III.1. Сущность понятия «домашняя работа», функции домашней работы




I. Блок актуализации

 

1. Согласны ли вы с мнением, что лучше отказаться от домашнего задания, чем оставить его непроверенным?

2. Традиционно домашняя работа рассчитана на воспроизведение знаний, полученных в классе. А можно ли давать домашние задания опережающего, перспективного характера?

3. Домашнее задание нужно давать до или после объяснения нового материала? Ответ обоснуйте.

4. Нужно ли в течение урока готовить учащихся к выполнению домашнего задания?

5. Отмену домашнего задания некоторые педагоги считают оптимальным вариантом решения проблем перегрузки учащихся. А как считаете вы?

 

II. Исторический блок

Вопрос о домашней самостоятельный работе учащихся имеет длительную историю. Уже в ХVI веке домашние задания становятся обязательным компонентом учебной работы. Домашняя работа занимала значительное место в обучении, но по существу сводилась к заучиванию и зазубриванию по книге заданий учителя. Нередко и сам урок в классе сводился к проверке и задаванию домашних работ. Тем самым в практике работы школ домашние задания наряду с положительным эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузка учащихся, механическое заучивание, «натаскивание» и т.д.

На протяжении XIX-XX в.в. домашние задания были предметом педагогических дискуссий. Как известно, К.Д.Ушинский придавал большое значение развитию у детей умения самостоятельно работать и советовал приучать их на уроках к правильным приемам самостоятельной работы с самого начала обучения в школе. Для этого, по его мнению, не следует давать учащимся домашних заданий, пока они не овладеют правильным навыком самостоятельной работы. Таким образом, К.Д.Ушинский доказывал целесообразность применения домашних заданий лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению. В Яснополянской школе Л.Н.Толстого домашние задания были отменены. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками, и традиционные уроки были заменены увлекательными рассказами учителя, индивидуальными и творческими сочинениями учащихся. Все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым. По образному выражению Л.Н.Толстого, ученик шел в школу «… неся только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера».

После 1917 года в первые годы строительства советской школы домашние задания были отменены. Это объяснялось, с одной стороны, стремлением как можно скорее покончить со школой муштры и зубрежки, а с другой – отсутствием учебников и книг, удовлетворяющих требованиям новой школы. Позднее, когда в советской школе начала внедряться комплексная система обучения, домашняя самостоятельная работа преимущественно сводилась к сбору необходимых данных о местном крае.

С начала 30-х годов XX века, после восстановления предметной системы преподавания, домашние задания стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы. Задавание уроков на дом и их проверка стали обязательным структурным компонентом урока. За последующие годы советская школа накопила большой положительный опыт в организации домашней работы учащихся, но не избежала существенных недостатков. Известный теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования Н.К.Крупская писала: «Задавание на дом уроков – палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учебе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности».

В 60-е годы методика домашних заданий, сложившаяся в 30-50-е годы, была пересмотрена в связи с критикой «традиционного обучения», направленного лишь на формирование знаний, умений и навыков. Перестройка процесса обучения в эти годы осуществлялась исходя из установки развития самостоятельности и инициативы учащихся. Поэтому и домашние задания стали рассматриваться как средство подготовки к самообразованию, стимулирование развития самостоятельности, творческих форм познания. Наряду с репродуктивными видами домашних работ появляются творческие работы. Особую значимость приобретают опережающие задания, подготавливающие учащихся к восприятию нового.

В условиях большей свободы и самостоятельности при выполнении домашней работы особенно актуализируются вопросы, связанные с перегрузкой учащихся. Поэтому в 70 годы опять ставится вопрос о целесообразности домашней самостоятельной работы школьников. Распространяются призывы работать без домашних заданий, добиваясь полного усвоения знаний всеми учащимися непосредственно на уроке. Однако серьезных доказательств ненужности домашних заданий нет. Наоборот, есть много примеров, подтверждающих, что отказ от домашних заданий ведет к снижению качества обучения.

Педагогической наукой и практикой ставится вопрос о научном обосновании характера, объема, сложности домашних заданий, о формировании у школьников навыков самостоятельной работы, знакомстве их с научной организацией труда. Этому вопросу посвящены работы таких известных педагогов-психологов как Л.В. Занков, Н.А. Менчинская, В.В. Давыдов и многих других.

Проблема домашней самостоятельной работы учащихся очень актуальна и в наши дни. Школьные программы очень насыщены, и наряду с современными формами организации обучения требуют от учащихся высокой умственной активности и самостоятельности.

 

III. Теоретический блок

1. Сущность понятия «домашняя работа», функции домашней работы.

2. Классификация домашних заданий.

3. Методика организации домашней учебной работы.

4. Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий.

III.1. Сущность понятия «домашняя работа», функции домашней работы

Понятие «домашняя работа». В российской педагогической энциклопедии домашняя работа определяется как форма самостоятельной работы учащихся, организуемой учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной познавательной задачи; составная часть процесса обучения (А.К. Громцева). И.Ф. Харламов пишет, что домашняя учебная работа состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков [18, С 301]. Домашняя учебная работа, по определению З.П. Шабалиной, - самостоятельное выполнение школьниками заданий учителя после уроков [19, С. 8].

Как видим из определений, домашняя учебная работа, с одной стороны, учебное задание, определяемое учителем, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности. С другой стороны – это форма проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при его выполнении, которая приводит к закреплению или углублению знаний, полученных на уроке, или к получению нового знания. Следовательно, домашняя работа является формой самостоятельной учебной работы, которая отличается от классной тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указаниям.

Сухомлинский В.А. (1918 - 1970) педагог-исследователь, канд. пед. наук, ч-к. АПН СССР, заслуженный учитель УССР, Герой социалистического труда, автор трудов по проблемам практической педагогики (вопросам руководства школой, профессионального мастерства учителя, проблемам умственного, нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания).

Рассмотрим важнейшие функции, которые реализует домашняя учебная работа в соответствии со своим назначением. Прежде всего, это углуб­ленное усвоение и закрепление знаний, умений и навыков – обучающая функция. Чтобы домашняя учебная работа принесла пользу, а не вред, она не должна быть копией того, что было на уроке. В связи с этим В. А. Сухомлинский писал: «Никогда умственные усилия не должны направляться только на закреп­ление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание - прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка...»[19, С. 10].

Другая функция домашней самостоятельной работы – формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности (развивающая функция). Чтобы успешно справиться с выполнением домашней работы, учащийся должен владеть общими учебными умениями и навыками, прежде всего умениями планировать свою работу, распределять ее во времени, работать с книгой, контролировать себя и пр. С другой стороны, эти умения и навыки формируются в процессе самостоятельной учебной работы. Особенно важно то, что самостоятель­ность в учебно-познавательной деятельности явля­ется условием формирования самостоятельности как черты личности.

Воспитание морально-волевых качеств является также одной из важнейших функций домашней учебной работы (воспитательная функция). Так, систематическое выполнение в срок задания приучает к ответственности, исполнительности, аккуратности, воспитывает трудолюбие. Однако, как показывает практика, реализация этой функции является наиболее трудной задачей, т.к. уже в пятом классе часть учащихся перестают выполнять домашние задания. Между тем известно, что воспитательные возможности любой деятельности реализуются, если учащиеся активно участвуют в ней, выполняют ее с желанием.

Как видим, развивающая функция домашней учебной работы тесно связана с ее воспитательной функцией. Вообще выделять различные функции домаш­ней учебной работы можно лишь условно. На практике они тесно связаны, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга. Следует отметить также, что функции домашней учебной работы специфично проявляются в разных возрастных группах, например, воспитание морально-волевых качеств личности. В начальных и средних классах содержание, характер и форма домашнего задания, методика его задавания и особенно проверка (ежедневная проверка письменных работ в первом-пятом классах, еженедельная — в шестом-седьмом) содержат элементы, в первую очередь направленные на воспитание исполнительности, аккуратности, трудолюбия, ответственности де­тей и подростков. В восьмом-десятом классах преобладают задачи воспитания инициативы, ак­тивности и др.

Функциональные возможности домашней учебной работы успешно реализуются лишь при определенных условиях: обеспечении разнообразия видов домашних заданий с целью формирования у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и актуализации мотивов учения; корректном педагогическом руководстве и контроле со стороны преподавателей и родителей; соблюдении требований дидактических принципов [11, С. 438-439].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: