V. АРГУМЕНТАТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАССУЖДЕНИЙ (АТР)




ПРОГРАММА КУРСА «ЛОГИКА И АРГУМЕНТАЦИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫИ КОНЦЕПЦИИ»

20 академических часов: 18 часов лекций, 2 часа - практическое занятие.

Аннотация

 

Цель данного курса – познакомить слушателей с некоторыми современными (сложившимися в последней четверти 20 – начале 21 вв.) подходами в области исследования логики и построения моделей аргументации. Основное внимание будет уделено проблеме соотношения формального и неформального, теоретического и практического подходов. Планируется рассмотрение: 1. основных идей и методов неформальной логики, ее историко-философских предпосылок и перспектив развития; 2. интерпретации неформальной логики как варианта теории аргументации; 3. системной модели аргументации (СМА); 4. аргументативной теории рассуждений.

 

Основные разделы курса

I. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

II. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ

III. АРГУМЕНТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

IV. СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ АРГУМЕНТАЦИИ (СМА)

V. АРГУМЕНТАТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАССУЖДЕНИЙ (АТР)

I. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ФОРМАЛЬНОЙ И НЕФОРМАЛЬНОЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

Лекция 1. (2 часа)

Проблема определения предмета логики. Понятия логической формы и рассуждения. Логика как наука о рассуждениях. Логика теоретическая и практическая, традиционная и символическая, формальная и неформальная. Истинность и правильность. Понятия логического следования и подтверждения. Метод формализации как способ выявления и представления логической формы.

II. НЕФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И МЕТОДЫ

Лекции 2-4. (6 часов)

Возникновение неформальной логики как учебной дисциплины. Неформальная логика в качестве современного варианта практической логики. Концепция “человеческого понимания” С. Тулмина как философская основа неформальной логики. Понятия макроструктуры и микроструктуры рассуждения. Понятие «рационального судьи» и роль вопросно-ответных процедур в структурировании рассуждения. Основные оценки посылок рассуждения: релевантность, приемлемость, достаточность (RAS). Применение метода диаграмм для выявления макроструктуры рассуждения.

Неформальная логика как прикладная эпистемология. Рассуждение как коммуникативная системная процедура. Виды рассуждений в неформальной логике.

Идеи неформальной логики Г.П. Щедровицкого. Проблема соотношения вывода и рассуждения.

 

Практическое занятие (2 часа)

Выявление макроструктуры и построение диаграммы аргументативного текста.

 

III. АРГУМЕНТАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Лекция 5. (2 часа)

Многомерность феномена аргументации и проблема возможности построения единой теории аргументации. Аргументация как вид коммуникации, «убеждающего общения». «Ментальный» и «текстовый» подходы к трактовке аргументации. «Теория аргументации» как обобщающая система возможных подходов к анализу аргументации, модель аргументации как реализации конкретного подхода к анализу аргументации. Основные модели аргументации: стандартная логическая модель, риторическая модель Перельмана и Ольбрыхт-Тытеки, модель аргументации С. Тулмина, основные когнитивные модели аргументации. Неформальная логика как теория аргументации.

IV. СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ АРГУМЕНТАЦИИ (СМА)

Лекции 6-8. (6 часов)

Задача моделирования аргументации. Основные абстракции и допущения системной модели аргументации. Логическая подмодель как основа системной модели аргументации. Логическая структура аргументации: тезис, аргументы (доводы), демонстрация (обоснование). Способы выражения структурных элементов аргументации в языке, способы их распознавания и формулирования. Правила по отношению к тезису, аргументам и демонстрации, примеры их применения, возможные нарушения правил, порождающие ошибки. Логическое дерево аргументации.

Когнитивные модели аргументации и их роль в построении системной модели аргументации. Когнитивные средства моделирования аргументации. Опоры аргументации: ценности, интересы, психологические установки. Модели мира. Понятия субъекта и адресата аргументации. «Диагностика адресата» и ее роль в порождении аргументов субъектом аргументации. Соотношение логических и когнитивных средств в системной модели аргументации. Риторические средства моделирования аргументации. Прагматическая функция риторических средств. Приемлемость для адресата как результат применения риторических средств.

 

 

V. АРГУМЕНТАТИВНАЯ ТЕОРИЯ РАССУЖДЕНИЙ (АТР)

 

Лекция 9. (2 часа)

Аргументативная теория рассужденияД. Спербера и Х. Мерсье как попытка синтеза различных подходов к анализу аргументации. Понятия вывода и рассуждения в АТР. Две функции рассуждения. Проблема природы рассуждения. Социальный характер рассуждения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: