Цель работы.
Научиться использовать возможности MS Excel для решения задач оптимизации в нефтегазовом деле.
Постановка задачи.
Имеются три пункта поставки однородного груза А1,А2 и А3 и пять пунктов В1, В2, В3, В4, В5 потребления этого груза. В пунктахА1, А2 и А3 находится груз, соответственно, в количестве а1, а2 и а3 тонн. Впункты В1, В2, В3, В4, В5 требуется доставить, соответственно, b1, b2, b3, b4, b5тонн груза. Стоимость перевозки единицы груза от пункта поставки до пунктапотребления приведена в следующей матрице – таблице 1:
Таблица 1 – Транспортная задача
Пункты поставки | Пункты потребления | ||||
В1 | В2 | В3 | В4 | В5 | |
А1 | d11 | d12 | d13 | d14 | d15 |
А2 | d21 | d22 | d23 | d24 | d25 |
А3 | d31 | d32 | d33 | d34 | d35 |
Найти план закрепления потребителей за поставщиками однородногогруза, чтобы общие затраты по перевозкам были минимальными. Составить математическую модель задачи и решить её, используя Поиск решения таблицExcel.
а1 = 400; а2 = 250; а3 = 350.
b1 = 200; b2 = 170; b3 = 230; b4 = 225; b5 = 175.
Решение.
Найдём сумму запасов и сумму потребностей:
a1 + a2 + a3 = 400 + 250 + 350 = 1 000;
b1 + b2 + b3 + b4 + b5 = 200 + 170 + 230 + 225 + 175 = 1 000.
Если сумма запасов равна сумме потребностей, то модель транспортной задачи называется закрытой, в противном случае модель будет открытой. Открытую модель можнопривести к закрытой по правилу: если сумма запасов больше суммы потребностей, то добавляется фиктивный потребитель, потребности которого равны разности между суммой запасов и суммой потребностей, а тарифы перевозок к немуравны нулям, задача превращается в закрытую форму. Если сумма потребностейбольше суммы запасов, то добавляется фиктивный поставщик, запасы которогоравны разности между суммой потребностей и суммой запасов, а тарифы перевозок от него равны нулям, задача превращается в закрытую форму.
Рассмотрим сначала закрытую модель. Сумма запасов равна сумме потребностей, то есть все запасы должны быть вывезены, и все потребности удовлетворены.
Обозначим xi,j – количество груза, перевозимого от Ai к Bj, и составим математическую модель задачи.
Целевая функция – общие затраты на перевозки:
Ограничения:
Найти неотрицательные значения xij, удовлетворяющие системе ограничений и минимизирующие функцию Z – затраты на перевозки.
Рассмотрим последовательность действий для решения этой задачи, используя модуль Поиск решения.
1. Подготовка исходных данных на листе Excel. В ячейку A1 ввеститекст «Транспортная задача ». В ячейку B2 текст «Потребители ». В ячейки cB3по F3 названия потребителей. В ячейку A4 ввести текст «Поставщики ». В ячейку B4 ввести текст «Стоимость перевозки единицы груза ».Вячейку G4 текст «Запасы ». В ячейки A5 по A7 названия поставщиков. В ячейкуA8 текст «Потребности ». Значения запасов ввести в блок ячеек G5:G7. Значения потребностей ввести в блок ячеек B8:F8. Стоимости перевозки единицыгруза от Ai к Bj ввести в блок ячеек B5: F7. Для плана перевозок отведём блокячеек B12:F14. В ячейку A9 ввести текст «Доставлено ». В ячейку H4 ввеститекст «Вывезено ». В ячейку B10 ввести текст «План перевозок ». В ячейки с B11по F11 названия потребителей. В ячейки с A12 по A14 названия поставщиков. ВB15 ввести текст «Затраты на перевозки » (рис. 1).
2. Ввод формул и функций. В ячейку B16 вставим функцию Суммпроизв. В окне этой функции указать первый массив B5:F7, второй массив B12:F14. В ячейки H5, H6, H7 ввести функции: в H5 – функцию СУММ(B12:F12), в H6 – функцию СУММ(B13:F13), в H7 – функцию СУММ(B14:F14). В ячейки B9, C9, D9, E9, F9 ввести функции: в B9 – функцию СУММ(B12:B14), в C9 – функцию СУММ(C12:C14), в D9 – функцию СУММ(D12:D14), в E9 – функцию СУММ(E12:E14), в F9 – функцию СУММ(F12:F14).
Рисунок 1 – Исходные данные
3. Войти в меню Данные, Поиск решения. В окне Поиска решения установим целевую ячейку В16, переключатель установим на min, в поле Изменяя ячейки укажем мышкойблок B12:F14. Далее ввести ограничения. Щёлкнуть по кнопке Добавить.
4. В окне ограничений ввести одно за другим 9 ограничений:
– первое ограничение: H5 = G5;
– второе ограничение: H6 = G6;
– третье ограничение: H7 = G7;
– четвёртое ограничение: B9 = B8;
– пятое ограничение: C9 = C8;
– шестое ограничение: D9 = D8;
– седьмое ограничение: E9 = E8;
– восьмое ограничение: F9 = F8;
– девятое ограничение: B12: F14 ≥ 0 (рис. 2).
Рисунок 2 – Поиск решения
5. После ввода ограничений снова войти в окно Поиск решения и проверить правильность ввода ограничений. Если есть ошибки, использовать кнопки Изменить или Удалить. Затем войти в окно Параметры и поставить флажок вполе напротив надписи Линейная модель. Далее в окне Поиск решениящёлкнуть по кнопке Выполнить.
6. В результате получим оптимальный план перевозок и значение функции минимальных затрат: Zmin = 12 055 единиц (рис. 3).
x11 = 0 x12 = 0 x13 =230 x14=170 x15=0;
x21= 80 x22=170 x23=0 x24=0 x25 =0;
x31=120 x32=0 x33=0 x34 =55 x35 =175.
Рисунок 3 – Результат работы
Задание для самостоятельного решения.
В регионе расположено несколько НГДУ, обеспечивающих определённыеобъёмы добычи нефти, которая поступает на НПЗ, расположенные в различныхрегионах страны и имеющие различные производственные мощности. В силуразноудалённости потребителей от НГДУ затраты на транспортировку нефтиразличаются.
В задаче необходимо составить план закрепления поставщиков за потребителями, который учитывает, по возможности, наиболее полное удовлетворение потребителей НПЗ и при этом обеспечивает минимальные затраты натранспортировку нефти.
Введём условные обозначения:
i – индексНГДУ, i = 1, m;
m – общее число НГДУ в регионе;
j – Индекс НПЗ, j = 1,n;
n – общее число НПЗ.
Известно:
ai – объёмы добычи нефти в i-ом НГДУ, тыс. т;
bj – потребность j-го НПЗ в нефти, тыс. т;
cij – издержки на транспортировку 1 000 т нефти, тыс. руб.
Таблица 2 – Варианты задания
Балдрян Артём | |||||
Объёмы добычи нефти, тыс. т | Потребность НПЗ в нефти, тыс. т | ||||
Гадзалов Вадим | |||||
Объёмы добычи нефти, тыс. т | Потребность НПЗ в нефти, тыс. т | ||||
Дармини Анас | |||||
Объёмы добычи нефти, тыс. т | Потребность НПЗ в нефти, тыс. т | ||||
Козинцев Владимир | |||||
Объёмы добычи нефти, тыс. т | Потребность НПЗ в нефти, тыс. т | ||||
Мирзаев Руслан | |||||
Объёмы добычи нефти, тыс. т | Потребность НПЗ в нефти, тыс. т | ||||
Раджабов Магомед | |||||
Объёмы добычи нефти, тыс. т | Потребность НПЗ в нефти, тыс. т | ||||
Сафронов Станислав | |||||
Объёмы добычи нефти, тыс. т | Потребность НПЗ в нефти, тыс. т | ||||
Татусь Олег | |||||
Объёмы добычи нефти, тыс. т | Потребность НПЗ в нефти, тыс. т | ||||
Терикмурзаев Рустам | |||||
Объёмы добычи нефти, тыс. т | Потребность НПЗ в нефти, тыс. т | ||||
Чараханов Ислам | |||||
Объёмы добычи нефти, тыс. т | Потребность НПЗ в нефти, тыс. т | ||||
Указания.
Модель задачи.
1. В качестве неизвестных задачи принимаются переменные xij, означающие объём перевозок нефти от i-го НГДУ к j-му НПЗ.
2. В качестве коэффициентов целевой функции выступают издержки наперевозку 1 000 т нефти. Целевая функция минимизируется.