк­тов Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составления проектных документов на строительство предприя­тий, зданий и сооружений СНиП 11-01-95»(Минстрой России, 1997). Этот документ, в частности, содержит полезные сведения о системе согласований.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!