Орден вольных каменщиков




Б. ГЕЛИВЕР

ШКОЛЫМИСТЕРИЙ И ГЕРМЕТИЧЕСКИЕ ОРДЕНА

Школы Мистерий

В тусклом рассвете древности, до начала истории, когда человечество было во младенчестве, пришли Великие Сущности из другого мира. Они принесли людям мудрость и знание. Эти Сущности — члены Космического Братства, возвышенным намерением которого было охранять и вести молодое человечество по направлению к Божественности, к состоянию Богочеловека.
Члены этого Братства составляли и сейчас составляют Духовную Иерархию. Их мудрость шла к людям двумя путями: через притчи и легенды — к простым людям, избранным же передавали свое Учение в Школах Мистерий.
Неофитом приходил Ученик в Школу Мистерий; долгий путь обучения Законам Жизни проходил Ученик, прежде чем достигал последнего посвящения в Учителя.
В до-христианские времена желающие пройти посвящения шли к Школам со всех концов цивилизованного мира. Постепенно знания Школ становились доступными более широкому кругу людей, которые не ставили своей целью совершенствовать себя и служить Братству.
Стремление людей овладевать секретами мудрости привело к созданию различных Школ: "Школы Меньших Мистерий" и "Школы Великих Мистерий". Школы Меньших Мистерий давали знания народу в образе театральных драм и трагедий, где актеры пытались своей игрой изобразить действие законов Бога через природу и человека. Они пытались своей мистической игрой объяснить "непосвященным", что природа есть душа мира, что законы природы постоянны и неизменны, не подчинены прихоти человека, что цель человека — быть в гармонии с природой и с Богом.
Хотя рождение Школ Мистерий произошло в доисторические времена, они продолжали расцветать в эпоху летописи. Хронология учений Школ была реконструирована в одну стройную систему, общепризнанную античным миром. В результате трудов историков современный мир открыл тексты Школ — Мистерии Изиса и Озириса, друидов, финикийцев, Элевсина, Митры и т. д.
Французский историк Шарль Диль писал: "Ничто не может сравниться с чувством благоговения, которое испытывали к Элевсинским Мистериям самые серьезные умы древнего мира, философы, государственные мужи, ораторы, историки и поэты. Начиная от Пиндара и до Платона, от Исократа и до Цицерона, все согласно признают, что Мистерии глубоко влияли на души людей".
На воротах греческого храма Мистерий Вакха, или Диониса, висела надпись: "Посвященных немного, хотя многие несут жезл". Вакхический жезл, или посох, передавался тому, кто искал мудрость в Мистериях Диониса. Этот посох был сплетен из виноградных лоз и увенчан сосновой шишкой, символизирующей открытие "третьего глаза". Действительно, многим была дана возможность пронести жезл через посвящения в Меньшие Мистерии, но немногие достигали кандидатуры в Великие Мистерии. Лишь избранные попадали в Школы Великих Мастеров, где Иерофанты, или Учителя, побуждали Ученика к совершенствованию через поиск, обучение и медитацию. Каждому предоставлялась возможность войти в Храм, где совершенно одинокий Ученик должен был пройти через "Долину Теней" и выйти к Солнцу посвящения. После посвящения Ученик выходил заново рожденным, находясь под защитой "Небесных Братьев". Он сознает бессмертность Духа и Закона кармы, знает, как использовать силы природы для созидания, помогая человечеству в его трудном пути к совершенству. Принимая Знание от Учителей, Ученик дает клятву Братству не открывать полученные тайны непосвященным. За нарушение данного обета Законы кармы как "саван" окутывали предателя и он становился жертвой насилия публики, которая не понимала суть Великих Знаний.
Школы Мистерий существуют и в настоящее время, и только искатель истины может найти ворота Храма, где Учителя безмолвно ждут Искателя. Принцип Учений Великих Школ целиком основан на практике, потому что религия начинается только там, где кончается теория. Цель Учений — сформировать характер Ученика, раскрыть божественную природу души и сделать жизнь возможной на духовном уровне. Идеал Учений — постижение абсолютной истины и достижение проявления Божественности в делах повседневной жизни. Духовность не зависит ни от чтения писаний, ни от ученых толкований священных книг, ни от тонких теологических рассуждении, но только от постижения неизменной истины. Совершенно безграмотный человек может достигнуть высшего состояния духовного совершенства, если он сумеет победить свою животную природу путем постижения своего "Я" и отношения ко всеобщему Духу...
<...> Все древние философы и все великие души с незапамятных времен были сыновьями Мистерий. Они были причастны ко всем мировым культурам, ко всем духовным возрождениям человечества. Они определяли земную жизнь как "высший опыт" через познание нашего физического мира. Без этого опыта нельзя осознать величие Божьего Мира, из которого мы пришли для развития полной потенциальности нашего Духа.
Из истории последних времен нам известны некоторые великие имена светил истории, среди них Шри Санкарачара, Вьяса, Магомет, Кришна, Гаутама Будда, Иисус из Назарета, Павел Тарсянин, Лютер и другие. Эти Великие Посвященные всегда были исполнителями замысла, касающегося расы. Они способствовали созданию условий для эволюции рас и всего человечества. Иногда они являлись как благотворные силы, приносящие с собою мир и довольство. Чаще они приходили в качестве разрушителей, уничтожающих устарелые формы религии и правительства, чтобы освободить жизнь от быстро кристаллизирующейся формы и дать ей возможность создать себе новый и лучший проводник.
Величайший из Учителей — Иисус Назаретянин пришел в мир во времена Школ Мистерий. Хотя он был уже Мастером-Учителем, он также прошел испытания посвящениями в Мистерии Египта, Тибета, Индии, Персии, Сирии, Греции. Много лет спустя после его вознесения недопонимание, извращенность и гонение его истинного Учения обернулось трагедией для Школ Мистерий.

Падение Школ Мистерий

В эпоху становления Христианства лидеры Церкви предали "анафеме" Школы Мистерий, обвиняя их в распространении язычества, этим оправдывая последующие разрушительные действия "победоносной инквизиции'*. В результате преследований, гонений в 3 веке н. э. была сожжена драгоценная Александрийская библиотека. В этой Библиотеке насчитывалось более 700 000 удивительнейших писаний, документов, книг и манускриптов, собранных со всего мира с древнейших времен. Все Писания, связывающие Христианство с древними Мистериями, ревностно уничтожались, однако некоторые драгоценные рукописи были спрятаны и сохранены последователями.
Иногда священные драмы и тайные писания Великих Мистерий были использованы Христианством в литературе и искусстве без объяснения внутреннего смысла. {Главы Церкви видели в Школах Мистерий огромную силу, противостоящую окончательному успеху их новой догматической религии. Установленная ими догма была направлена на подчинение, покорность иерархам Церкви, в результате этого выпала логическая основа и сохранилось лишь принятие "на веру", нагромождение нелепых догм, соответствующих уровню сознания иерархов Церкви. Например, "тайный документ Школ Мистерий о воплощении души в физическое тело, истолковывался как свидетельство "воскрешения" физического тела в "День Великого Суда" и большинство верующих слепо приняли эту доктрину, отвергающую эволюцию Духа и назначение человека на земле.
На пятом Вселенском Соборе, созванном императором Юстином в 553 г., был принят эдикт, в котором осуждалось учение великого христианского учителя Оригена о перевоплощении души в физическое тело. Некоторые епископы отказывались принять взгляды императора, однако другие члены собора согласились и подписали эдикт. Разброд единого стада Христова — одна из причин, загнавших людей в духовный кризис, переживаемый вплоть до настоящего времени. Странно то, что современные православные богословы признают неопровержимый авторитет учений Оригена за исключением вопроса о карме и перевоплощении. Законы перевоплощения и кармы тесно связаны между собой. Суть слова "карма" на санскрите означает "что посеешь, то пожнешь", т. е. каждое действие вызывает последствие. Эти последствия, в свою очередь, становятся причинами новых последствий, и так без конца... Слово карма употребляется для обозначения непрерывносвязанной цепи причин и последствий как дурных, так и благих.
Доктрина о перевоплощении являлась краеугольным камнем каждой древней религии Востока. Уже во времена Иисуса эта доктрина претерпела искажение от руководителей церкви и сохранилась в своей первоначальной чистоте лишь среди отдельных сект.
Неспособность иерархов Церкви вскрыть все истины, выраженные согласно древнему стилю в иносказаниях, притчах, аналогиях привело к искажению и непризнанию Космического закона перевоплощения. Не исключена возможность и некоторых искажений преданий при их устной передаче до письменной их фиксации. Полный текст всех 66-ти книг Библии, канонизированных Вселенскими Соборами, стало невозможным полностью проанализировать, понять и свести к единой стройной системе мировоззрения, свободной от противоречий. Свидетельством этому может служить хотя бы различие догм в различных христианских церквах, не говоря уже о часто встречаемых противоречивых трактовках одного и того же текста.
Тина черного времени, охватывающая обе инквизиции (III век н. э. и XII век н. э.) не затронула драгоценный камень Учений Великих Посвященных. Находясь в тени догматического невежества, сокровища Учений передавались от Учителя к Ученику в ожидании рассвета нового Дня. Учителя глубоко скрыли философский камень и одели маску, охраняющую их Ковчег Закона. Учения Школ были переписаны заново и стали недоступными в своей таинственности для непосвященных, только мудрый смог их расшифровать.
С первыми лучами зарождающегося Нового Дня возник Орден Масонов, принеся в мир современный вариант древнейших Учений. Символ этого ордена — прямоугольник и циркуль.
Затем появилась таинственная роза — символ Розенкрейцеров.
В конце прошлого века появился символ Теософии — крест внутри шестиконечной звезды, окруженный змеей. Это Учение принесла в наш мир Елена Петровна Блаватская. Основа теософии — космос, эволюция духа и существование Великих Учителей Мудрости. Блаватская описала миссию Учителей в эволюции человечества и этим обрекла догму полному пересмотру. Хотя Блаватская была унижена и осмеяна наукой и руководителями Церкви, она указала на 1975 год, как на время, когда должен сойти на Землю новый духовный импульс,, который поднимет человечество на более высокую ступень мирового развития. Предсказание, сделанное более полувека тому назад!...

Герметические Ордена

Орден Тамплиеров

Конец 11-го века ознаменовался стихийным неудержимым движением западно-европейских христианских народов против мусульманского мира. Крестовые походы, предпринятые в Святую Землю для освобождения гроба Господня из рук неверных, в течение 200 лет привлекали на Восток полчища отважных людей всех сословий, движимых религиозным чувством, жаждавших подвига и славы, приключений и наживы. Когда в 1099 году крестоносцам удалось добраться и основать в Святой Земле христианское государство, поток паломников ко гробу Господнему значительно увеличился. Заботу о снаряжении паломников и охрану их на пути от морского берега к Святым местам взяли на себя духовно-рыцарские ордена, возникшие для защиты Святой Земли и для борьбы с неверными.
Самым могущественным их этих орденов был знаменитый Орден Рыцарей Храма или Тамплиеров, основанный в 1118 году девятью французскими рыцарями с Гуго-де-Пайеном во главе. Возникновение Ордена, по своим воинственным и благочестивым целям вполне отвечавшего духу и потребностям времени, вызвало всеобщее сочувствие и самое благосклонное отношение со стороны светской и духовной власти. Король Иерусалимский Балдуин II подарил этим рыцарям-монахам дом, построенный на том месте, где, по преданию, находился некогда храм Соломона, откуда и произошло название храмовников или тамплиеров. Св. Бернард Клервосский, величайший религиозный авторитет западных христиан того времени, заинтересовался вновь возникшим Орденом и на церковном соборе в Труа в 1128 году составил для него конституцию, т. е. устав, придав ему почти монашеский характер. Участие, проявленное к Ордену св. Бернардом, придало ему совершенно исключительное значение в глазах монархов, пап и всего католического мира. Тотчас после собора в Труа громадные пожертвования стали притекать в Орден, и число его членов быстро увеличивалось, ибо цвет европейского рыцарства стремился поступить в число этих борцов во славу Божию. Первоначально члены Ордена состояли из рыцарей и служащих братьев. Первые должны были происходить из рыцарского рода, быть холостыми, давать обет целомудрия, бедности и послушания и строго исполнять монашеский устав Ордена. В свободное от воинских дел время рыцари обязаны были проживать в убежищах Ордена, предаваясь молитве в своих уединенных кельях и попечениям о бедных и больных паломниках.
Рыцари носили белые льняные плащи с восьмиконечными крестами — символ сердечной чистоты и мученичества. Служащие братья, которые делились на оруженосцев и ремесленников, могли быть женатыми и, в отличие от рыцарей, носили коричневую или черную одежду. Орден имел и светских членов, дворян и простолюдинов обоего пола, которые добровольно исполняли или все предписания орденского устава, или только часть их, но жили отдельно. К числу светских братьев принадлежали лица, оказавшие услуги Ордену или донаты, и облаты, с детства предназначенные для вступления в Орден и воспитанные по его правилам.
Вначале рыцари, не щадя себя, проливали кровь для защиты Святой Земли и христианских паломников; в бою стояли как один человек, предпочитая смерть плену. Они вели простой и строгий образ жизни, были благочестивы и самоотверженно служили ближнему. К концу 12 века внешнее положение Ордена достигло небывалого блеска. Монархи и папы осыпали его своими милостями и давали ему неслыханные привилегии. Щедрые пожертвования в виде коней, оружия, десятой доли крупных имуществ и громадных имений, позволили тамплиерам основать во всех государствах Европы свои общины, которыми управляли престарелые члены Ордена. Принадлежа по большей части к знатнейшим родам Европы, рыцари Храма занимали самые почетные места при французском, английском и испанском дворах.
Наконец, в 1162 году папа Александр III особою разрешительною буллой освободил тамплиеров от опеки иерусалимского патриарха и епископов и разрешил им иметь собственное духовенство. Орден Рыцарей Храма, имевший уже, в силу особых привилегий, собственное войско, собственную полицию, собственный суд, обладавший громадными денежными богатствами и обширными земельными имуществами во всех государствах Европы, подчиненный непосредственно одному папе, являлся настоящим государством в государстве и по богатству и могуществу мог соперничать со многими монархами. Во главе Ордена стоял гроссмейстер, которому принадлежало, главным образом, предводительство на войне, а также исполнительная власть. Он свободно избирался рыцарями, но писался "Божией милостью". Гроссмейстер подчинялся только конвенту или "великому совету" Ордена и папе. Верховная власть в Ордене должна была собственно принадлежать "генеральному капитулу", т. е. общему собранию, состоявшему из членов конвента, начальников орденских провинций и наиболее влиятельных братьев. Но генеральный капитул созывался очень редко, исключительно по велению гроссмейстера и конвента, так что этот последний, подчинявшийся единственно только папе, являлся фактически законодательною, административною и исполнительною властью, которой были подчинены не только все рыцари и служащие братья, но и духовенство Ордена.
Некоторые историки считают, что по мере того, как росло внешнее могущество Ордена, как устанавливалось его царственное по своей независимости положение, изменялось и внутреннее его содержание.. Мало-помалу прежняя беспредельная преданность Ордена церкви сменилась религиозным безразличием и свободомыслием, близким к еретичеству. Согласно этим новым влияниям изменился и первоначальный устав Ордена, составленный св. Бернардом. Так послушничество, бывшее прежде обязательным для поступления в Орден, было отменено. Параграф 54-ый устава, запрещавший принимать в число тамплиеров рыцарей, отлученных от церкви, был изменен в обратном смысле: признано было желательным вербовать новых членов именно среди этих отверженных церковью, "дабы содействовать спасению их душ". Эти изменения в уставе привлекли в Орден массу недостойных и прямо враждебных церкви членов. В связи с этими изменениями ставят возникновение в начале 13-го века среди рыцарей тайного еретического течения. Считают, что наряду с внешним исповеданием христианского учения и церковных обрядов в подземельях орденских убежищ ночью или на рассвете происходили тайные собрания, где совершались обряды мистического посвящения и поклонения "таинственной силе". Рядом с явным уставом тамплиеры создали новый устав, открывавшийся лишь избранным и заключавший в себе тайное учение Ордена. Исследователи считают, что основа этого тайного учения заключалась в дуализме: тамплиеры признавали существование "высшего Бога" — творца духа и добра, и "низшего Бога" — создателя материи или зла. Идол, упоминаемый всеми историками, был символом Бога материи и зла. Он назывался Бафо-метом, что в переводе с греческого означает "крещение мудростью", и представлял собой фигуру с головой козла и женской грудью. По другим источникам Бафомет изображался с металлической бородатой головой. Ни одного изображения тамплиеровского Бафомета не сохранилось до наших дней. Изображение Бафомета, как оно имеется в 15-ом аркане современных изданий Тарота, является позднейшим розенкрейцеровским рисунком. Некоторые считают тамплиеровского Бафомета символом вечно созидающего бога Пана, Бога-Природы. Оккультное описание Бафомета дано в 15-ом аркане "Энциклопедии Оккультизма" Г. О. М. и мы на нем останавливаться не будем. Для нас гораздо интереснее узнать, что посвящаемого в таинства Ордена опоясывали "поясом Иоанна", белым шерстяным шнурком, который через прикосновение к идолу делался священным амулетом. Посвященный в мистерии рыцарь после этого никогда уже не оставлял этого пояса, служившего отличительным знаком его принадлежности к тайному союзу. Название волшебного шнурка тамплиеров "поясом Иоанна" объясняется тем почитанием, которым пользовался Иоанн Креститель у рыцарей Храма. Главным праздником Ордена был день Иоанна Крестителя. К числу достойных внимания обычаев, практиковавшихся на тайных собраниях, было причастие под обоими видами, но не как таинство, а как символ братской любви между посвященными, и исповедь, причем посвященные исповедовались не у духовенства Ордена, а друг у друга, во избежание разглашения тайны.
Масон Клавель говорит: "Теперь уже вполне доказано, что Орден Тамплиеров был ветвью гностицизма, и что учение его в большей своей части является воспроизведением учения древней гностической секты офитов". Далее, тот же Клавель, ссылаясь на восточных историков, указывает, что тамплиеры в разные времена находились в близких сношениях с тайным союзом ассасинов и что оба союза имели одинаковую организацию, одинаковые степени посвящения, и одинаковые цвета одежды: белый и красный. Другой писаталь по масонским вопросам Рагон говорит:
'"Крестоносцы, явившиеся в Азию с тем, чтобы завоевать Святую Землю и воздвигнуть на ней знамя креста, познакомились там с мистериями гностиков и манихеев, сохранившихся среди небольшого количества проживавших там христиан". Луи Дасте говорит, что в силу изменения, внесенного в устав рыцарей Храма, согласно которому дозволялось принимать в Орден отлученных от Церкви, после разгрома во Франции в начале 13-го века альбигойцев, многие из них, в том числе и глава их Раймонд VI-ой граф Тулузский, нашли убежище в Ордене Тамплиеров, и что, проникнув в него, альбигойцы заразили рыцарей Храма ядом своего, основанного на Каббале, учения. Мы не будем входить в обсуждение как существующей версии о развратной жизни и противоестественных пороках рыцарей, так и версии религиозного отступничества. Также мало интересны для нас сведения о стремлении Ордена к политической гегемонии в Палестине, к которой он будто бы стремился, равным образом и о недостаточной ретивости в защите этой же Палестины против мусульман. Тамплиеры, по свидетельству Финделя, больше занимались своими внутренними делами: "копили богатства, вербовали богатых и знатных членов, увеличивали число своих провинций в Европе и распространяли всюду храмовнический дух, выказывая в то же время заботу о сохранении благосклонности пап". Прибыльная торговля, предприятия, оживленное банкирское и вексельное дело беспрерывно увеличивали огромные наличные средства Ордена, которые хранились в его главном банке — парижском Тампле. Во второй половине 13-го века ежегодный доход Ордена достигал 54 миллионов франков.
Многие историки объясняют уничтожение Ордена Рыцарей Храма не государственной необходимостью, а алчностью, которую вызвали в Филиппе Красивом, вечно нуждавшемся в деньгах, колоссальные богатства тамплиеров. Но надо отметить помимо экономических, еще и политические причины. Из них самой главной была забота французского короля, направленная к усилению его власти и образованию национальной монархии за счет феодального порядка. Рыцарям Храма усиление королевской власти становилось поперек дороги, ведущей к лелеемой ими Синархии — союзу народов. Орден Храмовников, имевший свои провинции во всех уголках Европы и являвшийся "государством в государстве", был опасен для каждого правительства, таил в себе цементирующую силу, стремившуюся положить конец всем европейским войнам. Мечта отъединении народов белой расы, а впоследствии, быть может, и народов всего земного шара, была близка к своему осуществлению. Богатства Ордена копились, как нам кажется, именно для реализации этой высокой цели. Если теперь окинуть взглядом исторические события за семь веков, протекших с гибели тамплиеров, то каждому станет ясно, что Европа могла бы избежать пролития морей крови, если бы была сохранена стабилизирующая сила Ордена, этого ненавистного узким националистам "государства в государстве". (Под угрозой второй мировой войны, когда пишутся эти строки, каждому беспристрастному мыслителю особенно ясна глубина тамплиеровской идеи.
Нет ничего удивительного в том, что французский король воспользовался первым предлогом, чтобы положить конец Ордену. Таким предлогом явились показания двух бывших тамплиеров, уголовных преступников, которые в доносе на Орден искали собственного спасения от правосудия. Король воспользовался доносом и обратился за содействием к папе. Климент V не решался поднять руку на Орден, пользовавшийся в течение веков благосклонностью наместников св. Петра. Наконец, побуждаемый королем, от которого он находился в известной зависимости, папа решился вызвать гроссмейстера Ордена Якова Моле с о. Кипра под предлогом переговоров о новом крестовом походе (в 1187 г. Иерусалим был отнят у христиан Саладином и Орден Тамплиеров переселился в Акру, приморскую крепость в Сирии. В 1291 году Акра была занята сарацинами и тамплиеры перенесли свою резиденцию на о. Кипр). Моле прибыл во Францию со всем своим конвентом, архивом и казною. 13-го октября 1307 года все тамплиеры во Франции, с их гроссмейстером и конвентом, были внезапно арестованы по приказанию короля и над ними началось строгое следствие; 12-го августа 1308 г. была издана папская булла, повелевавшая духовным и светским властям возбудить против тамплиеров судебное преследование. Процесс тамплиеров продолжался семь лет. Орден был осужден. Буллою от 2-го мая 1312г. папа оповестил весь христианский мир о принятом им решении уничтожить Орден Тамплиеров и предал его проклятию. В результате некоторые тамплиеры были сожжены, в том числе и гроссмейстер их Яков Моле (11-го марта 1314 г.), остальные подверглись заключению, из которого многие по уничтожении Ордена были освобождены. Некоторые рыцари нашли спасение в бегстве. Имущество Ордена было конфисковано королями французским, английским, испанским и другими правителями. Яков Моле, будучи уже возведен на костер, громогласно отрекся от всех своих показаний и, призывая на Суд Божий короля и папу, предсказал скорую их гибель. Действительно, оба умерлив том же году в ужасных мучениях.
Любопытно отметить отношение масонства к Ордену Тамплиеров. Большинство масонских писателей являются ярыми защитниками Ордена, отрицают его преступную деятельность и называют тамплиеров и альбигойцев жертвами фанатизма пап и деспотизма монархов. Такое отношение масонов к Ордену объясняется тем, что они считают себя прямыми наследниками тамплиеров, утверждая, что Орден Рыцарей Храма никогда не переставал существовать. Считают, что после разгрома многие тамплиеры укрылись в Шотландии и вступили в союзы каменщиков, из которых впоследствии возникло тайное общество франкмасонов.
Лучшим доказательством некоторой идейной преемственности масонов служит в Древнем и Принятом Шотландском Обряде степень рыцаря Кадоша, посвященная памяти тамплиеров, прославлению последнего гроссмейстера Якова Моле и поруганию короля и папы, виновных в разгроме Ордена. Каким образом тамплиеры через четыре столетия, лежащих между уничтожением Ордена в 1314 г. и официальным возникновением масонства в 1717 г., могли протянуть руку последним, — может рассказать история тайных организаций, которыми была наводнена Европа с 14-го по 18-й век. Среди обществ различного характера, известных как Божьи Друзья, Вальденсы, Бегарды, Братья и Сестры Свободного Духа, Фратичеллы, Пастореллы, Танцоры, Прыгуны, Крестьянский лапоть. Бедный Конрад, Спиритуалы, Интеллигенты, Перекрещенцы-Анабаптисты, Чешские Братья, Алхимики, литературные общества, философские академии и др. — наибольший интерес предс-тавляют розенкрейцеры. Но чтобы понять дальнейшие судьбы Ордена Тамплиеров, нужно не столько проследить деятельность отдельных уцелевших его членов и созданных ими союзов, сколько учесть проявления его эгрегора, усиленного душами казненных рыцарей. Деятельность тамплиеровского эгрегора вылилась в непримиримой ненависти к французским королям Бурбонам и к римским папам. Этот эгрегор вызвал к жизни и поддерживал все общества и заговоры, имевшие целью ниспровержение трона Бурбонов или престола пап. В 18-м веке он проявился в тайных обществах иллюминатов и вздымал яростные волны французской революции. Некоторые считают, что он до сих пор вдохновляет масонские ложи.
