Темы «Научное познание и современная научная методология» и «Принципы общенаучной картины мира»




КОНТРОЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО КСЕ № 1

1. Объекты оценивания контрольного мероприятия могут варьироваться по решению преподавателя:

Вариант А («опрос/контрольная/тест+деловая игра»). Устный опрос по темам 1-2с привлечением лекционного материала и основных источников или опрос/письменная контрольная работа по приведенным вопросам (см. Приложение 1) или индивидуальный тест на интернет-тренажере ФЭПО (по решению преподавателя в форме самостоятельной или аудиторной работы) или тест на бланке (в форме аудиторной работы) и деловая игра(3 темы – см. Приложение 2) в ходе семинарского занятия;

Вариант В (тест). Индивидуальный тест на интернет-тренажере ФЭПО (по решению преподавателя в форме самостоятельной или аудиторной работы) или тест на бланке (в форме аудиторной работы).

2. В ходе данного контрольного мероприятия студент может получить максимум 30 баллов. При реализации варианта А за устный опрос или письменную контрольную работу – до 9 баллов и за деловую игру (с предоставлением текстов докладов, составлением списков вопросов и сдачей заполненных бланков работы экспертов) – до 21 балла. При реализации варианта В за тест до 30 баллов.

3. Техническое задание на объект оценивания:

· Объекты оценивания могут быть приняты к оценке при наборе студентом как минимум 40% от общего количества возможных баллов (т.е. по итогам контрольного мероприятия нужно набрать как минимум 12 баллов).

· В ходе устного опроса или письменной контрольной работы студент должен максимально подробно, содержательно ответить на предложенные ему вопросы. Следует дать полное определение соответствующих научных понятий, показать, какие научные проблемы формулируются и решаются с привлечением этих понятий, продемонстрировать понимание связей этого вопроса с другими вопросами темы и другими темами курса. В ходе опроса студент должен быть готов дать ответ на любой уточняющий или дополнительный вопрос преподавателя.

· В ходе деловой игры каждый студент должен быть готов: представить доклад по теме - по назначению преподавателя (со сдачей распечатки доклада преподавателю на текущем или следующем занятии как объективированного результата работы)[1]; сформулировать по теме 20 – 30 вопросов, на которые сам должен четко представлять себе ответы (в письменном виде – как объективированного результата работы)[2]; задать вопрос по теме или содержательно и быстро ответить на любой вопрос по теме; работать в качестве эксперта ( эксперты сдают заполненные бланки как объективированный результат своейработы ) [3].

· В ходе тестирования на интернет-тренажереФЭПО или на бланке студент должен выбирать верные варианты обдуманно, не механически. Следует помнить, что правильных вариантов ответа может быть несколько.Примеры контрольно-измерительных материалов ФЭПО можно найти на сайте https://i-exam.ru/ По решению преподавателя при написании тестов возможно использование справочных материалов. Время тестирования на интернет-тренажере ФЭПО составляет 56 минут.

4. Критерии оценки и количество баллов:

Вариант А (опрос или контрольная или тест до 10 баллов+деловая игра до 20 баллов).

Оценка по четырехуровневой шкале Количество баллов за опрос или контрольную или тест / за деловую игру (за 3 темы) Критерии оценки
Отлично 8-9/18-21 (6-7 баллов за каждую из 3 тем) Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которые: обнаруживают всестороннее, систематическое и глубокое знание материала;исчерпывающе владеют понятийным аппаратом;демонстрируют развитую способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению рассматриваемой проблематики; способны при необходимости сформулировать оригинальные вопросы, которые не допускают односложного ответа, сами развернуто (но без искусственного затягивания) отвечают на вопросы, демонстрируяпрактическое владение материалом; в случае устного опроса или теста верно ответили на 80-100% вопросов; в случае письменной контрольной работы верно ответили на 60-75 вопросов. Количество выставляемых баллов в указанном диапазоне изменяется пропорционально % или количеству верных ответов.
Хорошо 6-7 /12-15 (по 4-5 баллов за каждую из трех тем) Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которые: обнаруживают твёрдое знание материала, но допускают отдельные погрешности; твердо владеют понятийным аппаратом, допуская лишь отдельные погрешности;не всегда могут проанализировать и сопоставить различные подходы к решению рассматриваемой проблематики; задают оригинальные вопросы, которые не допускают односложного ответа, сами развернуто (но без искусственного затягивания) отвечают на вопросы, демонстрируя владение материалом, но допуская отдельные погрешности; в случае устного опроса или теста верно ответили на 60-80% вопросов; в случае письменной контрольной работы верно ответили на 45-59 вопросов. Количество выставляемых баллов в указанном диапазоне изменяется пропорционально % или количеству верных ответов.
Удовлетворительно 4-5 / 9 (по 3 балла за каждую из четырех тем) Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которые: в основном знают материал, но допускают существенные погрешности; в основном владеют понятийным аппаратом, но допускают существенные ошибки; испытывают существенные трудности при анализе и сопоставлении различных подходов к решению рассматриваемой проблематики; не всегда способны задать оригинальные вопросы, которые не допускают односложного ответа, сами с трудом отвечают на вопросы, допускают существенные погрешности при ответах, искусственно затягивают ответ; в случае устного опроса или теста верно ответили на 40-60% вопросов; в случае письменной контрольной работы верно ответили на 30-44 вопроса. Количество выставляемых баллов в указанном диапазоне изменяется пропорционально % или количеству верных ответов.
Неудовлетворительно 0-3 / 0-8 (за все 3 темы) Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которые: обнаруживают значительные пробелы в знаниях материала; не владеют понятийным аппаратом; не способны проанализировать и сопоставить различные подходы к решению рассматриваемой проблематики; способны задать лишь повторяющиеся вопросы, которые зачастую допускают односложные ответы, допускают принципиальные ошибки в ответе на вопросы; в случае устного опроса или теста верно ответили менее чем на 40% вопросов; в случае письменной контрольной работы верно ответили на 0-29 вопросов. Количество выставляемых баллов в указанном диапазоне изменяется пропорционально % или количеству верных ответов.

 

Вариант В. Тест до 30 баллов.

Оценка по четырехуровневой шкале Количество баллов за тест Критерии оценки
Отлично 24-30 Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которыепри проведении теста верно ответили на 80-100% вопросов
Хорошо 18-23 Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которыепри проведении теста верно ответили на 60-79% вопросов.
Удовлетворительно 12-17 Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которыепри проведении теста верно ответили на 40-59% вопросов
Неудовлетворительно 0-11 Данная оценка (количество баллов) выставляется студентам, которыепри проведении теста верно ответили менее чем на 40% вопросов.

5. Описание процедурыоценивания:

· все ответы в ходе устного опроса фиксируются преподавателем (а в случае деловой игры – также студентами из группы «Эксперты»), количество баллов, определяемое приведенными выше критериями, доводится до студентов в конце занятия (в случае объективированного мероприятия «Деловая игра» - после проверки текстов докладов, списков вопросов и ответов, бланков работы экспертов на следующем занятии).

· все ответы в ходе проверки письменной контрольной работы оцениваются преподавателем, количество баллов, определяемое приведенными выше критериями,доводится до студентов на следующем занятии

· тест ФЭПО или тест на бланке оценивается преподавателем через интерфейс ФЭПО, количество баллов доводится до студентов в конце занятия или на следующем занятии.

Приложение 1

СПИСОК ВОПРОСОВ

копросу или письменной контрольной работе

1Сущность научного познания.  
2 Эмпирическое познание. Ощущение, восприятие, представление. Эмпирические методы научного познания.  
3. Рациональное познание. Понятие, суждение, умозаключение. Методы рационального познания. Индукция. Виды индукции.  
4. Дедукция.Аксиоматико-дедуктивный и гипотетико-дедуктивный методы научного познания как единство индукции и дедукции.  
5. Моделирование. Пределы моделей и интервал моделируемости. Виды моделей.  
6. Моделирование. Пределы моделей и интервал моделируемости. Виды моделей.  
7. Абстрагирование. Проблема – гипотеза – теория.  
8. Теория как высшая форма научного познания. Структура теории: описание и объяснение. Типы объяснения.
9. Концепция
10 Естествознание
11 Математика (наука о количественных отношениях действительности) является … наукой естественной или междисциплинарной?  
12Какие науки относятся к фундаментальным естественным?  
13. Традиционно считалось, что «строгость» или высокая степень объективности характерна для каких наук?А индивидуальное понимание мира?  
14 Выберите положение, отвечающее гуманитарному знанию: субъект стремится быть сторонним наблюдателем или предмет познания индивидуален (субъект неизбежно участвует в исследуемом процессе)? Почему?  
15 Сближение естественнонаучной и гуманитарной культур обусловлено осознанием единства и целостности мира, единства процесса познания, целостности культуры, взаимной дополнительностью методов и средств исследования естественнонаучной и гуманитарной сфер или прогрессирующей дифференциацией частных наук?  
16 Возможно ли прогрессивное развитие культуры на основе развития исключительно естественных наук? Исключительно гуманитарных наук? Почему?
17Выберите положение, отвечающее естественнонаучному знанию и объясните ответ: А. предмет познания типичен, универсален Б. знание объективно, опирается на количественные закономерности В. Знание субъективно, личность ученого играет важную роль
18Наука?
19Главные цели занятия наукой?
20Одной из главных особенностей науки является… А. фрагментарность Б. подчиненность религиозным догмам В. Объективность Объясните ответ.  
21Наука и религия – части единой культуры человечества. Выберите неверное утверждение и объясните ответ: в науке, как и в религии, предвидение, вера, опора на чувства, имеют большее значение, чем разум или с точки зрения науки, в явлениях природы не существует целей, намерений, мотивов, т. е. вложенного кем-то смысла?  
22Что такое псевдонаука? Паранаука?
23Выберите верное утверждение и объясните ответ: человеческое мировоззрение формируется только естественными науками или естественные и гуманитарные науки имеют общую методологию познания, основанную на идеях системности и самоорганизации  
24Эксперимент и наблюдение? Эти методы реализуются на эмпирическом или теоретическом уровне научного познания?    
25Анализ и синтез?    
26 Индукция и дедукция?    
27 Обобщение? Абстрагирование?    
28 Моделирование?  
29 Определение: «… активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект», соответствует эмпирическому методу познания, название которого…?  
30 Химику при изучении химических свойств железа неважно, что конкретно из него изготовлено. При этом используется метод – индукции или абстрагирования? Объясните ответ.  
31Что такое эмпирический уровень научного познания? На этом уровне происходит сбор фактов и их первичная обработка или формулировка законов?
32 Что такое теоретический уровень научного познания? На этом уровне осуществляется формулировка законов и принципов или достигается абсолютная истина? Объясните ответ.    
33 Каковы основные черты математической исследовательской программы Пифагора-Платона?    
34Каковы основные черты атомистической исследовательской программыЛевкиппа-Демокрита?  
35Развитием атомистической исследовательской программы являются… А. установление фундаментальной связи между симметриями и законами сохранения Б. установление инвариантности физических законов относительно выбора систем отсчета В. Создание химического учения о составе веществ Г. Обнаружение дискретного характера излучения и поглощения энергии Объясните ответ.  
36Каковы основные черты континуальной исследовательской программы Аристотеля?    
37Континуальная исследовательская программа исходит из представлений Аристотеля о том, что… А. движущее тело действует на движимое, не испытывая встречного воздействия с его стороны Б. Вселенная имеет форму шара, в центре которого находится Земля В. Материя непрерывна и бесконечно делима Г. В природе нет пустоты Какие исследовательские программы античности исходили из альтернативного видения?
38Свое развитие континуальная исследовательская программа античности получила в… А. формулировании принципа близкодействия Б. разработке понятия физического поля классической электродинамикой В. Гелиоцентрической модели Солнечной системы, предложенной Коперником Г. Представление о квантах электронного поля- фотонах Объясните ответ.  
39Соотнесите представления и соответствующую им космологическую модель: 1) космос конечен, сферу неподвижных звезд движет перводвигатель– бог, придавая ей равномерное непрерывное круговое движение вокруг находящейся в центре Земли 2) центральным телом солнечной системы является Солнце А. гелиоцентрическая модель Коперника Б. космоцентрическая модель В. Геоцентрическая модель Птоломея Объясните ответ.  
40 Главные особенности средневековой науки? Представители?
41 Кто из крупных ученых Нового времени, как считается впервые систематически стал применять эксперимент в качестве доказательства новой истины?  
42Существует единственная форма материи – вещество, состоящее из дискретных частиц. Это представление о материи характерно для классическая науки XVII-XVIII веков или науки Средних веков? Объясните ответ.  
43Временные рамки и главные особенности классической науки?  
44Известный физик, который считается крупнейшей фигурой второго («классического») периода развития науки?
45Абсолютной пустоты не существует, физический вакуум является сложно устроенной формой материи, обладающей нетривиальными свойствами – это утверждение характерно для классической науки XVII-XVIII вв. или для современной науки? Объясните ответ.  
46Небесная механика как наука возникла в начале XIX века. Основываясь на законе всемирного тяготения и трех законах Ньютона, она позволяла с высокой точностью рассчитывать траектории небесных тел. Успехи небесной механики иллюстрировали… А. идеи эволюции В. Системный подход С. Концепцию механического детерминизма Объясните ответ.  
47Временные рамки и главные особенности неклассической науки?  
48Известный физик, который считаетсякрупнейшей фигурой третьего («неклассического») периода развития науки?  
49С НТР, с превращением науки в главную производительную систему связан первый (преднаука), второй (классическая наука) или третий (неклассическая наука) этап развития науки?
50Установите соответствие между историческим этапом развития науки и представлениями о материи в этот период: 1) материя – совокупность мельчайших частиц, которые движутся в бесконечном нейтральном пространстве в соответствии с принципами инерции и гравитации 2) существует несколько качественно различных форм материи, но резкой грани между ними нет А. античный период (Левкипп и Демокрит) Б. современные представления В. Классическая наука XVII-XVIII веков Объясните ответ.
51Укажите соответствие между космологической моделью и принятым в ней представлением о взаимном движении Земли, Солнца и планет: 1) гелиоцентрическая система мира Коперника 2) Вселенная Ньютона А. Солнце вращается вокруг Земли по круговой орбите, а планеты- по более сложным траекториям Б. Планеты обращаются вокруг Солнца по окружностям, поскольку все небесное совершенно, а самое совершенное из движений – круговое В. Планеты обращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам- этого требуют законы механики и подтверждают астрономические наблюдения Объясните ответ.
52Какие науки считаются примером интеграции естественных наук?
53Согласно концепции механического детерминизма… А. точное предсказание будущего с помощью законов механики требует знания всего прошлого Вселенной Б. будущее полностью предопределено современным состоянием Вселенной и законами механики В. Будущее полностью предопределено современным состоянием Вселенной и законами природы Г. Все сложное, что есть в природе, можно свести к сумме более простого Объясните ответ.  
54Кто является автором концепции научных революций? Что такое парадигма? Научная революция?  
55Принцип соответствия по Н. Бору  
56Принцип системности?  
57Система?  
58Структура?  
59Элемент?  
60Энтропия?  
61Флуктуация?  
62Физик, предложивший вероятностную интерпретацию второго начала термодинамики? Суть интерпретации?
63Первое, второе и третье начало термодинамики?
64Самопроизвольная передача тепла от холодного тела к горячему… А. невозможна, поскольку эти два тела образуют неравновесную систему Б. запрещена вторым законом термодинамики В. Возможна, если разность их температур не превышает 5К Г. Запрещена первым законом термодинамики оБъясните ответ.  
65Открытость системы?  
66Неравновесность системы?  
67Диссипация?  
68Точка бифуркации?  
69Аттрактор?  
70Катастрофа?  
71. Пять принципов глобального (универсального) эволюционизма по Н.Н. Моисееву?
72 Достоинства и ограниченность глобального эволюционизма?
73 Примеры самоорганизации в неживой природе?
74 Примеры самоорганизации в живой природе?
75 Примеры самоорганизации в общественной жизни?

 

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: