Лабораторная работа №5. Применение надстройки Solver (Поиск решения) для решения транспортной задачи.




 

Цель работы.

Научиться использовать возможности MS Excel для решения задач оптимизации в нефтегазовом деле.

 

Постановка задачи.

Имеются три пункта поставки однородного груза А12 и А3 и пять пунктов В1, В2, В3, В4, В5 потребления этого груза. В пунктахА1, А2 и А3 находится груз, соответственно, в количестве а1, а2 и а3 тонн. Впункты В1, В2, В3, В4, В5 требуется доставить, соответственно, b1, b2, b3, b4, b5тонн груза. Стоимость перевозки единицы груза от пункта поставки до пунктапотребления приведена в следующей матрице – таблице 1:

 

Таблица 1 – Транспортная задача

Пункты поставки Пункты потребления
В1 В2 В3 В4 В5
А1 d11 d12 d13 d14 d15
А2 d21 d22 d23 d24 d25
А3 d31 d32 d33 d34 d35

 

Найти план закрепления потребителей за поставщиками однородногогруза, чтобы общие затраты по перевозкам были минимальными. Составить математическую модель задачи и решить её, используя Поиск решения таблицExcel.

а1 = 400; а2 = 250; а3 = 350.

b1 = 200; b2 = 170; b3 = 230; b4 = 225; b5 = 175.

Решение.

Найдём сумму запасов и сумму потребностей:

a1 + a2 + a3 = 400 + 250 + 350 = 1 000;

b1 + b2 + b3 + b4 + b5 = 200 + 170 + 230 + 225 + 175 = 1 000.

Если сумма запасов равна сумме потребностей, то модель транспортной задачи называется закрытой, в противном случае модель будет открытой. Открытую модель можнопривести к закрытой по правилу: если сумма запасов больше суммы потребностей, то добавляется фиктивный потребитель, потребности которого равны разности между суммой запасов и суммой потребностей, а тарифы перевозок к немуравны нулям, задача превращается в закрытую форму. Если сумма потребностейбольше суммы запасов, то добавляется фиктивный поставщик, запасы которогоравны разности между суммой потребностей и суммой запасов, а тарифы перевозок от него равны нулям, задача превращается в закрытую форму.

Рассмотрим сначала закрытую модель. Сумма запасов равна сумме потребностей, то есть все запасы должны быть вывезены, и все потребности удовлетворены.

Обозначим xi,j – количество груза, перевозимого от Ai к Bj, и составим математическую модель задачи.

Целевая функция – общие затраты на перевозки:

Ограничения:

Найти неотрицательные значения xij, удовлетворяющие системе ограничений и минимизирующие функцию Z – затраты на перевозки.

Рассмотрим последовательность действий для решения этой задачи, используя модуль Поиск решения.

1. Подготовка исходных данных на листе Excel. В ячейку A1 ввеститекст «Транспортная задача ». В ячейку B2 текст «Потребители ». В ячейки cB3по F3 названия потребителей. В ячейку A4 ввести текст «Поставщики ». В ячейку B4 ввести текст «Стоимость перевозки единицы груза ».Вячейку G4 текст «Запасы ». В ячейки A5 по A7 названия поставщиков. В ячейкуA8 текст «Потребности ». Значения запасов ввести в блок ячеек G5:G7. Значения потребностей ввести в блок ячеек B8:F8. Стоимости перевозки единицыгруза от Ai к Bj ввести в блок ячеек B5: F7. Для плана перевозок отведём блокячеек B12:F14. В ячейку A9 ввести текст «Доставлено ». В ячейку H4 ввеститекст «Вывезено ». В ячейку B10 ввести текст «План перевозок ». В ячейки с B11по F11 названия потребителей. В ячейки с A12 по A14 названия поставщиков. ВB15 ввести текст «Затраты на перевозки » (рис. 1).

2. Ввод формул и функций. В ячейку B16 вставим функцию Суммпроизв. В окне этой функции указать первый массив B5:F7, второй массив B12:F14. В ячейки H5, H6, H7 ввести функции: в H5 – функцию СУММ(B12:F12), в H6 – функцию СУММ(B13:F13), в H7 – функцию СУММ(B14:F14). В ячейки B9, C9, D9, E9, F9 ввести функции: в B9 – функцию СУММ(B12:B14), в C9 – функцию СУММ(C12:C14), в D9 – функцию СУММ(D12:D14), в E9 – функцию СУММ(E12:E14), в F9 – функцию СУММ(F12:F14).

 

Рисунок 1 – Исходные данные

 

3. Войти в меню Данные, Поиск решения. В окне Поиска решения установим целевую ячейку В16, переключатель установим на min, в поле Изменяя ячейки укажем мышкойблок B12:F14. Далее ввести ограничения. Щёлкнуть по кнопке Добавить.

4. В окне ограничений ввести одно за другим 9 ограничений:

– первое ограничение: H5 = G5;

– второе ограничение: H6 = G6;

– третье ограничение: H7 = G7;

– четвёртое ограничение: B9 = B8;

– пятое ограничение: C9 = C8;

– шестое ограничение: D9 = D8;

– седьмое ограничение: E9 = E8;

– восьмое ограничение: F9 = F8;

– девятое ограничение: B12: F14 ≥ 0 (рис. 2).

Рисунок 2 – Поиск решения

 

5. После ввода ограничений снова войти в окно Поиск решения и проверить правильность ввода ограничений. Если есть ошибки, использовать кнопки Изменить или Удалить. Затем войти в окно Параметры и поставить флажок вполе напротив надписи Линейная модель. Далее в окне Поиск решениящёлкнуть по кнопке Выполнить.

6. В результате получим оптимальный план перевозок и значение функции минимальных затрат: Zmin = 12 055 единиц (рис. 3).

x11 = 0 x12 = 0 x13 =230 x14=170 x15=0;

x21= 80 x22=170 x23=0 x24=0 x25 =0;

x31=120 x32=0 x33=0 x34 =55 x35 =175.

 

 

Рисунок 3 – Результат работы

 

Задание для самостоятельного решения.

В регионе расположено несколько НГДУ, обеспечивающих определённыеобъёмы добычи нефти, которая поступает на НПЗ, расположенные в различныхрегионах страны и имеющие различные производственные мощности. В силуразноудалённости потребителей от НГДУ затраты на транспортировку нефтиразличаются.

В задаче необходимо составить план закрепления поставщиков за потребителями, который учитывает, по возможности, наиболее полное удовлетворение потребителей НПЗ и при этом обеспечивает минимальные затраты натранспортировку нефти.

Введём условные обозначения:

i – индексНГДУ, i = 1, m;

m – общее число НГДУ в регионе;

j – Индекс НПЗ, j = 1,n;

n – общее число НПЗ.

Известно:

ai – объёмы добычи нефти в i-ом НГДУ, тыс. т;

bj – потребность j-го НПЗ в нефти, тыс. т;

cij – издержки на транспортировку 1 000 т нефти, тыс. руб.

 

Таблица 2 – Варианты задания

Балдрян Артём
Объёмы добычи нефти, тыс. т Потребность НПЗ в нефти, тыс. т
         
           
           
           
           
           
Гадзалов Вадим
Объёмы добычи нефти, тыс. т Потребность НПЗ в нефти, тыс. т
         
           
           
           
           
           
Дармини Анас
Объёмы добычи нефти, тыс. т Потребность НПЗ в нефти, тыс. т
         
           
           
           
           
           

 

Козинцев Владимир
Объёмы добычи нефти, тыс. т Потребность НПЗ в нефти, тыс. т
         
           
           
           
           
           
Мирзаев Руслан
Объёмы добычи нефти, тыс. т Потребность НПЗ в нефти, тыс. т
         
           
           
           
           
           
Раджабов Магомед
Объёмы добычи нефти, тыс. т Потребность НПЗ в нефти, тыс. т
         
           
           
           
           
           
Сафронов Станислав
Объёмы добычи нефти, тыс. т Потребность НПЗ в нефти, тыс. т
         
           
           
           
           
           
Татусь Олег
Объёмы добычи нефти, тыс. т Потребность НПЗ в нефти, тыс. т
         
           
           
           
           
           
Терикмурзаев Рустам
Объёмы добычи нефти, тыс. т Потребность НПЗ в нефти, тыс. т
         
           
           
           
           
           
Чараханов Ислам
Объёмы добычи нефти, тыс. т Потребность НПЗ в нефти, тыс. т
         
           
           
           
           
           

Указания.

Модель задачи.

1. В качестве неизвестных задачи принимаются переменные xij, означающие объём перевозок нефти от i-го НГДУ к j-му НПЗ.

2. В качестве коэффициентов целевой функции выступают издержки наперевозку 1 000 т нефти. Целевая функция минимизируется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: