Роль природоохранных прокуратур в соблюдении законодательства о ГЭЭ
В государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства немалую роль играет прокурорский надзор за исполнением законодательства об экологической экспертизе и нормативном обеспечении экологической безопасности в связи с подобными правонарушениями. От полноты и достаточности правовых норм, регулирующих охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, зависит и эффективность прокурорского надзора в этой сфере. Этот надзор осуществляют преимущественно специализированные природоохранные прокуратуры, которые начали создаваться в середине 80-х гг. XX в. Первые специализированные межрайонные природоохранные прокуратуры были образованы в экологически неблагополучных или экологически важных регионах. Например, Восточно-Байкальская и Западно-Байкальская межрайонные природоохранные прокуратуры. Природоохранный прокурорский надзор включает природоохранную, природноресурсную и санитарную составляющие экологического законодательства в части соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду в соответствии с гигиеническими нормативами качества окружающей среды. Нередко только существенный экологический вред характеризуется возникн| вением заболеваний и гибелью водных животных и растений, животных и растительности на берегах водных объектов, ун* жением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибел птиц и животных, в том числе водных, на определенной терр* рии, при котором уровень смертности превышает среднестатист ческий в три и более раза; экологической ценностью поврежде| ной территории или утраченного природного объекта, уничтоже|| ных животных и древесно-кустарниковой растительности; измеь нием радиоактивного фона до величин, представляющих опасно для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных! растений; уровнем деградации земель и т. п. Представления о привлечении физических лиц к уголовщ ответственности за экологические преступления направляются ] сударственным инспектором по охране природы в следственнь органы. Вопросы экологических преступлений рассмотрены в гл. 26 Уг ловного кодекса Российской Федерации, которая включает в се| следующие статьи: ст. 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при щ ведении работ (лишение свободы на срок до 5 лет); ст. 247. Нарушение правил обращения экологически опасн| веществ и отходов (лишение свободы на срок до 8 лет); ст. 248. Нарушение правил безопасности при обращении с м* робиологическими либо другими биологическими агентами токсинами (лишение свободы на срок до 5 лет); ст. 249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установле! ных для борьбы с болезнями и вредителями растений (лишен| свободы на срок до 2 лет); ст. 250. Загрязнение вод (лишение свободы на срок до 5 лет); ст. 251. Загрязнение атмосферы (лишение свободы на срок, 5 лет); ст. 252. Загрязнение морской среды (лишение свободы на срез до 5 лет); ст. 253. Нарушение законодательства Российской Федерации! континентальном шельфе и об исключительной экономическс зоне Российской Федерации (исправительные работы на срок, 2 лет); ст. 254. Порча земли (лишение свободы на срок до 5 лет); ст. 255. Нарушение правил охраны и использования недр (шЦ правительные работы на срок до 2 лет); ст. 256. Незаконная добыча водных животных и растений (лише§ ние свободы на срок до 2 лет); ст. 257. Нарушение правил охраны рыбных запасов (исправк тельные работы на срок до 2 лет); ст. 258. Незаконная охота (лишение свободы на срок до 2 лет);!
Оперативные действия прокуроров приводят к тому, что по результатам проверок принимаются действенные меры со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по прекращению экологически вредной деятельности, принятию мер по соблюдению законности при реализации экологически допустимых проектов. В последние годы все больше внимания уделяется обеспечению экологической безопасности средствами прокурорского надзора. Предупреждение экологических преступлений отнесено Генеральной прокуратурой Российской Федерации к приоритетным направлениям деятельности органов прокуратуры, особенно в отношении ГЭЭ, так как именно она является тем предупредительным контролем, который обеспечивает права граждан на окружающую среду без каких-либо дополнительных затрат на проведение природоохранных мероприятий. В ряде субъектов Российской Федерации надзор за исполнением законодательства об экологической экспертизе стал постоянным. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об экологической экспертизе сводится к надзору за соблюдением порядка организации и проведения ГЭЭ, за его исполнением исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Прокурорами выявлены следующие наиболее распространенные виды нарушений в сфере экологической экспертизы: уведомления-счета выписываются с задержками и проводится без предварительной оплаты; принимаемые на экологическую экспертизу материалы не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране окружающей среды»; органы местного самоуправления и органы исполнительной власти не информируются о проведении ГЭЭ (нарушения п. 3 ст. 8). Самым существенным нарушением законодательства об экологической экспертизе является несоответствие содержания и выводов заключения ГЭЭ, что должно быть оспорено прокурорами в арбитражном суде. Иски в суд о возмещении ущерба, нанесенного нарушением законодательства об экологической экспертизе, также должны инициироваться прокурорами. Российское природоохранное законодательство, несмотря на обилие нормативных правовых актов (по экспертным оценкам, оно природоохранные прокуроры являются основной преградой п тив ведомственной вседозволенности и произвола. Прокуроры субъектов Российской Федерации также осущес ляют надзор за исполнением экологического законодательства, этот надзор не является для них приоритетным. Основное вним ние в работе они уделяют надзору за законностью правовых акт субъектов Российской Федерации. Нередко реагирование прокуроров на незаконные правовые в сфере экологической безопасности осуществляется с болыи опозданием. Имеют место многочисленные случаи, когда к м менту установления факта незаконного принятия решения об изъ. тии земель лесного фонда в лесах группы 1 и отвода земельно участка в пользование для целей, не связанных с ведением лесн го хозяйства, произведены строительные и иные работы, и да ный участок потерял свою природоохранную значимость. В связи этим прокуроры, как правило, направляют лишь информаци: главам администрации о допущенных нарушениях и о необходим мости принятия решений об их недопущении. Действенной мерой является использование такой формы пр курорского реагирования, как предостережение. Однако она при менима лишь тогда, когда прокуроры располагают достаточно" информацией о предполагаемых действиях на территории в облас ти природопользования. С целью предупреждения нарушения эко логического законодательства и обеспечения прав граждан на бла гоприятную окружающую среду органы прокуратуры должны вла: деть информацией об экологически опасных объектах, планируе мых к реализации на территории субъектов Российской Федера ции, по которым возникают конфликтные ситуации с местны населением. Такими данными располагают экспертные подразделения спе циально уполномоченных государственных органов в области охра! ны окружающей природной среды, осуществляющие организаци и проведение ГЭЭ. Вместе с тем Генеральная прокуратура Российской Федераци в 1999 г. при проверке экспертных подразделений Госкомэкологи России (в настоящее время — МПР России) исполнения законодательства об экологической экспертизе установила повсеместные; его нарушения. Проведение органами прокуратуры проверок исполнения законодательства об экологической экспертизе и предпринятые ими меры реагирования по результатам этих проверок позитивно отра-j зились на всей системе подготовки нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации. Так, в Москве все городские ГОСТы и иные нормативные правовые и нормативно-технические акты, регулирующие градостроительную деятельность, теперь без исключений представляются на ГЭЭ. себя мониторинг поверхностных водных объектов суши и морей, подземных водных объектов, водохозяйственных систем и сооружений. Мониторинг осуществляется на локальном, территориальном, региональном (бассейновом) и федеральном уровнях. На локальном уровне мониторинг проводит водопользователь. Получаемые данные передаются для обеспечения территориального мониторинга, осуществляемого территориальными органами МПР и Росгидромета. На региональном уровне мониторинг осуществляется бассейновыми управлениями. Происходит передача данных на федеральный уровень. На федеральном уровне ведение мониторинга обеспечивают МПР России и Росгидромет. Далее подготавливаются данные для государственных докладов. Экологический мониторинг — комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления качеством окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности. Он включает в себя мониторинг, проводимый должностными лицами и гражданами. Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Федеральным законом «Об охране окружающей природной среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации, трудовых коллективах, общественных объединениях. На море государственный контроль в области природопользования и охраны окружающей среды в пределах внутренних морских вод, территориального моря РФ, а также континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, береговой линии, а также земельных участков прибрежных полос, занятых объектами хозяйственной и иной деятельности, являющимися водопользователями или оказывающими влияние на состояние морской среды, осуществляет специализированная морская инспекция. Государственный экологический контроль проводится с целью предупреждения, предотвращения и устранения загрязнения, а также засорения акваторий. Государственный экологический контроль при транспортировке опасных грузов носит многоступенчатый характер. 1. Так называемый «бумажный» контроль — это рассмотрение и согласование предплановых, предпроектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации и способных оказывать влияние на используемые акватории. Рассмотрение и согласование проектов, где основное внимание уделяется ОВОС. 2. Для объектов, связанных с транспортировкой опасных грузов (нефтебазы, временные комплексы по перевалке нефтепродуктов, включает около 20 тыс. правовых актов вместе с нормативны правовыми актами субъектов Российской Федерации), недос точно регулирует механизм реализации природоохранной деятел" ности в условиях рыночной экономики. Законодательные нор] не позволяют привлечь к административной либо уголовной < ветственности лиц, осуществляющих проектирование или стро тельство экологически опасных объектов с нарушением эколо~ ческих требований, а также должностных лиц специально уполн моченных государственных органов в области охраны окружа щей среды, дающих разрешение на реализацию экологически опа ной деятельности без заключения государственной экологическо экспертизы. Природоохранные прокуратуры могут участвовать в междун" родных связях в сфере обеспечения экологической безопасное средствами прокурорского надзора, прежде всего с государству ми, входящими в СНГ, и с прокуратурами этих государств. Рекомендуемые страницы: ©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
|