Разработка экологических разделов технико-экономического обоснования




Проблемы столичных регионов.Над крупными городами атмо­сфера содержит в 10 раз больше аэрозолей и в 25 раз больше газов. Более активная конденсация влаги приводит к увеличению осад­ков на 5—10 %. Самоочищению атмосферы препятствует сниже­ние на 10—20 % солнечной радиации и скорости ветра. При этом 60 — 70 % газового загрязнения дает автомобильный транспорт. Поэтому серьезный вклад в снижение загазованности атмосферы городов могут внести мероприятия по совершенствованию управ­ления автомобильными потоками и рационализации перевозок внутри города. Создание в городах единой автоматизированной системы управления перевозками может резко снизить пробег ав­томобилей в черте города и, соответственно, уменьшить загрязне­ние их воздушного бассейна.

Характеризуя загрязнение воздушного бассейна города, необ­ходимо упомянуть о том, что оно подвержено заметным колеба­ниям, вызываемым как погодными условиями, так и режимом Работы предприятия и автотранспорта.


негативных факторов свидетельствуют о возможностях объекта вг действия продуцировать защитную реакцию.

Соотношение опасности и безопасности есть мера состоят защищенности жизненной среды, т.е. среды реализации чело~ ческой деятельности. Исходя из вышеизложенного, состояние с щищенности — зафиксированное (осознанное) положение ка" ственных и количественных значений характеристик внешних внутренних связей объектов реального мира, при котором обе печиваются процессы воспроизводства жизненной среды на р личных иерархических уровнях системы организации жизни Земле.

Экологическая безопасность рассматривается как совокупно определенных свойств окружающей среды и создаваемых целен равленной деятельностью человека условий, при которых подпг живаются гармоничная структура взаимосвязи и саморегуляц; естественных процессов; удерживаются на минимально возмо * ном уровне риска антропогенное воздействие на окружающую сре( и происходящие в ней негативные изменения; обеспечиваю сохранение экологического равновесия в экосистемах, здоро людей; исключаются отдаленные последствия вредных воздейств для настоящего и последующего поколений.

Процессы взаимодействия взаимообусловлены. Природная сж' да служит источником ресурсов, необходимых для функциог рования техносферы и поддержания искусственной жизненн среды современного человека. Ресурсы биосферы в виде исх ных компонентов участвуют в технологических процессах, п образуясь в целевые продукты, и обеспечивают процесс восп~ изводства и развития техносферы на всех ее иерархических ур нях. Главные ресурсы биосферы (воздух, вода, почва, недра, ~ стительность и животный мир) признавались внеэкономическ благом и даже сегодня получают экономическую оценку ли' тогда, когда выступают в виде ресурсов человеческой деяте ности.

Экологические кризисы как следствие этого процесса прив~
к очевидным потерям и инициировали прогрессивные измене"
в общественном сознании. Само осознание человечеством глу
ны экологического кризиса произошло не от того, что сокра;
лось биологическое разнообразие, исчезли многие биологичес
виды, деградировала почва и растительность, а от того, что к
строфически изменилась ресурсная база техносферы. Выбросе
сбросы в окружающую среду потребовали колоссальных допол
тельных затрат на кондиционирование исходного природного г
рья для производства целевых продуктов. '

Практически все вещественно-энергетические процессы в тех! сфере связаны с негативным воздействием на компоненты п~ родной среды и человека.


тельно возрастать. Согласно законам аэродинамики в этих точках происходит Местное падение атмосферного давления (до десятков миллибар), которое с внутренней стороны квартала приобретает пульсирующие характер (частота около 5 — 6 Гц). Зона подобного пульсирующего давления распространяется на 15 — 20 м в стороны от промежутка между домами. Сходное, хотя и менее четко выра­женное положение наблюдается и на верхних этажах зданий с плос­кой кровлей.

Решение данной проблемы постоянно требует проведения в районах новостроек комплекса мер по нормализации ветрового режима за счет более рациональной планировки кварталов, стро­ительства ветрозащитных сооружений и посадки зеленых насажде­ний.

Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет ло­кальный характер и преимущественно вызывается средствами транс­порта — городского, железнодорожного и авиационного. Уже сей­час на главных магистралях крупных городов уровни шумов пре­вышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды в районах оживленных транспортных магистралей. Борьба с шумом в центральных районах городов затрудняется из-за плотности зас­тройки, из-за которой невозможны строительство шумозащитных экранов, расширение магистралей и высадка деревьев. Наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижение собственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение в зданиях, выходящих на наиболее оживленные ма­гистрали, новых шумопоглощающих материалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (с одновременным применением принудительной вентиляции).

Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на одного человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод дости­гают 1 м3 в сутки на одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.

Водоносные горизонты под городами сильно истощены в ре­зультате непрерывных откачек скважинами и колодцами и загряз­нены на значительную глубину. Коренному преобразованию под­вергается и почвенный покров городских территорий. На больших площадях под магистралями и кварталами он физически уничто­жается, а в зонах рекреаций — парки, скверы, дворы — сильно загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из ат­мосферы, обогащается тяжелыми металлами. Обнаженность почв способствует водной и ветровой эрозии.

Растительный покров городов обычно практически полностью представлен культурными насаждениями — парками, скверами,


Как правило, загазованность атмосферы днем больше, чем i чью, зимой больше, чем летом, но и здесь встречаются исклю ния, связанные, например, с фотохимическим смогом в лет время или образованием над городом застойных масс загрязне ного воздуха в ночное время. Для городов, расположенных в р~ личных климатических зонах и находящихся в специфических ла шафтных условиях, характерны различные типы критических туаций, во время которых загазованность атмосферы может дос гать критических значений, но во всех случаях они связаны с п должительной безветренной погодой.

Загрязнение атмосферного воздуха — самая серьезная эколо ческая проблема современного города; оно наносит значительн ущерб здоровью горожан, материально-техническим объект расположенным в городе (зданиям, объектам, сооружениям, п мышленному и транспортному оборудованию, коммуникац промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам), и зе ным насаждениям.

С удорожанием стоимости промышленных оборудования и п~ дукции ущерб, наносимый загрязнением воздушного бассей неуклонно возрастает. Более того, оказывается, что уже сейч целый ряд наиболее передовых отраслей промышленности, та-как электроника, точное машиностроение и приборостроен испытывают серьезные затруднения в своем развитии на терр рии городов. Предприятиям приходится затрачивать немалые с ства на очистку воздуха, поступающего в цеха, и, несмотря это, на производствах, расположенных в крупных городах, на шения технологии, вызванные загрязнением воздушного бассе на, учащаются с каждым годом.

Хозяйственная деятельность, планировка жилых кварталов, о ничейное количество зеленых насаждений приводят к тому, чт городах, особенно крупных, складывается свой микроклимат, к торый в целом ухудшает экологические характеристики. При лой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом о тывают слои атмосферы в 250—400 м, а контрасты темперах j могут достигать 5—6 °С. С ними связаны температурные инверс приводящие к повышенному загрязнению, туманам и смогу. О бо следует сказать о неблагоприятных ветровых режимах, возн" ющих во многих районах новостроек со свободной застройк Хорошо известно, что перепады атмосферного давления, в о бенности его снижение, весьма неблагоприятно сказываются самочувствии людей, страдающих сердечно-сосудистыми забо ваниями. Вместе с тем, во многих районах новостроек из-за не циональной планировки кварталов в отдельных их точках мо наблюдаться местные падения атмосферного давления. Так, в больших промежутках между двумя крупными домами при оп деленных направлениях ветра скорость его потоков может зна


\

санитарных и строительных требований, норм и правил. Запреща­ется строительство и реконструкция зданий, строений, сооруже­ний и иных объектов до утверждения проектов и отвода земельных участков в Haijrype, а также изменение утвержденных проектов в ущерб окружающей среде.

При планировании и застройке городских и сельских поселе­ний должны соблюдаться требования в области охраны окружаю­щей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвре­живанию и безопасному размещению отходов производства и по­требления, соблюдению нормативов допустимых выбросов и сбро­сов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению при­родной среды, рекультивации земель, благоустройству террито­рий и иные меры, соответствующие законодательству. Создаются защитные и охранные зоны, в том числе СЗЗ, озелененные терри­тории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования тер­ритории с ограниченным режимом природопользования.

В мае 1998 г. введен в действие Градостроительный кодекс РФ, регулирующий отношения в области системы расселения, градо­строительного планирования, застройки, благоустройства город­ских поселений, развития их инженерной, транспортной и со­циальной инфраструктур, рационального природопользования, со­хранения объектов историко-культурного наследия и охраны окру­жающей среды в целях обеспечения благоприятных условий про­живания населения.

При осуществлении всех видов градостроительной деятельно­сти обязательному исполнению подлежат государственные градо­строительные нормативы и правила —■ нормативно-технические документы, разработанные и утвержденные федеральным органом архитектуры и градостроительства субъектов РФ. При этом в гра­достроительную документацию в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы об охране окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов и землеустрой­стве.

Анализ и оценку состояния городской среды осуществляют по санитарно-гигиеническим критериям и нормам: ПДК вредных примесей в атмосферном воздухе, допустимому уровню шума и напряженности электромагнитного поля в городской застройке. Принципиально важной для решения градостроительных задач является разработка дифференцированных в зависимости от кли­матических особенностей различных районов России проектируе­мых параметров окружающей среды.

На основе микроклиматической оценки территории дополни­тельно рассчитывают возможное влияние элементов города на микроклиматические условия. Например, определяют инфляци­онный режим на территории жилых групп, микрорайонов и рай-


газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитш
ценозов не соответствует зональным и региональны^ типам еств
ственной растительности. Поэтому развитие зелены^ насаждении
городов протекает в искусственных условиях и постоянно поддеЛ
живается человеком. / I

Принципы экологического обоснования градостроительных npdj
ектов. Негативное воздействие на окружающую среду связано |
новым строительством, расширением, реконструкцией, рестаи
рацией и техническим перевооружением отдельных зданий и cd
оружений, а также благоустройством земельных участков. Ilpd
изводство собственно строительных работ (воздвижение промыш
ленных сооружений, жилых зданий и других объектов) привс!
дит к отчуждению новых территорий, нарушению гармонии ctJ
рых городских застроек и сельских ландшафтов, загрязнени!
строительным мусором, твердыми и жидкими отходами. Загряа
нение окружающей среды при этом связано также с обеспечй
нием строительства транспортными и погрузо-разгрузочным!
работами, эксплуатацией различных строительных машин, элем
тросварочных и газопламенных работ и т. п. Антропогенное воа
действие на природу возрастает и в связи с проблемой урбанй|
зации. |

Различные виды загрязнения характерны для дорожного стром|
тельства. Негативное влияние на окружающую среду связано такай
с технической эксплуатацией промышленных и гражданских зщ
ний (ремонтно-строительные работы). |

В целом степень негативного влияния строительной индустрии
на окружающую среду весьма значительна, а ее экологически 6ei
опасное развитие во многом зависит от качества проектированй|
при строгом выполнении природоохранных требований. J

Природоохранная деятельность в строительной индустрии мн<|
гопланова, так как охватывает различные сферы хозяйственной I
иной деятельности. Это добыча и производство строительных ма
териалов, собственно строительство и эксплуатация зданий, стро
ений, сооружений и иных объектов в населенных пунктах и щ
территории регионов, а также обеспечение строительства различ
ными видами работ и услуг других отраслей хозяйства. Здесь наи
более широко используются все требования в области охраны окр|
жающей среды, установленные различными федеральными, регщ
ональными и муниципальными законодательствами. Это относи!
ся не только к сфере строительной индустрии, но и к требован»!
ям, применяющимся для обеспечивающих отраслей хозяйстве^
ной и иной деятельности. |

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооруж^ ний и иных объектов должны осуществляться по утвержденные проектам, имеющим положительные заключения ГЭЭ, с соблкз| дением требований в области охраны окружающей среды, а таюй


Рис. 2.1. Функциональное зонирование территории Нижнего Новгорода:

/ — промышленная функциональная зона; 2 — рекреационная функциональная зона; 3 — акватории; 4 — мосты и основные автотранспортные магистрали; 5 — границы городской территории; 6 — метеостанции; 7 — участки ландшафтно-

экологической съемки

В городских поселениях и населенных пунктах могут устанавли­ваться территории следующих видов:

жилые (селитебные) зоны;

общественно-деловые зоны;

производственные (промышленные) зоны;

СЗЗ;

зоны инженерной и транспортной инфраструктуры;

рекреационные зоны;

зеленые зоны;

зоны специального значения;

зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенно­сти которых определяются градостроительным регламентом и


/

онов, выявляют составляющие радиационного баланса для ра|
личных участков городской застройки, учитывая этажность, рад
рыв между зданиями, альбедо отдельных элементов застройки 1
благоустройства. Разработанные методы расчета и мрделировавд!
аэрорадиационного режима позволяют проектировщику отбирая
эффективные в различных климатических условиях приемы щ
стройки и озеленения. / 1

Основным градостроительным документом является Генерал!
ный план города, определяющий условия формирования среди
жизнедеятельности, направления и границы развития городски
поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, тран!
портной и социальной инфраструктуры, градостроительные треб|
вания к сохранению объектов историко-культурного наследия и осош
охраняемых природных территорий, экологическому и санитар™
му благополучию в интересах государства и населения. 1

Утверждение норм проектирования и проектной документации
а также ввод в эксплуатацию объектов допускается при наличш
санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таки
объектов санитарным правилам (СанПиН 2.1.2.1002-00 и СанПи!
2.2.1./2.1.1.1031-01). J

Согласно Градостроительному кодексу РФ при разработке гра
достроительной документации создаются схемы зонирования теп
риторий, являющиеся основой для реализации требований охот
ны окружающей среды. Зонирование территорий (рис. 2.1) напра|
лено на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности |
защиту от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и тещ
ногенного характера, предотвращение чрезвычайной концентру
ции населения и производства, загрязнения окружающей среди
охрану и использование особо охраняемых природных террит|
рий, в том числе природных ландшафтов и историко-культурнь!
объектов. |

Ограничения на использование территорий для осуществлена
градостроительной деятельности устанавливаются в следующи
зонах: 1

охраны памятников культуры, историко-культурных комплеп
сов и объектов; |

особо охраняемых природных территорий, округов санитарна
(горно-санитарной) охраны; |

водоохранных, санитарных, прибрежных защитных и санита|
но-защитных; |

залегания полезных ископаемых; I

подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природ™
го и техногенного характера; I

чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бел
ствия; I

экстремальных природно-климатических условий. |


производственная зона с подветренной стороны и вниз по тече­нию рек относительно жилой зоны. Ее удаленность зависит от характера выпускаемой продукции и природоохранных требова­ний.

Благоустройство территорий производственных зон осуществ­ляется за счет собственников объектов хозяйственной и иной де­ятельности.

В СЗЗ промышленных, коммунальных и складских объектов не допускается размещение жилых домов, дошкольных образователь­ных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения и отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов. Величина (ширина) санитарно-защитных зон ко­леблется от 1000 до 50 м и зависит от класса воздействия предпри­ятия на окружающую среду (от I до V). Зеленые насаждения в ней должны занимать не менее 40 % территории.

Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры предназна­чены для размещения и функционирования сооружений и комму­никаций железнодорожного, автомобильного, речного, морско­го, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженер­ного оборудования.

Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженер­ного оборудования должны соблюдаться необходимые расстоя­ния от таких объектов до территорий жилых, общественно-де­ловых и рекреационных зон и другие требования в соответствии с государственными градостроительными нормативами и пра­вилами, а также специальными нормативами и правилами заст­ройки.

Территории в границах отвода сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и их СЗЗ подлежат благоустройству с учетом технических и эксплуатационных харак­теристик таких сооружений и коммуникаций. Обязанности по бла­гоустройству указанных территорий возлагаются на собственни­ков сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерно­го оборудования. Если эксплуатация последних оказывает вредное влияние на безопасность населения, они размещаются за предела­ми городских поселений.

Рекреационные зоны предназначены для организации мест от­дыха населения и включают в себя парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи и иные объекты. В них могут/включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На тер­риториях рекреационных зон не допускается строительство и рас­ширение действующих промышленных, коммунальных и склад­ских объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.


ограничениями на их использование, установленными законод тельством РФ об охране окружающей среды, законодательств РФ об охране памятников истории и культуры, иными законо тельствами РФ.

Территориальные зоны могут включать в себя территории о щего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, д рогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и др" гими объектами. Территории общего пользования в городских п селениях предназначены для удовлетворения общественных инт ресов населения. Порядок пользования такими территориями требования к охране окружающей среды устанавливаются орган ми местного самоуправления.

Жилые зоны предназначены для застройки многоэтажные многоквартирными домами, жилыми домами малой и средне этажности, индивидуальными домами с приусадебными земел~ ными участками. В жилых домах допускается размещение отделе­но стоящих, встроенных или пристроенных объектов социальн го и культурно-бытового обслуживания населения, культурн зданий, стоянок автомобильного транспорта, промышленные коммунальных и складских объектов, для которых не требуете установления СЗЗ и деятельность которых не оказывает негати:: ного воздействия на окружающую среду (шум, вибрация, uat нитные поля, радиация, загрязнение воздуха, воды, почв и иньг вредные воздействия). Селитебная зона располагается, как пра­вило, с наветренной стороны выше по течению рек по отноше нию к промышленным и сельскохозяйственным предприятия В ней должны быть зеленые насаждения общего пользования: бу. вары, скверы, парки, сады (их площадь составляет до 15 м2 г человека).

Общественно-деловые зоны предназначены для размещен*" объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественно питания, бытового обслуживания, коммерческой деятельности, также образовательных учреждений среднего профессионально и высшего образования, административных, научно-исследователь! ских учреждений, культурных и иных зданий, строений и coop;; жений, стоянок автомобильного транспорта, центров деловой: финансовой, общественной активности. В перечень объектов не движимости, разрешенных к размещению в общественно-деловь зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные Г многоэтажные гаражи.

Производственные (промышленные) зоны предназначены дл; размещения промышленных, коммунальных и складских объек тов, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечива ющих функционирование производственной и коммунально складской зоны, а также для установления СЗЗ в соответствии требованиями соответствующих законодательств. Располагаете


Наряду с техногенным функционально-коммуникативным кар­касом, градостроители выделяют экологический каркас городской территории, представляющий территориально связанную систему зеленых насаждений, водных пространств и участков под травяни­стой растительностью и сельскохозяйственными землями.

Город — геотехническая система, включающая природную и инженерно-техническую подсистемы. В разработке схем геоэко­логического районирования необходимо учитывать различия в обеих подсистемах. Оптимальной является двухрядная система так­сономии. В природном таксономическом ряду основанием деле­ния должны выступать различия морфолитологического или гео­структурного каркаса. В инженерно-технической подсистеме не­обходимо вычленять функциональные зоны и более мелкие вы-делы — промышленные узлы и площадки, жилые районы и мик­рорайоны, т.е. таксономические категории, принятые в градо­строительстве.

При районировании городской территории необходимо соче­тание как градостроительных, так и ландшафтоведческих таксо­нов. В идеале природная составляющая градотаксономических по­строений, кроме рельефа и характера горных пород, должна учи­тывать и особенности самоочищения территории (проветривае-мость воздушного бассейна, направление гравитационных пото­ков, экспозицию склонов, т. е. векторные (потоковые) и скаляр­ные позиционные характеристики типа «выше—ниже», «север­нее—южнее»). Здесь необходим учет ярусности рельефа и его экс­позиции, что достижимо лишь при крупномасштабном райони­ровании.

Интегрированная градостроительная модель включает две взаи­мосвязанные и дополняющие друг друга модели — природно-лан-дшафтную и эколого-функциональную. Природно-ландшафтная модель районирования представляет городскую территорию как мозаику городских урочищ, водосборных бассейнов разного по­рядка, ярусов и ступеней рельефа и склоновых полос. Эколого-функциональная модель разделяет городские земли на участки компактной (массивной) и линейной формы, дифференцирован­ные по природно-ресурсным и природо-формирующим потенци­алам и выполняющие различную роль в детериорации (загрязне­нии, технотрансформации) и мелиорации (санации, восстанов­лении) природных элементов городской среды.

Линейные структуры различного генезиса образуют техноген­ные, природно-техногенные и природные сети, в совокупности формирующие структурно-динамический каркас городской гео­системы.

В содержание ландшафтно-экологического анализа, включающе­го инвентаризационно-оценочные методические процедуры, вхо­дят следующие направления исследований:


Зоны специального назначения выделяются для размещен кладбищ, крематориев, свалок бытовых отходов и иных объект^ использование которых несовместимо с использованием др> видов территориальных зон городских поселений. Порядок их ] пользования устанавливается правилами застройки с учетом бований государственных градостроительных нормативов и щ вил, специальных нормативов.

Зоны военных объектов и иные зоны режимных территор| предназначены для размещения объектов с особым режимом. ТЩ рядок их использования в пределах границ (черты) городских селений устанавливается федеральными органами исполнительна власти и органами исполнительной власти субъектов РФ по согл сованию с органами местного самоуправления в соответствии! государственными градостроительными нормативами и прав* ми застройки.

Могут также разрабатываться функциональные схемы испол зования территорий.

Таким образом, требования в области охраны окружающей ср ды в Градостроительном кодексе Российской Федерации и во вс сферах градостроительной индустрии охватывают широкий круг boij росов, включающих обязательные условия и ограничения, устано!) ленные соответствующими законами, природоохранными нормз тивами, правилами застройки, ГОСТами и иными нормативны] документами. Среди наиболее важных природоохранных меропря тий, проводимых в строительстве, следует отметить сокращен сроков строительства от нулевого цикла до завершения, строг соблюдение технологической последовательности, сохранение псз чвенно-растительного комплекса на месте новых застроек, кол лексное использование подземного пространства города, заме» асфальто-бетонных покрытий на другие виды, рекультивацию (вс становление) нарушенных при строительных работах земель, par ональное планирование в градостроительстве, применение тран<| портных и других обеспечивающих строительство средств с на* шей технологией, отвечающей современным природоохранным' бованиям, утилизацию отходов строительного производства, пря менение современных строительных материалов, экономное расхс дование воды для технических нужд, энергосбережение, соверше* ствование комплексной схемы охраны окружающей среды в coci Генерального плана города, реформирование и (или) ликвидаг экологически опасных предприятий и организаций, строите;] кольцевых автомобильных дорог, экологизацию жилищно-комь нального сектора городского хозяйства и населенных пунктов, щ укоснительное соблюдение требований СНиП 12-03-2001. Безопа<5 ность труда в строительстве. Часть 1. «Общие требования», сове£ шенствование системы управления окружающей средой и обеспе чения экологической безопасности в строительстве.


родских свалок, отстойников, скотомогильников), выявлению и картографированию процессов подтопления, заболачивания, бе­реговой абразии, техногенной суффозии, зон и участков геохими­ческого, шумового, электромагнитного, радиационного за­грязнения.

Для центральных участков крупных городов России наиболее остра проблема загрязнения воздуха транспортом. Например, ти­пичный российский город Саратов, ранее купеческий, позднее промышленный центр на Волге. Город не в состоянии оптимизи­ровать режим транспортных потоков. В его исторической части вслед­ствие плотности застройки, слабой проветриваемости улиц, низ­кой скорости движения автотранспорта концентрация загрязняю­щих веществ в 2—3 раза выше, нежели на широких улицах окраин города при одинаковой интенсивности движения. Концентрации таких веществ, как окись углерода и двуокись азота, почти не за­висят от расстояния от земли. Если на улице с интенсивным дви­жением (1500—2400 машин в час) дома расположены без отступа от красной линии, то загазованность воздуха на верхних этажах домов почти равна загазованности на полотне дороги. Уменьшение концентрации выхлопных газов ощутимо сказывается на расстоя­нии 70—100 м от автомагистрали.

Градоэкологический диагноз, выполненный на ландщафтно-экологической основе, подразумевает достаточно сжатую, нагляд­ную и комплексную оценку состояния как всей территории города и пригородного окружения, так и отдельных микрорайонов.

Ландшафтно-экологический диагноз требует включения в свое содержание как аналитических, так и синтетических показателей загрязненности и нарушенное™ диагностируемого территориаль­ного выдела. На основе показателей суммарной загрязненности и суммарной нарушенное™ и при их последующей оценке делается вывод об экологической обстановке на изучаемой городской тер­ритории.

Комплексные градоэкологические характеристики все же не дают детального представления о «критических» показателях изучаемой территории. Поэтому наряду с ними в предпроектных и проектных работах требуются более детальные аналитические показатели эко­логического состояния. К ним относятся:

плотность и местоположение природных, полуприродных и тех­ногенных сетей и данные массоэнергообмена в них (общая длина и относительная плотность коммуникаций, городского водопро­вода и канализационной сети, общая длина, относительная плот­ность автомагистралей, напряженность автотранспорта на них);

анализ сетевых узлов, их локализации в бассейновой структуре природно-ландшафтного районирования;

площадь и относительная доля подтопленных, переувлажнен­ных, «запечатанных» территорий города;


разделение городской территории на ландшафтные райо* подрайоны, местности, урочища, водосборные бассейны, яру рельефа;

создание эколого-функциональной модели путем разбивки родской территории на матрицы, пятна и сети различного экол гического потенциала;

выполнение матрично-сетевого анализа территории города, пригородной зоны;

объединение природно-ландшафтной и эколого-функциона ной моделей городской среды (применение методологии «делил тационного синтеза»);

анализ и оценка антропогенно-техногенной нарушенной гора ской и пригородной территорий;

получение показателей трансформации природного ландшафт городской застройки;

определение ресурсного потенциала, экологической емкое! потенциальной и актуальной устойчивости ландшафтных участку и местностей к техногенному воздействию;

анализ демографической, социально- и медико-экологическ ситуаций в пределах жилой застройки.

Ландшафтно-экологический диагноз строится на оценке соотве ствия эколого-ресурсного потенциала и экологического состоян-различных участков и местностей сложившемуся набору социал^ но-экономических функций и успешности их выполнения в ера нении с действующими критериями и нормативами. Он соста ется на основе ландшафтно-экологического анализа и состоит группы комплексных показателей — загрязненности, нарушенн сти, трансформации, потенциальной и актуальной устойчивое заболеваемости и др.

Ландшафтно-экологический прогноз представляет вероятное! оценку возможных тенденций изменения экологического состо ния городской среды в зависимости от разных сценариев разви" города (оценка последствий планируемых технических и хозя" ственных мероприятий, состояния экономики, развития демогр^ фической ситуации и пр.). Он включает результаты ландшафта экологического диагноза.

Ландшафтно-градоэкологические исследования должны изн чально базироваться на широком применении геоинформацио-ных технологий, методов геоинформационного картографиров ния, дистанционного зондирования и геоинформационных систе; (ГИС) моделирования (моделирование методами геоинформаци онных технологий в рамках геоинформационных систем).

Особую группу исследований составляют работы по изучешг уровня загрязнения и физической нарушенности городской тер ритории: определению, фиксации и оценке воздействия источни ков (промышленных, транспортных, торговых предприятий, го


том специфики данного предприятия. Нормой водоотведения счи­тается установленное среднее количество сточных вод (очищен­ных и бытовых, фильтрационных из прудов-осветителей и т.д.), отводимых от производства в водоем при целесообразном водо-потреблении. На основании норм и водохозяйственных балансов назначаются лимиты водопользования, под которыми понимают­ся предельно допустимые объемы водных ресурсов и сброса сточ­ных вод нормативного качества.

Интенсивное использование водотоков, поверхностных и под­земных водоемов часто приводит к истощению водных ресурсов. Так, при орошении теряется около 50 —75 % всей используемой воды, промышленность и коммунальное хозяйство дают 10 —20 % безвозвратного стока. Кроме того, в процессе хозяйственного ос­воения водных ресурсов практикуется перераспределение воды между разными водными объектами: забор в одном, сброс в другой.

В целях поддержания состояния водного объекта в соответствии с экологическими требованиями нормируются объемы предельно допустимого безвозвратного изъятия воды и устанавливаются тре­бования к экологическим попускам (сброс воды из водохрани­лищ). Основным критерием при этом служит положение о том, что в водных объектах должно оставаться такое количество воды, которое обеспечивало бы не только их экологическое благополу­чие, но и необходимые условия водопользования.

Определение минимально допустимого стока воды в реке или уровня в водоеме является комплексной проблемой, учитываю­щей экологические аспекты, санитарные нормы и потребности в воде других водопользователей.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!