III 1. Понятие «средства обучения», их классификации




Средства обучения

 

Для достижения результатов средство – не главное; основное лежит на дидактическом процессе… Участие средств обучения в этом процессе основано на том, что они могут заменять или обогащать определенные виды деятельности учителей и учащихся, интенсифицируя таким образом воздействие процесса обучения на индивидуальность последних.

Винцента Оконь, польский педагог

и психолог.

 

В философии под средством понимают все то, что находится между целью и результатом (триада: цель – средство – результат). В педагогике нет однозначного толкования этого понятия. Одни авторы понимают его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности. Третьи рассматривают средства обучения в широком смысле, обозначая этим термином все содержание и весь проект обучения и собственно средства-инструменты обучения.

К функциональным возможностям средств обучения также нет однозначного подхода. Сторонники первого подхода считают, что средства обучения создают лишь известный комфорт, без которого можно и обойтись, а для преподавания достаточно доски и мела. Сторонники второй точки зрения абсолютизируют роль средств обучения, они рассматриваются как главные, единственно обеспечивающие достижение цели. Третий подход заключается в том, что средства обучения выполняют определенные функции и обеспечивают, наряду с другими компонентами, реализацию целей обучения. Они считают, что правильно подобранные и умело включенные в систему методов и форм, средства обучения облегчают реализацию принципа наглядности.

Прежде чем выяснить современные представления о средствах обучения, вспомним некоторые опорные знания.

 

 

I. Блок актуализации

 

1. Что вы понимаете под понятием «средство»? Где, в курсе педагогики, вы встречались с этим понятием?

2. Почему Я. А. Коменский назвал наглядное обучение «золотым правилом дидактики»? Согласны ли вы с этим?

3. На уроке чтения изучается тема «Русские народные сказки». По ходу урока преподаватель показывает репродукции картин и просит узнать к какой сказке она относится. Дети рассматривают репродукции картин В. Васнецова «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет», «Витязь на распутье», иллюстрации к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и др. Пересказывание сказок вызывает большой интерес к уроку. Преподаватель обращает внимание на отдельные фразы из сказок: «Утро вечера мудренее», «Храброму смерть не страшна» и др., школьники определяют, что это пословицы и поговорки.

Затем учитель спрашивает: Кто создал эти произведения? Почему они создавались? Как они дошли до нас?

Какие средства обучения использовались на уроке? Какую роль играли? Реализации каких дидактических принципов и задач урока способствовали? Какие средства обучения вы рекомендовали бы использовать на этом уроке?

II. Исторический блок

Использование в обучении наглядности и других средств, облегчавших процесс познания, делавших его интересным для обучающихся, имеет давнюю историю. Средства наглядности использовали еще за несколько веков до нашей эры в школах Китая, Египта, Греции, Рима и других стран. Например, шумерийские глиняные таблички с учебными текстами насчитывают 4,5 тысячи лет. Учебные тексты содержали поучения, наставления, назидания, выраженные в фольклорной форме, что должно было облегчить процесс обучения.

В античном мире некоторые сочинения древних авторов содержали систему знаний и использовались в качестве учебных книг. Так, «Начала» Евклида (ок. 300 лет до новой эры) служили учебником геометрии много веков. При обучении чтению и письму использовались басни Эзопа, стихи Гомера и пр. Для освоения счета учителя использовали окружающие предметы, счетную доску – абак.

Использование средств наглядности, специально разработанных для учебных целей, начало осуществляться в эпоху Возрождения. Так, Витторино да Фельтре в школе «Дом радости» в преподавании математики применял наглядные пособия. Итальянский гуманист эпохи Возрождения Томмазо Кампанелла в своей работе «Город солнца» описывает первоначальное обучение детей, основываясь на наглядности. Дети знакомятся с науками во время прогулок, рассматривая нарисованные на стенах города картины, на которых изображены геометрические фигуры, животные, растения и т.п. Идею использования средств наглядности выдвигали также известные просветители М. Монтегю и Ф. Бэкон. Более конкретно ею занялся В. Ратке, который использовал средства наглядности в преподавании языков. Особое внимание средствам наглядности в обучении уделяет Я. А. Коменский, который формулирует свое знаменитое золотое правило дидактики. Он утверждал, что «людей надо учить разносторонне, не из книг черпать мудрость, а с неба, земли, с дубов и буков» [14, С.148]. Эти идеи нашли отражение в названии учебной книги «Мир чувственных вещей в картинках», написанной Я. А. Коменским и ставшей образцом для создателей учебников в течение многих последующих лет.

Следующий этап в развитии наглядности обучения связан с именем К. Д. Ушинского. По его мнению, наглядное пособие является средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. Наглядные пособия – звено в системе чувственного познания учащихся, и педагогическое обоснование их применения в обучении одно из следствий управления чувственным опытом учащихся.

Одна из первых попыток классифицировать средства обучения была сделана С.И. Анастасиевым, который выделил две группы средств - «средства сообщения знаний и средства укрепления знаний» [1, С. 101]. Средства обучения он понимал широко – все, что находится между целью и результатом, называя их учебными средствами.

Как известно, важнейшим средством обучения является учебник, поэтому посмотрим как исторически шло развитие этого средства в России.

Первый русский печатный учебник – азбука, был издан И. Федоровым во Львове в 1574 году. Следует отметить также грамматику М. Смотрицкого, вышедшую в 1619 году и служившую учебником более 100 лет до появления «Российской грамматики» М. В. Ломоносова (1757) и букварь К. Истомина (1694), гравированный Л. Буниным. Основным учебником арифметики до конца ХУШ века был учебник Л. Магницкого «Арифметика» (1703 год). Первый учебник истории «Краткий российский летописец с родословием» М. В. Ломоносова вышел в 1760 году. В конце ХУШ – начале Х1Х вв. Комиссией об учреждении народных училищ были выпущены для них учебники по математике, химии, физике, географии, иностранному языку и др.

Подъем общественно-педагогического движения за демократизацию обучения определил и новые подходы к составлению учебников. Идеи Ушинского о наглядности обучения были отражены им в книге для чтения «Родное слово» (1864 год), которая стала образцом учебника и имела 146 изданий. Появляются и другие учебники, написанные последователями идей Ушинского.

После 1917 года произошел отказ от дореволюционных учебников и от учебников вообще. В 20-х – начале 30-х гг. прошлого века распространение получили рабочие книги, «рассыпные» учебники, журналы-учебники, газеты-учебники. В 1933 году постановлением ЦК ВКП (б) «Об учебниках для начальной и средней школы» такая практика была осуждена, после чего перешли к изданию единых стабильных школьных учебников по основным предметам единого школьного учебного плана.

В 60-70-ые гг. начали формироваться теоретические основы создания учебной литературы. Теория учебника развивалась на стыке педагогики, психологии, базовых наук, искусств, книговедения. Большой вклад в развитие теории учебника внесли ученые Д.Д. Зуев, В.В. Краевский, И.Я Лернер, И.А. Микк, М.Н. Скаткин и др.

В 70-80-ые годы пришли к выводу, что единый учебник не может обеспечить учащимся современное образование. Была выдвинута идея создания учебно-методического комплекса (УМК), открытой системы учебных пособий. УМК были созданы по каждому классу и предмету.

В ходе реформ 90-х гг. издание учебной литературы стало одним из факторов сохранения единого образовательного пространства РФ. Органы управления общим образованием должны формировать рекомендуемый комплект учебной литературы по предметам, относящимся к федеральному компоненту [20, С. 480 – 482].

 

III. Теоретический блок

1.Понятие «средства обучения», их классификации.

2. Функции средств обучения.

3. Выбор средств обучения.

4. Требования к средствам обучения.

III 1. Понятие «средства обучения», их классификации

ШахмаевНиколай Михайлович (1919-1991), д-р пед. наук, профессор, академик АПН СССР (1990). Специалист по разработке дидактических проблем применения технических средств обучения в учебном процессе, автор учебников и пособий по физике для средней школы.

О понятии «средства обучения». В педагогической энциклопедии средства обучения рассматриваются как обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-природной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней [20, С. 387]. К ним относятся различные материальные объекты, которые являются носителями учебной информации и инструментом деятельности педагога и учащихся.

Н. М. Шахмаев к средствам обучения относит материальные объекты педагогического труда (часть учебно-материальной базы), носители учебной информации, предназначенные для использования в учебно-воспитательном процессе [6, С. 251]. П. И. Пидкасистый к средствам обучения относит материальный или идеальный объект, который «помещен» между учителем и учащимися и используется для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности [17, С. 238]. Материальными средствами обучения являются: учебники и учебные пособия; таблицы, модели, макеты и др. средства наглядности; учебно-технические средства; учебно-лабораторное оборудование; помещения, мебель, микроклимат, расписание занятий, режим питания, другие материально-технические условия обучения. К идеальным – усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и ученики для усвоения новых знаний.

Интересна точка зрения В.В. Краевского и И.Я. Лернера, которые считают, что каждый уровень формирования содержания образования предполагает для его реализации специфическую систему средств обучения. На уровне теоретического представления содержания образования в функции системы средств обучения выступает сам процесс обучения (содержание, методы, формы и пр.). На уровне учебного предмета функцию системы средств обучения выполняет процесс обучения, соотнесенный с типами учебных предметов. На уровне учебного материала система средств обучения включает уже все материальные и материализованные объекты нормативной сферы (например, программы, методики). На уровне школьной действительности система средств обучения включает все то, что относится к ученику и непосредственному взаимодействию ученика и учителя [24, С. 186 – 187]. На этом уровне к средствам обучения, по их мнению, относятся все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами. К средствам обучения они относят и слово учителя. Мы считаем, что следует разграничить понятия “материальные средства обучения - орудия труда учителя и учащихся, специально разрабатываемые для целей обучения и воспитания и другие средства воздействия на ученика (вербальные, экстралингвистические – мимика, жесты, другие поведенческие элементы).

Назарова Татьяна Сергеевна д-р пед. наук, профессор, член-корр. РАО, руководитель центра средств обучения Института содержания методов обучения РАО.

Тем не менее, подход к рассмотрению средств обучения (на уровне проекта и на уровне его реализации) позволяет объяснить употребление этого понятия в широком и узком смыслах, встречающееся в педагогической литературе. Широкий смысл этого понятия включает в себя и весь проект обучения и средства-инструменты обучения, а узкий смысл - собственно средства-инструменты, которые служат достижению целей обучения.

Таким образом, в дидактике нет единого подхода к раскрытию объема и содержания понятия «средства обучения». Мы под средствами обучения будем понимать “материальные объекты, носители учебной информации и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком и используемые педагогами и учащимися в учебно-воспитательном процессе в качестве инструмента их деятельности” (Назарова Т.С., Полат Е.С.).

Классификациисредств обучения. Средства обучения классифицируют по различным основаниям: по способам восприятия информации (визуальные, звуковые, аудиовизуальные, мультимедийные); по способам предъявления информации (технические, нетехнические); по характеру визуального изображения (статичные, динамичные); по их свойствам и эффективности в учебном процессе; по форме организации обучения; по выполняемым функциям; по субъектам деятельности и пр.

С. Г. Шаповаленко, исходя из принципа от простого и конкретного к сложному и абстрактному делит средства обучения на четыре группы. Группа первая - натуральные объекты (оригиналы), она делится на три большие подгруппы: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения; натуральные предметы и технические средства для демонстрационного и лабораторного воспроизведения явлений природы; материальные и технические средства для трудовой и изобразительной деятельности учащихся. Группа вторая - изображение и отображение предметов и явлений действительности, она в свою очередь делится на: объемные пособия; плоскостные пособия; аудиовизуальные средства. Группа третья - описание предметов и явлений мира условными знаками, словами и фразами естественных и искусственных языков, сюда входят учебники и учебные пособия; научные книги, литературные произведения, справочники, методическая литература. К четвертой группе относятся технические средства для проявления научной информации, заложенной в других средствах. Технические средства делятся на информационные; контролирующие; тренажеры; универсальные [32, С.183 – 222].

Однако данная классификация неудобна в практической деятельности, так как не дает ответа на вопрос какие дидактические задачи можно реализовать с помощью, например, второй группы средств, включающей в себя широкий спектр средств – от рисунка до радио или телепередачи.

По источникам информации и инструментам, помогающим усвоить учебный материал В. В. Краевским и И. Я. Лернером были выделены следующие группы средств обучения: 1) слово учителя (в различных формах); 2) учебная книга (учебник, дидактические материалы и др.); 3) средства наглядности; 4) технические средства обучения [24, С.189]. Как отмечают авторы этой классификации, слово учителя не рядоположено с остальными элементами системы средств обучения. Учитель использует все средства в процессе обучения. Но при организации усвоения учебного материала слово учителя выступает в функции средств обучения.

Взяв за основу классификации средств обучения подход В.В. Краевского о том, что содержание образования определяет состав и взаимосвязи средств обучения, С. А. Смирнов предложил классифицировать средства обучения на трех уровнях: 1) уровне урока 2) на уровне учебного предмета; 3) на уровне всего процесса обучения, выделив при этом отдельно материальные и идеальные средства [18, С. 230 – 231].

Остановимся на рассмотрении еще одной классификации, разработанной С.Б. Вербицкой, Н.А. Лабунской, В.И. Сопиным [23, С. 19–30] на основе дидактических задач и способов их реализации. Данная классификация, в отличие от предыдущих, учитывает не только внешние свойства средств обучения, но и их целевую направленность, поэтому возьмем ее за основу. В ней выделяются следующие группы: 1) вербальные средства обучения; 2) учебно-наглядные пособия; 3) учебно-лабораторное оборудование; 4) технические средства обучения. К вербальным средствам обучения относятся учебная, учебно-методическая и учебно-программная документация. Они представляют информацию словами, знаками естественных и искусственных языков. К учебно-наглядным пособиям относятся средства обучения, предназначенные для демонстрации учащимся, обеспечивают у них формирование конкретных образов предметов и явлений действительности, предъявляемые без помощи технических средств. В отличие от средств наглядности, они имеют более узкий смысл. К системе учебно-наглядных пособий относятся: натуральные пособия (природные и искусственные объекты), изобразительные пособия (плоскостные и объемные – динамические и статистические), знаковые пособия (схематические и символические). К третьей группе относятся средства (оборудование), посредством которых у учащихся развиваются экспериментальные и исследовательские умения и навыки. Технические средства - это устройства с помощью которых предъявляется учебная информация и собственно носители информации. Они в свою очередь делятся на аудиовизуальные, технические средства программированного обучения и контроля, тренажеры, комбинированные средства.

Информационно-компьютерные средства обучения. В последние годы с появлением персонального компьютера, информационных и коммуникационных технологий традиционные средства обучения качественно изменились. В первую очередь, существенные изменения произошли в группе «Технические средства обучения», центральное место в ней сейчас занимает персональный компьютер. Персональный компьютер с программами компьютерного моделирования и программами мультимедиа не только полностью, но и с большим успехом заменяет лингафонные устройства, тренажеры и электронно-вычислительную технику, существовавшие ранее. С его внедрением расширился спектр применяемых в процессе обучения технических средств, стали широко использоваться цифровые видео- и фотокамеры, интерфейсные устройства, датчики физико-химических величин, видеоадаптеры, модемы, устройства связи, принтеры, плоттеры и др.

В персональный компьютер, снабженный необходимыми программными средствами, информация поступает из других групп средств обучения в виде компьютеризированных учебно-методических комплексов, компьютерных учебников, видео- и аудиозаписей, электронных конспектов на магнитных и оптических дисках.

Именно информационные источники сложной структуры (ИИСС) – датчики физико-химических величин и интерфейсный блок, фото-, видеокамера, телемикроскоп обеспечивают поиск, сбор, отбор и анализ информации, организацию, преобразование и представление информации в необходимом обучающемуся виде, а также использование полученной информации для исследования познаваемых объектов и явлений.

В связи с необходимостью представления информации с монитора компьютера, видеомагнитофона, видеокамеры, мультимедиа проигрывателя на экран аудитории, появились мультимедиа-проекторы, которые полностью заменяют кинопроекторы, диапроекторы. Один мультимедиа-проектор включил в себя возможности всех ранее существующих проекционных средств и, более того, позволил выводить изображение с любого компьютера на экран, причем современные мультимедиа-проекторы имеют большой световой поток, и в аудиториях практически не требуется затемнения.

Следовательно, в наступившей эпохе глобальных информационных технологий технической базой стал персональный компьютер, а методической – цифровое представление информации, в результате чего:

1) информация однородна: текст, звукоряд, видеоряд представляются единым образом, в цифровом виде;

2) информацию легко сохранять: она в цифровом виде не искажается при копировании, оптические носители информации имеют только гарантийный срок хранения десятки лет;

3) информацию легко перерабатывать: все операции от рутинных (например, поиск информации) до творческих (например, ее преобразование) на компьютере проводятся либо автоматически, либо автоматизированы» [31].

В связи с единой цифровой формой представления знако-символьной, видео- и аудиоинформации возможна интеграция других групп средств обучения. Именно в интегральную группу можно отнести компьютеризированный учебно-методический комплекс (УМК), компьютерный учебник, которые содержат знако-символьную информацию, видео- и аудиоинформацию, т.е. весь мультимедиа ряд.

Информация из средств обучения второй и третьей групп, которая представлена средствами (оборудованием) для проведения учебного эксперимента (демонстрационного и лабораторного) также может поступать в персональный компьютер. Как известно, с помощью компьютера в интерактивном режиме можно провести естественнонаучные опыты, позволяющие воспроизвести характер протекания явления или сущность познаваемого объекта, особенно это важно когда в школе нет оборудования для проведения опытов «вживую».

Хотя все группы современной системы средств обучения взаимосвязаны между собой, каждая группа средств обучения направлена на решение разного круга задач в силу различных свойств и особенностей. Прежде чем перейдем к их рассмотрению, затронем еще один вопрос.

Как известно, начиная с 2005г. по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) реализуется проект «Информатизация системы образования» (ИСО) [22]. В ходе его реализации в учебный процесс введены три категории учебных материалов: цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) и информационные источники сложной структуры (ИИСС). Встает вопрос: как связаны эти учебные материалы с хорошо известным нам понятием «средство обучения»?

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к содержанию выделенных понятий. Так, ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы) – это отдельные «цифровые содержательные модули», поддерживающие изучение какого-либо конкретного фрагмента соответствующей учебной темы, жестко привязанные к конкретному учебнику по соответствующему предмету и сопровождаемые соответствующей методической поддержкой или совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. Из определения следует, что к цифровым образовательным ресурсам относятся практически все учебные материалы, т.к. практически все учебные материалы в настоящее время представляются в цифровом виде. Т.е. ЦОРы - это средства обучения, представленные в цифровом виде. На сегодняшний день в стране создана единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (см. https://school-collection.edu.ru), включающая в открытом доступе около 42 тысяч наименований.

Что касается инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) как совокупности из электронного компонента (обязательно покрывающего весь спектр тем, изучаемых в рамках базовой учебной программы для соответствующего класса (возрастного уровня), реализующего все требуемые функции (от предоставления учебного материала до контроля полученных знаний) и содержащего в себе некий «инновационный» потенциал, позволяющий коренным образом усовершенствовать учебный процесс) и «бумажного» методического сопровождения, то их можно отнести к группе технических средств обучения, интегрирующей в себе элементы вербальной группы средств.

Как следует из довольно размытого определения информационные источники сложной структуры (ИИСС - своего рода аналог рубрики «разное», куда могут быть отнесены различные информационные объекты, затрагивающие лишь часть тем базового стандарта, расширяющие их, предоставляющие дополнительный и справочный материал, часто – носящие в содержательном плане комплексный, интегративный характер и не обязательно жестко привязанные к учебникам) также относятся к группе технических средств обучения.

Как видим, цифровые учебные материалы находят свое место в современной системе средств обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: