Социальная защита инвалидов.




Численность инвалидов составляет более 500 тыс. человек, в том числе около 30 тыс. детей-инвалидов. В стране создана и функционирует сеть реабилитационных учреждений. В республике начата работа по созданию «безбарьерной» среды и обеспечению инвалидам свободного доступа к жилым, производственным зданиям и сооружениям, к аптекам, магазинам. Создаются условия для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга. В республике существует 4 центра социальных работ, где проходят обучение и получают профессию инвалиды молодого возраста, имеющие право работать по медицинским показаниям.

 

60. Образование в системе социальной политики. Основные направления развития образования в Республике Беларусь.

 

РБ вступила в XXI век с развитой системой образования. По уровню грамотности взрослого населения и молодежи, показателям поступления детей в начальную и среднюю школу, количеству студентов высших учебных заведений наша страна находится на уровне развитых стран Европы и Америки. Каждый 3 житель республики учится.

Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6%), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8%).

Основные изменения направлены на дальнейшее укрепление ведущих принципов развития белорусской школы, среди которых в первую очередь следует выделить государственно-общественный характер управления, обеспечение принципа справедливости, равного доступа к образованию, повышение качества образования для каждого. Обеспечение функциональной грамотности населения за счет развития сети учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, обеспечения реабилитации через образование, в том числе профессиональное, лиц с особенностями психофизического развития.

Начиная с 2002 года, принят ряд законов: ”Об образовании“, ”О профессионально-техническом образовании“, ”Об образовании лиц с особенностями психофизического развития“, ”Об общем среднем образовании“.

Основные принципы государственной политики в сфере образования сформулированы в Законе РБ ”Об образовании“ от 19 марта 2002 года и направлены на повышение качества образования, отвечающего запросам личности, общества и государства, обеспечение социальной справедливости в получении образования всех уровней.

Национальная система образования и воспитания гарантирует каждому гражданину право на получение образования, которое обеспечивается:

1. развитием сети учреждений образования всех форм собственности, различных форм организации обучения и воспитания, созданием условий для получения общего и профессионального образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей и способностей обучающихся;

2. доступностью и бесплатностью обучения в государственных учреждениях образования общего и начального профессионального образования;

3. бесплатностью на конкурсной основе среднего профессионального, высшего, послевузовского образования в государственных учреждениях вне зависимости от форм обучения при получении данного уровня образования впервые в пределах государственных стандартов образования;

4. непрерывностью образования и преемственностью его различных ступеней;

5. частичным или полным покрытием расходов на содержание граждан, нуждающихся в социальной помощи, в период их обучения.

Национальная система образования РБ включает:

1. Дошкольное образование

2. Общее среднее образование

3. Внешкольные формы образования

4. Пpофессионально-техническое образование

5. Среднее специальное образование

6. Высшее образование

7. Подготовку научных и научно-педагогических кадров

8. Повышение квалификации и переподготовку кадров

9. Самостоятельное образование граждан.

 

61. Государственная политика и управление.

 

Государственное управление — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса.

 

В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

1. правовой подход - ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан.

2. политический подход - основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции «представительной бюрократии», в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре.

3. управленческий подход - основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент»

 

Общей для всех трёх подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам: следования принципу верховенства права (правовой подход); следования воле народа (политический подход); следования цели получения нужного социально-экономического результата (менеджеристский подход).

 

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления.

 

62. Государственная молодежная политика: цели, задачи, программы.

 

Молодежная политика является частью государственной политики в области социально – экономического, культурного и национального развития Республики Беларусь. Реализация государственной молодежной политики представляет собой целостную систему мер правового, организационно – управленческого, финансово – экономического, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в жизни и развитии белорусского общества.

Основные направления деятельности по реализации государственной молодежной политики: Гражданско-патриотическое воспитание молодежи, Содействие формированию здорового образа жизни, Государственная поддержка молодых семей, Содействие реализации права молодежи на труд, Государственная поддержка молодежи в получении образования, Государственная поддержка одаренной и талантливой молодежи, Содействие реализации права молодежи на объединение, Содействие развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив, Международное молодежное сотрудничество

Республиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006 – 2010 годы. Основной целью республиканской программы является развитие потенциала молодых граждан для их самореализации и участия в созидании сильной и процветающей Беларуси через создание оптимальных социально-экономических, правовых и организационных условий.

В рамках реализации республиканской программы предполагается решение следующих задач:

1. повышение образовательного уровня молодежи, ее готовности к труду;

2. патриотическое воспитание молодых граждан, формирование у них правовой и политической культуры, мотивации к осознанному, ответственному и активному участию в общественной жизни страны;

3. улучшение условий для активного и эффективного участия молодежи в социально-экономической жизни общества;

4. совершенствование позитивных молодежных инициатив, соответствующих идеологии и направлениям социально-экономического развития белорусского государства;

5. формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья молодежи;

6. совершенствование системы социальной защиты молодежи и молодой семьи;

7. развитие молодежного туризма и международного молодежного сотрудничества.

Выводы:

1. Основными направлениями программы являются повышение престижа и возможности получения качественного образования, поддержка творческой и научной молодежи, воспитание гражданина-патриота, развитие системы трудоустройства молодежи на постоянной основе, пропаганда здорового образа жизни, помощь молодым семьям, развитие молодежного туризма, принятие упреждающих мер по нераспространению среди молодых людей криминала, пьянства, наркомании.

2. Программа предусматривает создание условий для более активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитие позитивных детских и молодежных инициатив.

3. Ожидается, что в результате реализации данной программы повысится качество жизни сельской молодежи, снизится уровень миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах, уменьшится число безработных среди молодежи, будет развита система временной и сезонной занятости молодежи.

4. Воплощение в жизнь положений программы позволит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значимость семьи в общественном сознании, укрепить семью, увеличить рождаемость, консолидировать общественное молодежное движение в целях построения сильной и процветающей Беларуси.

 

63. Правовое государство, принципы его организации.

 

Правового государство - признающее юридическое равенство граждан, их права и свободы, а также гарантии осуществления. Правовое государство является порождением Нового времени: ни античность, ни средневековье его не знали.

Основные отличительные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Именно закон обладает высшей юридической силой. Законы регулируют наиболее важные стороны жизни общества. Они определяют меру свободы и ответственности человека, охраняют нравственные ценности общества. Основным законом правового государства является Конституция. Никакой правовой или подзаконный акт государства не может противоречить Конституции. Приоритет Конституции является неотъемлемой чертой правового государства.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития, охрана и гарантировать их со стороны государства. Правовое государство признает за личностью определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государственной власти недопустимо. В демократическом государстве объективное право свободы воплощается в субъективных правах личности, разнообразных по своему содержанию. Но главное в них – это права индивида на положительные действия государства в его, интересах: право на неприкосновенность личности, судебную защиту, на образование социальное обеспечение, свободное передвижение в пределах государственной территории.

3. Взаимная правовая ответственность государства и личности. Отношения между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником ее формирования и осуществления, должны строиться на началах равенства и справедливости. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности перед гражданами по защите их прав. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. На тех же правовых основах строится и ответственность личности перед государством. Предоставление прав предполагает и выполнение гражданином определенных обязанностей. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

4. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа ее разделения на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

5. Наличие эффективного механизма контроля и надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан, как внутри страны, так и на межгосударственном уровне. Для защиты и контроля за соблюдением международных документов в области прав человека существуют специальные контрольные органы. Это международная комиссия ООН по правам человека и ее комитеты, Европейская комиссия по правам человека, Международный суд по правам человека.

Предпосылки его существования:

1. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на равноправии всех форм собственности, которая здесь принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ.

2. Социальной основой правового государства является саморегулирующееся гражданское общество, в центре которого находится человек с его разнообразными интересами и запросами. Правовое государство – это одновременно и социальное государство.

3. Нравственной основой правового государства являются общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства, исключение произвола и насилия над человеком.

4. Достижение высокого уровня политической культуры и правосознания у широких масс; утверждение принципа плюрализма мнений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа; последовательное расширение и углубление принципов реальной демократии во всех сферах жизни общества.

 

64. Гражданское общество, его истоки, черты, ценности и основы формирования.

 

Как отмечалось выше, среди существующих условий и предпосылок успешного формирования и функционирования правового государства является наличие развитого гражданского общества. Правовое государство призвано обслуживать потребности гражданского общества, назначение которого заключается в обеспечении свободы и благосостояния людей.

Словосочетание «гражданское общество» условно, ибо «негражданского», а тем более «антигражданского», общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Однако родовое, догосударственное общество нельзя назвать гражданским в силу его примитивности, незрелости, отсутствия таких понятий, как «гражданин», «гражданство». Выражаясь строго научно, не могло быть гражданским и рабовладельческое общество. Во-первых, в Античной Греции не было деления на государственные и общественные дела, быть членом общества означало одновременно быть гражданином государства. Политическое или общественное охватывало все сферы жизни города – полиса: власть, семью, религию, образование. Во-вторых, значительную часть своих членов античное общество не признавало свободными и равноправными: рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны свободных членов общества. То же самое можно сказать и о феодальном обществе с его крепостнической зависимостью.

Формирование гражданского общества началось в эпоху Нового времени в Европе, затем распространилось и на США. Эпоха европейского либерализма ознаменовалась разделением понятий: что есть государство и его институты, и что есть гражданское общество. Эти идеи были изложены в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получили свое развитие в ХVIII веке Ж.–Ж. Руссо, Ш.–Л. Монтескье, В. фон Гумбольтом.

Гражданское общество, считал Гегель – это сфера реализации частных интересов и потребностей людей, находящаяся вне непосредственной деятельности государства; – это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и потребностей членов общества; – это совокупность экономических, социальных, культурных, духовно-нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов.

Потребности и интересы разных социальных групп и индивидов осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, творческие объединения, кооперативы, профсоюзы. В отличие от государственных структур, в гражданском обществе преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между свободными и равноправными партнерами.

Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства при необходимости. Гражданское общество и правовое государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, без которых не может успешно существовать ни одно, ни другое. Гражданское же общество предполагает наличие правового государства и многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Гражданское общество подразумевает не только известную степень политической свободы, но и экономическую независимость человека, возможность получать доход не из рук государства.

Предпосылки:

1. Экономической основой и ведущим признаком гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, свободная экономическая деятельность, широкое развитие товарно-денежных отношений. Она предполагает экономическую независимость индивидов, основанную на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за добросовестный труд.

2. Социальной основой и важнейшим признаком гражданского общества выступает средний слой, включающий наиболее мобильную и активную часть населения самого трудоспособного возраста.

3. Политической основой и главным признаком гражданского общества является наличие правового государства, политический плюрализм; гарантированная законом защита прав и свобод граждан, их возможность объединяться в независимые от государства различные партии, профессиональные союзы и объединения; наличие легальной оппозиции; свобода слова и печати, наличие негосударственных средств массовой информации.

4. Духовную основу гражданского общества составляет идеологический плюрализм, сосуществование различных культур, идеологий, конфессий, не запрещенных законом; формирование культуры консенсуса, национального согласия; создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан.

Важным признаком гражданского общества является широкое развитие самоорганизации, местного самоуправления, невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность.

 

65. Проблемы формирования гражданского общества и правового государства в РБ.

Признание в Конституции РБ естественных прав человека, свободы личности, многообразия форм собственности, идей правового государства, политического плюрализма, развития частной инициативы – является существенными шагами на пути к гражданскому обществу. Важнейшими проблемами являются: 1. Создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики. 2. Формирование правового государства, базирующегося на верховенстве закона. 3. Создание реального плюрализма в обществе, который способствовал бы появлению новых форм политической, социальной и культурной деятельности.

Как показывает мировая практика, процессы формирования гражданского общества должны идти параллельно с созданием правового государства, так как они составляют единое целое и одно без другого нормально функционировать не могут.

66. Конституция – правовая основа политической системы белорусского общества


Политическая система - представляет собой механизм, орудие организации и осуществления власти, в котором взаимосвязаны и взаимодействуют различные структурные элементы, функции и роли.

В процессе реформирования политической системы были реконструированы старые и созданы новые институты политической власти – введен пост всенародно избираемого Президента, создан Конституционный суд, реформированы и расширены полномочия парламента.

Принята новая Конституция РБ, введение многомандатной системы выборов и многопартийности, практики проведения референдумов.

1. Конституция провозглашает РБ унитарным демократическим социальным правовым государством.

2. В статье 6-й Конституции Республики Беларусь зак­репляется принцип разделения власти: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих пол­номочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга». Это сделано для повышения эффективности трех государ­ственных властей и недопустимости узурпации одной властью других властей. Законодательным органом явля­ется Национальное собрание, состоящее из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. В отдель­ных случаях, предусмотренных Конституцией. Президент как Глава государства может издавать декреты, имеющие силу закона. Субъектами, осуществляющими исполнительную власть, являются Совет Министров (Правительство), министер­ства, государственные комитеты, ведомства, областные, районные, городские, поселковые и сельские исполнительные комитеты, отделы и управления областных, рай­онных и городских исполкомов. К субъектам судебной власти относятся Конституци­онный Суд Республики Беларусь, общие, хозяйственные суды и их судьи.

3. В разделе V Конституции и в специальном Законе «О местном управ­лении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20 февраля 1991 г. закрепляются субъекты самоуправления и управления, их понятие, система и принципы, задачи, компетенция, взаимодействие между собой и с иными элементами и субъектами политической системы.

4. Политические партии, общественные организации и союзы, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, имеют право участвовать в выборах, в выдвижении своих представителей в выборные органы.

5. В республике устанавливается принцип верховенства права, возросла политическая культура, все более демократичным становится сознание. Происходят процессы, свидетельствующие о демократизации политической системы, ее модернизации.

Вместе с отмеченными положительными тенденциями развития политической системы нашей страны, имеется еще много проблем. К их числу следует отнести необходимость более четкого разделения властей, повышения роли парламента, формирования механизмов включения политических партий в систему власти, создания более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой, совершенствования отношений государства с частным предпринимательством, повышение уровня правовой и политической культуры.

 

67. Религии и ее институты в Республике Беларусь.

 

Согласно статье 16 Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года, «религии и вероисповедания равны перед законом».

Согласно данным на июль 2010 года, 58,9 % населения считают себя верующими. Из них 82,5 % принадлежат к Русской православной церкви (Белорусский экзархат), 12 % причисляют себя к Римско-католической церкви, 4 % населения относится к исламу, а также к индуизму (кришнаизм), 2 % к протестантским деноминациям (пятидесятники, баптисты, адвентисты седьмого дня, лютеране, свидетели иеговы), а также к старообрядцам. Согласно этим же данным, регулярно посещают богослужения около 18 % православных и 50 % католиков.

В РБ зарегистрирована 3321 религиозная организация 25 конфессий и религиозных направлений, в том числе 3162 религиозные общины и 159 религиозных организаций общеконфессионального значения (религиозных объединений, монастырей, миссий, братств, сестричеств, духовных учебных заведений).

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1545 приходов, 11 епархий, 5 духовных учебных заведений, 32 монастыря, 14 братств, 10 сестричеств. Действуют 1334 православных храма, еще 150 строятся.

Римско-католическая церковь в Республике Беларусь (РКЦ) объединяет 4 епархии, которые насчитывают 475 общин. В республике действуют 2 духовных учебных заведения, в которых ведется подготовка священнослужителей, и катехетический колледж для мирян в г.Барановичи, 9 миссий и 9 монашеских общин.

Протестантские религиозные организации представлены 1005 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14 религиозных направлений.

Зарегистрированы 32 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий.

Иудаизм представлен 52 общинами, относящимися к трем направлениям (ортодоксальному, хесэд-любавич, прогрессивному). Действуют 3 религиозных объединения.

Ислам представлен 25 общинами, в том числе 24 суннитского направления и 1 шиитского. Зарегистрировано 2 религиозных объединения. Действуют 5 культовых зданий, ведется строительство мечети в г.Минске.

Из средств республиканского бюджета оказывается значительная помощь по проведению реставрационных работ памятников истории и культуры. В 2008 году создан Консультативный межконфессиональный совет при Уполномоченном по делам религий и национальностей.

 

68. Государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь.

 

Развитие конфессиональной сферы в 2010 году отмечено укреплением взаимодействия органов власти с религиозными организациями, совершенствованием форм и методов сотрудничества с организациями Белорусской православной церкви, усилением контроля за соблюдением законодательства о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, осуществлением работы по поддержанию межконфессионального мира и согласия, предупреждению распространения псевдорелигиозных, деструктивных организаций в республике.

Наша страна является многоконфессиональным государством, в котором зарегистрировано 25 религиозных конфессий и направлений. Общая численность религиозных организаций в настоящее время достигла 3321. Сохраняется традиционно высокий уровень религиозности в западных областях республики по сравнению с восточными регионами. Ведущие позиции в религиозной жизни общества занимает Белорусская православная церковь (БПЦ). За последние 15 лет количество православных религиозных общин увеличилось почти в 4 раза. В приходах БПЦ работает 1577 священнослужителей, из которых 15 – иностранные граждане. Действует 1334 православных храма, еще 150 строятся. За период с 1990 года БПЦ передано около 840 бывших культовых и других зданий.

В 2003 году между РБ и Белорусской православной церковью было подписано Соглашение о сотрудничестве, реализация которого стала уникальным опытом многовекторной совместной работы государства и церкви на благо общества. В соответствии с данным Соглашением заинтересованными органами государственного управления и Белорусским Экзархатом подписан ряд совместных программ сотрудничества, комплексные программы мер по реализации Соглашения выполняются всеми облисполкомами и Минским горисполкомом. Государством оказывается значительная помощь БПЦ в реставрации и восстановлении культовых зданий, являющихся памятниками истории и культуры. Государство оказывает помощь духовным учебным заведениям Белорусской православной церкви. Для оплаты труда преподавателей и работников, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс, выплаты стипендий студентам Минской духовной академии, Минской духовной семинарии, а также Минского духовного училища Минской епархии в 2009 году было выделено 1004,5 млн. рублей, в 2010 году – 1173,1 млн. рублей. Ежегодно Указом Главы государства предоставляется отсрочка от службы в армии учащимся и выпускникам православных духовных учебных заведений. Значительную помощь приходам БПЦ оказывают местные исполнительные и распорядительные органы.

В епархиях созданы отделы по работе в тюрьмах. Действуют диаконические станции по оказанию помощи нуждающимся. Ими осуществляется попечительство над онкологическими и психиатрическими больницами, школами-интернатами, другими социальными учреждениями. Белорусская православная церковь активно сотрудничает с другими конфессиями и религиозными направлениями по развитию межконфессионального диалога и решению социально значимых проблем общества.

Существенную роль в религиозной жизни нашей страны играет Римско-католическая церковь в РБ (РКЦ), которая является второй конфессией по количеству верующих. За последние 20 лет количество религиозных общин РКЦ увеличилось в четыре раза, по состоянию на 1 января 2011 г. в Республике Беларусь насчитывается 475 приходов, объединенных в 4 епархии. Одной из проблем РКЦ является значительная нехватка кадров священнослужителей из числа граждан Республики Беларусь. В приходах РКЦ работает 418 священнослужителей, из которых 160 – иностранные граждане. Белорусские католические священнослужители готовятся в двух духовных семинариях РКЦ (в г.Гродно и г.Пинске), кроме того, в 2009 году открыт катехетический колледж для мирян (в г.Барановичи).

Государство оказывает поддержку духовным учебным заведениям РКЦ, предоставляя отсрочку от призыва на военную службу семинаристам и выпускникам семинарий.

В настоящее время ведется разработка проекта Соглашения между РБ и Ватиканом. Основным разработчиком является Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Протестантские религиозные организации представлены 1005 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 14 религиозных направлений.

Протестантские общины проявляют активность в миссионерской и благотворительной деятельности, реализации социальных проектов, преимущественно для собственных прихожан. Отношения местных органов власти с ними отличаются корректностью и взаимоуважением. Однако имеют место отдельные случаи нарушения законодательства Республики Беларусь со стороны протестантских организаций в части соблюдения порядка осуществления массовых мероприятий, распространения религиозной литературы. Особенной активностью отличается миссионерская работа общин свидетелей Иеговы, что нередко вызывает негативную реакцию населения. В Республике Беларусь зарегистрированы 32 религиозные общины старообрядцев, в распоряжении верующих имеется 27 культовых зданий. Иудаизм представлен 52 общинами, относящимися к трем направлениям (ортодоксальному, хесэд-любавич, прогрессивному), в том числе в 2010 году зарегистрировано 6 иудейских общин. Действуют 3 религиозных объединения.

Действующее законодательство РБ создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом независимо от отношения к религии. При этом государство не вмешивается в вопросы частного исповедания той или иной религии, а контроль за деятельностью религиозных организаций ограничивается сферой выполнения ими законодательства республики, не допуская вмешательства во внутренние дела конфессий. В стране созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций: они освобождены от уплаты земельного налога и налога на недвижимость в отношении культовых зданий.

Религиозным организациям, арендующим помещения государственной собственности для проведения религиозных мероприятий, распоряжением Президента Республики Беларусь установлен понижающий коэффициент 0,1 при определении ставки арендной платы.

Конфессиональная политика государства направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира и согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями, в первую очередь с Белорусской православной церковью.

 

69. Политическая модернизация, ее типы, основные модели и задачи.

 

В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются терминами "политическое развитие" или "политическая модернизация".

В рамках современной концепции выделяется 2 исторических типа модернизации.

Первый тип - оригинальная модернизация - был характерен для США и стран Западной Европы, осуществивших переход к рациональному общественному устройству в результате длительного внутреннего развития.

Второй тип - вторичная модернизация - был характерен для стран, отставших в своем развитии и пытавшихся догнать передовые более ускоренным способом за счет использования опыта последних. Обычно к этой группе относили развивающиеся страны, освободившиеся от колониальной зависимости.

Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.

Выделяют следующие цели политической модернизации: создание новых политических институтов для решения постоянно расширяющегося круга социальных и экономических проблем; изменение политических ориентаций элиты и лидеров на открытую борьбу; формирование рациональной бюрократии.

Политическая модернизация осуществляется на протяжении длительного периода, в рамках которого общество характеризуется особым качественным состоянием, отличающимся нестабильностью и кризисами. В современных исследованиях выделяется пять основных кризисов: идентичности, легитимности, участия, проникновения, распределения.

Кризис идентичности связан с проблемой политической и национальной идентификации социального субъекта. Преодоление кризиса идентичности возможно с помощью политических лидеров харизматического типа, способных объединить национальную или территориальную общность, а также посредством содействия людям в поисках чувства идентичности.

Кризис легитимности обуславливается следующими тем, что не все основные группы интересов получают доступ к сфере принятия политических решений, а статус основных традиционных институтов подвергается угрозе в процессе политической модернизации. В современных исследованиях выделяются следующие пути преодоления кризиса легитимности: достижение легитимности возможно за счет реальной демонстрируемой эффективности режима, либо посредством привлечения на свою сторону оппозиции.

Кризис участия обусловлен увеличением числа групп интересов, претендующих на доступ к процессу принятия решений в обществе. Это неизбежно обостряет конкуренцию в борьбе за политическую власть. Важным условием преодоления кризиса участия - является обеспечение каналов для включения в политическую жизнь общества всех групп, претендующих на участие в осуществлении власти. Успешное осуществление политической мо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: