Мотивация, понятие, виды




Мотивация это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. С повышением роли человека личности появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются на только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие. Как: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.е. осознанного недостатка в чем-либо.

Разделяют теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют действовать так, а не иначе. Содержательные теории мотивации стараются определить

потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Основоположником содержательных теорий стал А. Маслоу, который представил потребности личности как иерархию, обосновав идею о приоритете тех из них, что лежат ближе к основанию пирамиды. Всего основных мотиваторов пять:

- физиологические потребности, обеспечивающие выживание – пища, тепло, одежда, отдых;

- потребность в безопасности – уверенность в будущем, защищенность – в виде страховки, работы, обещающей хорошую пенсию;

- социальные потребности- желание принадлежать, быть принятым в группе. Состоять в дружеских отношениях, испытывать чувства привязанности и поддержки;

- потребность в уважении – признание личных достоинств и квалификации;

- потребность в самоактуализации – стремление к самовыражению, реализации своих потенциальных возможностей, стремление к личному росту.

Продолжением трудов в области мотивации явилась работа Ф. Герцберга, получившая название «двухфакторная модель мотивации». В соответствии с данной моделью все факторы, влияющие на потребности работников, были разделены на факторы гигиены и факторы мотивации. В первую группу были включены условия работы – зарплата, взаимоотношения, состояние вентиляции, окраска стен, освещенность, - все то, что создает лишь необходимые условия труда. Вторая группа факторов – содержание работы, мера ответственности, напряженность и др.

Дальнейшим развитием теорий мотивации является систематизация потребностей в работах Д. МакКлелланда. Основным моментом его теории является выделение трех основных потребностей: потребность в успехе; потребность в причастности; потребность во власти.

 

Коммуникации в организациях, коммуникационный процесс

Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, она прекратит свое существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации. Коммуникация определяется как процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя. Такое поведение может включать изменение знаний или социальных установок.

Коммуникации на предприятии делятся на два вида: вертикальные и горизонтальные, а вертикальные. В свою очередь. – на восходящие и нисходящие. Горизонтальные коммуникации – это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня, например линейными руководителями, которые не подчиняются друг другу. Горизонтальные коммуникации происходят с целью обмена результатами работ, опытом и личной информацией.

Восходящие коммуникации – это процесс передачи информации от исполнителей к руководителю. Нисходящие коммуникации - это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным.

Процесс коммуникаций очень важен для эффективной деятельности любой организации, а мастерство общения – неотъемлемая часть профессионального менеджера.

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Основными целями коммуникационного процесса является обеспечение понимания и передача информации, являющейся предметом общения. В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:

- отправитель – лицо, собирающее информацию и передающее ее;

- сообщение – собственно сама информация;

- канал – средство подачи информации;

- получатель – лицо, которому предназначена информация.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: