ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ 2002 г.
Рекомендации разработаны взамен «Указаний по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» (ВСН 25-86).
Приложение 1
Значения частных коэффициентов аварийности для дорог II - V категорий в равнинной и холмистой местности
Таблица П-1.1
Интенсивность движения, тыс. авт./сут | |||||||||||||
К1 (двухполосные дороги) | 0,75 | 1,0 | 1,30 | 1,70 | 1,80 | 1,5 | 1,0 | 0,6 | |||||
К1 (трехполосные дороги)1 | 0,65 | 0,75 | 0,9 | 0,96 | 1,25 | 1,5 | 1,3 | 1,0 | |||||
К1 (трехполосные дороги)2 | 0,94 | 1,18 | 1,28 | 1,30 | 1,51 | 1,63 | 1,45 | 1,25 | |||||
Интенсивность движения, тыс. авт./сут | |||||||||||||
К1 (четыре полосы движения и более) | 1,0 | 1,1 | 1,3 | 1,7 | 2,2 | 2,8 | 3,4 | ||||||
Ширина проезжей части, м | 7,5 | 10,5 | 14 - 15 3 | |||
К2 при укрепленных обочинах | 1,35 | 1,05 | 1,00 | 0,8 | 0,7 | 0,6 |
К2 при неукрепленных обочинах | 2,5 | 1,75 | 1,5 | 1,0 | 0,9 | 0,8 |
Ширина обочин, м | 0,5 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 |
К3 (двухполосные дороги) | 2,2 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | 0,8 |
К3 (трехполосные дороги) | 1,37 | 0,73 | 0,65 | 0,49 | 0,35 |
Продольный уклон, %о | |||||
К4 | 1,0 | 1,25 | 2,5 | 2,8 | 3,0 |
Радиус кривых в плане, м | 200 - 300 | 400 - 600 | 1000 - 2000 | больше 2000 | ||
К5 | 5,4 | 4,0 | 2,25 | 1,6 | 1,25 | 1,0 |
Видимость, м | ||||||||
К6 в плане | 3,6 | 3,0 | 2,7 | 2,25 | 2,0 | 1,45 | 1,2 | 1,0 |
К6 в профиле | 5,0 | 4,0 | 3,4 | 2,5 | 2,4 | 2,0 | 1,4 | 1,0 |
Ширина проезжей части мостов по отношению к проезжей части дороги | меньше 1 м | равна | шире на 1 м | шире на 2 м | равна ширине земляного полотна |
К7 | 6,0 | 3,0 | 2,0 | 1,5 | 1,0 |
Длина прямых участков, км | 3,0 | |||||
К8 | 1,0 | 1,1 | 1,4 | 1,6 | 1,9 | 2,0 |
|
Тип пересечения | В одном уровне при интенсивности движения на пересекаемой дороге, % от суммарной на двух дорогах: | ||
К9 | 10 - 20 | больше 20 | |
1,5 | 3,0 | 4,0 |
Пересечения в одном уровне, интенсивность движения по основной дороге, авт./сут | 1600 - 3500 | 3500 - 5000 | 5000 - 7000 и более | |
К10 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | |
Видимость пересечения в одном уровне с примыкающей дорогой, м | 60 - 40 | 40 - 30 | 30 - 20 | ||
К11 | 1,0 | 1,1 | 1,65 | 2,5 | 5,0 |
Число основных полос на проезжей части для прямых направлений движения | 3 без разметки | 3 с разметкой полос движения | 4 без разделительной полосы | |
К12 | 1,0 | 1,5 | 0,9 | 0,8 |
Расстояние проезжей части от застройки, м, и ее характеристика | 50 – 20 | 50 - 20 | 20 – 10 | |||
К13 | 1,0 | 1,25 | 2,5 | 5,0 | 7,5 | 10,0 |
Длина населенного пункта, км | 0,5 | |||||
К14 | 1,2 | 1,7 | 2,2 | 2,7 | 3,0 |
Длина участков на подходах к населенным пунктам, м | 0 - 100 | 100 - 200 | 200 - 400 |
К15 | 2,5 | 1,9 | 1,5 |
Характеристика покрытий | скользкое, покрытое грязью | скользкое | чистое, сухое | шероховатое старое | шероховатое новое | |
Коэффициент сцепления при скорости 60 км/ч | 0,2 - 0,3 | 0,4 | 0,6 | 0,7 | 0,75 | |
К16 | 2,5 | 2,0 | 1,3 | 1,0 | 0,75 | |
Расстояние от кромки проезжей части до обрыва глубиной более 5 м 11, м | 0,5 | 1,0 | 1,5 | |||
К17 без ограждений | 4,3 | 3,7 | 3,2 | 2,75 | 2,0 | 1,0 |
К17 с ограждениями | 2,2 | 2,0 | 1,85 | 1,75 | 1,4 | 1,0 |
1 При разметке проезжен части на три полосы движения. 2 При разметке осевой линией. 3 Без разделительной полосы. 5 Населенный пункт с одной стороны дороги. 6 То же, имеются тротуары или пешеходные дорожки. 7 Населенный пункт с двух сторон дороги, имеются тротуары и полосы местного движения. 8 Для местного движения полосы отсутствуют, имеются тротуары. 9 Полосы для местного движения и тротуары отсутствуют. 10 Если при характеристиках застройки, указанных в сносках, населенный пункт находится с одной стороны дороги, значение К13 берут вдвое меньше. 11 При глубине оврага 5 м и менее коэффициент К17 принимают равным 1,0. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
При построении графиков коэффициентов аварийности вручную значения частных коэффициентов аварийности для разных участков не интерполируются, а принимаются ближайшие из приведенных.
|
При разработке программ на ЭВМ можно пользоваться зависимостями частных коэффициентов аварийности от определяющих их факторов.
Значения частных коэффициентов аварийности для городских условий представлены в табл. П-1.4.
Таблица П-1.4
Интенсивность, тыс. авт./сут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К1 | 0,57 | 0,62 | 0,74 | 0,90 | 1,10 | 1,35 | 1,69 | 2,18 | 2,7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество легковых автомобилей в потоке, % | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К2 | 0,8 | 1,0 | 1,21 | 1,57 | 2,05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ширина проезжей части, м | 21,5 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К3 | 2,94 | 2,46 | 2,09 | 1,53 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Безопасная скорость потока, км/ч | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К4 | 1,38 | 1,18 | 1,04 | 1,0 | 1,04 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Движение | одностороннее | двухстороннее | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество полос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К5 при интенсивности до 15 тыс. авт./сут | 1,52 | 1,15 | 0,6 | - | 1,5 | 1,12 | 0,8 | 0,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К5 при интенсивности более 15 тыс. авт./сут | 1,85 | 1,5 | 0,95 | 0,5 | 1,95 | 1,47 | 1,0 | 0,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Освещение тротуаров и проезжей части, лк | не освещены | 2 - 3 | 4 - 5 | 7 - 8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К6 | 1,7 | 1,3 | 1,0 | 0,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тип пересечения | в разных уровнях | кольцевые | перекресток | перекресток со светофорным регулированием | в одном уровне, примыкание | примыкание со светофорным регулированием | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К7 | 0,6 | 1,0 | 2,5 | 1,9 | 2,0 | 1,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суммарная интенсивность движения на перекрестках, тыс. авт./сут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К8 необорудованные пересечения | 1,5 | 1,86 | 2,22 | 2,71 | 3,37 | 4,18 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К8 пересечения со светофорным регулированием | 1,29 | 1,65 | 2,05 | 2,52 | 3,11 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К8 необорудованные примыкания | 1,2 | 1,56 | 1,90 | 2,31 | 2,84 | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К8 примыкания со светофорным регулированием | 0,8 | 1,16 | 1,46 | 1,87 | 2,36 | - | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Суммарная интенсивность движения пешеходов на наземных переходах на перекрестках, тыс. чел./сут | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К9 | 1,17 | 1,84 | 2,47 | 3,19 | 4,09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К9 пересечения со светофорным регулированием | 0,90 | 1,30 | 1,75 | 2,31 | 3,05 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К9 необорудованного примыкания | 1,04 | 1,56 | 2,16 | 2,80 | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К9 примыкания со светофорным регулированием | 0,8 | 1,04 | 1,30 | 1,77 | - | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видимость пересечения с примыкающей улицы, м | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К10 | 3,17 | 2,27 | 1,66 | 1,18 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Видимость примыкания с примыкающей улицы, м | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К10 | 2,68 | 1,98 | 1,67 | 1,03 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество полос Расположение остановочного пункта: в кармане | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К11 при двухстороннем движении | - | 1,56 | 1,12 | 0,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К11 при одностороннем движении | 1,68 | 1,64 | 1,30 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
у бордюрного камня | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К11 при двухстороннем движении | - | 2,24 | 1,94 | 1,60 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К11 при одностороннем движении | 2,3 | 2,16 | 1,52 | 1,04 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество полос движения Расположение переходов: в местах скопления пешеходов (1000 чел. /чи более) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К12 | - | 3,84 | 3,16 | 1,60 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К12 для улиц с односторонним движением | 4,18 | 3,62 | 3,0 | 1,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в зонах остановочных пунктов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К12 | - | 2,89 | 2,25 | 1,19 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К12 для улиц с односторонним движением на спусках с уклоном 30 %о | 3,21 | 2,74 | 2,04 | 1,10 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К12 | - | 2,05 | 1,64 | 1,05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К12 для улиц с односторонним движением на горизонтальных участках | 2,44 | 2,0 | 1,60 | 1,02 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К12 | - | 1,76 | 1,40 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К12 для улиц с односторонним движением | 1,95 | 1,66 | 1,34 | 1,0 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Интенсивность движения пешеходов на переходах пне перекрестков, тыс. чел./сут | 0,5 | 1,0 | 2,5 | 7,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К13 | 0,75 | 0,85 | 1,05 | 1,45 | 1,85 | 2,25 | 3,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расположение тротуаров | у проезжей части | 5 м от дороги | 10 м от дороги | 15 м и более от дороги | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К14 | 2,23 | 1,45 | 1,05 | 0,9 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К14 для участников улиц со скоплением пешеходов | 3,20 | 1,67 | 1,28 | 1,05 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продольный уклон, %о | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К15 | 1,0 | 1,3 | 1,7 | 2,2 | 2,5 | 2,7 | 3,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Радиус кривой в плане, м | 250 и более | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К16 | 4,26 | 2,96 | 2,08 | 1,37 | 1,0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расположение трамвайного пути | отсутствуют | на обособленном полотне | на общем полотне: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
у края улицы | в середине улицы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К17 | 1,0 | 1,5 | 2,5 | 3,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Характеристика покрытия | скользкое (грязное, гололед) | скользкое (мокрое) | сухое чистое | шероховатое | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент сцепления | 0,1 - 0,3 | 0,4 | 0,6 | 0,7 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К18 | 1,8 | 1,4 | 1,0 | 0,8 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Значения частных коэффициентов аварийности, характеризующих степень безопасности движения на дорогах I категории, следует принимать по табл. П-1.5.
Таблица П-1.5
Интенсивность движения, тыс. авт./сут | ||||||||||||||||||||
К1 (четыре полосы движения) | 1,0 | 1,3 | 1,9 | 2,6 | 2,8 | 2,6 | 2,5 | - | ||||||||||||
К1 (шесть полос движения) | - | 1,3 | 1,4 | 1,8 | 1,9 | 2,0 | 1,9 | 1,7 | ||||||||||||
Ширина разделительной полосы, м | ||||||||||||||||||||
К2(без ограждений) | 10,0 | 6,3 | 3,9 | 2,2 | 1,7 | 1,4 | 1,0 | |||||||||||||
К2 (с ограждениями бордюрного типа) | 6,0 | 3,3 | 1,8 | 1,2 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |||||||||||||
К2 (с ограждениями парапетного типа) | 2,7 | 1,3 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |||||||||||||
Вид сопряжения проезжей части с обочиной и разделительной полосой | краевая полоса | краевая полоса отсутствует | бордюр высотой более 6 м | |||||||||||||||||
К3 | 1,0 | 1,2 | 1,5 | |||||||||||||||||
Продольный уклон, %о | ||||||||||||||||||||
К4 | 1,1 | 1,3 | 1,6 | 2,6 | ||||||||||||||||
Радиус кривой в плане, м | 400 - 600 | 1000 - 2000 | более 2000 | |||||||||||||||||
К5 | 1,6 | 1,25 | 1,0 | |||||||||||||||||
Расстояние между пересечениями в разных уровнях, км | менее 3 | 3 - 4 | 4 - 5 | 5 - 6 | 6 - 7 | 7 - 8 | 9 и более | |||||||||||||
К6 | 3,0 | 2,1 | 1,8 | 1,6 | 1,4 | 1,2 | 1,0 | |||||||||||||
Длина прямых участков в плане, км | ||||||||||||||||||||
К7 | 1,0 | 1,1 | 1,4 | 1,6 | 1,9 | 2,0 | ||||||||||||||
Тип примыкания съездов к основным полосам движения | дополнительная полоса движения | переходно-скоростные полосы | ||||||||||||||||||
отделенные | не отделенные | отсутствуют | ||||||||||||||||||
К8 | 1,0 | 1,3 | 1,7 | 2,8 | ||||||||||||||||
Вид пешеходного перехода, обустройство магистрали | в разных уровнях, ограждения на разделительной полосе | в разных уровнях, без ограждения | в одном уровне | |||||||||||||||||
К9 | 1,0 | 3,4 | 5,6 | |||||||||||||||||
Расстояние между кромкой проезжей части и массивными элементами 1, м | 0,5 | 1,5 | 3,0 | 4,5 | 6,0 | 7,5 | 9,0 | |||||||||||||
К10 (без ограждений) | 15,0 | 10,0 | 7,0 | 4,5 | 2,5 | 1,25 | 1,0 | |||||||||||||
К10 (ограждения барьерного типа) | 10,0 | 6,0 | 4,0 | 2,7 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |||||||||||||
Коэффициент сцепления | 0,2 - 0,3 | 0,4 | 0,6 | 0,7 | ||||||||||||||||
К11 | 2,5 | 2,0 | 1,3 | 1,0 | ||||||||||||||||
1 К массивным элементам отнесены мачты освещения, формы подвесных знаков, опоры и устои путепроводов и т.п. сооружения. | ||||||||||||||||||||
Влияние опасного места распространяется на прилегающие участки, длина которых для дорог I категории указана в табл. П-1.6,
для дорог II - IV категорий и улиц - в табл. П-1.8, 1.9.
Таблица П-1.6 для 1 категории
Элемент дороги | Длина зоны влияния |
Подъемы и спуски | 200 м до начала подъема 200 м после его окончания |
Кривые в плане | по 150 м от начала кривых |
Пересечения в разных уровнях, подъезды к объектам обслуживания: | |
без переходно-скоростных полос | по 150 м в каждую сторону от границ пересечения или подъезда 1 |
с переходно-скоростными полосами | по 100 м в каждую сторону от границ пересечения или подъезда 1 |
1 Границы определяются местами примыкания съездов или переходно-скоростных полос к основным полосам движения. |
Для определения показателя относительной аварийности на автомагистралях следует пользоваться табл. П-1.7.
Таблица П-1.7
Величина итогового коэффициента аварийности | Число ДТП на 100 млн. авт./км |
Влияние опасного места распространяется на прилегающие участки, длина которых для дорог для дорог II - IV категорий - в табл. П-1.8,
Таблица П-1.8
Элементы дороги | Зона влияния |
Подъемы и спуски | 100 м за вершиной подъема, 150 м после подошвы спуска |
Пересечения на одном уровне | В каждую сторону по 50 м |
Кривые в плане с обеспечением видимости при R > 400 м | То же 50 м |
Кривые в плане с необеспеченной видимостью при R<400 м | -//- 100 м |
Мосты и путепроводы | -//- 75 м |
Участки в местах влияния боковых препятствий и с глубокими обрывами у дороги | -//- 50 м |
Участки подходов к тоннелям | -//- 150 м |
Влияние опасного места распространяется на прилегающие участки, длина которых для дорог улиц - в табл. П- 1.9
Таблица П-1.9
Элементы улиц | Зона влияния |
Остановочные пункты пассажирских транспортных средств: | |
одностороннее движение | 40 м до остановочного пункта и 20 м за остановочным пунктом |
двухстороннее движение | 50 м в каждую сторону от остановочного пункта |
Обозначенные пешеходные переходы: | |
переход вне зоны пересечений и примыканий | 50 м в каждую сторону от перехода |
переход в зоне пересечения или примыкания | соответствует зоне перекрестка |
Пересечения и примыкания магистральных улиц | 40 м в каждую сторону от пересечения, 25 м в каждую сторону от примыкания |
Кривые участки в плане с радиусом, м: | |
50 м в каждую сторону | |
25 м | |
10 м | |
20 м за вершиной подъема | |
Участки подъемов и спусков | 50 м после подошвы спуска |