Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о ГЭЭ




В государственном механизме надзора за исполнением экологи­ческого законодательства немалую роль играет прокурорский над­зор за исполнением законодательства об экологической эксперти­зе и нормативном обеспечении экологической безопасности в связи с подобными правонарушениями. От полноты и достаточности правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды и обес­печение экологической безопасности, зависит и эффективность прокурорского надзора в этой сфере.

Этот надзор осуществляют преимущественно специализирован­ные природоохранные прокуратуры, которые начали создаваться в середине 80-х гг. XX в. Первые специализированные межрайон­ные природоохранные прокуратуры были образованы в экологи­чески неблагополучных или экологически важных регионах. На­пример, Восточно-Байкальская и Западно-Байкальская межрай­онные природоохранные прокуратуры.

Природоохранный прокурорский надзор включает природоох­ранную, природноресурсную и санитарную составляющие эколо­гического законодательства в части соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду в соответствии с гигиеничес­кими нормативами качества окружающей среды. Нередко только


существенный экологический вред характеризуется возникн| вением заболеваний и гибелью водных животных и растений, животных и растительности на берегах водных объектов, ун* жением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибел птиц и животных, в том числе водных, на определенной терр* рии, при котором уровень смертности превышает среднестатист ческий в три и более раза; экологической ценностью поврежде| ной территории или утраченного природного объекта, уничтоже|| ных животных и древесно-кустарниковой растительности; измеь нием радиоактивного фона до величин, представляющих опасно для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных! растений; уровнем деградации земель и т. п.

Представления о привлечении физических лиц к уголовщ ответственности за экологические преступления направляются ] сударственным инспектором по охране природы в следственнь органы.

Вопросы экологических преступлений рассмотрены в гл. 26 Уг ловного кодекса Российской Федерации, которая включает в се| следующие статьи:

ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при щ ведении работ (лишение свободы на срок до 5 лет);

ст. 247. Нарушение правил обращения экологически опасн| веществ и отходов (лишение свободы на срок до 8 лет);

ст. 248. Нарушение правил безопасности при обращении с м* робиологическими либо другими биологическими агентами токсинами (лишение свободы на срок до 5 лет);

ст. 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установле! ных для борьбы с болезнями и вредителями растений (лишен| свободы на срок до 2 лет);

ст. 250. Загрязнение вод (лишение свободы на срок до 5 лет);

ст. 251. Загрязнение атмосферы (лишение свободы на срок, 5 лет);

ст. 252. Загрязнение морской среды (лишение свободы на срез до 5 лет);

ст. 253. Нарушение законодательства Российской Федерации! континентальном шельфе и об исключительной экономическс зоне Российской Федерации (исправительные работы на срок, 2 лет);

ст. 254. Порча земли (лишение свободы на срок до 5 лет);

ст. 255. Нарушение правил охраны и использования недр (шЦ правительные работы на срок до 2 лет);

ст. 256. Незаконная добыча водных животных и растений (лише§ ние свободы на срок до 2 лет);

ст. 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов (исправк тельные работы на срок до 2 лет);

ст. 258. Незаконная охота (лишение свободы на срок до 2 лет);!


Нередко прокурорские проверки проводятся по сигналам, по­ступающим от граждан и общественных организаций, информи­рующих о проведении строительных и иных работ, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую природную сре­ду, при отсутствии заключения ГЭЭ о допустимости реализации этих работ.

Оперативные действия прокуроров приводят к тому, что по результатам проверок принимаются действенные меры со сторо­ны органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, органов местного самоуправления по прекращению эко­логически вредной деятельности, принятию мер по соблюдению законности при реализации экологически допустимых проектов.

В последние годы все больше внимания уделяется обеспечению экологической безопасности средствами прокурорского надзора. Предупреждение экологических преступлений отнесено Генераль­ной прокуратурой Российской Федерации к приоритетным направ­лениям деятельности органов прокуратуры, особенно в отноше­нии ГЭЭ, так как именно она является тем предупредительным контролем, который обеспечивает права граждан на окружающую среду без каких-либо дополнительных затрат на проведение при­родоохранных мероприятий. В ряде субъектов Российской Федера­ции надзор за исполнением законодательства об экологической экспертизе стал постоянным.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об эко­логической экспертизе сводится к надзору за соблюдением по­рядка организации и проведения ГЭЭ, за его исполнением ис­полнительными органами государственной власти, органами ме­стного самоуправления и специально уполномоченными государ­ственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Прокурорами выявлены следующие наиболее распространен­ные виды нарушений в сфере экологической экспертизы:

уведомления-счета выписываются с задержками и проводится без предварительной оплаты; принимаемые на экологическую экс­пертизу материалы не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 14 Феде­рального закона «Об охране окружающей среды»;

органы местного самоуправления и органы исполнительной вла­сти не информируются о проведении ГЭЭ (нарушения п. 3 ст. 8).

Самым существенным нарушением законодательства об эколо­гической экспертизе является несоответствие содержания и выво­дов заключения ГЭЭ, что должно быть оспорено прокурорами в арбитражном суде. Иски в суд о возмещении ущерба, нанесенного нарушением законодательства об экологической экспертизе, так­же должны инициироваться прокурорами.

Российское природоохранное законодательство, несмотря на обилие нормативных правовых актов (по экспертным оценкам, оно


природоохранные прокуроры являются основной преградой п тив ведомственной вседозволенности и произвола.

Прокуроры субъектов Российской Федерации также осущес ляют надзор за исполнением экологического законодательства, этот надзор не является для них приоритетным. Основное вним ние в работе они уделяют надзору за законностью правовых акт субъектов Российской Федерации.

Нередко реагирование прокуроров на незаконные правовые в сфере экологической безопасности осуществляется с болыи опозданием. Имеют место многочисленные случаи, когда к м менту установления факта незаконного принятия решения об изъ. тии земель лесного фонда в лесах группы 1 и отвода земельно участка в пользование для целей, не связанных с ведением лесн го хозяйства, произведены строительные и иные работы, и да ный участок потерял свою природоохранную значимость. В связи этим прокуроры, как правило, направляют лишь информаци: главам администрации о допущенных нарушениях и о необходим мости принятия решений об их недопущении.

Действенной мерой является использование такой формы пр курорского реагирования, как предостережение. Однако она при менима лишь тогда, когда прокуроры располагают достаточно" информацией о предполагаемых действиях на территории в облас ти природопользования. С целью предупреждения нарушения эко логического законодательства и обеспечения прав граждан на бла гоприятную окружающую среду органы прокуратуры должны вла: деть информацией об экологически опасных объектах, планируе мых к реализации на территории субъектов Российской Федера ции, по которым возникают конфликтные ситуации с местны населением.

Такими данными располагают экспертные подразделения спе циально уполномоченных государственных органов в области охра! ны окружающей природной среды, осуществляющие организаци и проведение ГЭЭ.

Вместе с тем Генеральная прокуратура Российской Федераци в 1999 г. при проверке экспертных подразделений Госкомэкологи России (в настоящее время — МПР России) исполнения законо­дательства об экологической экспертизе установила повсеместные; его нарушения.

Проведение органами прокуратуры проверок исполнения зако­нодательства об экологической экспертизе и предпринятые ими меры реагирования по результатам этих проверок позитивно отра-j зились на всей системе подготовки нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации. Так, в Москве все городские ГОСТы и иные нормативные правовые и нормативно-техничес­кие акты, регулирующие градостроительную деятельность, теперь без исключений представляются на ГЭЭ.


себя мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей, подземных водных объектов, водохозяйственных систем и соору­жений.

Мониторинг осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях.

На локальном уровне мониторинг проводит водопользователь. Получаемые данные передаются для обеспечения территориаль­ного мониторинга, осуществляемого территориальными органами МПР и Росгидромета. На региональном уровне мониторинг осу­ществляется бассейновыми управлениями. Происходит передача данных на федеральный уровень. На федеральном уровне ведение мониторинга обеспечивают МПР России и Росгидромет. Далее подготавливаются данные для государственных докладов.

Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по науч­но обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов уп­равленческих решений, необходимых и достаточных для обеспе­чения управления качеством окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Он включает в себя мо­ниторинг, проводимый должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей при­родной среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации, трудовых коллективах, общественных объединениях.

На море государственный контроль в области природопользо­вания и охраны окружающей среды в пределах внутренних мор­ских вод, территориального моря РФ, а также континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, береговой линии, а также земельных участков прибрежных полос, занятых объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися водопользователями или оказывающими влияние на состояние морской среды, осуществляет специализированная морская инс­пекция.

Государственный экологический контроль проводится с целью предупреждения, предотвращения и устранения загрязнения, а также засорения акваторий.

Государственный экологический контроль при транспортиров­ке опасных грузов носит многоступенчатый характер.

1. Так называемый «бумажный» контроль — это рассмотрение и согласование предплановых, предпроектных материалов по объек­там и мероприятиям, намечаемым к реализации и способных ока­зывать влияние на используемые акватории. Рассмотрение и согла­сование проектов, где основное внимание уделяется ОВОС.

2. Для объектов, связанных с транспортировкой опасных грузов (нефтебазы, временные комплексы по перевалке нефтепродуктов,


включает около 20 тыс. правовых актов вместе с нормативны правовыми актами субъектов Российской Федерации), недос точно регулирует механизм реализации природоохранной деятел" ности в условиях рыночной экономики. Законодательные нор] не позволяют привлечь к административной либо уголовной < ветственности лиц, осуществляющих проектирование или стро тельство экологически опасных объектов с нарушением эколо~ ческих требований, а также должностных лиц специально уполн моченных государственных органов в области охраны окружа щей среды, дающих разрешение на реализацию экологически опа ной деятельности без заключения государственной экологическо экспертизы.

Природоохранные прокуратуры могут участвовать в междун" родных связях в сфере обеспечения экологической безопасное средствами прокурорского надзора, прежде всего с государству ми, входящими в СНГ, и с прокуратурами этих государств.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!