III.4. Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий




Несомненно, что успеваемость учащихся находится в прямой зависимости от их отношения к выполнению домашней работы. Если учащиеся осознают эту взаимосвязь, то контроль выполнения домашнего задания является одновременно и контролем достижений учащихся. Там же, где этого нет (например, в младших классах) необходимо вырабатывать привычку к домашней учебной работе. С этой целью необходимо формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной учебной работы дома, культуру домашнего учебного труда.

ХарламовИван Федорович (1920-2003), д-р пед. наук, профессор, академик АПН СССР (1990), академик Национальной академии наук Беларуси (1995). Автор учебника «Педагогика», выдержавшего много изданий, научных работ в области дидактики и теории воспитания.

Как известно, культура учебного труда по выполнению домашних заданий включает в себя соблюдение и выполнение ряда правил и требований, основывающихся на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности. Сюда входят умения работы с учебником, приемы активного воспроизведения изучаемого материала, приемы самоконтроля, приемы рационального учебного труда и пр. Большое внимание технике домашнего учения уделяет известный педагог И.Ф.Харламов. В частности, он выявил основные правила домашней учебной работы, на рассмотрении которых мы остановимся.

Правило 1. Процесс осмысления и усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер.

Правило 2. Домашнее задание необходимо выполнять в день их получения. Правило 3. При подготовке домашних заданий необходимо создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Для этого нужно детально продумать ту цель, которую необходимо достичь при выполнении домашнего задания.

Правило 4. «Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником. Порядок работы с учебником следующий: вначале нужно припомнить то, что осталось в памяти от урока. Затем следует обратиться к вдумчивому чтению параграфа учебника, выделяя в нем важнейшие положения, правила, выводы, стремясь к их глубокому осмыслению и усвоению. После этого нужно применить приемы воспроизведения и самоконтроля: пересказ материала вслух, ответы на вопросы учебника» [18, С.306].

Правило 5. Перед выполнением практических заданий следует внимательно посмотреть те упражнения, которые выполнялись по изучаемой теме на уроке.

Правило 6. «Между подготовкой домашних заданий по отдельным предметам необходимо делать перерывы в 10-15 минут для отдыха и психологического переключения на другой вид деятельности. Правило 7. Во время перерыва следует спокойно погулять на свежем воздухе, выполнить легкую физическую работу и пр. Нельзя подвергать себя сильным внешним воздействиям, в частности, смотреть TV, вступать в дискуссии и т.д. Правило 8. Домашнее задание должно выполняться ежедневно в одно и тоже время и на постоянном месте. Правило 9. «После подготовки домашних заданий по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 20-30 минутный перерыв и повторить материал к занятиям на завтрашний день с применением приемов самоконтроля, осуществляя таким образом рассредоточенное усвоение знаний» [18, С.310].

Правило 10. Перед сном бегло повторить изученный материал. Это способствует дальнейшему протеканию во сне внутримолекулярных процессов в клетках головного мозга.

Чтобы использовать эти правила в процессе выполнения домашней работы, необходима систематическая работа по их осмыслению и учащимися, и учителями.

IV. Блок применения

 

1. Какие высказывания классиков о роли домашней учебной работы не утратили своей актуальности до наших дней?

Домашнее задание – испорченный вечер ученика (Толстой Л.Н.).

«Уроки на дом имеют большое значение. Правильно организованные, они приучают к самостоятельной работе, воспитывают чувство ответственности, помогают овладевать знанием, навыками… Человек, который не умеет сам учиться, а лишь усваивает то, что ему говорит учитель… мало на что годен» (Крупская Н.К.).

«Наши многолетние наблюдения показывают, что как раз неумение выполнять домашние задания и вообще работать дома рождают большую пестроту в знаниях учащихся – одни идут впереди, другие отстают» (Сухомлинский В.А.).

«Домашняя работа – это развитие, углубление знаний, совершенствование умения учиться, подготовка к овладению знаниями в классе» (Сухомлинский В.А.)

2. Определите сущность домашней учебной работы как педагогической категории, охарактеризуйте ее основные признаки.

3. Раскройте содержание функций домашней учебной работы

Развивающая …

Воспитывающая…

Стимулирующая…

Обучающая…

4. Докажите, что функции домашней учебной работы специфично проявляются в разных возрастных группах.

5. Проанализируйте существующие виды домашних работ, найдите основания их классификации.

6. Сформулируйте и прокомментируйте требования к организации домашней учебной работы.

7. Предложите примерный алгоритм работы учителя по организации домашней учебной работы учащихся.

8. Проанализируйте свою домашнюю учебную работу и выявите допущенные ошибки и недочеты. Какие меры повышения ее эффективности вы предложите?

9. Разработайте замысел домашнего задания для уроков разных типов.

Рефлексивный анализ

Выполните рефлексию собственной деятельности по отношению к изучению данной главы. Для этого: 1) восстановите этапы своего изучения темы и ответьте на вопросы: какие элементы темы вызвали наибольший интерес, каков при этом был ход ваших мыслей, какие методы использовали, какие были ошибочны и почему?

Что было непонятно до изучения темы, какие элементы темы, упражнения, задания вызвали затруднение, что осталось непонятным после изучения темы, что будете делать с этим дальше?

Какие эмоциональные состояния (радость, растерянность, гордость, повышение собственной самооценки и пр.) вызвало изучение элементов темы?

2) Сколько времени вы потратили на выполнение заданий блока актуализации, блока применения? Сколько заданий, из предложенных вам, выполнили? Какие виды заданий вам больше понравилось выполнять (задания, где все понятно и не требуется много времени и сил, которые заставляют много думать, сложные задания, к которым не знаешь, как подойти), какими способами учебно-познавательной деятельности вы овладели при их выполнении.

3) Сформулируйте личностное приращение, которое вы получили в процессе изучения темы. На основе этого сформулируйте цели своего дальнейшего усвоения темы, какие виды заданий из блока самостоятельных работ вы выберете для этого? Почему?

 

 

V. Блок обобщения и систематизации

 

 

               
   
 
   
 
   
 
 

 

 

Функции     - углубленное усвоение и закрепление знаний, умений и навыков (обучающая) - формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности (развивающая) - воспитание морально-волевых качеств (воспитательная)   Условия реализации функций - сформированность у учащихся познавательного интереса к заданиям, понимание целей работы - педагогическое руководство и контроль со стороны преподавателей и родителей - соблюдение дидактических принципов  

Классификации домашних заданий - по форме предъявления заданий (работа с книгой, устные упражнения, письменные упражнения, учебно-практические задания) - на основании целей, которые они преследуют (опережающие задания, направленные на подготовку к восприятию нового материала; задания, направленные на усвоение и закрепление нового материала; задания, требующие применения знаний на практике) - по целям учебных занятий (усвоение фактического материала, усвоение знаний в системе, формирование обобщения, применение знаний, контроль знаний, формирование научного мировоззрения)  
Требования к организации  
- ясность задания - установка на познавательные интересы - установка на индивидуализацию - установка на развитие самостоятельности - установка на контроль - разнообразие заданий - учет объема заданий - установка на преодоление трудностей учения - установка на развитие мышления  
       


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: