Представление и рассмотрение документации




Перечень и состав документации, представляемой на ГЭЭ.Госу­дарственная экологическая экспертиза проводится при наличии в составе представляемых материалов:

документации, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельнос­ти, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

положительных заключений и/или документов согласований1 органов федерального надзора с органами местного самоуправле­ния;

заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту ГЭЭ;

заключений ОЭЭ в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями, организованных органами местного самоуправления.

Для принятия материалов на ГЭЭ надо обязательно предоста­вить сведения по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной де­ятельности и экологическому обоснованию допустимости реали­зации этой деятельности.

Материалы по объектам государственной экологической экс­пертизы федерального уровня направляются заказчиком в МПР России, а по объектам государственной экологической эксперти­зы уровня субъектов Российской Федерации — в территориальные органы МПР России.

1 Поскольку МПР России и его территориальные органы отвечают за охрану водного и лесного фондов, недр, окружающей среды и экологическую безопас­ность, получаемые заказчиком согласования носят адресный характер (от соот­ветствующих служб).


1. Организация, научное и методологическое обеспечен проведение ГЭЭ на подведомственной территории с целью новления соответствия намечаемой хозяйственной и иной дея ности экологическим требованиям, определения допустим реализации объекта экологической экспертизы и предупрежд возможных неблагоприятных воздействий этой деятельное окружающую среду и связанных с ними социальных, эконо ских и иных последствий реализации объекта экологической пертизы.

2. Организация и непосредственное участие в формиров экспертных комиссий ГЭЭ.

3. Установление срока и условий действия положительного: ключения ГЭЭ.

4. Обеспечение в установленном порядке привлечения экс тов в работе формируемых МПР России экспертных комисси рассмотрению объектов экологической экспертизы, намечае реализации на подведомственной территории.

5. Нормативно-техническое, научно-методическое, метод гическое обеспечение проведения ГЭЭ, координация научных следований по формированию базы нормативно-технических* кументов, направленных на реализацию законодательства Рос ской Федерации об экологической экспертизе.

6. Рассмотрение и представление на утверждение руководи Главного управления природных ресурсов и охраны окружаю среды заключений ОЭЭ.

7. Обеспечение направления в банковские организации ставления о приостановлении (прекращении) финансирова кредитования и других финансовых операций в отношении об" тов ГЭЭ, не получивших положительного заключения.

8. Обеспечение представления в установленном порядке cj ний о результатах проведения ГЭЭ органам государственной ти, органам местного самоуправления, общественным объе ниям и организациям, средствам массовой информации по их росам.

9. Обеспечение своевременного информирования органов j куратуры о нарушении законодательства Российской Федера об экспертизе на подведомственной территории.

 

10. Обеспечение направления органам местного самоупра ния, общественным организациям (объединениям) и гражда представившим аргументированные предложения по эколог ским аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной ятельности, материалы о рассмотрении этих предложений при ведении ГЭЭ.

11. Организация информационного обеспечения ГЭЭ, в числе формирование и ведение банков данных о намечаемой зяйственной и иной деятельности, о реализации объекта экол


договор на проведение экологической экспертизы с каждым членом экспертной комиссии;

проект приказа на проведение ГЭЭ.

После подписания приказа руководством МПР России или его территориального органа экспертная комиссия приступает к ра­боте.

Экспертная комиссия работает на основе договоров на прове­дение ГЭЭ с каждым членом экспертной комиссии.

Права и обязанности эксперта.Экспертом ГЭЭ является специ­алист, обладающий научными и (или) практическими знаниями по рассматриваемому вопросу. Оплата труда эксперта производит­ся в порядке, определяемом Правительством РФ. Федеральным законом «Об экологической экспертизе» определены права и обя­занности эксперта.

Эксперт ГЭЭ при проведении экологической экспертизы имеет право:

заявлять специально уполномоченному государственно^ орга­ну в области экологической экспертизы о необходимости пред­ставления заказчиком на ГЭЭ дополнительных материалов для все­сторонней и объективной оценки объектов экологической экспер­тизы;

формулировать особое мнение по объекту экологической экс­пертизы, которое прилагается к заключению ГЭЭ.

Эксперт ГЭЭ обязан:

осуществлять всесторонний, полный, объективный и коиплек-сный анализ представляемых на ГЭЭ материалов с учетом передо­вых достижений отечественной и зарубежной науки и тешики, определять их соответствие нормативным правовым актам Россий­ской Федерации в области охраны окружающей природной сре­ды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федера­ции в области охраны окружающей природной среды, нориатив-но-техническим документам и представлять заключения по таким материалам;

соблюдать требования законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;

соблюдать установленные специально уполномоченным госу­дарственным органом в области экологической экспертизы поря­док и сроки осуществления ГЭЭ;

обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;

участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении ГЭЭ заключения ОЭЭ, а также поступившие от орга­нов местного самоуправления, общественных организаций (объе­динений) и граждан аргументированные предложения по эколо­гическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;


МПР России и его территориальные органы имеют право процессе проведения ГЭЭ запрашивать у заказчика дополните ную информацию, необходимую для оценки допустимости в действия намечаемой деятельности на окружающую среду, в т числе данные специальных экологических исследований, резу. таты расчетов и анализов, иные материалы, необходимые для по готовки заключения.

Таким образом, в процессе прохождения ГЭЭ происходит де лизация и наращивание обосновывающей документации с те чтобы все вопросы, существенные для безопасной реализац объекта хозяйственной или иной деятельности, получили до ментальное подтверждение. Последнее обстоятельство важно дальнейшего прохождения проекта. Например, для решения в су о назначении повторной экспертизы все спорные моменты до. ны иметь мотивированные доказательства.

Материалы, предоставленные заказчиком ГЭЭ, поступают в nq разделение экологической экспертизы МПР России или его риториального органа (экспертное подразделение).

Руководитель экспертного подразделения из числа штатных с трудников определяет ответственного исполнителя и передает е полученные от заказчика материалы. Ответственный исполните, в недельный срок со дня регистрации материалов проверяет ко~ плектность поступившей документации и ее соответствие требо" ниям ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертиз При наличии полного комплекта документации ответственн исполнитель определяет:

сложность объекта ГЭЭ;

срок проведения экологической экспертизы (для простых объе тов — до 30 дней, для сложных — до 120 дней);

количество привлекаемых экспертов;

стоимость проведения ГЭЭ.

Срок проведения экологической экспертизы может быть п длен, но не должен превышать шести месяцев для сложных об ктов.

Порядок формирования экспертных комиссий.Для проведен ГЭЭ конкретного проекта создается экспертная комиссия, в : став которой включаются внештатные эксперты; по согласован с ними и в случаях, определенных нормативными правовыми а тами, могут включаться штатные сотрудники органов, организут щих экологическую экспертизу, и штатные сотрудники террит риальных природоохранных органов. Назначение руководителя ( ветственного исполнителя) и формирование экспертной коми сии ГЭЭ осуществляются соответствующим специально уполн моченным государственным органом в области экологической э спертизы.

Ответственный исполнитель подготавливает:


После подписания приказа о проведении ГЭЭ секретарь комис­сии в течение 10 дней подготавливает уведомление органам госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, органам ме­стного самоуправления, заинтересованным общественным орга­низациям о проведении заседаний экспертной комиссии по объекту экспертизы.

Работа экспертной комиссии ГЭЭ начинается с проведения орга­низационного заседания, на котором присутствуют члены эксперт­ной комиссии, заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, или его представители, а также, при необходимости, представители других заинтересованных организаций.

На организационном заседании:

представитель экспертного подразделения или ответственный секретарь экспертной комиссии сообщают о приказе на проведе­ние ГЭЭ;

руководитель экспертной комиссии информирует о порядке проведения экологической экспертизы представленной заказчи­ком документации;

представитель заказчика или разработчика документации, пред­ставленной на экспертизу, докладывает о характере намечаемой деятельности;

уточняется календарный план работы экспертной комиссии, экспертных групп и экспертов;

определяются сроки подготовки групповых и индивидуальных экспертных заключений;

определяется срок подготовки проекта заключения экспертной комиссии.

На основании полученных технических заданий (прил. 1) чле­ны экспертной комиссии изучают материалы, представленные на экологическую экспертизу. В случае поступления они анализируют заключения ОЭЭ, аргументированные предложения органов мес­тного самоуправления по экологическим аспектам планируемой деятельности, а также мнения общественных организаций, объе­динений и граждан; подготавливают индивидуальные экспертные заключения.

Общая структура экспертного заключения включает пять разде­лов.

1. Перечень материалов, представленных на рассмотрение экспер­та (в соответствии со статусом объекта экспертизы это могут быть обоснование инвестиций, Декларация о намечаемой дея­тельности, экологическое обоснование или ТЭО, материалы ОВОС, материалы согласования экологического обоснования, зе­мельного и горного отвода предприятия ведомственными и над­зорными природоохранными службами, Устав предприятия, Акты проверки природоохранной деятельности действующего предприя­тия (при реконструкции) комиссией Департамента природных


*J Питулько



обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальн сведений, представленных на ГЭЭ.

Проведение ГЭЭ простых объектов может быть поручено эпертной комиссии из числа штатных сотрудников МПР Росс его территориальных органов. Это положение в 2000 г. было о рено в Верховном Суде Российской Федерации граждани А. Г. Мирошниченко. Суд не согласился с доводом заявителя о что штатные работники находятся в подчинении своего руков* ства и не могут в связи с этим и в связи с отсутствием критер' отнесения подлежащих экспертизе объектов к простым или ел ным дать объективное заключение. По мнению суда, в целях о печения принципа независимости и объективности при проЕ нии экологической экспертизы законом предусмотрена возм ность судебного обжалования выводов экспертной комиссии н висимо от того, штатными или нештатными сотрудниками экспертное заключение.

8.2.2. Проведение государственной экологической экспертиз-

Государственная экологическая экспертиза объекта начина" со дня подписания приказа МПР России или его территориал-го органа о проведении экспертизы. В приказе утверждаются с экспертной комиссии, включая ее председателя и секретаря, лендарный план работы комиссии и технические задания чле~ комиссии.

Руководитель экспертной комиссии ГЭЭ:

участвует в формировании экспертной комиссии и согласо вает ее состав;

участвует в подготовке технического задания на проведение ■ и согласовывает его;

обеспечивает качественное проведение экологической эксг тизы по ее конкретному объекту;

организует подготовку сводного заключения экспертной ко* сии.

Для организации работы экспертной комиссии назначается ветственный секретарь. Обычно это ранее назначенный ответст ный исполнитель. Число членов экспертной комиссии должно б нечетным и не менее трех человек.

В состав экспертной комиссии ГЭЭ включаются внешта^ эксперты по согласованию с ними.

Экспертом ГЭЭ является специалист, обладающий научн* и/или практическими знаниями по рассматриваемому предм Это не может быть представитель заказчика документации, по; жащей экологической экспертизе, или разработчика объекта Г Эксперт участвует в проведении экологической экспертизы в ответствии с техническим заданием.


В целях разъяснения проектных решений руководитель эксперт-


ресурсов, учтенные дополнительные источники информац отчеты по научно-исследовательской работе, аналитические зоры и государственные доклады о состоянии окружающей ды, диссертации на соискание ученых степеней и авторефе к ним и т.п.).

2. Основные положения рассмотренных материалов. Эксперт: мулирует информационную базу заключения.

3. Анализ объекта экспертизы и оценка допустимости уровня i полагаемых воздействий на окружающую среду. Руководствуясь: конодательными и нормативными актами федерального и ре~ нального значения, эксперт устанавливает:

соответствие предполагаемого размещения предприятия и с цифики территории;

достаточность планируемых природоохранных мероприятий поддержания нормативного уровня техногенной нагрузки за появления новых источников и интенсификации уже имею-воздействий на окружающую среду;

наличие (отсутствие) действующих в районе мониторинга программ;

наличие запланированных организационных мероприятий, нансовых и технических средств для ликвидации последствий: можных аварий;

достаточность предусмотренных в проекте мер по обеспече экологической безопасности населения и сохранению природй потенциала;

правильность и полноту оценки экологического ущерба;

достаточность включенных в рассматриваемые материалы четов и анализов технико-экономической и эколого-эконом: ской эффективности планируемых природоохранных меропр*

допустимость (недопустимость из-за отмеченных недочетов териалов проекта) воздействия на окружающую среду планиж мого производства;

экологическую обоснованность и пригодность проекта к pea зации;

удовлетворительное (или иное) качество представленной до ментации.

4. Замечания по рассмотренным материалам и предложения п
учету и рекомендации по доработке документации.

5. Выводы:
достаточность (недостаточность) проработки экологичен

вопросов и предлагаемых технических решений;

соответствие намечаемой деятельности требованиям закон

тельных актов РФ и нормативных документов по вопросам охр~

окружающей среды;

допустимость намечаемого воздействия на окружающую ере возможность реализации объекта экспертизы.


внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения ГЭЭ.

Заключение, подготовленное комиссией ГЭЭ, подписывается руководителем этой комиссии, ее ответственным секретарем и всеми ее членами и не может быть изменено без их согласия. Зак­лючение экспертной комиссии в существующем составе считается принятым, если оно подписано квалифицированным большин­ством членов комиссии, составляющим не менее двух третей ее списочного состава.

В случае неподписания заключения квалифицированным боль­шинством, а также при наличии особого мнения или подписании заключения со ссылкой на особое мнение экспертами, составляю­щими более одной трети списочного состава комиссии, руководи­тель совместно с руководителем экспертного подразделения док­ладывают руководству МПР России или его территориального орга­на о невозможности принятия комиссией в существующем соста­ве решения по заключению ГЭЭ. При этом руководитель эксперт­ного подразделения вправе высказывать предложения о необходи­мости продления срока проведения экспертизы, но не более 6 мес со дня ее начала и дополнительном включении экспертов в состав экспертной комиссии.

В случае, если заключение экспертной комиссии не подписано квалифицированным большинством голосов ее списочного соста­ва и после продления срока проведения ГЭЭ, данная экологичес­кая экспертиза считается завершенной без результата. Все заклю­чения и особые мнения экспертов принимаются к сведению. Со­здается новая экспертная комиссия из экспертов, не участвовав­ших в предыдущей экспертизе и отвечающих всем требованиям, предъявляемым к экспертам.

Сводное заключение по результатам проведения государствен­ной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации содержит совокупную оценку экономической целе­сообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требовани­ям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. К сводному заключению прилагаются являющиеся его неотъемле­мой частью заключения органов специализированной эксперти­зы, в том числе ГЭЭ. Положительное сводное заключение состав­ляется при наличии положительных заключений органов специа­лизированной экспертизы.

Заключение ГЭЭ направляется заказчику. Например, Комитет природных ресурсов Карелии представил на ГЭЭ Республиканс­кую целевую программу «Освоение недр и развитие горнопромыш­ленного комплекса Республики Карелия на 2000—2002—2010 гг.»


к заключению. При этом эксперт подписывает заключение экспе| тной комиссии с отметкой «особое мнение». Типовая форма за* лючения ГЭЭ приведена в прил. 2.

Текст заключения должен быть сбалансирован таким образов чтобы по его содержанию можно было иметь полное представле ние об объекте, документация на создание (реконструкцию, pa<i ширение и т.д.) которого представлена на экспертизу; о при? природоохранных решениях, минимизирующих негативное воз действие намечаемой деятельности на окружающую среду; о сое ветствии природоохранных решений требованиям законодатея ных актов и нормативным документам Российской Федерации; текста, как следствие, вытекает оценка возможности (невозмоа ности) реализации объекта экспертизы.

Заключение ГЭЭ, за исключением проектов нормативных при вовых актов Российской Федерации и субъектов Российской дерации, может быть положительным или отрицательным. Закл* чение экологической экспертизы по проектам правовых актов Рс сийской Федерации, реализация которых может привести к нег тивным воздействиям на окружающую природную среду, дол содержать выводы о соответствии (несоответствии) основных шз ложений указанного проекта правового акта законодательству Рс сийской Федерации в области охраны окружающей прйродне среды и требованиям экологической безопасности, а также выб ды об экологических и связанных с ними иных последствиях рея лизации данного объекта экспертизы.

Положительное заключение ГЭЭ не должно содержать замеча ний. Выводы могут содержать рекомендации, если они не меняв существа предложенных заказчиком или разработчиком докуме* тации намечаемых решений. При наличии замечаний экспертов ] проекту заключения экспертной комиссии этот проект дорабат вается и подписывается руководителем, ответственным секрет рем экспертной комиссии и всеми ее членами.

Положительное заключение ГЭЭ является одним из обязател ных условий финансирования и реализации объекта экологиче ской экспертизы. Оно имеет юридическую силу в течение сро* определенного специально уполномоченным государственным ор ганом в области экологической экспертизы. Положительное за ключение ГЭЭ теряет юридическую силу в случае:

доработки объекта ГЭЭ по замечаниям проведенной ранее ГЭ2

изменения условий природопользования специально уполно моченным на то государственным органом в области охраны окру жающей природной среды;

реализации объекта ГЭЭ с отступлениями от документации, по лучившей положительное заключение, и (или) в случае внесен* изменений в указанную документацию;

истечения срока действия положительного заключения ГЭЭ;


вых актов Российской Федерации, а также требованиям законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Фе­дерации.

Руководство МПР России и его территориального органа имеет право не утверждать заключение экспертной комиссии в случаях:

нарушения процедуры проведения экологической экспертизы;

несоответствия выводов заключения замечаниям экспертов.

После завершения ГЭЭ секретарь комиссии направляет:

заключение экологической экспертизы заказчику в течение пяти дней со дня утверждения заключения государственной экологи­ческой экспертизы;

информацию о заключении ГЭЭ органам исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуп­равления;

информацию о заключении ГЭЭ для осуществления соответ­ствующих контрольных функций органам государственного эко­логического контроля;

письма с информацией о результатах проведения ГЭЭ с целью информирования общественности и средств массовой информа­ции по их запросам;

информацию в банковские организации, осуществляющие фи­нансирование проектов, в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения ГЭЭ.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!