Вопросы
Для комплексного государственного экзамена
Для специальностей 080105 (Финансы) и 080109 (Бух. учет)
По дисциплине «Менеджмент»
1. Цели и задачи менеджмента.
2. Мотивация, понятие, виды.
3. Личность менеджера, её влияние на результативность деятельности.
4. Власть в процессах управления, ее типология.
5. Коммуникации в организациях, коммуникационный процесс.
Цели и задачи менеджмента
В менеджменте выделяют общие и специфические цели.
Общие (стратегические цели) определяют концепцию развития организации в целом. Они направлены на длительную перспективу (прогнозирование, планирование деятельности предприятия).
Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности предприятия.
Главной целью менеджмента является управление, ориентированное на успешную деятельность. Целью менеджмента является выживание организации, сохранение своего места на рынке в течение длительного времени. Если рассматривать менеджмент как науку, то в его задачи входят: разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива путем выпуска конкурентоспособного товара.
Основными задачами менеджмента являются:
- организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей;
- стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты;
- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
- разработка стратегии развития организации и реализация;
- определение целей развития организации;
- выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей;
- осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.
Личность менеджера, её влияние на результативность деятельности
Личность менеджера имеет большое значение в управлении. От нее в значительной мере зависит современность и качество принимаемых управленческих решений, а следовательно достижение поставленной цели. Личность менеджера – это совокупность личных качеств, присущих ему как работнику, лицу, занимающему определенную должность, и человеку, поведение которого характеризуется его социально-психологическими особенностями.
Некоторые черты личности менеджера даются ему природой, но многие формируются в процессе образования, накопления опыта, как жизненного, так и профессионального.
Качества профессионала формируются при получении образования, а оттачиваются и дополняются в процессе деятельности. На них влияют конкретные условия работы, особенности организации, социально-психологическая атмосфера.
Структура личности менеджера включает в себя такие характеристики, как:
- система интересов и ценностей;
- черты характера;
- мотивы деятельности;
- комплекс знаний;
- интеллектуальный и творческий потенциал;
- личная организованность;
- отношение к коллегам;
- методологические подходы к деятельности;
- тип мышления;
- коммуникативность и др.
Личность менеджера в значительной мере является результатом работы человека над самим собой, а также условий, в которых осуществляется управление.
Власть в процессах управления, ее типология
Власть – это возможность влиять на поведение других.
Реальная власть – это власть не только должности, но и авторитета. Она обусловлена местом человека как в официальной системе отношений, так и в неофициальной. Реальная власть основана на добросовестном подчинении. Она измеряется степенью готовности других к такому подчинению, независимости человека от окружающих. Власть может принимать разнообразные формы, в зависимости от того, что является ее основой. Выделим ее главные виды:
- власть, основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или может вызвать какие-то другие неприятности.
- власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие;
- экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят ему эффективно управлять;
- эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий;
- законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг – подчиняться им. Он исполняет приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя и др.