Роль «Положения об оценке воздействия...» в системе экологической оценки в России




Российское законодательство по ЭО включает большое количе­ство нормативно-законодательных документов, изданных различ­ными ведомствами и использующих подчас различающуюся тер­минологию, а подходы, рекомендуемые в этих документах, не все­гда полностью соответствуют друг другу даже в том, что касается основных понятий. Ключевыми нормативно-законодательными актами в области экологической оценки в России, несомненно, являются Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и «Положение об оценке воздействия...» 2000 г. Они определяют об­щие принципы, а также регулируют как права и обязанности уча­стников процесса экологической оценки, так и порядок их взаи­модействия.

Система ЭО содержит такие элементы, как ГЭЭ и ОЭЭ, регу­лируемые экологическим законодательством, принципы и прави­ла подготовки предынвестиционной, предпроектной и проектной документации, отраженные в СП и СНиПах, ведомственных ин-


орологические, ландшафтные (в том числе рельеф и гидросеть), местные традиции в градостроительстве и рекреации.

Положительные стороны: сокращение числа свалок и объемов храни­мых отходов, экономия земельных ресурсов, сокращение риска загрязне­ния подземных и поверхностных вод фильтратами свалочных масс, сани­тарно-гигиенический эффект.

Отрицательные стороны: значительные капитальные затраты, высо­кие температуры сжигания, возможность появления диоксинов в выбро­сах при невыполнении технологических режимов.

Список литературы

Конституция Российской Федерации от 12.12.93 (с изм. от 09.06.01).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02 № 7-ФЗ.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями на 15.04.98).

Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учеб­ник. -- М.: Юристь, 1999. — 638 с.

Веденин И. К Экологическое право. — М.: Право и закон, 2000. — 334 с.

СНиП 1.02.01-85. Инструкция о составе, порядке разработки, согласо­вания и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений. — М.: Госстрой СССР. — 1985.

СНиП 22-01-95. Геофизика опасных природных последствий. — М., Минстрой России, ГП ЦПП, 1996. — 10 с.

СНиП 11-02-96. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. — М.: ПНИИИС Госстроя России, 1997.

Сорокин И.Д. Вопросы экологического аудита. — СПб.: Экополис и культура, 2000. — 352 с.

Экологическое право Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. Ю.Е.Винокурова. - М.: МНЭПУ, 1999. - 457 с.

Экологическое право / Под ред. И. И. Гучкова. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 415 с.

Экология, бхрана природы и экологическая безопасность: Учеб. по­собие для системы повышения квалификации и переподготовки госу­дарственных служащих / Под общ. ред. В.И.Данилова-Данильяна. — М.: МНЭПУ, 1997. - 744 с.


2. Какими основными федеральными законами определены правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологи­ческой безопасности, рационального природопользования?

3. Какими федеральными законами установлена уголовная и админис­тративная ответственность за экологические правонарушения?

4. Опишите структуру Федерального закона «Об охране окружающей среды».

5. Перечислите объекты охраны окружающей среды.

6. Перечислите особенности раздела, посвященного экологической экспертизе, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды».

7. В каком порядке определяется государственный экологический конт­роль, предусмотренный Федеральным законом «Об охране окружающей среды»?

8. Расскажите о системе законодательных и нормативно-правовых ак­тов в области охраны окружающей природной среды, обеспечения эколо­гической безопасности и рационального природопользования в Россий­ской Федерации.

9. В каком порядке определяется юридическая сила нормативного пра­вового акта на уровне Российской Федерации?

 

10. Какова цель экологического нормирования?

11. Какие виды ответственности предусмотрены в России за экологи­ческие правонарушения?

12. Каковы главные направления деятельности в области инженерной защиты окружающей среды?

13. Какими нормативными актами обеспечивается экологическая без­опасность реализации проектов хозяйственной деятельности в Россий­ской Федерации?

14. Как осуществляется управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации?

15. Чем важны принципы комплексности, региональное™ и ландшафт­ный подход при проектировании различных объектов?

Упражнения

1. Дайте экологическую оценку последствий создания интермодально­
го транспортного коридора Запад—Восток (на примере трассы Берлин—
Москва).

Экологические преимущества интермодального коридора: возможность объединения природоохранных мер на всех видах транспорта, локализа­ция воздействий вдоль трассы (шум, загазованность, возможность актив­ной инженерной защиты бордюрных зеленых зон, организации проходов для миграции животных), современная обработка грузопотоков.

Экологические ущербы: возрастание удельной техногенной нагрузки на компоненты среды, наличие сосредоточенного линейно-полосного источника воздействий, неизбежная дефрагментация природных ландшаф­тов, возможная утрата биоразнообразия.

2. Проведите экологическую оценку последствий создания мусоросжи­
гательного завода в вашем городе. Учтите природные условия: гидромете-

нансируемого проекта, поскольку эти требования действуют и на территории России.

Типовой цикл выбора, подготовки, разработки, осуществле­ния и последующей оценки проекта за счет предоставления инве­стиционных займов банками протекает в следующей последова­тельности.

1. Отбор проекта для финансирования.

2. Подготовка проекта.

3. Подробная проработка проекта.

4. Оценочное заключение по проекту.

5. Переговоры о предоставлении кредита.

6. Выдача разрешения на предоставление кредита.

7. Осуществление проекта.

8. Контроль за проведением работ.

9. Завершение проекта.

Требования банков к кредитованию проектов в части охраны окружающей среды заключаются в том, чтобы принятые к рас­смотрению проекты были экологически приемлемыми и обеспе­чивали устойчивое состояние окружающей природной среды, а любые последствия для нее можно было бы выявить заблаговре­менно и принять их во внимание при подготовке проекта.

Требование о том, чтобы проекты обеспечивали устойчивость окружающей среды, подтверждает известный экономический прин­цип: капитальные затраты не должны рассматриваться в качестве дохода. Доход является максимальным количеством продукции, которое может быть получено благодаря проекту без ущерба для его возможностей давать то же количество продукции в будущем. Проект, превышающий регенеративные возможности окружаю­щей его среды, снижает свои собственные будущие возможности производства продукции.

Обеспечение устойчивого развития требует учета экологического фактора на всех этапах инвестиционной деятельности: от возник­новения замысла до его реализации и восстановления состояния среды обитания после завершения деятельности в рамках этого замысла. Учет экологического фактора должен быть не дискрет­ным, а непрерывным и осуществляемым в рамках единого подхо­да в виде экологического сопровождения инвестиционного проек­та, которое включает в себя следующие этапы.

1. Экологическая классификация проекта (заявитель/заемщик обо­сновывает, а банк анализирует доказательства необходимости рас­сматривать экологические проблемы в рамках реализации настоя­щего проекта). Экологическая классификация производится на ста­дии отбора проектов, предложенных для финансирования как с целью оценки, какие аспекты предлагаемого проекта не значимы с точки зрения экологических требований и можно ли в дальней­шем их не рассматривать, так и с целью выявления важнейших


ГЛАВА 2





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!