К наиболее значительным ударам мертвых тамплиеров по папскому престолу надо отнести учение Виклефа, лишившее католицизм всякой силы в Англии, учение Гуса и гуситов в Богемии, приведшее к ослаблению католического влияния среди чехов, и учение Лютера, лишившее католицизм всякого значения в Германии. Рука могущественных мертвецов чувствуется и в языческом расцвете эпохи Возрождения с ее скептицизмом, направленным против христианских верований, с ее распространением различных оккультных знаний и, самое главное, с ее культом античной старины, вылившимся в воскрешении древней греческой философии. Это направление лучших умов эпохи Возрождения, столь чуждое католическому миропониманию, было весьма удачно названо "гуманизмом", т. е. культом человека. Преклонение перед человеком, признание законности всех стремлений его духовной и телесной природы — вот черты, характеризующие гуманистов и красной нитью проходящие в учении и жизни предшественников реформации и самого Лютера. Что касается посмертной борьбы тамплиеров с французскими королями, то она достаточно хорошо освещена в истории, и мы ее касаться не будем. Отметим лишь "Праздник взятия Бастилии", являющийся официальным в теперешней Франции, который символизирует собою конечную победу храмовников над французскими королями.

Натурфилософы

Прежде чем говорить о деятельности Ордена Розенкрейцеров, следует коснуться тех идей, проводниками которых были Академии Натурфилософов. Эти тайные союзы, члены которых называли себя неоплатониками, а свою науку пансофией или натурфилософией, были настоящими академиями математических и естественных наук.Среди адептов натурфилософии были такие ученые, как Лейбниц, Роджер Бэкон, Раймонд Луллий, Парацельс и др., заслуги которых в области естествознания не могут подлежать сомнению, несмотря на то, что некоторые из этих ученых увлекались алхимией и каббалой. Однако раскрытие тайн природы не было единственной Целью этих сообществ, не одни занятия наукой связывали и объединяли между собой эти разноименные и разбросанные по всем странам союзы, но, главным образом, общее миросозерцание, своего рода религия и вытекавшая из нее общая цель, более специальная, чем исследование природы.
Научное познание природы разрушило целый рдд традиционных заблуждений и предрассудков, оно дало пищу и остроту взгляда пробудившемуся духу критики. Наука раскрыла перед взором человечества безграничность мироздания. Еще больший переворот повлекли за собою открытия Коперника, Кеплера, Галилея. Теперь только впервые стало ясно, что уму человека доступно цельное, неопровержимое и вполне удовлетворяющее знание, которое обещает в будущем объяснить все, что пока темно... До сих пор церковная догма была для робкой мысли единственно истинною, теперь знание оказалось надежнее всего. Сообразно с этим освобождением от традиционных заблуждений и предрассудков и в силу безмерной веры в доступное человеческому уму знание, натурфилософы не придавали особенного значения искупительной смерти Христа. Они учили, что тот же божественный дух, который был в теле Христа, заложен и во всяком человеке, что и без познания Христа и Евангелия блаженство доступно всем, даже евреям и туркам, если они сумеют из закономерности природы вывести законы для собственной своей внутренней жизни, ибо.человек и мир управляются одними и теми же законами развития и разрушения.
Академии натурфилософов получили особенное развитие на почве протестантства в 16-м и 17-м веках, Эти науч-но-философские союзы присвоили себе приблизительно с 16-го века название неоплатоников под влиянием всеобщего в эпоху Возрождения увлечения языческою культурою Греции.
Увлечение греческой культурою начинается в Италии еще с 15-го века, благодаря наплыву в Италию греческих ученых после взятия турками Константинополя в 1453 году.
В Италии тайные академии натурфилософов возникают с 15-го века. Наиболее замечательными из них были:
Academia Romana, Academia dei Secreti, Платоновская Ака-демия, Общество лопатки, Academia della Crusa (Crusa — мякина. Официальной целью этого общества было очи-щение итальянского языка, которое оно отождествляло с очищением зерна от мякины).
В Германии академии, возникшие по образцу итальян-ской Академии Мякины, носили литературно-научный ха-рактер. К их числу следует отнести "Орден Пальмы", "Братство трех роз", "Орден цветов", "Орден Лебедя" и Др.
В Англии среди "невидимых" коллегий первое место занимала Academia Londonensis. Ей предшествовали тайные союзы Macaria, Nova Atlantis и др.
Книги Гермеса. Считают, что натурфилософия находится в тесной связи с учением александрийской школы и что она искала подкрепления древних учений в научных иссле-дованиях, тесно связанных с так называемыми "сокровен-ными знаниями", между которыми главную роль играла Алхимия. Эта мать химии, главным предметом которой было искание философского камня и элексира жизни, стремилась превращать неблагородные металлы в благо-родные и обновлять человека физически и духовно. Превращением металлов интересовались еще в Египте и о значительных познаниях в химии египтян свидетельствует их искусство бальзамирования трупов, изготовление вра-чебных средств и выделка металлов. Наука в древнем Египте была достоянием касты жрецов, которые, позволяя населению пользоваться плодами своих трудов и открытий, окружали свои научные изыскания глубокой тайной. Это тайное знание связывают с именем бога Тога, который ''якобы изложил свою сокровенную премудрость в 42 свя-щенных папирусах». Эта священная литература египтян заключала в себе не только научные сведения, но и догматы их культа и вероучения. Когда в 323 году до Р.Х. полководец Александра Македонского Птоломей основал в Египте династию Птоломеев, произошло особенное сбли-жение греческой культуры с египетской, и греки отождес-твляли своего бога Гермеса с египетским Тотом. В 240 году до Р. X. папирусы Тота были переведены на греческий язык под названием книг Гермеса или герметических книг. Дальнейшее развитие герметических идей можно проследить в книгах, приписываемых "Гермесу Трисмегисту", часть которых сохранилась до нашего времени. Впоследствии появилось бесчисленное количество сочинений, тракто-вавших о теории мироздания и о вытекавших из нее способах искусственно делать золото и серебро. Сочинения эти, отличавшиеся чрезвычайно туманным изложением, понятным только посвященным, стали также приписы-ваться Гермесу Отсюда принято тайные или оккультные, т. е. доступные лишь посвященным науки, называть гер-метическими; Сочинения, фигурировавшие под именем книг Гермеса, распространились по всем владениям Римс-кой Империи, а в средние века пользовались величайшим авторитетом среди всех приверженцев сокровенных наук.
Основы алхимии. Алхимические искания представляли в ту пору, когда князья и государи духовные и светские бесполезно приносили целые богатства в жертву обман-чивой мечте, широкое поле для низменных, корысто-любивых стремлений и всякого рода шарлатанства и эксплу-атации ближнего. Неудержимое стремление к достижению высших земных благ посредством сокровенных познаний приняло в средние века характер какого-то стадного безумия и много содействовало популярности тайных организаций и "тайных учений.
Основные положения алхимического миросозерцания, из которых вытекала надежда найти философский камень, следующие:
1. Вечность и единство первоначальной материи.
2. Весь мир в его разнообразных формах и проявлениях создался и развился из этой вечной первоначальной материи по тем же самым законам, по которым рождается и развивается все существующее в природе.
3. Основной закон, по которому создался и существует мир, зиждется на первоначальном различии полов (см. Инь и Янь). Согласно этому закону, металлы размножаются таким же путем, как животные и растения, т. е. благодаря взаимодействию двух различных полов.
Исходя из принципа, что природа всегда стремится к совершенству, считая, что золото, в силу единства материи, имеет те же основные части, что и другие металлы, и является совершеннейшим из них лишь благодаря налич-ности известных благоприятных условий, сопровождавших его образование в недрах земли, алхимики полагали, что низменные металлы были чем-то вроде выкидышей матери-природы. Задача алхимиков сводилась к тому, чтобы испра-вить ошибки природы и поставить ее выкидышей — неблагородные металлы в те благоприятные условия, ко-торых им недоставало, чтобы стать золотом или серебром.
Для этого надо было доискаться, каким образом металлы размножаются, и заставить их совершить этот процесс в ретортах алхимиков подобно тому, как они совершают его в недрах земли.. Такая трансмутация получалась через прибавление к расплавленному неблагородному металлу (обычно олову) незначительной дозы философского камня.
Под философским камнем алхимики понимали следу-ющее: от небесных светил исходит тончайшая, невидимая глазу радиация, которая заключает в себе жизненную силу, необходимую для воспроизведения и развития всех форм природы. Эта радиоактивная энергия проникает во все поры и извилины земного шара и дает жизнь всему существующему. Алхи



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: