III 3. Выбор средств обучения




Применение на уроке тех или иных средств зависит от учителя, от принятой им методики изучения учебного материала. Урок может быть насыщен самыми современными средствами обучения, но желаемая результативность не будет достигнута. Зачастую это связано с типичными педагогическими ошибками, снижающими эффективность применения средств обучения, среди которых выделяют следующие: неправильное определение дидактической роли и места средств обучения на уроке, несоответствие возможностей средств обучения их дидактической значимости; бесплановость, случайность их применения; перегруженность урока средствами обучения; недостаточная методическая подготовленность учителя [13, С. 154].

Как избежать этих ошибок и достичь желаемого результата? Так как средства обучения оказывают сильное воздействие на ход, организацию и результаты учебного процесса важен их правильный отбор и планирование включения.

Рассмотрим факторы, влияющие на отбор средств обучения к уроку. Прежде всего, это дидактические цели, которые учитель будет решать на уроке. В соответствии с ними учитель отбирает те средства обучения, которые помогают подготовить к восприятию нового, передать новую информацию, проиллюстрировать ее применение, обобщить, или проверить уровень усвоения полученных знаний, выработанных умений и навыков и т.п.

Выбрать наиболее эффективное средство обучения только по цели не представляется возможным, так как один и тот же учебный материал может быть преподнесен разными средствами. Поэтому следующий фактор, влияющий на выбор средств обучения к уроку – это содержание учебного материала предмета. Как известно, в зависимости от ведущего компонента содержания обучения, выделяют предметы формирования системы знаний, формирования отношений, формирования способов деятельности. Исходя из этого, отбираются средства обучения, дидактические возможности которых соответствуют специфике содержания обучения тому или иному предмету. Так, вербальные и учебно-наглядные средства в большей степени способствуют формированию системы знаний и отношений, учебно-лабораторные средства – формированию способов деятельности, технические средства – и того и другого.

Известно, что один и тот же учебный материал можно усвоить на разном уровне, что зависит и от характера деятельности учащихся в процессе обучения. Следовательно, обоснованный выбор средств обучения будет определяться еще одним фактором – методами обучения.

Следующий фактор, влияющий на выбор средств обучения – это форма организации обучения. Каждая форма организации обучения, будь это урок-игра, урок-экскурсия, урок-лабораторная работа и пр., диктует свои требования к отбору средств обучения (наличие того или иного оборудования, его количество). Кроме этого, использование средств обучения влияет на внутреннюю, методическую подструктуру урока. Так, например, использование ТСО в начале урока сокращает подготовительный период с трех до 0,5 минуты, а усталость и потеря внимания наступают на 5-10 минут позже обычного. Использование ТСО в интервалах между 15-ой и 20-ой минутами и между 30-ой и 35-ой минутами позволяет поддерживать устойчивое внимание учащихся практически в течение всего урока. При монотонном использовании одного средства при изучении нового материала у учащихся уже к 30 минуте возникает запредельное торможение [17, С. 242].

На выбор средств обучения к уроку будут оказывать влияние и другие факторы – это материальное оснащение учебных кабинетов, возраст учащихся, методическая подготовленность учителя, географическое положение школы.

Учет этих факторов при отборе средств обучения требует большой подготовительной работы учителя при планировании урока. Рассмотрим примерный алгоритм деятельности преподавателя по выбору средств обучения к уроку.

1. Провести анализ содержания учебного материала программы, учебника, дополнительных пособий с целью выявления учебного материала, для изучения которого необходимо применение средств обучения и определить цели их применения.

2. Отобрать из фонда пособий те, которые необходимы для решения поставленной цели.

3. Ознакомиться с этими средствами (определить степень исправности, провести хронометраж и пр.) и конкретизировать, уточнить задачи их применения.

4. Выделить необходимые средства, которые должны быть дополнительно разработаны, их разработка и создание. Причем к созданию средств обучения могут привлекаться учащиеся. Экспериментальные исследования (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.П. Колошина и др.) показали, что изготовление средств обучения учащимися дает большой развивающий эффект и более высокое качество знаний [17, С. 239].

5. Определить место выбранных средств обучения на уроке. В какой части урока наиболее целесообразно их использовать и с какой целью – в качестве иллюстративного материала, при постановке проблемы, в целях организации самостоятельной работы, при закреплении и т.п.

6. Согласовать средства обучения к уроку между собой, продумать методику работы с ними на уроке.

Как видим, эффективность средств обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда учителя и учащихся, материально-техническим условиям и возможностям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: