Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. С повышением роли человека личности появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются на только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие. Как: самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.е. осознанного недостатка в чем-либо.
Разделяют теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют действовать так, а не иначе. Содержательные теории мотивации стараются определить
потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. Основоположником содержательных теорий стал А. Маслоу, который представил потребности личности как иерархию, обосновав идею о приоритете тех из них, что лежат ближе к основанию пирамиды. Всего основных мотиваторов пять:
- физиологические потребности, обеспечивающие выживание – пища, тепло, одежда, отдых;
- потребность в безопасности – уверенность в будущем, защищенность – в виде страховки, работы, обещающей хорошую пенсию;
- социальные потребности- желание принадлежать, быть принятым в группе. Состоять в дружеских отношениях, испытывать чувства привязанности и поддержки;
- потребность в уважении – признание личных достоинств и квалификации;
- потребность в самоактуализации – стремление к самовыражению, реализации своих потенциальных возможностей, стремление к личному росту.
Продолжением трудов в области мотивации явилась работа Ф. Герцберга, получившая название «двухфакторная модель мотивации». В соответствии с данной моделью все факторы, влияющие на потребности работников, были разделены на факторы гигиены и факторы мотивации. В первую группу были включены условия работы – зарплата, взаимоотношения, состояние вентиляции, окраска стен, освещенность, - все то, что создает лишь необходимые условия труда. Вторая группа факторов – содержание работы, мера ответственности, напряженность и др.
Дальнейшим развитием теорий мотивации является систематизация потребностей в работах Д. МакКлелланда. Основным моментом его теории является выделение трех основных потребностей: потребность в успехе; потребность в причастности; потребность во власти.
Коммуникации в организациях, коммуникационный процесс
Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-то образом ликвидировать потоки сообщений в организации, она прекратит свое существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации. Коммуникация определяется как процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение этого получателя. Такое поведение может включать изменение знаний или социальных установок.
Коммуникации на предприятии делятся на два вида: вертикальные и горизонтальные, а вертикальные. В свою очередь. – на восходящие и нисходящие. Горизонтальные коммуникации – это процесс обмена информацией между сотрудниками одного уровня, например линейными руководителями, которые не подчиняются друг другу. Горизонтальные коммуникации происходят с целью обмена результатами работ, опытом и личной информацией.
Восходящие коммуникации – это процесс передачи информации от исполнителей к руководителю. Нисходящие коммуникации - это процесс передачи информации от руководителя к подчиненным.
Процесс коммуникаций очень важен для эффективной деятельности любой организации, а мастерство общения – неотъемлемая часть профессионального менеджера.
Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя или более людьми. Основными целями коммуникационного процесса является обеспечение понимания и передача информации, являющейся предметом общения. В настоящее время в процессе обмена информацией выделяют четыре базовых элемента:
- отправитель – лицо, собирающее информацию и передающее ее;
- сообщение – собственно сама информация;
- канал – средство подачи информации;
- получатель – лицо, которому предназначена информация.