Исследование исполнительных функций




ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

ДОКЛАД ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

 

 

Основы эксперимента

 

Исследование исполнительных функций

Выполнила студентка

Исаева Мария Александровна

Группа КСПК-2.1

 

Руководитель группы

Горбачевская Наталья Леонидовна

 

 

Дата сдачи работы 10.03.2017

Подпись преподавателя _____________

 

 

2017, март

Первый день. Сбор данных. Распределение по группам

В первый же день нашу группу из 21 человека разбили в рандомном порядке, чтобы никому не было обидно, я так понимаю, на 3 группы:А,Б и В и выдали каждому его индивидуальный код, расшифровку которого знали только сами участники практики и наши руководители. Мой код 3В.

Было подробно озвучено, чем каждая подгруппа будет заниматься, объявлен руководитель каждой из них и места прохождения практики. Группы А и Б проходили практику в стенах института на Шелепихинской набережной, моя группа – по адресу ул. Архитектора Власова, дом 19, за исключением 2 дней, которые требовались для прохождения различных тестов и опросников, составляющих базу наших исследовании и проходящих в институте.

После чего мы прошли ряд тестов: тест на перфекционизм, тест на агрессивность, тест Сандры Белл, опросник ЕмИн, тест «Подростки о родителях», тест Векслера на невербальный интеллект и тест на определение самооценки. Как только мы закончили, группы А и Б разделились и приступили к обработке тестов. Моя группа осталась с группой А и занималась обработкой теста на память. Это было довольно занимательно и интересно, и мы быстро выполнили эту работу.

За оставшееся время мы успели пройти субтесты Векслера на невербальный интеллект, которые проводили лично (в отличие от предыдущих тестов, которые проводили сами руководители групп А и Б) наши одногруппники из группы А.

День второй. Постановка задач и целей исследования. Работа с ЭЭГ.

Второй день практики моя группа провела в ФПЦ. Предварительно перед началом сбора данных наш руководитель, Наталья Леонидовна Горбачевская, рассказала нам подробно про метод ЭЭГ и показала нам как правильно его проводить, после чего сотрудники данного центра провели нам лекцию по исполнительным функциям и показали, как работать с методиками: N-back , Berg’s Cart Sorting и Simon Effect.

В первый день нашего знакомства с ЭЭГ мы проводили сбор данных в нашей группе. В протокол сбора данных ЭЭГ вошли: запись при открытых глазах, сжатие левой и правой рук, запись при закрытых глазах, фотостимуляция (была проведена только для нашей подгруппы ввиду дефицита времени), гипервентиляция (не вошла в исследование), наблюдение за сжатием правой и левой руки в кулак, запоминание объекта (кораблика), представление объекта (кораблика), мысленное представление сжатия правой и левой руки, прослушивание приятной музыки, прослушивание неприятной музыки.

За первый день мы успели записать ЭЭГ всех участников нашей группы (кроме одного, отсутствующего по уважительной причине) и пройти все те тесты, которые нам предоставили работники ФПЦ: N-back , Berg’s Cart Sorting и Simon Effect

День третий. Обработка данных.

Третий день наша группа провела в институте, где обработала все данные, полученные нами в результате прохождения 3 тестов, прошла вместе с остальными двумя группами опросник Косслина-Томпсона и помогла его обработать. Так как у нас оставалось еще достаточно много времени до окончания рабочего дня, мы составили документ в Excel, позволяющий обрабатывать данные по этому опроснику автоматически.

День четвертый и пятый. Сбор данный в группах А и Б.

В последующие 2 дня моя группа собирала данные остальных двух групп. Одновременно с записью ЭЭГ у одного испытуемого, проводилось тестирование остальных. Так как в нашем распоряжении было 3 кабинета и несколько компьютеров, это было легко достижимо. В записи ЭЭГ принимало участие как минимум два человека и еще два человека помогали испытуемым проходить тесты: поясняли в случае необходимости инструкцию к тестам (одна из инструкций была на английском) и находились рядом в случае возникновения каких-либо технических неполадок или возникновения вопросов. Остальные студенты из моей группы помогали в обработке постепенно накапливающихся данных и в установке оборудования для проведения ЭЭГ. Лично я большую часть времени провела, давая инструкции как проходить тесты и помогая устанавливать электроды для записи ЭЭГ. Периодически мы с одногруппниками менялись местами.

К концу пятого дня обнаружилось, что мы неправильно поняли механизм обработки данных, и их большая часть осталась в первоначальном, «сыром» состоянии. В результате чего было принято решение исправить это упущение и сделать обработку на выходных. Это было не очень трудно, так как 21 человек на троих, при условии, что некоторых обработала полностью наш руководитель, это не так уж и много.

День шестой. Разделение нашей группы на подгруппы по темам. Начало подготовки докладов. Математические расчеты.

Первоначально темы звучали следующим образом: «Зеркальные нейроны», «Мысленное представление объекта и сжатия обеих рук», «Влияние музыки на ЭЭГ показатели». Но при этом мы не учли, что пройденные нами и обработанные тесты не вписываются не в одну из вышезаявленных тем, и одна из подгрупп взяла тему «Исследование исполнительных функций», а «Зеркальные нейроны» и «Мысленное представление объекта и сжатия обеих рук» объединили в одну: «Исследование биоэлектрической активности мозга в разных функциональных состояниях и ее корреляции с психологическими параметрами».

Далее мы занимались математическими расчетами, составлениями презентаций и подготовкой докладов к предстоящей конференции.

Моей темой было «Исследование биоэлектрической активности мозга в разных функциональных состояниях и ее корреляции с психологическими параметрами», а в частности «Исследование влияния прослушивания приятной и неприятной музыки на показатели ЭЭГ» и я с большим удовольствием ею занималась. Наталья Леонидовна подала нам с моим напарником идею проверить связь между прослушиванием музыки и психологическими параметрами тех тестов, которые обрабатывали другие группы, и это дало очень интересные результаты, о которых я расскажу позднее.

День седьмой. Репетиция перед конференцией.

В этот день мы старательно корректировали свои презентации и завершали вычисления. Наш руководитель, Наталья Леонидовна, и ее коллеги из ФПЦ очень помогли нам грамотно составить наши доклады и продумать выступление.

День восьмой. Конференция.

Было очень интересно выслушать доклады остальных групп и оценить проделанную работу со стороны. Мне понравилось. Я очень благодарна данной практике за бесценный опыт работы в научной сфере и за возможность почувствовать себя исследователем, способным узнать что-то новое и рассказать об этом другим.

А теперь бы мне хотелось рассказать непосредственно о моей теме.

Целью нашего исследования было сравнение воздействия двух музыкальных произведений, одно из которых является «приятной», классической музыкой «The secret of the garden», а второе – «неприятным» по звучанию рингтоном мобильного телефона.

 

Гипотезы нашего исследования:

1.При прослушивании приятной музыки возникает усиление сенсомоторного ритма в центральных отделах коры.

2.При прослушивании неприятной музыки возникает ослабление сенсомомоторного ритма в центральных отделах коры.

 

Предполагалось, что влияние прослушивания музыки можно уподобить эффектам предъявления положительного условного стимула, который приводит в действие некие механизмы, синхронизирующие ритмическую активность различных участков головного мозга.

 

Характеристика выборки:

21 студент психологического ВУЗа в возрасте от 19 до 22 лет, 5 юношей и 16 девушек, 2 левши и 19 правшей.

Методы:

Регистрация и анализ ЭЭГ

Психологическое тестирование (N-Back, Simon effect, Berg Cart Sorting)

Математический анализ

 

Результаты:

1.Нами было установлено, что:

1.1. При закрытых глазах и прослушивании «приятной музыки» происходит активация различных зон коры в широкой частотной полосе от 3 до 30 Гц. Максимальные изменения отмечены в альфа-полосе частот.

 

1.2.При закрытых глазах и прослушивании «неприятной» музыки также происходит активация различных зон коры в широкой частотной полосе от 3 до 30 Гц. Максимальные изменения отмечены также в альфа-полосе частот.

 

 

 

1.3.При сравнении «приятной» и «неприятной» музыки выяснилось, что сенсомоторный ритм достоверно больше выражен при прослушивании «приятной музыки» в альфа-полосе частот.

Это дает нам право сделать вывод, что большее расслабление наблюдалось у испытуемого во время прослушивания «приятной» музыки.

 

 

1.4. Чем больше по шкале интенсивности была субъективная оценка неприятности музыки, тем больше усиливается сенсомоторный ритм.

После проведения записи ЭЭГ испытуемого просили оценить музыку по степени неприятности по шкале интенсивности от 1 до 5 (1-обыкновенная, никаких неприятных ощущений не вызывает, 5 – очень неприятная и раздражающая)

2.Затем мы провели корреляцию показателей ЭЭГ с психологическими параметрами.

2.1. При сравнении карты с субъективной оценкой приятности музыкального произведения с параметром ЭЭГ при закрытых глазах и картой со связью показателя по шкале нейротизма с параметрами ЭЭГ при закрытых глазах мы получили любопытный результат: чем более неприятной испытуемый считает музыку, тем больше он расслабляется.

Чем больше показатель нейротизма, тем больше выражен активность в полосе 13-15 Гц

2.2. При сравнении прослушивания «приятной» музыки при закрытых глазах и связью показателя нейротизма с параметрами ЭЭГ при закрытых глазах было установлено, что «приятная» музыка благоприятно влияет на снижение уровня нейротизма у испытуемых.

При прослушивании приятной музыки уменьшается активность в полосе 13-15 Гц.

 

2.3. При сравнении карты «Прослушивание приятной музыки при закрытых глазах» и карты «Субъективная оценка приятности» можно увидеть, что чем больше депрессируется альфа-ритм, тем приятнее человеку музыка.

При субъективной оценке приятности музыки более высокая оценка была поставлена в случае менее выраженной активности в частотной полосе от 10 до 15Гц.

 

2.4. При сравнении показателя по шкале понимания своих эмоций с параметрами ЭЭГ при закрытых глазах
было выявлено, что существует достоверная отрицательная корреляции (r=-0,47) между выраженностью ритма в полосе от 10 до 11 Гц и значениями показателя по шкале понимания своих эмоций.

Чем лучше человек понимает свои эмоции, тем больше депрессируется альфа-ритм.

 

2.5 Сравнение показателя по шкале управления своими эмоциями с параметрами ЭЭГ при закрытых глазах показало, что чем выше показатель по этой шкале, тем меньше активность в частотной полосе от 11 до 13 Гц.

Чем лучше человек контролирует свои эмоции, тем лучше у него работают все нервные центры.

 

2.6 Сравнение показателя по шкале контроля экспрессии с параметрами ЭЭГ при закрытых глазах показало, что чем выше показатель по шкале контроль экспрессии, тем ниже амплитуда спектральной плотности бета-2 активности.

 

Исходя из полученных нами результатов, можно предположить, что значения спектральной плотности высокочастотных компонентов альфа-ритма коррелируют с личностными особенностями и эмоциональной чувствительностью.

 

Подведение итогов.

Лично для меня практика была очень познавательной и интересной. Наш руководитель и сотрудники ФПЦ дали нам много ценной информации, всегда были готовы помочь и исправить ошибки. Даже когда мы напутали с обработкой данных, дело решилось вполне мирно и спокойно: мы просто забрали эту часть работы домой на выходные. Изучение метода ЭЭГ и работы с программой для записи и обработки ЭЭГ я считаю очень полезным делом, и я рада, что попала именно в эту подгруппу, хотя изначально эта новость меня не сильно обнадежила. Все мы были полностью включены в процесс и, как видится мне, работали с большим энтузиазмом и вдохновением.

 

 





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!