Связь СМИ и массовой культуры
Обоснование вывода:
1. СМИ активно распространяют рекламу – типичный продукт массовой культуры
2. художественная продукция, преобладающая на ТВ, также отвечает всем признакам массовой культуры: упрощенность, коммерческая эффективность
3. активное проникновение в СМИ еще одного продукта массовой культуры – шоу-бизнеса (трансляция эстрадных выступлений, освещение различных сторон жизни «звезд»).
СМИ и об-во взаимно воздействуют друг на друга.
СМИ воздействуют на об-во через содержание и оценочную окраску передаваемой информации, а также оказывают влияние на
- формирование общественного мнения по конкретным вопросам
- формирование общественных предпочтений и норм социального поведения и в целом общественного сознания групп и отдельной личности
- содействуют сохранению культурной преемственности в развитии об-ва
- содействуют развертыванию диалога культур.
Влияние об-ва на СМИ:
- отдельные социальные группы влияют на содержание и формы подачи информации
Опасность возрастания роли СМИ:
- человек начинает теряться в потоке информации, перестает ее осмысливать, творчески перерабатывать, потребляя ее в готовом виде, становится легко управляемым.
Что не хотели бы видеть зрители на телеэкранах?
- насилие
- порнографию
Причины:
- постоянно демонстрируемые силы насилия повышают агрессивность в об-ве, особенно среди молодежи, обесценивают человеческую жизнь
- сексуальная вседозволенность на телеэкране порождает такую же вседозволенность в жизни со всеми негативными последствиями для личности и общ-ва
Средства массовой информации в политической системе
СМИ один из институтов политической системы общества.
Политические функции СМИ:
- информирование граждан. Получение и распространение сведений о наиболее важных для граждан и органов власти политических событиях (передаваемая СМИ информация включает также комментирование и оценку событий)
- выражение общественного мнения
- политическая социализация
- функция критики и контроля (отличается широтой и даже неограниченностью своего объекта). Объектом критики являются и президент, и правительство, и различные направления гос-ой политики. Контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения.
- артикуляция различных общественных интересов, интеграция политических субъектов (обеспечивает возможность представителям различных общественных групп публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, формулировать и представлять в об-ве свои мнения и интересы)
- мобилизационная функция (побуждение людей к определенным политическим действиям). Например, участие египтян в политической демонстрации против президента Мубарака (февраль 2011 г.) координировалось через Интернет
- формирование общественного мнения
Причины возрастания роли СМИ в политической жизни демократического об-ва:
1. в период предвыборных компаний СМИ становятся важнейшим источником сведений о кандидатах, партиях, их программах
2. принцип политического плюрализма наиболее зримо проявляется в многообразии СМИ, которые отстаивают разные позиции, подходы, интересы
3. в свободе СМИ выражаются важнейшие принципы демократии – свобода слова и печати, по наличию свободы позиций, отраженных в СМИ, оценивается демократизм об-ва
4. благодаря современным технологическим возможностям СМИ широко доступны гражданам, для современного получателя информации она стоит недорого.
Чем обусловлено превращение СМИ в один из важных инструментов реализации политич. процесса?
- СМИ могут прямо обратиться к общественности.
- СМИ выступают активным субъектом политич.жизни: они задают тон в политич.дискуссиях, доводят наиболее актуальные темы и проблемы, скандалы до общественности.
- СМИ способны мобилизовать значительные слои населения в поддержку тех или иных акций правящих кругов или отдельных заинтересованных лиц.
- СМИ создают тот или иной имидж политич.деятеля.
С появлением СМИ в политике произошла настоящая революция:
- прямое общение политич.лидеров с населением делает ненужным участие в этом процессе партий, которые начинают терять свое значение в политич.системе
- население и политич.элита участвует в политике независимо от местонахождения
- возможно всепроникающее воздействие власти во все сферы об-ва (тоталитаризм), создание социально-политич.мифов, массовое манипулирование общественным сознанием (ОТРИЦАТ.ВЛИЯНИЕ)
ЦЕНЗУРА массовой информации
Признаки:
- требование предварительно согласовывать сообщения и материалы
- наложение запрета на распространение материалов
В производстве общественного мнения активно выражается идеологический момент:
- производство общественного мнения невозможно без формирования отношения к социальным проблемам, отражаемого в идеях определенных общественных сил
- транслируемая информация, влияющая на формирование общественного мнения, объективно не является нейтральной, т.е. изначально имеет оценочный х-р
- производство общественного мнения предполагает формирование идейных установок носителей общественного сознания