Послепроектный анализ в национальных и международных системах экологической оценки




Послепроектные стадии ЭО наименее формально и методоло­гически проработаны. Однако сегодня требования о проведении мониторинга на этих стадиях достаточно распространены во мно­гих странах. Разработка и включение ПЭМ в ОВОС более редки. Еще более редкими являются требования о создании СЭМ. Напри­мер, проект закона Эстонии называется «Об экологической оцен­ке и экологическом аудите». Положения проекта этого закона, ка­сающиеся экологического аудита, могут звучать и в смысле после-проектного анализа, хотя основное содержание аудита трактуется как источник данных для ОВОС.

Среди других примеров требований к послепроектным стадиям ЭО в национальных законодательствах можно привести болгарс­кую систему, в которой проекты, прошедшие ее, также проходят обязательный экологический аудит через пять лет после одобре­ния проекта. В Чили собственник предприятия, бывшего объектом ЭО, обязан провести независимый экологический аудит за свой счет и представить его результаты государственным органам. При этом предлагается три альтернативные фирмы, специализирую­щиеся в области экологического аудита, а государственный орган выбирает одну из них и назначает в качестве аудитора.

Как уже отмечалось, наиболее продвинутые требования к пос­лепроектным ЭО предъявляются Всемирным банком, который тре­бует не только составления подробного плана экологического ме­неджмента, но и формального подтверждения наличия средств на его осуществление. Неотъемлемой частью экологических оценок, проводимых для проектов Банка, являются программы обучения и укрепления организационных возможностей участников экологи­ческой оценки.

Большинство других международных организаций, в том числе Агентство международного развития США и ЕБРР, предъявляют к своим клиентам только требование представлять в составе ЗВОС план мониторинга. «Конвенция об оценке воздействия на окружа­ющую среду в трансграничном контексте» указывает на возмож­ность включения в ЗВОС «краткого содержания программ монито­ринга и управления и всех планов послепроектного анализа», од­нако только «при необходимости».

Контрольные вопросы

1. На каких правовых актах основано законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе?


мониторинг воздействия на окружающую среду, который мо^ жет предоставлять информацию для корректировки ранее приня тых решений, а также вносит вклад в формирование информаци онной базы для экологической оценки аналогичных проектов.

Учитывая разнообразие форм и методов послепроектного ана­лиза и вытекающую отсюда сложность его организации и исполь­зования полученной информации, рекомендуется составлять от­дельный план послепроектного анализа в составе ПЭМ или вне его.

Специалисты Всемирного банка считают, что, хотя список па-", раметров, по которым проводится мониторинг, должен быть по^ возможности полным, необходимо ограничиться исследованием; «значимых, измеримых, реалистически достижимых элементов, основываясь на опыте и здравом смысле».

Послепроектный анализ подразумевает взаимодействие несколь­ких сторон. Это относится к координации мониторинговой дея­тельности заказчика (руководства предприятия) и органов госу­дарственной власти, ответственных за экологический и иной мо­ниторинг. Эффективный послепроектный анализ не только предо­ставляет данные заинтересованным сторонам (в том числе обще­ственным организациям и населению), но и активно использует полученную от них информацию. Сотрудничество между предпри­ятиями, государственными службами, неправительственными орга­низациями и широкой общественностью дает дополнительные возможности доя эффективного снижения негативных воздействий на окружающую среду.

Данные послепроектного анализа, так же как и выводы соб­ственно ОВОС, только предоставляют информацию для осуще­ствления мер по уменьшению воздействий на окружающую среду. Для того чтобы эти меры воплотились в реальность, необходимы: определение ответственности, выделение ресурсов, подготовка пер­сонала и создание организационных структур и механизмов, обес­печивающих выполнение этих мероприятий. Все эти элементы дол­жны подробно описываться в ПЭМ.

Система экологического менеджмента. Всистематическом виде процедуры послепроектного анализа, как обоснованно указывают авторы исследования «Экологическая оценка и экологическая эк­спертиза» (2001), превращаются в систему экологического менед­жмента (СЭМ). Определение ресурсов и ответственности при разра­ботке ПЭМ может сформировать прототип будущей СЭМ. Любая система менеджмента подразумевает план менеджмента, поэтому СЭМ и ПЭМ связывают отношения общего и частного.

Международный стандарт ISO 14001 определяет СЭМ как часть общей системы менеджмента, включающей организационную струк­туру, планирование деятельности, распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры, процессы и ресурсы для


добыча руды осуществляется открытым способом с использованием взрывчатых веществ;

транспортируется автомобильным транспортом;

обогащают флотацией;

очищенные воды сбрасывают в рыбохозяйственный водоем;

также осуществляется выплавка металла;

местоположение комбината — северная тайга на пределе ареала;

трансграничное воздействие на Норвегию и Финляндию.

Вариант ответа включает в себя идентификацию факторов и источни­ков воздействия на компоненты окружающей среды, определение уязви­мых компонентов окружающей среды, оценку защищенности жилых мас­сивов, перечень возможных экологических ущербов, предложение ком­пенсационных мероприятий и мониторинговых программ.

2. Предложите способы оценки воздействия на окружающую среду при освоении алмазного месторождения в Архангельской области. Исходные данные по основным элементам природно-техногенной системы включа­ют в себя следующие объекты:

карьер, обогатительная фабрика;

хвостохранилище;

водоем-отстойник;

извлекательный цех;

энергоцентр, автохозяйство;

жилой поселок;

буферная лесозащитная зона.

Вариант ответа: по периметру карьера организовать мониторинг со­держания пыли в атмосферном воздухе, в буферной зоне разместить пло­щадку интегрального мониторинга, на хвостохранилище создать произ­водство по обезвоживанию отходов, их брикетированию и утилизации в промышленности строительных материалов.

Список литературы

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ.

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 2.01.02 № 22-ФЗ.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите ин­формации» от 20.02.95 № 24-ФЗ.

«Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации». Утвержде­но Приказом Госкомэкологии России от 16.05.2000 № 372.

Письмо Госкомэкологии России «О рекомендациях по оформлению заданий и заключений экспертной комиссии, экспертной группы (под­комиссии) и эксперта государственной экологической экспертизы» от 21.02.00 № 13-1/25-279.


2. Каковы принципы экологической экспертизы, установленные Фе;* деральным законом «Об экологической экспертизе»?

3. Перечислите объекты государственной экологической экспертиз] федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, опре­деленные Федеральным законом «Об экологической экспертизе».

4. Каков порядок проведения государственной экологической эксперт тизы в соответствии с требованиями Федерального закона «Об экологи ческой экспертизе»?

5. Перечислите виды нарушений законодательства Российской Феде рации об экологической экспертизе, установленные Федеральным зако ном «Об экологической экспертизе».

6. Какие организации могут проводить экологическую экспертизу?

7. Дайте определение государственной экологической экспертизы.

8. Проведите анализ объектов государственной экологической экспер тизы на федеральном уровне и уровне субъекта Российской Федерации.

9. На каком уровне проводится экологическая экспертиза материале комплексного экологического обследования участков территорий, обо сновывающих придание этим территориям правового статуса особо охра няемых природных территорий федерального значения, зоны экологи ческого бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а так же утверждения программы реабилитации этих территорий?

 

10. Какие объекты экологической экспертизы подлежат ГЭЭ на уровн субъекта Российской Федерации?

11. Каков порядок ГЭЭ по созданию предприятий с иностранным инвестициями?

12. Каково место государственной экологической экспертизы при про; ведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектно и проектной документации?

13. Какими органами организуется и проводится ГЭЭ?

14. На какие этапы условно можно разделить процесс организации проведения ГЭЭ?

15. Какие требования к составу представляемых на ГЭЭ материалов?

16. Куда поступают материалы, предоставленные ГЭЭ?

17. В какие сроки проводится ГЭЭ?

18. Перечислите права и обязанности эксперта ГЭЭ.

19. С чего начинается работа экспертной комиссии ГЭЭ?

20. По какой процедуре утверждается экспертной комиссией заключе ние ГЭЭ?

21. В каких случаях положительное заключение ГЭЭ теряет юридиче скую силу?

22. Каковы правовые последствия отрицательного заключения ГЭЭ?

23. Каковы особенности проведения повторной ГЭЭ?

24. Каков порядок финансирования ГЭЭ?

Упражнения

1. Опишите схему экспертизы воздействия комбината «Североникель на окружающую среду Кольского Заполярья. Исходные данные:


ГЛАВА 9





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!