КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО КСЕ № 1
1. Объекты оценивания контрольного мероприятия могут варьироваться по решению преподавателя:
Вариант А («опрос/контрольная/тест+деловая игра»). Устный опрос по темам 1-2с привлечением лекционного материала и основных источников или опрос/письменная контрольная работа по приведенным вопросам (см. Приложение 1) или индивидуальный тест на интернет-тренажере ФЭПО (по решению преподавателя в форме самостоятельной или аудиторной работы) или тест на бланке (в форме аудиторной работы) и деловая игра(3 темы – см. Приложение 2) в ходе семинарского занятия;
Вариант В (тест). Индивидуальный тест на интернет-тренажере ФЭПО (по решению преподавателя в форме самостоятельной или аудиторной работы) или тест на бланке (в форме аудиторной работы).
2. В ходе данного контрольного мероприятия студент может получить максимум 30 баллов. При реализации варианта А за устный опрос или письменную контрольную работу – до 9 баллов и за деловую игру (с предоставлением текстов докладов, составлением списков вопросов и сдачей заполненных бланков работы экспертов) – до 21 балла. При реализации варианта В за тест до 30 баллов.
3. Техническое задание на объект оценивания:
· Объекты оценивания могут быть приняты к оценке при наборе студентом как минимум 40% от общего количества возможных баллов (т.е. по итогам контрольного мероприятия нужно набрать как минимум 12 баллов).
· В ходе устного опроса или письменной контрольной работы студент должен максимально подробно, содержательно ответить на предложенные ему вопросы. Следует дать полное определение соответствующих научных понятий, показать, какие научные проблемы формулируются и решаются с привлечением этих понятий, продемонстрировать понимание связей этого вопроса с другими вопросами темы и другими темами курса. В ходе опроса студент должен быть готов дать ответ на любой уточняющий или дополнительный вопрос преподавателя.
· В ходе деловой игры каждый студент должен быть готов: представить доклад по теме - по назначению преподавателя (со сдачей распечатки доклада преподавателю на текущем или следующем занятии как объективированного результата работы)[1]; сформулировать по теме 20 – 30 вопросов, на которые сам должен четко представлять себе ответы (в письменном виде – как объективированного результата работы)[2]; задать вопрос по теме или содержательно и быстро ответить на любой вопрос по теме; работать в качестве эксперта ( эксперты сдают заполненные бланки как объективированный результат своейработы ) [3].
· В ходе тестирования на интернет-тренажереФЭПО или на бланке студент должен выбирать верные варианты обдуманно, не механически. Следует помнить, что правильных вариантов ответа может быть несколько.Примеры контрольно-измерительных материалов ФЭПО можно найти на сайте https://i-exam.ru/ По решению преподавателя при написании тестов возможно использование справочных материалов. Время тестирования на интернет-тренажере ФЭПО составляет 56 минут.
4. Критерии оценки и количество баллов:
Вариант А (опрос или контрольная или тест до 10 баллов+деловая игра до 20 баллов).
Оценка по четырехуровневой шкале | Количество баллов за опрос или контрольную или тест / за деловую игру (за 3 темы) | Критерии оценки |
Отлично | 8-9/18-21 (6-7 баллов за каждую из 3 тем) | Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которые: обнаруживают всестороннее, систематическое и глубокое знание материала;исчерпывающе владеют понятийным аппаратом;демонстрируют развитую способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению рассматриваемой проблематики; способны при необходимости сформулировать оригинальные вопросы, которые не допускают односложного ответа, сами развернуто (но без искусственного затягивания) отвечают на вопросы, демонстрируяпрактическое владение материалом; в случае устного опроса или теста верно ответили на 80-100% вопросов; в случае письменной контрольной работы верно ответили на 60-75 вопросов. Количество выставляемых баллов в указанном диапазоне изменяется пропорционально % или количеству верных ответов. |
Хорошо | 6-7 /12-15 (по 4-5 баллов за каждую из трех тем) | Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которые: обнаруживают твёрдое знание материала, но допускают отдельные погрешности; твердо владеют понятийным аппаратом, допуская лишь отдельные погрешности;не всегда могут проанализировать и сопоставить различные подходы к решению рассматриваемой проблематики; задают оригинальные вопросы, которые не допускают односложного ответа, сами развернуто (но без искусственного затягивания) отвечают на вопросы, демонстрируя владение материалом, но допуская отдельные погрешности; в случае устного опроса или теста верно ответили на 60-80% вопросов; в случае письменной контрольной работы верно ответили на 45-59 вопросов. Количество выставляемых баллов в указанном диапазоне изменяется пропорционально % или количеству верных ответов. |
Удовлетворительно | 4-5 / 9 (по 3 балла за каждую из четырех тем) | Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которые: в основном знают материал, но допускают существенные погрешности; в основном владеют понятийным аппаратом, но допускают существенные ошибки; испытывают существенные трудности при анализе и сопоставлении различных подходов к решению рассматриваемой проблематики; не всегда способны задать оригинальные вопросы, которые не допускают односложного ответа, сами с трудом отвечают на вопросы, допускают существенные погрешности при ответах, искусственно затягивают ответ; в случае устного опроса или теста верно ответили на 40-60% вопросов; в случае письменной контрольной работы верно ответили на 30-44 вопроса. Количество выставляемых баллов в указанном диапазоне изменяется пропорционально % или количеству верных ответов. |
Неудовлетворительно | 0-3 / 0-8 (за все 3 темы) | Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которые: обнаруживают значительные пробелы в знаниях материала; не владеют понятийным аппаратом; не способны проанализировать и сопоставить различные подходы к решению рассматриваемой проблематики; способны задать лишь повторяющиеся вопросы, которые зачастую допускают односложные ответы, допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы; в случае устного опроса или теста верно ответили менее чем на 40% вопросов; в случае письменной контрольной работы верно ответили на 0-29 вопросов. Количество выставляемых баллов в указанном диапазоне изменяется пропорционально % или количеству верных ответов. |
Вариант В. Тест до 30 баллов.
Оценка по четырехуровневой шкале | Количество баллов за тест | Критерии оценки |
Отлично | 24-30 | Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которыепри проведении теста верно ответили на 80-100% вопросов |
Хорошо | 18-23 | Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которыепри проведении теста верно ответили на 60-79% вопросов. |
Удовлетворительно | 12-17 | Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которыепри проведении теста верно ответили на 40-59% вопросов |
Неудовлетворительно | 0-11 | Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которыепри проведении теста верно ответили менее чем на 40% вопросов. |
5. Описание процедурыоценивания:
· все ответы в ходе устного опроса фиксируются преподавателем (а в случае деловой игры – также студентами из группы «Эксперты»), количество баллов, определяемое приведенными выше критериями, доводится до студентов в конце занятия (в случае объективированного мероприятия «Деловая игра» - после проверки текстов докладов, списков вопросов и ответов, бланков работы экспертов на следующем занятии).
· все ответы в ходе проверки письменной контрольной работы оцениваются преподавателем, количество баллов, определяемое приведенными выше критериями,доводится до студентов на следующем занятии
· тест ФЭПО или тест на бланке оценивается преподавателем через интерфейс ФЭПО, количество баллов доводится до студентов в конце занятия или на следующем занятии.
Приложение 1
СПИСОК ВОПРОСОВ
копросу или письменной контрольной работе
1Сущность научного познания. |
2 Эмпирическое познание. Ощущение, восприятие, представление. Эмпирические методы научного познания. |
3. Рациональное познание. Понятие, суждение, умозаключение. Методы рационального познания. Индукция. Виды индукции. |
4. Дедукция.Аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный методы научного познания как единство индукции и дедукции. |
5. Моделирование. Пределы моделей и интервал моделируемости. Виды моделей. |
6. Моделирование. Пределы моделей и интервал моделируемости. Виды моделей. |
7. Абстрагирование. Проблема – гипотеза – теория. |
8. Теория как высшая форма научного познания. Структура теории: описание и объяснение. Типы объяснения. |
9. Концепция |
10 Естествознание |
11 Математика (наука о количественных отношениях действительности) является … наукой естественной или междисциплинарной? |
12Какие науки относятся к фундаментальным естественным? |
13. Традиционно считалось, что «строгость» или высокая степень объективности характерна для каких наук?А индивидуальное понимание мира? |
14 Выберите положение, отвечающее гуманитарному знанию: субъект стремится быть сторонним наблюдателем или предмет познания индивидуален (субъект неизбежно участвует в исследуемом процессе)? Почему? |
15 Сближение естественнонаучной и гуманитарной культур обусловлено осознанием единства и целостности мира, единства процесса познания, целостности культуры, взаимной дополнительностью методов и средств исследования естественнонаучной и гуманитарной сфер или прогрессирующей дифференциацией частных наук? |
16 Возможно ли прогрессивное развитие культуры на основе развития исключительно естественных наук? Исключительно гуманитарных наук? Почему? |
17Выберите положение, отвечающее естественнонаучному знанию и объясните ответ: А. предмет познания типичен, универсален Б. знание объективно, опирается на количественные закономерности В. Знание субъективно, личность ученого играет важную роль |
18Наука? |
19Главные цели занятия наукой? |
20Одной из главных особенностей науки является… А. фрагментарность Б. подчиненность религиозным догмам В. Объективность Объясните ответ. |
21Наука и религия – части единой культуры человечества. Выберите неверное утверждение и объясните ответ: в науке, как и в религии, предвидение, вера, опора на чувства, имеют большее значение, чем разум или с точки зрения науки, в явлениях природы не существует целей, намерений, мотивов, т. е. вложенного кем-то смысла? |
22Что такое псевдонаука? Паранаука? |
23Выберите верное утверждение и объясните ответ: человеческое мировоззрение формируется только естественными науками или естественные и гуманитарные науки имеют общую методологию познания, основанную на идеях системности и самоорганизации |
24Эксперимент и наблюдение? Эти методы реализуются на эмпирическом или теоретическом уровне научного познания? |
25Анализ и синтез? |
26 Индукция и дедукция? |
27 Обобщение? Абстрагирование? |
28 Моделирование? |
29 Определение: «… активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект», соответствует эмпирическому методу познания, название которого…? |
30 Химику при изучении химических свойств железа неважно, что конкретно из него изготовлено. При этом используется метод – индукции или абстрагирования? Объясните ответ. |
31Что такое эмпирический уровень научного познания? На этом уровне происходит сбор фактов и их первичная обработка или формулировка законов? |
32 Что такое теоретический уровень научного познания? На этом уровне осуществляется формулировка законов и принципов или достигается абсолютная истина? Объясните ответ. |
33 Каковы основные черты математической исследовательской программы Пифагора-Платона? |
34Каковы основные черты атомистической исследовательской программыЛевкиппа-Демокрита? |
35Развитием атомистической исследовательской программы являются… А. установление фундаментальной связи между симметриями и законами сохранения Б. установление инвариантности физических законов относительно выбора систем отсчета В. Создание химического учения о составе веществ Г. Обнаружение дискретного характера излучения и поглощения энергии Объясните ответ. |
36Каковы основные черты континуальной исследовательской программы Аристотеля? |
37Континуальная исследовательская программа исходит из представлений Аристотеля о том, что… А. движущее тело действует на движимое, не испытывая встречного воздействия с его стороны Б. Вселенная имеет форму шара, в центре которого находится Земля В. Материя непрерывна и бесконечно делима Г. В природе нет пустоты Какие исследовательские программы античности исходили из альтернативного видения? |
38Свое развитие континуальная исследовательская программа античности получила в… А. формулировании принципа близкодействия Б. разработке понятия физического поля классической электродинамикой В. Гелиоцентрической модели Солнечной системы, предложенной Коперником Г. Представление о квантах электронного поля- фотонах Объясните ответ. |
39Соотнесите представления и соответствующую им космологическую модель: 1) космос конечен, сферу неподвижных звезд движет перводвигатель– бог, придавая ей равномерное непрерывное круговое движение вокруг находящейся в центре Земли 2) центральным телом солнечной системы является Солнце А. гелиоцентрическая модель Коперника Б. космоцентрическая модель В. Геоцентрическая модель Птоломея Объясните ответ. |
40 Главные особенности средневековой науки? Представители? |
41 Кто из крупных ученых Нового времени, как считается впервые систематически стал применять эксперимент в качестве доказательства новой истины? |
42Существует единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных частиц. Это представление о материи характерно для классическая науки XVII-XVIII веков или науки Средних веков? Объясните ответ. |
43Временные рамки и главные особенности классической науки? |
44Известный физик, который считается крупнейшей фигурой второго («классического») периода развития науки? |
45Абсолютной пустоты не существует, физический вакуум является сложно устроенной формой материи, обладающей нетривиальными свойствами – это утверждение характерно для классической науки XVII-XVIII вв. или для современной науки? Объясните ответ. |
46Небесная механика как наука возникла в начале XIX века. Основываясь на законе всемирного тяготения и трех законах Ньютона, она позволяла с высокой точностью рассчитывать траектории небесных тел. Успехи небесной механики иллюстрировали… А. идеи эволюции В. Системный подход С. Концепцию механического детерминизма Объясните ответ. |
47Временные рамки и главные особенности неклассической науки? |
48Известный физик, который считаетсякрупнейшей фигурой третьего («неклассического») периода развития науки? |
49С НТР, с превращением науки в главную производительную систему связан первый (преднаука), второй (классическая наука) или третий (неклассическая наука) этап развития науки? |
50Установите соответствие между историческим этапом развития науки и представлениями о материи в этот период: 1) материя – совокупность мельчайших частиц, которые движутся в бесконечном нейтральном пространстве в соответствии с принципами инерции и гравитации 2) существует несколько качественно различных форм материи, но резкой грани между ними нет А. античный период (Левкипп и Демокрит) Б. современные представления В. Классическая наука XVII-XVIII веков Объясните ответ. |
51Укажите соответствие между космологической моделью и принятым в ней представлением о взаимном движении Земли, Солнца и планет: 1) гелиоцентрическая система мира Коперника 2) Вселенная Ньютона А. Солнце вращается вокруг Земли по круговой орбите, а планеты- по более сложным траекториям Б. Планеты обращаются вокруг Солнца по окружностям, поскольку все небесное совершенно, а самое совершенное из движений – круговое В. Планеты обращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам- этого требуют законы механики и подтверждают астрономические наблюдения Объясните ответ. |
52Какие науки считаются примером интеграции естественных наук? |
53Согласно концепции механического детерминизма… А. точное предсказание будущего с помощью законов механики требует знания всего прошлого Вселенной Б. будущее полностью предопределено современным состоянием Вселенной и законами механики В. Будущее полностью предопределено современным состоянием Вселенной и законами природы Г. Все сложное, что есть в природе, можно свести к сумме более простого Объясните ответ. |
54Кто является автором концепции научных революций? Что такое парадигма? Научная революция? |
55Принцип соответствия по Н. Бору |
56Принцип системности? |
57Система? |
58Структура? |
59Элемент? |
60Энтропия? |
61Флуктуация? |
62Физик, предложивший вероятностную интерпретацию второго начала термодинамики? Суть интерпретации? |
63Первое, второе и третье начало термодинамики? |
64Самопроизвольная передача тепла от холодного тела к горячему… А. невозможна, поскольку эти два тела образуют неравновесную систему Б. запрещена вторым законом термодинамики В. Возможна, если разность их температур не превышает 5К Г. Запрещена первым законом термодинамики оБъясните ответ. |
65Открытость системы? |
66Неравновесность системы? |
67Диссипация? |
68Точка бифуркации? |
69Аттрактор? |
70Катастрофа? |
71. Пять принципов глобального (универсального) эволюционизма по Н.Н. Моисееву? |
72 Достоинства и ограниченность глобального эволюционизма? |
73 Примеры самоорганизации в неживой природе? |
74 Примеры самоорганизации в живой природе? |
75 Примеры самоорганизации в общественной жизни? |
Приложение 2